24 апреля 2022 года в передаче «Церковь и мир» на канале «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» в эфире телеканала «Россия 24». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!
Е. Грачева: Воистину Воскресе! Я Вас поздравляю с наступившим праздником Пасхи — Воскресения Христова! Сколько прихожан в храме было в этом году? Можно ли сказать, что число верующих, которые отмечали этот главный праздник всех православных, уже приблизилось к допандемийной отметке?
Митрополит Иларион: В этом году число прихожан в наших храмах приблизилось к тому количеству, которое было до пандемии. Во время пандемии, действительно, количество верующих сократилось, потому что многие сидели дома, пожилые люди не могли приехать в храм. Но сейчас храмы были полны, даже переполнены — это касается и богослужений Страстной седмицы, и пасхального богослужения.
Е. Грачева: С каким настроением приходят люди? Что-то изменилось?
Митрополит Иларион: На Пасху люди всегда приходят с пасхальным настроением, которое, как правило, не меняется в зависимости от происходящих событий, потому что сердцевина пасхального празднования — это воспоминание Воскресения Христова. Для людей, которые являются не просто верующими, но воцерковленными, знают смысл церковных праздников, это — главный праздник церковного года. Мы к нему готовимся в течение пятидесяти дней (точнее, сорока девяти дней) Великого поста и Страстной седмицы.
Праздник Пасхи приносит совершенно особую радость, о которой Христос сказал Своим ученикам: «возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).
Е. Грачева: Количество грехов, в которых каются, исповедуются — ограничено? В этом году изменился характер, список тех грехов, в которых исповедовались Ваши прихожане?
Митрополит Иларион: Список грехов, как правило, не меняется. Причем у каждого человека этот список свой. Каждый человек, который приходит на исповедь, как правило, исповедуется в одних и тех же грехах. Это связано с тем, что грехи подобны болезням: у одного человека — одна или несколько болезней, у другого — какая-то другая или другие болезни. Каждый человек со своими болезнями борется и пытается от них вылечиться.
Церковь неслучайно с древних времен сравнивали с лечебницей, врачебницей, больницей, потому что Церковь — это место, куда приходят грешные люди. Нас часто спрашивают: почему церковные люди ничем не отличаются от нецерковных, почему они тоже совершают грехи, бывают злыми, почему у них бывают всякие проблемы? Но дело в том, что для того люди и приходят в Церковь, чтобы от этих своих проблем постепенно избавляться, от своих болезней постепенно лечиться. В этом и заключается задача Церкви.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла за каждым богослужением в течение последних двух месяцев возносится молитва о восстановлении мира. Это то, о чем молится каждый христианин у себя дома, и о чем мы молимся вместе, когда приходим на богослужение. Молитва — это главное оружие Церкви. Политики пользуются одним оружием, военные — другим, а оружие Церкви — это молитва. Когда наступают трудные времена, времена конфликта или военного противостояния, то ответом Церкви является усиленная, сугубая молитва. По всей нашей стране и в других странах, где присутствует Русская Православная Церковь, она возносит горячую молитву о том, чтобы восстановился мир.
Е. Грачева: Как Церковь реагирует на гуманитарный кризис? Число беженцев с Донбасса уже превысило миллион человек: их нужно размещать, кормить, трудоустраивать, детей устраивать на учебу. Нужна психологическая помощь этим людям, ведь они, возможно, навсегда покинули свои родные дома. Как Церковь во всем этом участвует?
Митрополит Иларион: Церковь очень активно помогает всем страждущим, а особенно в наше время — беженцам, которые ежедневно пересекают границу Российской Федерации, нуждаются в помощи, в утешении, в самом элементарном для того, чтобы продолжать жить. Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению, который возглавляет епископ Верейский Пантелеимон, проводит очень большую работу по координации благотворительной помощи, которая оказывается беженцам. Нашей Церковью было собрано более 200 миллионов рублей на помощь беженцам. Более 32 тысяч беженцев — это те, кому непосредственно помогает Русская Православная Церковь. 52 епархии нашей Церкви только в Российской Федерации оказывают помощь беженцам. В 47 церковных учреждениях в России, Германии и на Украине разместили беженцев. Около 700 тонн гуманитарной помощи передали беженцам и пострадавшим мирным жителям в зоне конфликта, из них более 380 тонн направлено в Донецкую, Горловскую, Луганскую, Харьковскую, Херсонскую и Запорожскую епархии.
