О христианском любопытстве

Беседа с игуменом Довмонтом (Беляевым) о пользе вопросов к Богу

Бывает так, что человек, вместо того чтобы всерьез изучать какой-нибудь язык, пройдется по вершкам, усвоит пару-тройку фраз из разговорника, десяток слов – и всё: считает себя чуть не полиглотом. На поверку его познания оказываются удручающими – из-за нежелания, лени, отсутствия подлинного интереса, любопытства к изучаемому предмету (не только к языкам, разумеется). Не случается ли того же самого и с нами, когда мы перестаем проявлять интерес к духовной жизни, перестаем спрашивать Бога обо всех по-настоящему волнующих нас вещах, трудиться, искать Его ответы? Об этом наш разговор с игуменом Довмонтом (Беляевым), настоятелем Успенского храма в Ивангородской крепости.

Любопытство – большая роскошь сегодня

– Отец Довмонт, любопытство полезно человеку? Я говорю о любознательности, о поиске истины, тоске по Богу, а не о любопытстве жителей Афин I века, которые проводили время в Ареопаге, как некоторые жители века XXI проводят перед компьютером или телевизором, в поисках чего-то новенького, «свежатинки», чтоб порассуждать-посплетничать, прокомментировать. Помнится, священник Александр Ельчанинов говорил с горечью о том, что для кого-то Православие – лишь воспоминания из детства, для кого-то – пение хора, т.е. эстетика, не больше, для кого-то еще что-то – всё, что угодно, только не Христос.

– Любопытство в хорошем смысле – признак детскости, чистоты детского сердца и веры. Приведу другую цитату из «Записей» отца Александра:

«Разница между Иовом и его друзьями. Иов – это честная, правдивая натура, ищущая дела, а не слов, а те – люди религиозной фразы, шаблона, традиционных формул. Иов вопит о неправде, о непонятности страданий, о благополучии грешников, о безвинных муках – и не только своих; а его друзья отвечают ему общими и лживыми фразами, для них все ясно, и, установив порядок в словах и мыслях, они считают, что установили гармонию и в мире. Этого типа люди слишком часто встречаются повсюду, включая и духовенство, и людей науки».

Согласитесь, праведный Иов в этом смысле очень любопытен, и его любопытство честное, искреннее, выстраданное – вот в чем разница между поиском Бога и плетением словес, между Иовом и ему подобными и «читателями газет, глотателями пустот», по слову Марины Цветаевой. Попробуй, кстати, скажи, что последние хоть в чем-то неправы, – их реакция, как подтверждает практика, не будет столь смиренной, как у честно ищущих ответов – какой уж тут честный разговор с Богом…

Праведный Иов очень любопытен, и его любопытство честное, искреннее, выстраданное

Отец Александр делал свои «Записи», находясь в изгнании, на чужбине. Да, для русских в эмиграции, в Париже, Берлине христианство было во многом связано с традициями русской жизни, которую они безвозвратно потеряли. Эти всевозможные союзы «Христианской молодёжи», «казаков», «офицеров» и т. д. были попыткой сохранить русскую идентичность на чужбине. И мы не вправе осуждать людей, которые лишились в одночасье смысла своего бытия. Христианство понималось этими людьми в контексте принадлежности к русской культуре. Эмигрантская молодёжь в христианских летних лагерях воспринимала занятия по Закону Божию как некий традиционный образовательный атрибут. На батюшку, проводившего уроки катехизиса, смотрели снисходительно. Как вспоминал митрополит Антоний (Блум), проведший в школьные годы немало времени в таких лагерях, на самом деле мальчики мечтали о возвращении в Россию с оружием в руках. Они горели желанием вступить в схватку с большевизмом, чтобы отомстить за своих родителей. Разговоры о добром и смиренном Иисусе для бойскаута считались проявлением слабости. Подростки стыдились этой темы. Как стыдятся и сейчас молодые люди в России.

Игумен Довмонт (Беляев) Игумен Довмонт (Беляев)

Конечно, на этом общем эмигрантском фоне такие люди, как о. Александр Ельчанинов, выглядели необычно. Эти люди встали на путь служения Церкви уже в зрелом возрасте. Отец Александр принял сан в 45 лет, а через 8 лет уже отошёл в вечность. Интересно о нём вспоминал протоиерей Сергий Булгаков:

«Он представлял собой явление необычайное и исключительное, ибо воплощал в себе органическую слиянность смиренной преданности Православию и простоты детской веры со всей утонченностью русского культурного предания…».

