Борис Зайцев. Много раз русский

Борис Константинович Зайцев, писатель Борис Константинович Зайцев, писатель Как въедешь в село Усты, справа сразу увидишь массивный храм: желто-синий лайнер остановился здесь среди лесов и петляющей Жиздры, чтобы своими золотыми главками подать сигнал заблудившимся или заблудшим. А если проехать чуть прямо, то справа, на взгорье, любуется окрестностями и ловит сигналы «маяка» массивный двухэтажный дом. Хоть и деревянный, но слажен так, что простоял больше века, пережил войну и много всего повидал. Да вот равнодушие XXI века, кажется, не переживет. Лет десять назад отсюда выселили всех людей, говорили, будут делать музей. Но с тех пор дом пустует, уже «улетели» окна, видимо, вернулись в прошлое, где в эти окна на сказочную округу любовались дети и взрослые; внутри же полная разруха, дыры в полу и на стенах, в таких случаях говорят: «Поеден дом молью времени».

А музей здесь был бы в пору. В этом доме взрослел и открывал мир, то есть запоминал все, что видит, русский писатель Борис Зайцев. Он и русским-то стал именно здесь, а писателем – уже потом, в Москве.

Зайцев стал русским именно здесь, в Устах, а писателем – уже потом, в Москве

Но стать русским в случае с Зайцевым оказалось даже важнее, чем стать писателем. Потому что он именно из тех, кто русскость вобрал в себя, а потом, в эмиграции, сберег, законсервировал. Для нас с вами.

Но мы не воспользовались.

Наши души по большому счету вряд ли теперь русские. Они больше походят на бывший усадебный дом в Устах – ветер гуляет, опоры подгнили, и если смотреть издалека, то вполне притягательно, а если поближе – отвернуться хочется.

Бориса Зайцева в Усты привезли, когда ему был годик. Отец работал управляющим местным заводом, и Боря, в общем-то, рос барчонком, хоть и «якшался» с крестьянскими детьми. С детства по-русски чуткий, он именно в Устах сделает главные наблюдения за русским человеком.

Взять ту же Воскресенскую церковь в Устах, родители Зайцева неверующие были люди, но большие православные праздники захватывали в свой хоровод даже атеистов. И что видит Зайцев? Вот утром крестьяне плачут в храме, стучат лбом и даже идут на причастие, днем – радостные добрые лица, все говорят, что надо бы сходить к старцам в Оптину пустынь, до которой рукой подать, все счастливы и благодать разливается по деревенским улицам, а вечером по этим же улицам пьяные мужики гонятся за своими бабами, что бегут спасаться к Зайцевым. Иначе же муж сгоряча может и прибить.

Воскресенский храм в селе Усты, Калужская область Воскресенский храм в селе Усты, Калужская область

Потом уже, став писателем, Зайцев точно скажет про русскую сельскую жизнь: «радость и грубость, поэзия и свинство». Четыре координаты, в которых застряла Россия. Из которых не вырвалась до сих пор.

Но. Тут сразу важно сказать это «но», потому что вот уже больше тридцати лет мы не ищем глубины, и если говорится где-то, что писатель был не в восторге от русской жизни, то все его сразу записывают в либералы.

В том-то и отличие большого русского писателя от либерального: русский любит Россию такой, какая она есть. И каждого мужика, и каждую русскую бабу, которые и грешат, и каются. И каждый метр своей земли любит, и находит в них приметы рая.

И костры вдоль берегов Оки, и песни с плотов, и оркестры на пароходах – все это тоже можно заметить и полюбить. И, конечно, птиц. Без осмысления птиц, как и без осмысления земли и реки, не случаются русские писатели. Патриотизм, о котором так много нынче говорят, но теми словами – он ведь не только с молоком матери входит, но и с шумом русского леса, и с колокольным звоном.

И если как русский человек Зайцев прозрел на берегах Жиздры, то как писатель – на берегах Оки. Когда жил в Калуге и потом в именьице под Калугой – в Будаках. Нет, он не написал здесь и строчки, но ту любовь, которая делает писателя певцом Неба и земли, он почувствовал здесь.

