Православный календарьПравославный календарь
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.

Никита-столпник

"Переславль.
Переславль. Никитский мужской монастырь. Храмовая икона св. муч. Никиты и св. прп. Никиты Столпника. (С сайта miaorth.narod.ru)
Если вы бывали в монастырях или просто разговаривали с нашими богомольцами, то, наверное, слышали о множестве чудес и исцелений, которые происходят в источниках, ключах и колодцах, открытых замечательными святыми. Одним из самых чудесных и любимых паломниками на нашей воистину святой земле является источник преподобномученика Никиты в Переславле-Залесском.

Его не любили - он был для людей разбойником, татем. Женщины, завидев его, сторонились, вспоминая как давеча, с детьми валялись в ногах этого кровопийцы, столько слез напрасно выплакали, прося его, бессердечного, хоть до праздника подождать, не забирать последнее, мужчины, выругиваясь, лишь беспомощно сжимали кулаки. Но он не замечал этого, эка-дело, все равно никто не посмел бы напасть, вокруг него друзья, такие же как он веселые и сильные, а если кто и пожалуется на него князю, то кто их будет слушать - пиры и подарки давно делают свое дело. Да и в чем он виноват? Идет строительство нового города, прекрасного Переславля. Конечно, нужны деньги, а что он - он лишь собирает княжеские подати. Да за хорошую службу и себя не грех порадовать, сколько сил то на это уходит. Зато какую церковь возвели, каменную - Преображения. Конечно, Никита заходил в эту церковь, но обычно мысли его были далеко, ведь он был очень занятой человек, там хорошо было сосредоточиться и обдумать, как взыскать недоданные долги, вспомнить до мелочей разговор с князем, позаботиться о завтрашнем угощении. И сейчас он зашел скорее не к Богу, а просто успокоиться от тяжелых взглядов, да и надо показаться на глаза князю, напомнить ему о приглашении. Но в этот раз Бог Сам заговорил с ним...

Шла вечерня, в храме было темно, узкие окошки, лишь щелочки к нашему сумеречному небу, давали мало света. Там был иной Свет и иное Небо, с которого так внимательно Господь смотрел на него. Лампадки освещали суровые лики святых, только писаные, еще пахнущие деревом. Что-то пел хор тихо и заунывно, потом, через годы, с какой жадностью он вспоминал каждое мгновение этой службы. Вышел алтарник, весь в белом, как ангел, у него была книга, он открыл ее, перекрестился и поднял глаза на него, на Никиту, ему не показалось, и он услышал так громко и твердо, не от этого юноши, а от Самого Бога, про него самого слова: "Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову".

Первый раз Никита не спал всю ночь, вновь и вновь он слышал и видел, прямо повсюду, эти слова пророка. А когда заблестело солнце и утро проникло в его мысли, он вспомнил о предстоящем пире, и, надеясь прогнать черную тоску, занялся приготовлениями, оживленно и радостно. Когда стали собираться друзья, ему уже полегчало, он мог улыбаться и говорить о привычном. Обед был совсем готов, дом наполняли вкуснейшие запахи и смех гостей, чего унывать, чего стыдиться? И вдруг он услышал крик жены. Он побежал, стрелой кинулся к ней, понимая, что крик этот именно к нему, случилось важное не с ней, а с ним. Жена стояла бледная и не могла сказать ни слова, а в котле, из которого она собиралась раскладывать обед, пенилась кровь, и на поверхность попеременно всплывали то руки, то ноги человеческие. Никита понял, что это он - убийца и людоед.

Он медленно вышел, и не прощаясь даже с детьми, побрел к монастырю великомученика Никиты, что за три версты от города. Но странное дело, пока он шел, каждый шаг прибавлял ему силы. Стук был отчаянный и такой мощный, будто хотели сломать ворота. Когда вышел игумен, он упал на колени и заплакал: "Спаси погибающую душу!", но игумен отвернулся и ушел. Он знал, кто такой Никита.