Какое-то время притворяться верующим можно. Но не всю жизнь

В этой цитате очень важно отметить фразу «простота детской веры». Такая «простота» может возникнуть лишь в том случае, если человек имеет опыт живого общения со Христом. Дети иначе верить не будут. Их можно заманить подарками или запугать страхом наказания. Но все эти меры – временные. Какое-то время притворяться верующим можно. Но не всю жизнь. И с возрастом, как правило, таких людей в Церкви мы больше не увидим. И наоборот: с теми, кто получил этот дар веры, бороться бессмысленно. Никакая «критика» – «научная» или большевистская – христианства не подействует. Между тем нужно учесть, что жизнь русской эмиграции проходила во вполне ещё христианской Европе первой половины XX века. Европейская христианская культура глубока и многогранна. В то время можно было увидеть настоящих христиан, как в интеллектуальной среде университетов (того же Клайва Стейплза Льюиса в Оксфорде), так и среди простого люда (например, падре Пио из Петрельчины – простого итальянского крестьянина, ставшего францисканским монахом).

– Но всего через несколько лет австриец Петер Хандке напишет:

«Люди раз и навсегда перестали ждать ответов на волнующие их вопросы, у них больше не было потребности о чем-либо осведомляться. Все вопросы стали пустыми фразами, и ответы на них были столь стереотипными, что для них уже не нужны были люди, достаточно было предметов: дорогая человеку могила, дорогое ему сердце Христа, дорогая ему многострадальная Богоматерь преображались в фетиши его собственной, скрашивающей ежедневные горести, смертельной тоски; человек томился у подножия этих утешительных фетишей. Ежедневное разнообразие соприкосновений с одними и теми же предметами приводило к тому, что и предметы эти становились священными; не ‟бездельничать” хотелось человеку, а работать. Да ничего другого и не оставалось. Ни к чему у человека не было больше вкуса. ‟Любопытство” стало не свойством личности, а женским или бабьим пороком» («Нет желаний – нет счастья»).

– Может быть, Петеру Хандке так наскучили и стали неинтересными вопросы бытия, которые выдвигает человечеству христианство, что он стал свидетелем умирания настоящей европейской культуры, отвержения ее новыми жителями континента? Но только ли к вопросам христианства люди перестали испытывать интерес или «любопытство»? Не происходит ли та самая деградация европейской культуры и цивилизации в целом, которую предсказывал ещё культуролог Шпенглер? Когда я услышал о решении Европейской комиссии по культуре превратить духовное сердце Парижа – собор Нотр-Дам – в выставочную площадку для левого уличного «искусства» и что всё это происходит по благословению священноначалия Католической церкви, сразу вспомнилась цитата:

«Всякое искусство смертно, не только отдельные творения, но и сами искусства. Настанет день, когда перестанут существовать последний портрет Рембрандта и последний такт моцартовской музыки – хотя раскрашенный холст и нотный лист, возможно, и останутся, так как исчезнет последний глаз и последнее ухо, которым был доступен язык их форм...» (Освальд Шпенглер. Закат Европы).

Поэтому сам термин «любопытство» для нашего времени – это большая роскошь.

Куда подевалась наша смелость

– Вот как? Казалось бы, что естественней…

– А где она, эта естественность-то? Речь идёт о существовании европейской христианской цивилизации как таковой. Я считаю, что Россия – это последний форпост этой цивилизации. Да, Православие для нашей страны – это культурообразующая доминанта. Хотя в наше время говорить об этом становится всё менее удобным. Слово о Христе и Его заповедях как-то режет слух. А историю России до Второй мировой войны вообще отодвинули на самый задний план. Как говорит персонаж фильма «Кин-дза-дза», «заднее не бывает!»

– Но ведь так было не всегда: совсем же еще недавно мы не стеснялись задавать самые сложные вопросы – друг другу, Богу. Куда подевалась наша смелость?

– Я вспоминаю начало 1990-х. Я, молодой священник, постоянно встречал живой интерес к вере и Церкви со стороны людей. Причём везде. Помню, в 1995-м г. с переломом ноги попал в городскую больницу во Пскове. Хотя загипсованная нога и подрясник выглядели, наверное, комично. В палате нас было 10 человек, трое из них – на вытяжке. Первые двое суток я провёл в коридоре. Потом человека выписали, и место освободилось. Когда лежишь в больнице, тяга к святыне, думаю, сильнее. Слава Богу, в портфеле у меня был требник. Крест беленький наперсный на мне. Я решил освятить себе воды в кружке.