Помимо того, что централизованно собирается благотворительная помощь, практически каждый приход Русской Православной Церкви вовлечен в сбор благотворительной помощи, то есть Церковь очень активно участвует в том, чтобы облегчить участь людей, которые стали жертвами этого конфликта.
Е. Грачева: Как Православные Церкви помогают беженцам с территории Украины? В одной только Польше сейчас два с половиной миллиона человек, и этот поток не иссякает. Сложнее всего в этом приходится Румынии, Польше и Молдавии — там сейчас больше всего беженцев из Украины. Как Церковь участвует в их судьбе, если участвует?
Митрополит Иларион: Поместные Церкви, которые расположены в этих странах, очень активно участвуют в оказании благотворительной помощи беженцам. Мы получаем сведения из Польской Православной Церкви, где практически все силы мобилизованы на то, чтобы помогать беженцам из Украины. У нас есть сведения из Молдавии, где Молдавская Православная Церковь очень активно помогает беженцам. Румынская Православная Церковь помогает тем беженцам, которые оказались на территории Румынии. В Сербской Православной Церкви были собраны средства и переданы Блаженнейшему митрополиту Онуфрию в Киев. Знаю, что иерархи Кипрской Православной Церкви приезжали в Польшу для того, чтобы доставить туда гуманитарную помощь и встретиться с беженцами.
Таким образом, все Поместные Православные Церкви, расположенные на территории, где находятся беженцы, так или иначе помогают им. Во многих московских приходах осуществляется адресный сбор гуманитарной помощи для беженцев. Например, на Черниговском Патриаршем подворье, настоятелем которого я являюсь, мы открываем центр помощи беженцам, куда люди будут приносить вещи и перечислять деньги, чтобы мы могли потом отправлять эту гуманитарную помощь в регионы Донбасса и Луганщины.
Е. Грачева: Владыка, на днях стало известно, что Синод уже второй раз переносит Архиерейский Собор. Новая дата не назначена. Как известно, собираться он должен по крайней мере раз в четыре года, а последний раз он собирался в 2017 году, то есть прошло более четырех лет. Это значит, что опять в подвешенном состоянии судьба екатеринбургских останков, также ряд других вопросов откладывается. Не скажется ли это отрицательно на единстве Православной Церкви? Почему сразу не назначили новую дату? От чего это вообще зависит?
Митрополит Иларион: Действительно, уже второй раз переносится Архиерейский Собор. Первый перенос был связан с пандемией. Собор был назначен на ноябрь прошлого года, но из-за пандемии, ограничений в авиасообщении архиереи тогда не смогли собраться. Это было ясно уже заранее, поэтому Собор был перенесен на май. Сейчас уже возникли другие сложности, потому что, опять же, мы понимаем, что архиереи из Украины приехать не смогут, архиереи из Русской Зарубежной Церкви, большинство из которых проживают в США, приехать сейчас не смогут. Получается, что Собор надо снова переносить.
Предположительно мы дату проведения Архиерейского Собора определим на следующем заседании Священного Синода, которое пройдет летний период. Но все, конечно, будет зависеть от развития событий и от того, будет ли восстановлено авиасообщение.
Если говорить о вопросах, которые накопились, то их действительно много. Это не только вопрос екатеринбургских останков. Мы не должны забывать о том, что как в организме человека сердце бьется с определенной ритмичностью, так и у Церкви тоже есть свое сердце. Оно бьется в определенном ритме. Когда этот ритм сбивается, то это не очень хорошо. Но есть то, что называется форс-мажорные обстоятельства. Если Архиерейский Собор должен собираться раз в четыре года, а обстоятельства этому препятствуют, то у Церкви есть другие механизмы решения вопросов: прежде всего, это Священный Синод, в котором присутствуют представители из разных частей нашей Церкви, это не только российские архиереи, но это архиереи из Украины, Белоруссии, других стран.
