Православный календарьПравославный календарь
Две весны с интервалом в 60 лет
Екатерина Сачкова
«Болеет?» – женщина вздрогнула от голоса незнакомого старичка, неожиданно оказавшегося рядом с ней.
Богатство дяди Гены-прораба
Ольга Шигина
Я оглядываю его скромное жилище, пытаюсь понять, как бы улучшить его жизнь, и вдруг разочарованно понимаю, что у него… уже все есть!
Сколько рук должно быть у правильной женщины
Анна Сапрыкина
Чаще всего все наши разговоры о роли женщины в традиционном обществе опираются на мифические, никогда не существовавшие образы.
«С отцом Сергием и тюрьма не тюрьма»
Прот. Сергий Правдолюбов
Отец Сергий часто цитировал святоотеческое изречение: «Кто не ощущал на себе действие бесов, тот не начинал еще духовной жизни».
«Как не любить молиться? Это самое главное»
Беседа с новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Архиерейская митра говорит мне не столько о славе архиерейского служения, сколько о тяжелой ответственности.
Бог лишил меня почти всего, но я Ему благодарен
Илья Долматов
Я живу, мыслю, общаюсь, радую дорогих мне людей, у меня есть друзья и враги, я ненавижу и люблю.
Слово о мирской печали, печали ради Бога и человеческом утешении
Митрополит Лимасольский Афанасий
Иногда Бог скрывает Свою благодать, и человек остается один, чтобы побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом.
«Ему выпало счастье пророка, никто не имеет права гадать на него»
Прот. Анатолий Правдолюбов
Мы противопоставляли отрадное прискорбному, и находили, что отрадное настолько в жизни нашей превозмогает, что о прискорбном и трудном даже и говорить не приходится.
«О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся»
Митрополит Лимасольский Афанасий
Всем нам нужно научиться любить место, в котором мы живем. Равнодушие и неуважение к нему служит признаком душевного беспорядка.
И такая дребедень… Записки соцработницы
Ирина Худякова
Ира, зачем вы снова говорите, что купили мне́ «Феликс» с лососем? Это не мне, а моей кошке!!! Прошу Вас больше не позволять себе таких фамильярностей!

Справедливость и традиция — будущая идеология России

    

Статья первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, первого проректора Российского православного университета, профессора философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова политического философа А.В. Щипкова опубликована на сайте «Независимой газеты».

Социальные тенденции в России в последнее время позволяют говорить о наметившемся движении общества к социал-традиционализму. Этот вектор предполагает стремление к такой модели развития, в которой сочетаются два приоритета: государство с широкими социальными гарантиями и традиционные ценности в политике, культуре, идеологии. Данная модель не является кабинетной и доктринерской. Она отражает специфический характер русской ментальности, которая сочетает в себе береженое отношение к наследию и запрос на социальную и нравственную справедливость.

Для человека религиозного эти два ориентира в равной мере благодатны в христианском смысле слова. Русскому сознанию чужд юридизм. Законы необходимы для управления обществом, их следует уважать. Но в той части нашей повседневности, которая не регламентируется строкой закона, мы живем по благодати, а если переводить это на светский язык — по справедливости, или, как говорят в народе, «по совести».

Высший закон для России — это и есть нравственность и справедливость. Сегодня отечественные юристы все чаще приходят к тому, что для нашей страны нравственный закон первичен и только он может и должен служить источником формального гражданского права. Такова наша традиция.

Когда мы говорим о традиции, мы имеем в виду не только русские культурно-исторические особенности, но и традицию как метод отношения к миру, как метод построения мировоззрения, как «общую эпистемологию», если изъясняться языком профессиональных философов. Традицию невозможно законсервировать, потому что она не статична, а динамична. Это способ передачи и наследования опыта поколений, исторического, политического, религиозного, научного, национального. Именно таким образом рождаются наша история, наши победы, наша научная традиция, наша литература — за всем этим стоят общие принципы ретрансляции культурных содержаний.

В традиции нет прошлого, нет «вчера», «сегодня» и «завтра» — все это части одного целого. Психологически такой взгляд на мир соответствует христианскому религиозному взгляду, поскольку в христианстве нет места смерти.

Важнейшим хранителем традиции является Церковь — единое пространство, единый вселенский Дом как для живых, так и для ушедших. И наши предшественники, и наши дети, и те, кто еще не появился на свет, – все они с церковной точки зрения пребывают вместе с нами, составляя одну большую семью.

В Церкви нет хронометрического времени, все события сконцентрированы в одной точке, во Христе. Молясь, мы читаем «Отче наш» и понимаем, что Александр Невский произносил те же самые слова 800 лет назад и что наши правнуки будут произносить их снова. Это не столько вневременность, сколько все-временность — очень важная сторона русского религиозного сознания.

Особую роль в передаче коллективного опыта играет так называемый договор поколений. Яркий пример этого явления — «Бессмертный полк». В этом полку живые идут рядом с павшими в боях, и таким образом происходит единение народа, поколений. В этот момент в народе, как и в Церкви, нет богатых и бедных, нет живых и умерших, все пребывают вместе, все равны друг другу. Это и есть «разговор» поколений. Вот почему мы имеем все основания употреблять словосочетание «Бессмертный полк» без кавычек. Бессмертный полк, подобно церковному крестному ходу, — это, в сущности, религиозная практика, хотя здесь речь идет преимущественно о гражданской религии.

После неразберихи 1990-х годов мы постепенно вернулись к осознанию неизбежности и необходимости прояснения собственной идеологии. Сегодня мы наблюдаем двуединый процесс: с одной стороны, в риторике президента России, начиная со знаменитой Мюнхенской речи и заканчивая Валдайской речью 2021 года, постоянно звучат идеи традиционалистского характера. С другой стороны, Россия делает «левый поворот», то есть поворот в сторону социально ориентированной политики и экономики. С начала пандемии в стране было принято немало социальных решений, соответствующих идейным установкам социального политического спектра.

При этом между социально ориентированной (соответствующей интересам социального большинства) и традиционалистской позицией нет подлинных противоречий, есть лишь надуманные и случайные стилистические расхождения, которые вполне преодолимы. На глубинном уровне оба указанные вектора органично развиваются и поддерживают друг друга. Это закономерно, так как идея справедливости глубоко традиционна и характерна для православной культуры. Ведь по большому счету традиция — это Христос, а Евангелие — это книга о справедливости.

Понимая все это и продолжая следовать в выбранном направлении, мы придем к модели социал-традиционалистского общества.

Александр Щипков

Источник: Патриархия.ru

29 декабря 2021 г.

Рейтинг: 7.5 Голосов: 26 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Игорь Александрович30 декабря 2021, 03:57
Евангелие - это книга о любви!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×