Прежде страх Божий и покаяние, потом любовь

Навечерие Богоявления. В этот день все крещеные, все, кто хотя бы одним этим таинством связан с Церковью, приходят в храмы, чтобы взять Богоявленскую воду. Так ли приходят, как хотя бы приходил народ из Иерусалима и Иудеи, и всей окрестности Иорданской, принимая Крещение покаяния от Иоанна, исповедуя грехи свои (Мф. 3, 5)? Как Иоанн говорил приходившему креститься от него народу, так Церковь говорит почерпывающим крещенскую воду о покаянии, об обновлении нашего Крещения: покаяние – второе Крещение. Чтобы не в суд и не во осуждение принимали мы эту великую святыню, но во оставление грехов, в радость жизни вечной.

Проповедь Иоанна сосредоточена на самой сути веры, ибо покаяться – значит отвергнуться греха и обратиться к Богу. Он говорит о перемене сердца, но знает, что грех проникает во все сферы жизни: религиозную, нравственную, общественную, политическую. Он твердый реалист, всегда видящий правду и ложь, зовущий к всенародному покаянию, к тому, чтобы наша молитва была связана с каждодневной нашей обыденной жизнью. Что делать сборщикам налогов, как вести себя воинам, каждому человеку? У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Как это предельно просто, и как понятны должны быть сегодня нам эти слова!

Как написано у пророка Исаии: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему» (Ис. 40, 3), – это о сердце сокрушенном и смиренном. Но и всякий дол нищеты и горя да наполнится, и всякая гора и холм гордости и богатства да понизятся, кривизна всей жизни да выпрямится, и «неровные пути сделаются гладкими, и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40, 4–5).

Святой Иоанн Предтеча – бесстрашный проповедник и обличитель нечестия, какое бы место оно ни занимало в обществе, в государстве и в Церкви. Смелое слово его обращено к вождям народным, к Первосвященникам, к ученым богословам, которых он называет «порождениями ехидны». В его изображении они бегут от гнева Божия, как змеи с загоревшегося поля.

Весть о спасении обращена не только к Израилю, не только к тем, кто называет себя чадами Авраама. Бог силен и «из камней сих» – из омертвевших в язычестве людей – воздвигнуть детей веры.

В эти дни мы слышим слово суда над миром, над нами: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 10). Святой Предтеча говорит, что Бог отсечет от Себя избранный Им народ за его неверие и призовет других, чтобы обратить их к жизни веры. Мы видим, как подобное совершилось с русским православным народом, когда большинство его оказалось вне Церкви. И еще не такое увидим.

Бог посылает нам скорби земные, чтобы пробудить нас от сна и беспечности

Бог приходит на землю, чтобы отделить добро от зла: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3, 12). Обличение Предтечи относится ко всем, приходящим на Иордан, и ко всем нам сказано каждое слово его. «Ибо открывается гнев Божий с неба, – говорит апостол Павел, – на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1, 18). Не о явном только нечестии идет речь, но о всяком без исключения грехе. Бог посылает нам скорби земные, чтобы пробудить нас от сна и беспечности. Но пока мы не осознаем, что из каждого греха вырывается пламя вечного огня, мы не поймем, что нуждаемся в спасении. Однако мы погибаем, и эта гибель более страшная, чем все, что могут быть на земле. Над всеми нами тяготеет иная, ничем вовеки не устранимая угроза, более страшная, чем самые страшные беды, грядущие на землю.

И сегодня Церковь говорит, что преждевременно слово о Божией любви, если вначале не развенчана ложь, будто совсем неплохо можно устроиться, и не расставаясь с грехом. Благодушие проповеди о любви не избавит людей от безразличия к истине, от холодности сердца и мечтательности.

Пламя гнева Божия пылает вокруг нас, и гневом исполнено слово Предтечи. Как нам, грешным людям, понять этот гнев? Гнев человека не творит правды Божией, потому что к нему всегда почти примешивается наша плотская эгоистическая ревность. Однако Предтеча, оттого что он прошел через огонь покаяния, стал гласом Божиим.

Но и у всякого, даже самого грешного человека подлинное отношение к жизни начинается с возмущения злом как таковым. Мы не можем объективно и равнодушно рассматривать зло просто как факт. Необходимо отвержение этого зла, которое, сколько есть у него сил, до последнего будет отстаивать свое право на существование. Примириться со злом – значит быть побежденным злом. Во святом и живом Боге это отвержение зла – не только открытой и наглой агрессии его в сегодняшнем мире, но и в самых малейших его проявлениях – неумолимо. Бог есть свет, и в Нем нет никакой тьмы. Невозможно, чтобы это отвержение оказалось хоть сколько-нибудь ослабленным ради ложно понятой любви к Богу и человеку. Всякий компромисс со злом есть посягательство на святое величие Божие и на достоинство человека.