Е. Грачева: Владыка, хочется попросить Вас прокомментировать новость, потому что я знаю, что Вы следите за тем, что выходит на киноэкраны. Есть фильм Пола Верховена «Искушение» о любви двух католических монахинь. Этот фильм сначала был запрещен к показу в кинотеатрах в нашей стране, а теперь он под запретом и для показа на онлайн-платформах. Как Вам кажется, владыка, имеет ли право зритель видеть такие истории на экране, знакомиться с другой стороной жизни Церкви? Ведь это тоже неотъемлемая часть жизни Церкви.
Митрополит Иларион: Я не думаю, что господин Верховен — это человек, который может дать реальную картину жизни Церкви. Это человек, который написал очень гадкую книгу об Иисусе Христе, который всегда кичится своим атеизмом, негативным отношением к Церкви. В советское время мы по горло насытились атеистической пропагандой, когда о Церкви писали люди, враждебно к ней настроенные, которые не только не знали реально о жизни Церкви, но и не хотели о ней знать. Такие люди есть и сейчас — и у нас в небольшом количестве, и на Западе. Один из них — господин Верховен.
Почему он взялся за церковную тему? Только для того, чтобы над Церковью надругаться и ее обесчестить. Поэтому я поддерживаю решение Министерства культуры о том, чтобы не показывать эту гадкую, антицерковную поделку на российском телевидении и в российском кинопрокате.
Е. Грачева: А между тем уже две недели подряд канал «Культура» показывает повтор Вашего документального сериала «Иисус Христос. Жизнь и учение». Вам известно, сколько людей в этот раз посмотрели сериал? Есть ли цифры? Сколько людей посмотрели в Интернете? В связи с ограничениями наших телеканалов в Youtube где можно вообще посмотреть эти серии тем, кто пропустил их на экране?
Митрополит Иларион: Мне неизвестно, сколько в этот раз посмотрели, потому что цифры подсчитываются задним числом. Мне известно, сколько посмотрели в первый раз — более 12 миллионов на телеканале «Культура» и еще более миллиона посмотрели потом этот сериал на разных площадках в Интернете. В частности, на интернет-портале «Иисус», который мы создали несколько лет назад, этот сериал представлен и его постоянно смотрят.
Е. Грачева: Как Вам кажется, из этих миллионов человек, которые посмотрели сериал, сколько людей — православные, воцерковленные, сколько из них — агностики или атеисты?
Митрополит Иларион: Мне трудно сказать, какое процентное соотношение среди зрителей тех, кто считают себя членами Православной Церкви, а кто себя таковыми не считают. Но даже среди моих знакомых есть люди некрещеные и неверующие, которые, тем не менее, посмотрели этот сериал и, может быть, не стали после этого более верующими, но гораздо больше узнали о жизни Иисуса Христа, чем знали до того.
Вне зависимости от того, верит ли человек в Иисуса Христа как в Бога и Спасителя, как верим мы, православные верующие, или он просто интересуется жизнью и учением Иисуса Христа, это личность, которая всегда к себе притягивает. Она притягивала людей на протяжении всей двухтысячелетней истории, которая прошла с того момента, как Он пришел на землю, был распят и воскрес.
Очень часто люди спрашивают (особенно далекие от Церкви): как можно верить в воскресение Христа? А я хотел бы задать вопрос: а как можно в него не верить? Если вы хотите убедиться в том, что Христос воскрес, вам надо просто прийти на пасхальную службу, когда священник обращается к людям: «Христос Воскресе!» и тысячи, десятки тысяч людей в один голос отвечают: «Воистину Воскресе!» Почему они так говорят? Потому что они на собственном духовном опыте пережили истину Воскресения Христова. Это именно то, чем наполнен для нас пасхальный период, чем наполнен для каждого из нас праздник Святой Пасхи.
Е. Грачева: Владыка, в продолжение того, что Вы говорили, вопрос телезрителя: «Прошу Вас дать пояснения по непонятному мне месту из Евангелия. Для чего так подробно прописана родословная Иисуса Христа, если там же сообщается, что Он рожден от Святого Духа?»
