Православный календарьПравославный календарь
«Томосология» Константинопольского Патриархата. Часть 2
Павел Даровский
Терминология, отображающая межцерковные отношения, меняется: сначала КПЦ – и Сестра всем вообще Церквям, и Мать для новых автокефальных, потом она только Мать им. А в итоге – уже Мать всем Церквям без исключения.
О пьянстве
Ирина Ратушинская
Человек спивается, потому что это доступный способ душевной анестезии, когда «все не так, как надо», и он сам себя очень не устраивает. Преодолеть недуг можно, а начать надо – с честности.
«Дедушка»
Памяти митрополита Иоанна (Снычева)
– Это митрополит Иоанн говорит, – услышала я, и владыка назвал меня по имени. Я потеряла дар речи . Как человек, не знающий, кто звонит, мог назвать меня по имени?
«Томосология» Константинопольского Патриархата
Павел Даровский
По томосам об автокефалии прослеживается, как формировалось Фанаром новое учение о Церкви, которое вначале заполняло «бреши» в каноническом праве, потом начало вытеснять его и в результате вступило с ним в противоречие.
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Анна Сапрыкина
Привычки незаметно цементируют нашу жизнь, а в случае с ребенком они буквально формируют личность.
Рыцарь Православия
Одно из последних интервью прот. Димитрия Смирнова
У нашей интеллигенции представление о христианстве, как о какой-то патоке сладкой.
Битва за Сретенский. Москва за нами
Протопресвитер Владимир Диваков
Кочетковцы как иезуиты: говорят одно, а делают другое, – я и сам натерпелся.
О нравственном выборе и биохимии
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Действие болезней может быть похоже на действие страстей. И мы не имеем права путать беду человека с его виной! Хотя бы потому, что разные случаи требуют разной реакции.

Проповедь перед чином прощения в Храме Христа Спасителя

Вечером 6 марта 2022 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. После отпуста вечерни Святейший Владыка произнес проповедь.

    

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Этим богослужением мы вошли в постное поприще Святой Четыредесятницы. Нам предстоит путь непростой, но спасительный. В каком-то смысле пост — это некое отображение всей нашей жизни. В том смысле, что каждый верующий человек устремляется к Богу, жаждет спасения, старается употребить некие усилия к тому, чтобы достичь этой цели. Но мы знаем, как жизненные обстоятельства, радости и скорби, повседневные труды, заботы и многое другое рассеивают наше внимание, а в результате главная и основная цель, быть может, не покидая нас, уходит в какое-то отдаленное и малоразличимое духовное пространство, в какую-то мглу.

Великий пост и дает нам возможность обострить наше духовное зрение, приблизить ту самую вожделенную цель, которая была отодвинута вдаль, в мглу нашей повседневности. Если говорить обычным человеческим языком, то мысль о спасении, молитва о спасении должна стать во время Великого поста важной частью нашей жизни. А для того чтобы было так, нужно все остальное отодвинуть в сторону. В полной мере мы этого сделать не сможем: мы работаем, учимся, у нас повседневные труды. Но самое важное, что, может быть, следует нам сделать и чего следует достичь, — это того, чтобы мысль о подлинной цели нашей жизни, о спасении перестала быть где-то за периферией нашего внимания.

Давайте постараемся каждый день, который мы встречаем, сопровождать молитвой и во время этой молитвы просить Господа о самом главном — о прощении наших грехов. Наверное, редко мы начинаем день с этой молитвы, но пусть отныне каждый день начинается с молитвы о прощении грехов, о том, чтобы в нашем сердце ожили великие слова разбойника: «Боже, милостив будь ко мне, грешному! Будь милосерден ко мне! Услышь мою молитву, помоги мне, Господи, на моем жизненном пути, который должен привести меня ко спасению!» И ведь нет другой, более важной цели. Никакие человеческие заботы, никакие иные цели, которые человек ставит в своей жизни, несопоставимы по значению с этой основной и главной целью — достижением спасения.