Молебен я отслужил заново, для всех, и воды на все палаты хватило

Сымпровизировал из полотенца епитрахиль, сел на кровати перед тумбочкой, на которой кружка с водой и маленький образок, и стал вполголоса служить молебен водосвятный. Воду освятил – думаю: ну, всё, сейчас попью и лягу. Но не тут-то было. Повернулся, а палата народу полна: ходячие больные, медсёстры, – и говорят: «Батюшка, а нам воды?» Я говорю: «Так где же такую ёмкость взять, чтобы всем хватило?» Медсестра отвечает: «Секунду». Мигом из столовой принесли алюминиевый бак с водой. Молебен я отслужил заново, для всех, и воды на все палаты хватило. А когда человек болеет и прикован к постели, он думать начинает. И стали меня потихоньку просить об Исповеди. Я и начал исповедовать. Сначала всех в своей палате, а потом всё отделение обошёл. Это был ноябрь 1995 года. Тогда люди многое для себя открывать начали. Многие принимали Крещение. И самое главное – хотели знать, что делать нужно для спасения.

– Да, где это наше доброе любопытство, почему мы начали стесняться вопросов о самом главном?..

– А что сейчас мы позволяем считать «самым главным», простите? Или навязывать себе такую подмену понятий, соглашаться с ней? Тогда стали выходить книги. Помню, когда я служил в Святогорском монастыре в Пушкинских Горах, к нам в обитель приезжали ребята-трудники. По целому чемодану книг привозили с собой. Не шмотки какие, а именно книги. Вот для них сокровище было настоящее. Тогда читали Льва Гумилёва, о. Серафима (Роуза), о. Александра Меня, Нилуса, Владимира Соловьёва, ну и, конечно, Достоевского. О прочитанном много спорили. Обсуждали.

Вот вы говорите: когда любопытство благотворно для человека, когда оно необходимо христианину? Но кто же осмелится так сразу, честно и открыто о Боге спрашивать? Ведь в душах людей с самого детства всякое закручено. Вспомнить того же Фёдора Михайловича, как он о мальчиках своего времени писал:

«Была в нем (Алёше Карамазове – С.И.) одна лишь черта, которая во всех классах гимназии, начиная с низшего и даже до высших, возбуждала в его товарищах постоянное желание подтрунить над ним, но не из злобной насмешки, а потому, что это было им весело. Черта эта в нем была дикая, исступленная стыдливость и целомудренность. Он не мог слышать известных слов и известных разговоров про женщин. Эти ‟известные” слова и разговоры, к несчастию, неискоренимы в школах. Чистые в душе и сердце мальчики, почти еще дети, очень часто любят говорить в классах между собою и даже вслух про такие вещи, картины и образы, о которых не всегда заговорят даже и солдаты, мало того, солдаты-то многого не знают и не понимают из того, что уже знакомо в этом роде столь юным еще детям нашего интеллигентного и высшего общества. Нравственного разврата тут, пожалуй, еще нет, цинизма тоже нет настоящего, развратного, внутреннего, но есть наружный, и он-то считается у них нередко чем-то даже деликатным, тонким, молодецким и достойным подражания. Видя, что ‟Алешка Карамазов”, когда заговорят ‟про это”, быстро затыкает уши пальцами, они становились иногда подле него нарочно толпой и, насильно отнимая руки от ушей его, кричали ему в оба уха скверности, а тот рвался, спускался на пол, ложился, закрывался, и всё это не говоря им ни слова, не бранясь, молча перенося обиду. Под конец, однако, оставили его в покое и уже не дразнили ‟девчонкой”, мало того, глядели на него в этом смысле с сожалением.» (Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы. Ч.1. Кн.1).

Так и сейчас молодёжь такая же. Поодиночке ещё могут спросить что-то серьёзное. А перед другими трусят. Бравировать похабщиной проще, чем о серьёзных вещах спросить. Для этого особая атмосфера нужна. Вот когда в больнице да со сломанным тазом, там уже настрой другой. Уже не так смешно. И европейская культура, имевшая христианский фундамент, настраивала именно на серьезность, она называла вещи своими именами: пошлость – пошлостью, похабщину – похабщиной, а честный поиск истины и чистоты – исканием Бога.