Три дня стоял Никита у ворот, просил прощения даже у собак, он исповедовал все свои грехи, их знал уже каждый бродяга, а потом он вдруг пропал. Игумен велел его искать. Нашли его в болоте, изъеденного комарами, совсем распухшего и в крови. Для смирения. "Что ты с собой делаешь?" - спросил игумен. А тот повторил: "Спаси погибающую душу!"

Вскоре Никиту постригли, он надел власяницу, тяжелую каменную шапку и железные вериги. Говорили, что он никогда не спал, только молился горько-горько. Он выкопал себе яму, где стал подвизаться. Он стал затворником и столпником, а, проложив узкий ход под церковную стену, ходил на службу невидимым, не считая себя достойным стоять вместе с братией. Он стал чудотворить, и о нем заговорили.

Богомольцы быстро распространяют слухи - так Русь узнала о Никите Переславском, и монастырь стал наполняться недужными паломниками. Узнал о чудотворце и черниговский князь Михаил, совсем расслабленный от болезни, он велел вести себя в Переславль. Наш мир состоит не только из людей, и это не только природа, в сущности, нам дано видеть в нем очень мало. Вокруг нас есть еще мир невидимый, он очень деятелен, это мир Ангелов, наших заступников, и демонов, обманщиков, злых духов, отвращающих нас от Бога и манящих в погибель. Демонам не давало покоя это чудесное преображение жестокого мытаря в смиренного чудотворца, очень желали они опорочить преподобного. И вот, один из них сотворил такое дело.

На пути в Переславль князя повстречал один монах, который сказал, что он из того же монастыря, что и Никита. Михаил обрадовался и попросил рассказать о трудах и подвигах переславского столпника. И как же злобствовал и глумился этот ненастоящий монах, смеялся, надеясь разочаровать князя. "Никакой он не чудотворец! Он обманщик!" - кричал он. Князя это очень расстроило, но он все равно продолжал свой путь. Через некоторое время этот же демон встретил его в другом образе, и опять советовал вернуться обратно, но князь все шел, точнее его везли, ведь он был болен, все дальше и дальше, уповая на Бога. Когда до монастыря осталось совсем недолго, он послал туда боярина, желая предупредить о себе. Боярин спешил, он любил своего князя и очень надеялся на чудесную помощь. Он уже видел монастырские стены, как вдруг какой-то слепой на один глаз монах остановил его и стал рассказывать, как давеча братия хоронила Никиту-столпника. Боярин было загрустил, но только на минутку, он перекрестил "монаха" с именем Никиты, и бес (а это все был он) прирос к тому месту, где осмелился говорить подобную ложь. Боярин же еще больше поспешил и, дойдя до столпа, стал пересказывать преподобному все недуги, случившиеся с его князем, и связанные с этим приключения. Никита отдал боярину свой жезл, и попросил передать его князю. Верный боярин все точно исполнил, и когда руки князя коснулись того жезла, он почувствовал облегчение, боль исчезла, сила наполнила его больные члены, он попробовал встать, получилось, он тихонько прошелся, а потом уже уверенным шагом поспешил к своему благодетелю.

После этого еще больше богомольцев стало навещать переславльского столпника. Как-то ночью пришли к Никите и его родственники. Увидев в прошлом очень богатого родича в нищете, они были немало удивлены его лохмотьями, смиренным видом, согбенного под блестящей верижной ношей. "Отчего так блестят его тяжеленные вериги?" - думали они. "Да они же серебряные! - сказал кто-то. - Никита все богатство свое на себе носит!" И, обезумевшие, они бросились к столпу, разобрали его в скорости, увидели старца, как всегда на молитве, тихий свет шел от его глаз, совсем белых волос, а, главное, блестящих вериг, он совсем ослепил их, и, забыв обо всем, они убили его...

А потом, все в крови, они бежали к Волге, скверно ругались и ссорились, как поделить сокровище. И уже там, у реки, рассмотрели они, что вериги-то из простого железа, и ненавистно бросили их в воду. Свет жег их руки. А вериги поплыли по Волге, тихонько покачиваясь на воде, будто были совсем легонькие - подвижнические же вериги, и свет их был, как три ярких столпа.

Елена Максимова

23 мая 2002 г.

Рейтинг: 7.7 Голосов: 22 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×