Примириться со злом – значит быть побежденным злом

Мы просто не сознаем смертельной опасности, в которой мы находимся. Дом, в котором живет человечество, зажжен с четырех углов. Наша жизнь охвачена пламенем вечной смерти. Что нам делать? Куда бежать от огня, от всепожигающего праведного гнева Божия? Нас может спасти только правда – вся правда, вся праведность, а не часть ее. Достаточно одной искры неправды, чтобы все загорелось с новой силой. И потому Христос говорит: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15).

Святой Иоанн Предтеча возвещает Крещение Духом, бесконечно превосходящее его Крещение водой. То, чем крестит Иоанн, – вода. То, чем будет крестить Христос, – Дух Святой. То, что мы принимаем в Крещении, в Богоявленской воде – Дух Святой, Божественная любовь. Но в праздник Богоявления, всякий раз, когда мы устремляемся к Христовой любви, перед каждым из нас, перед всею Церковью стоит Предтеча. Прежде покаяние, потом любовь. Прежде страх Божий, очистительное огненное страдание, суд очищающий, потом утешение Христовой любовью.

Как принять утешение от Утешителя тому, кто оскорбляет Его? Невозможно покаяться перед Богом, отвергая требования совести и правды, понятные и некрещеному человеку. Только творящему дела покаяния открывается, что вода эта – дар, который нельзя ничем заслужить, который стоит Крови Христовой. Это новый наш с Богом завет. Покаяться – значит жить жизнью, которую Бог предназначил для нас. Глас вопиющего в пустыне – для того, чтобы не было пустыни, а был Божественный сад – «от негоже ядше живи будем, не якоже Адам умрем», как недавно исповедовали мы.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Крещение Христово: экзегетический разбор Крещение Христово: экзегетический разбор
Сергей Комаров
Крещение Христово: экзегетический разбор Крещение Христово: экзегетический разбор
Сергей Комаров
Почему Христос крестился именно в 30 лет? Как соотносятся крещение и крестная смерть Спасителя? Что означает образ голубя? И разве не обитал Дух Божий на Иисусе с самого Его зачатия?
«С нами Бог»: комментарий на песнопение Великого повечерия «С нами Бог»: комментарий на песнопение Великого повечерия
Профессор Лариса Маршева, Георгий Сурков
«С нами Бог»: комментарий на песнопение Великого повечерия «С нами Бог»: комментарий на песнопение Великого повечерия
Профессор Лариса Маршева, Георгий Сурков
Наполненные пророческими образами, слова пророка Исаии, сочетаясь по-новому, образуют собой богослужебный гимн, прославляющий Всемогущего Бога – пришедшего в мир и даровавшего миру «свет велий».
Аль-Махтас: здесь крестился Господь Аль-Махтас: здесь крестился Господь
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Аль-Махтас: здесь крестился Господь Аль-Махтас: здесь крестился Господь
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Антон Поспелов
В 2015 г. Юнеско включило Аль-Махтас в список Всемирного наследия в качестве места Крещения Иисуса Христа.
Комментарии
Александр10 февраля 2022, 12:23
Слава Богу! Благодарю за актуальную тему. Нашел святоотеческое о покаянии и страхе Божьем, периодически перечитываю, стараюсь исполнять. Молюсь о даровании этого, участвую в Таинствах. Но пока нет результатов, нет самого элементарного. Может не хватает решимости спасаться? Начал вот преподобным Макарию Великому и Серафиму Саровскому молиться. Буду рад советам и молитвам по этому поводу.
Елена О.21 января 2022, 12:39
Покаяние невозможно без любви. Любовь невозможна без покаяния. Церкви это прекрасно известно. Иначе бы не крестили младенцев.
Сергий19 января 2022, 20:44
Всё правильно, в неочищенную покаянием душу не может войти Любовь Божия. Поэтому прежде - покаяние и страх оскорбить Бога беззакониями своими, а уж потом - Любовь Божия, которая есть сам Бог! Многая лета протоиерею Александру!
Эльвира18 января 2022, 15:29
После статей батюшки Александра хочется прыгнуть выше себя, не бояться покорять самые скалистые горы! Спасибо Вам, батюшка!
Игорь Александрович18 января 2022, 02:53
Отвергаясь зла, только бы не отвергнуться от человека. Примиряясь с человеком, только бы не примириться с его злом. Эта действенная проповедь любви с живыми плодами и прочим благодушием, а теорией, как известно, сыт не будешь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×