Во второй половине прошлого столетия американские социальные психологи выдвинули теорию рукопожатий. Они утверждали, что любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых. Но, может, речь идет не только о современниках? Задумывались ли вы, что многие из нас могут быть знакомыми или родственниками святых?
Неожиданная встреча
Вот какой случай произошел в Покровске (Энгельсе) Саратовской области. Два клирика Покровской епархии часто ездили в такси, машин не имея. Каждый пастырь должен посещать многих людей – больных, страдающих, умирающих. Один знакомый батюшка недаром сравнил машину священника с апостольскими сандалиями. А нашим героям в то время приходилось брать их напрокат.
И вот, одним прекрасным для всех героев этой истории вечером отец Вячеслав и отец Силуан садятся в машину. Водитель, узнав священников, которых подвозил уже не раз, решил задать давно волновавший его вопрос:
– А вот скажите мне, почему мой родственник – святой?
Согласитесь, не каждый день такое услышишь. Отцы несколько удивились и уточнили:
– Кто же ваш родственник?
Ответ удивил еще больше – священномученик Владимир (Богоявленский), Митрополит Киевский. Где Киев, а где Саратовская область, однако вот так – родственник.
Жизнь как легенда и проповедь
«Я никого и ничего не боюсь. Я во все время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранить Православие в России там, где оно началось», –
эти слова Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) произнес за полтора месяца до своей мученической кончины.
Неутомимый труженик на ниве Христовой, посвятивший всю свою жизнь проповеди, заботе о людях, храмостроительству и устроению церковной жизни, святой Владимир первым из архиереев пострадал за Христа в годину гонений.
Жизнь этого священномученика – просто многотомник. Он успел побыть и семейным пастырем, и монахом, и святителем
«Жизнь каждого русского – приключенческий роман», – воскликнул один зарубежный писатель. Жизнь этого священномученика – просто многотомник. Он успел побыть и семейным пастырем, и монахом, и святителем. Беседовал с прихожанами, любил людей и богослужение так, что становился легендой на кафедрах, прослужив всего несколько лет.
«Это был служитель, поражавший нас, молодых служителей Церкви, своей любовью к благоговейной службе Божией, усердием к делу проповеди… Народ вспоминал служение его десятки лет, и высшей похвалой служителям Церкви были слова: ‟Ты служишь, как владыка наш Владимир”», – вспоминал епископ Серафим (Александров).
Он был близок и понятен всем – и взрослым, и детям. Но при этом совершал дела, которые запоминались надолго, благотворительность и просвещение были одними из первых его забот. Святой познал и восхождение по иерархической лестнице, и опалу, и гонения, и мученическую смерть.
Святой познал и восхождение по иерархической лестнице, и опалу, и гонения, и мученическую смерть
Он нашел в себе силы исполнять долг до конца и благословить своих убийц. Благословляющая рука осталась нетленной, а святитель стал небесным заступником и России, и Украины. Здесь он молился при жизни. Теперь молится обо всей своей пастве в вечности.
Близкий во Христе
Вот так, вкратце, пронеслись факты из очень многотрудного жития священномученика Владимира в головах наших пастырей. И с еще большим рвением стали они расспрашивать своего таксиста. Оказалось, человек он нецерковный, и знал только, что родственник у него святой. Путь был не очень короткий, отец Силуан успел прочесть Александру житие его святого родственника. Впечатление было сильным. Но особенно потрясла дата разговора – 6 февраля. В канун памяти святителя по новому стилю. «Так это же вечером сегодня, на службу надо», – вскрикнул батюшка, потрясенный не меньше собеседника.
Особенно потрясла дата разговора – 6 февраля. В канун памяти святителя по новому стилю
В конце беседы водитель чуть не плакал. Рассказывал очень много о себе, а собеседники понимали, как помогал ему на жизненном пути святой родственник. Поездка закончилась замечательно – все трое поспешили в храм. А 7 февраля, в день памяти родственника своего – удивительного архипастыря и мужественного мученика, – Александр причастился Христовых Таин.
Священномученик Владимир (Богоявленский), Митрополит Киевский
В свое время протоиерей Иоанн Восторгов – также расстрелянный за Христа – сказал:
«Народ наш совершил грех, а грех требует искупления и покаяния, а для искупления прегрешений народа и для побуждения его к покаянию всегда требуется жертва, а в жертву всегда избираются лучшие, а не худшие. Вот где тайна мученичества старца Митрополита. Чистый и честный, церковно настроенный, правдивый, смиренный Митрополит Владимир мученическим подвигом сразу вырос в глазах верующих, и смерть его такая, как и вся жизнь, без позы и фразы, не может пройти бесследно».
И следы эти идут через десятилетия, прямо в наши дни. К водителю Александру – дальнему по времени, но теперь близкому во Христе родственнику святого.