Великий пост дает нам возможность сфокусировать наше внимание на самом главном и на самом важном. Понятно, что мы никуда не уйдем от наших забот, от наших треволнений. Но если мы, несмотря на все заботы и треволнения, будем каждый день вспоминать о том, что вступили в поприще Великого поста, то, может быть, эти мысли помогут нам быть более целеустремленными, более сосредоточенными на молитве, более сосредоточенными на самих себе, ведь цель поста — не решение наших жизненных проблем, а лишь приближение главной цели — спасения души.

Большинство грехов, больших и малых, происходит от отсутствия самоконтроля. Жизненные обстоятельства подхватывают нас, как скорый поток реки, и несут, часто помимо нашей воли. А бывает так, что ни о чем другом мы и не думаем, как только о том, чтобы удержаться в этом потоке, сохранить свое материальное благополучие, обезопасить себя от каких-то проблем, достичь чего-то, к чему устремляемся. Всему этому посвящается бОльшая часть нашего времени. Но если Великий пост позволит нам перенести фокус нашего внимания от повседневности на главную цель человеческого бытия — на спасение души, на приближение к Богу, — то, несомненно, в нашей жизни может произойти многое доброго и полезного.

Все, о чем мы сейчас размышляем, кажется простым, но на самом деле это очень непросто, потому что каждый из нас вовлечен в повседневность и у каждого человека, даже глубоко верующего, даже священнослужителя, так много забот, которые не имеют прямого отношения к главной задаче спасения души. Но Великий пост — это время, когда мы мыслью своей, чувствами своими, волей своей должны вернуться к самому главному, что есть в жизни. Не может быть ничего важнее, чем спасение нашей вечной души. И ведь это важно и для нашей земной жизни, потому что если будет так, то и все наши приоритеты выстроятся в правильном соотношении, жизнь освободится от тех мелочей, которые мешают нам идти по единственно правильному пути, ведущему ко спасению.

Великий пост — это время работы над самим собой. Великий пост — это обретение благодатных сил, которые способны помочь нам идти путем спасения. Наконец, Великий пост — это единственный способ для человека приуготовить душу свою к встрече с Воскресшим Христом и, пережив радостно Пасхальную тайну, обрести новые силы к тому, чтобы с упованием на волю Воскресшего Христа, на волю Божию достойно проходить свой жизненный путь.

Пусть всем нам Господь поможет именно так пройти дорогой Великого поста, восходя от силы к силе и обретая то, что очень тяжело обрести вне поста, — видение подлинных целей и задач своей жизни, духовные силы к решению этих задач, укрепление нашей веры, близость к Самому Господу и Спасителю. И да поможет нам Господь именно так пройти великим и спасительным путем, который открывает перед нами Святая Четыредесятница, Великий пост, приуготовляющий каждого из нас к встрече с Воскресшим Спасителем.

В этот вечер мы по установившемуся церковному обычаю испрашиваем друг у друга прощения. Это замечательная традиция. Казалось бы, нет ничего проще, чем буркнуть под нос: «Прости меня». Но если мы в это слово «прости» вкладываем искреннее покаяние, особенно перед теми, с кем находимся в ссоре, кого мы обидели, то это слово «прости» может произвести в нас очень важную духовную перемену. И потому неслучайно поприще Великого поста начинается с Прощеного воскресения, с этого дивного богослужения, в конце которого мы просим друг у друга прощения и, получая это прощение, делаем первый и очень важный шаг на пути, ведущем нас к Воскресшему Спасителю, к лицезрению Его славы, в Светлое Христово Воскресение.

Всех вас сердечно приветствую с началом Великого поста и испрашиваю у вас прощения. Кого-то, может быть, обидел, кому-то, может быть, не ответил на вопросы, в том числе через свои слова, обращенные к вам, — Бог знает, что еще может сделать священнослужитель даже помимо своей воли, вольно или невольно внося смятение в души своих пасомых. Если есть что-то такое, что омрачило вас в моих словах, мыслях и иных действиях, то у всех вас искренне испрашиваю прощения. Благословите и простите меня, отцы, братья и сестры, еже согреших делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами! Аминь.

Рейтинг: 10 Голосов: 33 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Новые материалы

Выбор читателей

×