Понятно, что все наблюдения, эмоции, движения души накапливаются с годами, но случаются моменты, события, пусть даже незначительные, после которых человек меняется. Для того чтобы стать русским писателем, Зайцеву достаточно было увидеть ярчайшую радугу: «…невесомая арка возносилась высоко над березами в серо-зеленое небо». И в тот момент почти по-апостольски он скажет: «Какая тишина! И какой мир. Какой отблеск неземной».

Приметы рая, Фавора и Эдема русский писатель видит, даже когда попадает в ад

Приметы рая, Фавора и Эдема русский писатель видит, даже когда попадает в ад. Зайцев пережил катастрофы и революции, и эмиграции, и Второй мировой войны, но спасался всегда Россией святой. Это вообще только эмигрантом первой волны присуще. Взять того же Ивана Шмелева, друга Зайцева и тоже калужанина, хоть и на одно лето, он, полуголодный, больной, под бомбежками, вспоминает русское Лето Господне.

Зайцев и Шмелев – сюда еще имен двадцать эмигрантов можно записать – создавали одно Лето Господне и одно богомолье. Они, особенно Зайцев, в эмиграции много печалились по поводу того, что в России не успели посетить монастыри и храмы. В ту же Оптину пустынь, Борис, например, так и не заехал, хотя мимо пролетал много раз и в Козельске, что рядом с Оптиной, даже гулял подолгу и останавливался. Но именно Зайцев в эмиграции первым понял, что теперь им нужно прокладывать паломнические пути словом – в литературе, в газетах, и по этим путям вести эмиграцию, европейского человека, да и тех, кто «воспрянет ото сна» в Советской России. О той же Оптиной пустыни Зайцев напишет блистательные очерки, и как истинный русский писатель предречет колыбели старчества вечную жизнь и скорейшее возрождение. Скажет он эти слова в тот момент, когда козельский монастырь будут громить большевики.

И пока кривая наших мыслей не унесла нас к другой теме, то скажем здесь со всей прямотой на примере Зайцева: русский писатель – это всегда про любовь к Родине и всегда про веру. «Ну вот, – накинутся сейчас многие, – если не православный, значит, уже и не писатель?» Писатель. Но русским писателем может быть только тот, кто слушает совесть, когда садится за рукопись. Остальные слушают цензоров, редакторов, издателей, критиков, общественное мнение и почти всегда им подыгрывают.

Зайцев не подыгрывал никогда и никому.

Хотя и он к вере пришел не сразу. Были, были попытки понять все про родную религию во время его учебы в Калужском реальном училище. Но не встретилось наставника, который бы объяснил. Преподававший в училище священник не нашел нужных слов, не к Циолковскому же было идти за ответами! Космический гений хоть и преподавал в классе у Зайцева, да как-то остался не замеченным в мемуарах Бориса Константиновича. Циолковский о Зайцеве тоже никогда не упоминал. Они будто загодя еще начали делить Калугу на колыбель космическую и колыбель духовную.

Редакция эмигрантской газеты «Возрождение». 1933 г. Редакция эмигрантской газеты «Возрождение». 1933 г.

Был еще шанс у Бориса Зайцева воцерковиться в юности. Я про знаменитый визит Иоанна Кронштадтского в Калужское реальное училище. Зайцев почему-то был уверен, что с самым знаменитым священником эпохи ему удастся поговорить о главном. Накануне встречи с прилежностью отличника Боря читает все, что было у него из церковной и процерковной литературы, формулирует вопросы… Но в час икс отец Иоанн быстро проносится мимо Зайцева, стоящего вместе с одноклассниками вдоль стен училища, и никакого внимания на юношу не обращает, тем более уж ни о чем не спрашивает. А если бы один взгляд, хотя бы слово! Возможно, Зайцев не потерял бы два десятка лет на попытки создавать русскую литературу вне Православия.

И раз уж мы говорим о Калуге, то важно заметить, что именно на этом городе сошлись уже личные линии Зайцева – как русского человека и как писателя. О своей жизни в Калужской области (а это 16 лет) и Калуге в частности он будет много писать уже после воцерковления. То есть получит возможность через ту самую невесомую радугу будаковскую творить, и даже больше – с высоты этой радуги смотреть на Россию.

О Калуге вообще никто из русских писателей так много не написал, как Зайцев. И если хочется прочувствовать дух Калуги, то это именно к прозе и мемуарам Бориса Константиновича.