Старцы-«единоличники»

– Люди святой жизни, с которыми вам привел Бог встретиться и познакомиться, – в них этот поиск, жажда нового, неуспокоенность были? Как мне кажется, если человек честно что-то ищет, Бог ему может так ответить, что обрушатся, поменяются его прежние конструкции – духовные, душевные, телесные. Отец Павел (Груздев) и другие старцы – они были такими ищущими Бога людьми?

– Я бы ответил так: старцы, избранники Божии от младых ногтей, обретя истину однажды, раз и навсегда, ей служили, страдали за нее. И благодаря этой истине, я уверен, они только и выжили. Сколько горя и боли на их долю выпало: раскулачивание, ленинские гонения и сталинский ГУЛАГ, пытки, унижения, – всё вынесли. И да: они не боялись получить от Бога ответ, который нам бы показался, может быть, «неудобным», или, как сейчас принято говорить, «некомфортным». Вот эта безбоязненность, в очень хорошем смысле этакая русская «бесшабашность» («Господи, я Тебя ищу, и откройся мне, чего бы это мне ни стоило», «Как Бог даст, так и будет, и нечего тут!»), а проще говоря, доверие Христу, и отличает их жизнь во Христе от глупых, досужих и праздных умствований псевдоинтеллектуалов.

Они не боялись получить от Бога ответ, который нам бы показался «неудобным»

Поймите: всем «колхозом» в Царство Божье не войти. И это правильно. Каждый должен найти свою дорогу к Церкви и встретиться со Христом – в этом смысле уместно, не без улыбки, конечно, назвать каждого честно ищущего человека «единоличником». Вот почему необходим поиск, духовный, интеллектуальный, физический. Надо спрашивать Бога, беседовать с Ним – как иначе. За лозунгами в стройных партийных рядах не спрячешься. Напомню, кстати, категорическое утверждение о. Александра Ельчанинова о том, что христианство – не идеология.

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13,14).

– Жизнь в поисках честных и очень «некомфортных» ответов от Бога легкой назвать сложно.

– В мирском смысле – да. Но не нужно смущаться. Да, мы сейчас часто сталкиваемся (а когда, впрочем, было иначе?) с потоком хулы на Церковь, особенно это заметно в блогосфере. Когда я вижу что-то подобное, на память приходят слова из последней книги Библии:

«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро…» (Откр. 22, 11–12).

Думаю, что встреча с Грядущим даст многие ответы каждому из нас. И очень надеюсь, что эти ответы будут нам в радость. Тут всё зависит от честности наших вопросов, нашего поиска.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Совопросники века сего Совопросники века сего
Протоиерей Андрей Ткачев
Совопросники века сего Совопросники века сего
Библейский урок
Протоиерей Андрей Ткачев
Бывшее ранее повторяется и сегодня: и у пророков, и у апостолов спрашивали: «Где Бог ваш?» Такие вопрошатели словно торопят Господа прийти на Суд прямо сейчас. Как будто они уже готовы к Суду!
«Ищите Христа в Церкви, только Его ищите!» «Ищите Христа в Церкви, только Его ищите!»
Игумен Нектарий (Морозов)
«Ищите Христа в Церкви, только Его ищите!» «Ищите Христа в Церкви, только Его ищите!»
Игумен Нектарий (Морозов)
Стоит всерьез задуматься: какие поводы мы, люди Церкви, даем для того, чтобы кто-то ушел из Церкви? А тем, кто «разочаровался», вспомнить: в Церкви – Христос, и ты пребываешь с Ним.
«Прииди и виждь» «Прииди и виждь»
Свящ. Димитрий Выдумкин
«Прииди и виждь» «Прииди и виждь» (Ин. 1: 46)
Почему Господь похвалил Нафанаила
Священник Димитрий Выдумкин
Вовремя прочитанный текст, полученный на исповеди совет, неожиданный поворот событий… Все это говорит о постоянном участии Господа в нашей жизни. Но бывает, что Господь являет Себя тем, кто вопрошает о Нем, через откровение.
Комментарии
Александр22 января 2022, 01:56
Я православный христианин - инвалид по слуху третей группы... Пусть я не слышу , но моя душа услышит Божественное слово!!! Слава Богу за все!!! аминь
Андрей20 января 2022, 23:42
Да, в 95х атмосфера другая была. Погоня за успехом людей сильно подкосила.
Анастасия20 января 2022, 16:26
Интервью отца Довмонта произвело огромное впечатление!!! Спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×