Продолжается Великий пост, но время его день ото дня всё больше сокращается, и всё ближе становится праздник Воскресения Христова. Между тем, многих христиан охватывает грусть оттого, что за прошедшие недели опять не получилось исправить как должно свою жизнь, справиться хотя бы с одной из терзающих душу страстей. Снова суета как паук опутала своей паутиной нашу жизнь, и мы, так пламенно вступившие в первую седмицу поста, уже угасли в своих стремлениях и можно сказать, вернулись в состояния покоя и сна. Но Церковь вновь и вновь призывает нас, как некогда Христос своих учеников, пробудиться от сна, и потрудиться для спасения своей души. Об этом нам напоминает книга, которую мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве «Вольный Странник» и называется – «Духовное пробуждение».
* * *
1. Автор этой книги - иеромонах Игнатий (Шестаков), насельник Московского Сретенского монастыря. Родился в Москве в 1974 году, окончил исторический факультет МГУ, где специализировался на балканистике и истории Сербской Церкви. Постоянный автор церковно-научного центра «Православная энциклопедия», член Союза писателей России, редактор сербской версии портала Православие.ру. Автор множества публикаций по истории Сербской Православной Церкви в церковных и светских изданиях. В основе этой книги — проповеди отца Игнатия, произнесенные им в 2009–2020 годах на богослужениях в Московской Сретенской обители.
2. Охватывая весь годичный круг: службы Великого поста, Пятидесятницы, двунадесятых праздников, дней памяти святых, — эти проповеди затрагивают многие насущные вопросы жизни христианина. Раскрывая смыслы апостольских и евангельских чтений, объясняя значения церковных праздников, знакомя с жизнью и служением святых, автор доступным языком, очень метко и живо, порой строго, а иногда с добрым юмором, но всегда с любовью и болью о современном человеке, - объясняет важнейшие аспекты духовной жизни. Открывают книгу проповеди, которые возвращают нас к уже минувшим подготовительным неделям Великого поста, где автор размышляет о том, как в нашей жизни отражаются такие евангельские персонажи, как мытарь и фарисей, блудный сын и его старший брат, что нас ждёт в день Страшного суда и почему нам нужно всех прощать.
3. Говоря о мытаре и фарисее, автор отмечает, что «в каждом из нас живут два этих человека: самодовольный фарисей и кающийся, плачущий о своих грехах мытарь. Часто бывает, что в нас эти настроения сменяются одно другим. Иногда мы каемся, прося Господа только простить наши грехи, совершенно не думая о наших мнимых достижениях в духовной жизни. А в какой-то момент мы останавливаемся, успокаиваемся, считая, что мы уже живем так, что нам гарантировано спасение, а не так, как живут около нас какие-то несчастные грешники». По словам автора, это «самое страшное и ужасное состояние» и оно «безумно в очах Божиих». Поэтому, - говорит отец Игнатий, «Церковь как лечебница предлагает нам эту притчу в преддверии Великого поста, чтобы осознать эту болезнь и с решимостью побороть ее, встать на этот путь очищения, исправления и взывать ко Господу: «Господи, будь милостив ко мне грешному!»
4. Далее приуготовляя своих верных чад к благодатному времени Великого поста, времени особых духовных подвигов и покаяния, Церковь предлагает нашему вниманию притчу о блудном сыне. Все мы знаем эту историю про богатого человека и его двух сыновей, и как один из них потребовал у отца часть наследства, которую он растратил и вернулся в отчий дом ни с чем. По словам автора, «дары, которые сын требовал и получил от отца, это те дары, которые мы все от рождения получаем от Бога: красота, ум, способности и таланты. Кто виновник нашей красоты и способностей, кто источник сил? В первую очередь — это Господь, Творец неба и земли, Он, Художник, создает такие прекрасные творения и наделяет их колоссальными способностями — и умственными, и духовными».
5. Кроме того, говорит отец Игнатий, – «христиане еще и наделены дарами Святого Духа, которые они получают в Крещении. Но часто человек приписывает себе все эти дары и таланты, удаляется от Бога, не желает больше жить под кровом Его дома, слушать Его заповеди, выполнять Его просьбы, хочет сам безгранично насладиться своей жизнью. И часто такой человек стремительно расточает все свои таланты и приходит в страшное состояние». Как мы знаем из притчи, когда блудный сын пришел в такое состояние, он был готов питаться со свиньями. А «святые отцы, - отмечает автор, - под евангельскими свиньями понимают человеческие страсти: когда человек не хочет больше работать Богу и пребывать в Божественной благодати, он неминуемо оказывается в компании этих свиней».
6. Но далее мы знаем, что блудный сын осознал свое плачевное состояние и пришел к покаянию. Что такое покаяние? «Покаяние, - говорит отец Игнатий, - это источник радости не только для покаявшегося человека, но и для ангелов. В этой же главе Евангелия от Луки, перед тем как рассказать эту притчу, Господь как раз говорит: У Ангелов бывает радость об одном грешнике, вернувшемся и покаявшемся (см. Лк. 15, 10). Покаяние — это путь к спасению, обо́жению, возвращению в дом Отца нашего Небесного, и этот блудный сын — это не только наш ближний или родственник, который вообще далек от Церкви, это все мы. Многие из нас прошли этот путь, многие, оказавшись в Церкви, начинают расслабляться, отпадать, возвращаться к этому свиному корыту и забывать Божественную благодать».
7. Но приходит время Великого поста, «время покаяния, особой радости духовной, в скорби о грехе и радости соединения с Богом. И каждый из нас, - призывает автор, - должен разделить эту радость вместе с ангелами и постараться всеми силами кого-то тоже привести к этой Трапезе, через свой пример, свою любовь». А еще, как отмечает отец Игнатий в следующей проповеди о Страшном суде, - «цель Великого поста для каждого из нас состоит в том, чтобы прозреть и увидеть вокруг нас Христа, не только в иконах и фресках, великолепных храмах, не только в священниках, а увидеть Христа повсюду».
8. «Он вокруг нас, - говорит автор, - Он всюду, Он просит помочь Ему, накормить Его, одеть Его, согреть Его, принять, утешить Его. Поэтому, по словам отца Игнатия, - самой главной молитвой этого поста может стать молитва, с которой обращались евангельские слепые ко Христу: Господи, Сын Давидов, помилуй нас! (Мф. 20, 30). Я хочу прозреть, видеть хочу! И видеть в первую очередь Тебя в своем ближнем, для того чтобы на Страшном Суде не оказаться ошуюю, не оказаться с козлищами, а быть с верными овцами стада Христова».
* * *
В течение всей нашей жизни Господь обращается к нам через Священное Писание замечательными очень важными нашего спасения словами. И от нас требуется – внимать этим словам, чтобы преодолевать те препятствия, которые мешают нам идти по пути спасения - и наше стремление к материальным благам, и наша гордость, и наше непрощение, недостаток любви. А еще наша лень, усыпляющая и уводящая от добродетельных дел. Но апостол Павел напоминает нам, «что ночь прошла, а день приблизился». Настало время пробудиться от греховного сна и пойти стопами Великого поста к Божественному свету. Эту важную мысль и старается донести до читателя иеромонах Игнатий (Шестаков) в своей книге – «Духовное пробуждение».