Зайцев – гений атмосферы. Он не только умеет мазками передать цвет реки, звезд, снега, но и вплетает их в единый космос

Борис Зайцев – гений атмосферы, не мастер, а именно гений. За умение мазками создать атмосферу его обожают в Литературном институте (жаль, что на филфаке в Калуге о нем почти не говорят). За умение передать не только цвет реки, звезды, снега, а за талант вплести их в единый космос, созерцать который Зайцев предлагает не с паперти мирового храма, а с клироса, а лучше, находясь поближе к алтарю, то есть к тому, Кто этот космос создал.

Я не про то, что Зайцев – это про свечки и молитвы. Я про то, что он открывает нам Россию и ту же Калугу опытом именно христианского писателя, опытом, которым написаны многие древнерусские тексты, где автор знает, с Кем согласовывать свои слова и смыслы.

Калугу Зайцев и ругал, и восхищался ею, и даже ставил ей диагнозы. Как, например, вот этот:

«Калуга же, являясь частью России, вместе с ней и катилась по дороге налаженной, с тяжким грохотом и громоздкостью старомодного экипажа, кучер которого и сидящие в нем не замечают его старомодности».

С женой Верой Алексеевной С женой Верой Алексеевной Но свой первый город Зайцев любил и описал практически каждый метр его центральных улиц, каждый дом и его обитателей, артистов и врачей, губернатора и учителей, священников и просто вечно веселящихся девиц и мужчин, об этих девицах думающих. Калуга Зайцева – это не только Атлантида, как уже принято считать в местном литературоведении, Калуга Зайцева – это целая планета, и она хоть и описана талантливой рукой русского Зайцева, но все еще не открыта. Никто по-настоящему в Калуге Зайцева еще не бывал. Иначе бы к своему городу калужане относились по-другому.

Пример простой. На днях прочитал, что новые улицы в Калуге называют Кофейная и Чайная. Между тем улицы Зайцева все еще нет.

Более того, Кофейная и Чайная – это безвкусица, которая почему-то очень правит калужским балом уже много десятилетий. Будто не на кого равняться. Будто калужане намеренно вычеркивают из своей истории все гениальное и оставляют только посредственное. Впрочем, еще один калужанин на одно лето – Антон Павлович Чехов – нас об этом предупреждал.

Когда он после революции в поезде заразился тифом и уже умирал, жена вымолила его перед иконой святителя Николая

Зато с топонимикой Калуги есть история. На улице Луначарского стоит дом, в котором жил Борис Зайцев, его приютил родной дядя, известный калужский врач Михаил Николаевич Зайцев. Так вот, в то время улица называлась Никольской, в честь храма Николая Чудотворца, позднее – любимого святого Бориса Константиновича. Когда он после революции в поезде заразился тифом и уже умирал, оставленный даже врачами, жена писателя – Вера – вымолила мужа именно перед иконой святителя Николая. А потом, вскоре после выздоровления, Зайцеву помог выбраться за границу вместе со всей семьей нарком просвещения и старый его приятель Луначарский. Тем самым Зайцев был спасен от тюрьмы или расстрела. Так одна калужская улица отразила целую историю Зайцева. Названная изначально в честь одного его спасителя, была потом переименована в честь другого.

Опустим здесь период писательского становления Зайцева, его московскую жизнь, которая складывалась успешно. Борис Константинович стал своим в литературных кружках, он издавался, о нем говорили, кто-то критиковал, кто-то хвалил, но никто не сомневался, что Зайцев пополнит золотой фонд русской литературы.

И если бы не революция, то оно так бы и было. И сейчас не только бы улицу в Калуге назвали в честь Зайцева, но и памятник бы открыли, да и университет носил бы, скорее всего, именно его имя, а не Циолковского. Не умоляю гения теоретика космоса, я о том лишь, что приоритеты были бы другими.

И тут не надо ловить автора этих строк, что история-де не знает сослагательного наклонения. За этой удобной формулировкой прячутся слабаки и преступники, которые сначала натворят дел, а потом выключают всякие «бы» из истории.

Село Притыкино. Тульская область Село Притыкино. Тульская область

Но я убежден, если бы не революция, то русская цивилизация прекрасно бы и дальше дышала, и русская литература стала бы тем, чем и должна быть – шепотом Бога. Безнадрывной проповедью. И Зайцев, писавший именно так, уж точно ходил бы в первых рядах русских классиков.

