Значительная часть библейских событий происходила на сирийской земле, но сегодня с сожалением приходится констатировать, что христиан там становится все меньше. Библеист, доктор богословия, представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Патриархе Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов) рассказывает, как встречают праздник Рождества в Сирии.
– Отец Арсений, Вы давно занимаетесь ветхозаветными исследованиями. Одно из воскресений перед Рождеством называется Неделей святых праотец. На Всенощной этого дня читался красивый канон, где перечисляются имена ветхозаветных праведников. Почему современному человеку важно знать эти имена и подвиг праотцев? Для чего христианам вообще нужно читать Ветхий Завет, если есть Новый?
– С праотцами у нас некоторая неопределенность. Кого считать праотцами? Праведников до Авраама или всех дохристианских святых? У евреев отцами называются Авраам, Исаак, Иаков и двенадцать патриархов. Выходит, что все праведники до Авраама – это праотцы. У нас же в праотцах, например, Ионафан, сын Саула.
Имена и подвиги допотопных и послепотопных праведников знать и помнить надо потому, что они хранили верность Единому Богу в самых трудных обстоятельствах, посреди безбожного и идолопоклоннического окружения, порой в обстановке всеобщей апостасии. Новый Завет ставит их в пример христианам, первые поколения которых переживали гонения со стороны жестокой идолопоклоннической римской власти и нуждались в ободрении и укреплении этими примерами. И в наш век нарастающей апостасии и надвигающейся глобальной катастрофы примеры таких праведников, как Ной, Евер, Авраам могут укрепить и вдохновить на борьбу.
Всюду в Новом Завете, где мы встречаем слово «Писание» или «Писания», речь идет о той части Библии, которую мы называем Ветхим Заветом или Еврейской Библией. Еврейская Библия (Танах) и была Писанием христиан первых поколений, новозаветных книг у них еще не было. Даже в Воскресение Христа следует верить «по Писаниям», то есть как в исполнение древних израильских пророчеств, содержащихся в Писании. Это «по Писаниям» настолько важно, что включено даже в Символ веры – в церковный документ, в котором нет и не может быть лишних слов.
Если из Нового Завета удалить все прямые и непрямые ветхозаветные цитаты, аллюзии на Ветхий Завет, общие с Ветхим Заветом темы, образ, примеры, мотивы, вообще всю интертекстуальность между Новым и Ветхим Заветами, то от Нового Завета не останется почти ничего. Новый Завет невозможно понять без Ветхого, Нового Завета без Ветхого не существует.
Новый Завет невозможно понять без Ветхого, Нового Завета без Ветхого не существует
Самоценность Ветхого Завета очевидна. Что бы мы знали о происхождении мира и человека, если бы у нас не было книги Бытия? Что достоверного могли бы знать о прошлом и о будущем человечества, если бы у нас не было Писания? Как бы мы могли веровать в Воскресение Христово «по Писаниям», если бы у нас не было Писаний? Как бы мы молились, если бы у нас не было Псалтири – это главного молитвенника Израиля и Новозаветной Церкви? Для нас, христиан, псалмы дороги еще и тем (и прежде всего тем), что это молитвенник Самого Христа. «Христос есть истинный молящийся псалмов», – сказал блаженный Августин. Псалмами молится Христос. Ну и мы вместе с Ним, Его мессианский народ.
– Вы живете сейчас в Сирии, которая относится к ветхозаветным землям. Какие праведники Ветхого Завета были связаны с Сирией? Сохранились ли там артефакты, связанные с ними, особенно учитывая недавние военные действия?
– В библейской «идеальной географии» территория, на которой сейчас располагается Сирийская Арабская Республика, должна была относиться к Святой Земле Израиля. Согласно второзаконнической истории, Дамаск находился в подчинении у Давида и Соломона. Позднее, в VIII веке до Рождества Христова, при Иеровоаме II, самом, быть может, успешном царе Северного царства, Дамаск вновь оказался в орбите влияния Израильского царства. Непонятно, правда, был ли тогда Дамаск включен в Израиль или лишь признавал вассальную зависимость от него.