Однако революция сразу же берется за Зайцева, с первых своих бешеных часов. В конце февраля в Петрограде погибает его племянник Юра, сын сестры Татьяны, которая была директором калужской элементарной школы, где готовили детей к гимназии.

Юру растерзала толпа и нагого бросила в чулан, а когда Татьяна приехала в Петроград и кое-как отыскала изуродованное тело сына, то ей даже похоронить его спокойно не дали: «Толпа улюлюкала», – вспоминал позднее Зайцев.

Был арестован и убит в годы революции пасынок Бориса Константиновича Алеша.

А сколько пришлось голодать! Спасаться от нападений и грабежей, прятаться от посходивших с ума сторонников большевиков в Притыкино, имении в Тульской области, где Зайцев многое напишет и где проживет как самые спокойные, так и самые тревожные годы своей жизни.

Париж. Конец 1920-х Париж. Конец 1920-х

Но русский писатель, смотрим выше, даже в аду находит отблески рая. Прежде всего в себе и в своих окружающих. Зайцев – один из тех немногих (чего уж тут скрывать) писателей Серебряного века, кто, спасаясь от голода и случайной (а иногда совсем не случайной) пули, думал не только о себе. Это во многом благодаря Борису Константиновичу не умерла от голода Марина Цветаева со своей дочкой. Я упоминаю Цветаеву, потому что она тоже калужанка, но помогал Борис Константинович многим. Это одно из главных, по-настоящему человечных и русских его качеств – сострадание и мгновенная помощь тем, кто в ней нуждается.

Прибавьте к этому спасение Зайцевыми (его жена Вера Алексеевна – тоже великая русская) евреев во время оккупации, спасение писателей, помирающих от голода, спасение, наконец, светлого имени православных святынь (об этом позже)! И вот он, образ русского Зайцева, дописан!

И пусть русский Зайцев, уехав из большевистской страны в 1922 году, домой больше не вернулся, но для русской страны там, на Западе, он сделает немало.

Он остался верен той России, в которой возрастал как человек и как писатель

Прежде всего, он останется верен той России, в которой возрастал как человек и как писатель, верен Устам, Будакам, Людиново (где тоже жил одно время), Калуге, Москве… И никогда не примет большевиков. Никогда не оправдает их, даже когда другие, особенно после мая 1945-го, начнут с Советской Россией заигрывать. На этой волне Зайцев даже перестанет общаться с Буниным, который еще вчера клеймил большевиков пуще всех остальных эмигрантов, а, получив от них предложение вернуться и издать собрание сочинений, всерьез задумался. И замолчал.

Зайцеву, говорят, тоже предлагали вернуться. Скорее всего, это слухи, да и не могло быть в земной миссии такого человека, как Борис Константинович, подобного пункта. Он сам возвращал Россию в Советский Союз и в Европу. Словом. И за этим словом к нему ехали те, кого можно смело называть продолжателями зайцевско-бунинско-шмелевской прозы. Юрий Казаков и Константин Паустовский. За этим же словом ему писал Виктор Лихоносов.

В гостях у Буниных. Грасс, 1936 г. В гостях у Буниных. Грасс, 1936 г. И удивительно, с какой благожелательностью, с какой искренностью, с какой надеждой (а уж о надежде Зайцев, всю жизнь переводивший Данте, знал всё) он общается с молодыми писателями. Опять же понимая прекрасно, что это им возвращать русское слово и русскую тему в советскую литературу. И он в этом своем расчете не ошибся. Своей проницательностью сумев выбрать именно Паустовского, Казакова, Лихоносова.

И это именно молодым адресованы его, зайцевские, очерки о русских литераторах, эмигрантах. Их сотни, и в них – живые уроки того, как оставаться человеком и что вообще есть русский человек. И это для нас Зайцев написал свои выдающиеся (быть может, лучшее, что им создано в литературе) биографии Тургенева, Жуковского, Чехова. Авторы нынешней серии «Жизнь замечательных людей» признавались мне, что еще в советское время ходили в спецхран читать биографии Зайцева, потому что для них это эталон, и во многом именно по-зайцевски пишется современная биографическая проза, которая становится год от года популярнее.

Во многом именно по-зайцевски пишется современная биографическая проза, которая становится год от года популярнее

Иногда Зайцев обращался к нам напрямую. Например, в своем послании «К молодым», которое надо бы выбить золотыми буквами на входе в тот же Калужский университет. Вот лишь строчки из того обращения, самые важные:

«Юноши, девушки России, несите в себе Человека, не угашайте его! Ах, как важно, чтобы Человек, живой, свободный, то, что называется личностью, не умирал. Достоинство Человека есть вольное следование пути Божию – пути любви, человечности, сострадания. Нет, что бы там ни было, человек человеку брат, а не волк».

Как метко писатель-эмигрант, ушедший от нас полвека назад, предвидел, на какие болевые точки нажимать в своем обращении. Человечность, достоинство, свобода, сострадание, любовь… А это «человек человеку брат, а не волк» – достаточно почитать современные соцсети, чтобы понять, о каких волках говорит русский писатель Зайцев.

Борис Зайцев с газетой «Русская мысль». Париж Борис Зайцев с газетой «Русская мысль». Париж

Еще один важный урок Зайцева. Русские не могут жить без своей земли. Неизбывная ностальгия становится в какой-то момент для эмигрантов и Богом, и дьяволом. Многие ломаются и лезут в петлю, многие возвращаются прямиком в лагеря, многие заливают тоску алкоголем. И лишь Зайцев, да еще с десяток имен наберется, как могучие дубы, тянут русские корни в свои парижские квартиры. Благодаря верности России, благодаря Православию эти корни не оборвались за 50 лет жизни вне Родины. И на этих корнях выросли многие эмигранты следующих волн, многие писатели, священники и журналисты.

У могилы жены. На парижском эмигрантском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, 1965 г. У могилы жены. На парижском эмигрантском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, 1965 г.

А еще чувство родной земли не давало Зайцеву возноситься. Он до последнего оставался смиренным и скромным. И даже когда его правнука назвали Матвеем, он очень по-зайцевски сказал: «Зачем же было называть так высоко обыкновенного русского мальчика?!»

Уж скоро мое эссе по нарастающей дошло до трогательного пафоса (в хорошем смысле этого слова), то тут в пору пересказать один показательный эпизод из жизни русского эмигранта Зайцева.

В конце двадцатых годов случилась в европейской прессе сенсация. Одна французская писательница и журналистка написала книгу о своем якобы пребывании на Афоне. Женщинам на Святой Горе быть, напомню, запрещено. Но как настоящий журналист она нашла способ проникнуть туда. И, конечно, всех соблазнила и всех «разоблачила»: и монахов, и веру их, и заодно русских (без грязи на русских и тогда европейские сенсации не блестели), и все вселенское Православие. Европа съела книгу на ура, писательница стала еще знаменитее. И только Борис Зайцев вступил с ней в публичный спор, заступившись перед всем Западом за русских, за Афон и за все Православие. Это по-настоящему великая публицистика, это по-настоящему великое русское слово, под которым французская писательница не только призналась, что на острове она не была и всё выдумала, но и стала христианкой. Не сразу, но, нет сомнения, обращения к ней Зайцева даром не прошли. Посеяли то зерно, ради которого и приходят в мир русские писатели. Француженка даже потом книги стала писать исключительно христианские. То есть христианин Зайцев ее, можно сказать, «завербовал» на свою сторону.

Такое под силу только русскому писателю.

Такие были.

И Зайцев у нас был и будет. Но проблема в том, что понять всё величие этого события может только русский читатель.

50 лет нынче со смерти Бориса Зайцева. За все эти годы он так по-настоящему и не вернулся на Родину. А до этого 50 лет был запрещен к печатанию на территории Советской России.

Где-то в эти сто лет и потерялся русский человек.