Из Сирии (Арама) происходили домоправитель Авраама Елеазар (Бытие) и сирийский военачальник Нееман (4-я книга Царств), но праведниками их вряд ли назовешь. Из пророков с Сирией, а точнее с Дамаском, столицей Южносирийского союза городов-государств, был непосредственно связан Илия. Господь Бог повелел ему идти в Дамаск и помазать Хазаэля (Азаила в Синодальном переводе) царем над Сирией (см.: 3 Цар. 19: 15). Впоследствии пророк Елисей предсказал Хазаэлю (неясно, тому же самому или его тезке – они там все назывались Хазаэлями да Бен-Хаддадами) воцарение над Сирией (см.: 4 Цар. 8). Письменные пророки, начиная с Амоса, изрекали против Дамаска и Сирии пророчества.
Упоминается в Писании Боцра (Восор в Синодальном переводе) – когда-то этот город в Галааде (не путать с южной Боцрой в Эдоме) принадлежал полуколену Манассии, сейчас это арабская Бусра на юге Сирии, в провинции Дераа. Упоминается Хамат (нынешняя Хама, в Синодальном переводе Емаф), Тадмор (Пальмира), Арвад на побережье Средиземного моря и другие города, находящиеся на территории Сирийской Арабской Республики.
– Расскажите, как живет ваш приход в Дамаске? Как проходят у вас большие праздники, такие как Рождество Христово? Мирно ли сейчас в Дамаске? Ведь еще недавно город обстреливался…
– Прихода при представительстве РПЦ в Дамаске давно нет. Когда в 2011 году в Сирии началась война, то все, кто мог, эвакуировались отсюда и вряд ли когда-нибудь вернутся. Остались только те, кому некуда ехать, кто никому не нужен ни в России, ни на Украине, ни где бы то ни было, совсем небольшая горстка русских женщин, вдов, которые когда-то вышли замуж за сирийцев. До войны при представительстве в Дамаске был средних размеров приход, была детская воскресная школа, был церковный хор. Но это все в прошлом.
Праздники проходят скромно. После Литургии, совершаемой в радикальной простоте (некому ни петь, ни читать, ни в алтаре помогать), провожу с верными – с тремя-пятью прихожанками – библейское занятие, затем мы пьем кофе и расходимся до следующего воскресенья или праздника. Бывают иногда теракты, но в Дамаске сейчас в целом спокойно.
Праздники проходят скромно. В радикальной простоте
– В Антиохийской Церкви Рождение Спасителя в мир уже встретили. Известно, что арабы-христиане довольно активно отмечают свои праздники. Расскажите, пожалуйста, как это происходило в Дамаске в этом году?
– Утром 25 декабря в Патриаршем соборе, расположенном в старой части Дамаска, состоялись рождественская утреня и Литургия. Совершил богослужения предстоятель Антиохийской Православной Церкви Патриарх Иоанн X в сослужении своих викариев и соборных клириков. Потом все под барабанный бой скаутского оркестра прошествовали в кофейный салон при соборе (в Антиохийской Церкви при каждом храме и монастыре есть кофейный салон), где все пили кофе, а кто хотел, подходили к Патриарху, поздравляли его с Рождеством.
Христиан в Сирии, в том числе православных христиан, становится все меньше и меньше. За годы войны от одной трети до половины сирийских христиан покинули свою землю, уехали куда глаза глядят – в Ливан, Европу, Австралию, Южную Америку. Все это очень печально. Ведь это их дом, и христиане в Сирии и Ираке появились на шесть веков раньше мусульман. И вот в своем доме они оказались чужими. Когда-то, в V–VI веках христианской эры Сирия, как и весь Ближний Восток, была почти стопроцентно христианской. Сейчас христиане в Сирии – стремительно тающее на глазах меньшинство. А в Ираке оно уже почти растаяло – за последние два десятилетия оттуда уехали почти все христиане: в конце XX века их там было около десяти процентов от общего населения, сейчас – едва ли полтора. В Сирии это происходит не так стремительно, но не менее трагично. С исходом христиан из Сирии, Ирака, Ливана эти страны потеряют самую существенную составляющую своей идентичности. Кому будут интересны эти страны, если в них не останется христиан, если на всем Ближнем Востоке будет такой же монотонный религиозный пейзаж, как в Эмиратах, где только нефть, песок, небоскребы и смертельная скука?
– Сейчас военные действия в Сирии постепенно сходят на нет. Из новостной повестки известно, что в предыдущие годы там происходили большие гонения на христиан. Существуют ли они сейчас в послевоенной стране?
– Про преследования христиан в Сирии в последние годы уже не слыхать. Радикальных боевиков свезли в провинцию Идлиб, поближе к их турецким покровителям, большая часть страны от них освобождена, а на освобожденных территориях христиан, к счастью, не преследуют.