Максим Васюнов

9 февраля 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Есть нечто большее даже России. Это — мой Бог и моя душа» «Есть нечто большее даже России. Это — мой Бог и моя душа»
К 150–летию Ивана Алексеевича Бунина
«Есть нечто большее даже России. Это — мой Бог и моя душа» «Есть нечто большее даже России. Это — мой Бог и моя душа»
К 150–летию Ивана Алексеевича Бунина
Протоиерей Александр Лашков
Идейный противник Октября, Бунин оставался великим патриотом своей страны. Чтобы сохранять в себе русское, полезно читать Бунина.
Чистый сердцем. Ко дню рождения Александра Куприна Чистый сердцем. Ко дню рождения Александра Куприна
Людмила Кириллова
Чистый сердцем. Ко дню рождения Александра Куприна Чистый сердцем
Ко дню рождения Александра Куприна
Людмила Кириллова
О горячности Куприна и его готовности в любой момент броситься отстаивать правду ходили удивительные истории. Однажды ему рассказали о мужчине, который постоянно избивает свою мать. Ни минуты не думая, Александр Куприн поехал на его розыски.
Иван Шмелев: под солнцем Родины Иван Шмелев: под солнцем Родины
Людмила Кириллова
Иван Шмелев: под солнцем Родины Иван Шмелев: под солнцем Родины
Людмила Кириллова
«В комнату льется солнце. Широкая золотая полоса… По таким полосам от Бога спускаются с неба Ангелы…» 4 октября (21 сентября ст.ст.) родился автор этих строк – Иван Шмелев.
Комментарии
Aleksandra12 февраля 2022, 19:58
Дорогие читатели, книги Бориса Зайцева печатаются в России! В издательстве "Сибирская Благозвонница" вышел сборник Бориса Зайцева "Путникам в Россию": роман "Дом в Пасси" очерки, публицистика. Сост. Алексей Любомудров.
Карина10 февраля 2022, 09:19
Если говорить не про приспособленцев и обновленцев, а про настоящих патриотов той эпохи. Эмигранты первых волн создавали общества, издательства, фонды с характерными названиями - Возрождение, Возвращение, Просвещение, Свет и т.п. Они ждали и надеялись, что вернутся, что Родина возродится, воспрянет, избежит вакханалии, что мракобесие закончится быстро, как страшный сон. Революцию придумали и сделали горстка отщепенцев, а рабочие и крестьяне лишь в дальнейшем купились на обещания "захватить и поделить". Конечно, не все. Больше всего само же крестьянство пострадало в 20-30-е.
Людмила Селенская 9 февраля 2022, 20:08
Игорю: автор книги, которую вы упоминаете здесь, Антонина Рязановская, псевдоним - Нина Фёдорова. Книга - " Семья". Впечатление десятилетия. Открыла для себя Бориса Зайцева года два назад, получила огромное удовольствие и пользу от его бесподобных биографий. Веду сейчас курс введения в русскую литературу в Англии и ещё раз прослушала " Жизнь Тургенева" Бориса Зайцева. Действительно, эталон. Прослушала " Золотой узор" и рассказы. В одном ряду с любимым Шмелевым. Буду ещё читать и перечитывать. Его живой пересказ житий святых, зарубежные зарисовки.
Наталья 9 февраля 2022, 17:37
Спасибо за то, что открываете читателю прекрасного русского писателя. Почему-то он несравнимо менее известен,чем Шмелев. Я сама узнала его в студенческие годы лишь благодаря преподавателю нашего университета. Когда мы проходили литературу Русского Зарубежья она сразу сказала, что самым талантливым из его представителей был Борис Зайцев. Но он же был не понят и не принят эмиграцией из-за своего все возраставшего христианского умонастроения. Считалось (да и сейчас считается), что оно вредит художнику, "суживает" его...Со временем я прочитала у Зайцева все, что могла найти. Как писатель, он иногда повторяется. Но он был настоящим христианином, и у него был удивительный талант приносить мир.
Екатерина 9 февраля 2022, 16:51
Спасибо за прекрасную, глубокую статью. Борис Зайцев, и как Борис Шергин писали - о самом сокровенном в русской душе. И оба через тихое повествование и описание природы благовествовали о любви Бога к человеку. Я прочитала повесть Зайцева об Афоне в десять лет, и перечитываю ее в свои сорок. И счастлива.
Игорь 9 февраля 2022, 12:15
Не помню автора и названия романа о русских эмигрантах в Китае в послереволюционные годы. Когда Китай начинал свою революцию, проживающие там иностранцы, кто мог, стали покидать страну. Одна одинокая богатая англичанка сказала русской семье, что сможет забрать с собой в Англию только маленького мальчика. В сцене прощания со своими любимыми родными мальчик сказал, что не будет плакать. А когда его спросили - почему? Он ответил - потому что я русский.
Игорь 9 февраля 2022, 01:38
Спасибо автору за статью. Всё правильно сказано о Борисе Зайцеве. Без надрыва и алкоголя, о России о добром и злом, о поиске Бога и неверие,о нас. Спасибо
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×