Митрополит Иларион: Иисус Христос как человек был рожден от Святого Духа и Марии Девы. Он был Богочеловеком. У Него была человеческая природа. Для авторов Евангелий было очень важно показать, что Он был полноценным Человеком. Как и у всякого человека, у Него была своя родословная. Он был вписан в определенный ряд людей, которые были его предками. Для авторов Евангелий это имело, в том числе, и богословский смысл, потому что через это подчеркивалось то, что Он не какой-то сверхчеловек, получеловек или недочеловек, но что Он — полноценный Человек, при этом Он и полноценный Бог. То есть в Нем сочетаются эти две природы — Божественная и человеческая, но ни одна из них не уменьшается от сочетания с другой природой.
Е. Грачева: Вопрос: «Периодически встречаю мнение, что Господь Бог наш как любящий Отец не может желать или допустить вечного наказания своему ребенку. Соответственно, вечно претерпевать адские мучения не будет ни одна душа. Как мне кажется, здесь есть расхождение с церковным учением. Помогите разобраться».
Митрополит Иларион: Есть частное богословское мнение о том, что вечные муки не будут вечными: его в III веке высказывал Ориген, в IV веке — святитель Григорий Нисский, а в VII веке его высказывал преподобный Исаак Сирин. Но общецерковное учение заключается в том, что муки грешников будут вечными, и это учение основано на свидетельстве Евангелия, потому что Сам Христос в Своих словах о Страшном суде говорит о праведниках, что они пойдут в жизнь вечную, а о грешниках, что они пойдут в муку вечную.
Почему это не соответствует милосердию Божию? Потому что Господь дал каждому человеку свободу. Не Бог хочет осудить человека на муки, а сам человек осуждает себя на муки. Вы привели в пример одного режиссера, который сделал пакостный фильм о монахинях. Это же не Бог ему приказал такой фильм сделать? Наоборот, он прекрасно знает, что, делая такой фильм, он идет против воли Божией, но ему так хочется, так нравится. Ему хочется нагадить Церкви, оскорбить ее, а Бог не отнимает у него эту свободу. Для таких людей, которые не хотят с Богом в рай, будет существовать ад, где они будут наслаждаться общением с диаволом.
Е. Грачева: Может быть, Пол Верховен покается перед самой смертью?
Митрополит Иларион: Если он покается, тогда для него откроется путь в рай. Как разбойник, который покаялся на кресте, и Господь сказал ему: «днесь будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).
Е. Грачева: Вопрос: «Можно ли крестить ребенка в старообрядческой Церкви? Дело в том, что узнала о своих старообрядческих корнях. Насколько важны и критичны различия между Русской Православной Церковью и старообрядческой Церковью? Или они номинальные?»
Митрополит Иларион: Крестить ребенка надо в той Церкви, в которой ребенок будет воспитываться. Здесь дело не в корнях, а в выборе. Если Вы делаете выбор в пользу старообрядчества, это Ваше право. Если Вы делаете выбор в пользу Русской Православной Церкви, это тоже Ваше право. Я не хотел бы здесь говорить ничего негативного в отношении старообрядчества, но как священнослужитель Русской Православной Церкви, конечно, приглашаю Вас крестить ребенка в Русской Православной Церкви. Но это дело Вашего выбора. Просто Вы должны понимать, что крещение в той или иной церковной общине предполагает, что ребенок будет и расти в этой церковной общине.
Е. Грачева: Вопрос: «Почему в списке библейских книг стоит неправильное, на мой взгляд, название последней книги? Ведь это Апокалипсис Господа Иисуса Христа, а не апостола Иоанна. Апокалипсис принадлежит новозаветному откровению Божию, а апостол Иоанн его только записал».
Митрополит Иларион: Совершенно верно. Апостол Иоанн записал то откровение, которое он имел от Бога. Я должен сказать, что вообще названия библейских книг появились после самих книг, может быть, на два или три столетия позже. Но все-таки, когда, например, мы говорим о книге пророка Исайи, в этой книге описываются те откровения, которые пророк получил от Бога, но книга надписывается именем пророка. Точно так же Иоанн Богослов, хотя он получил откровение от Самого Господа и описал это в своей книге, но поскольку он автор книги, то и книга называется Откровением Иоанна Богослова. Это не значит, что Иоанн Богослов делился какими-то своими откровениями в этой книге. Это значит, что Иоанн Богослов записал то, что он услышал и увидел, и передал это Божественное откровение людям.
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.
Я хотел бы завершить эту передачу словами из второго послания апостола Павла к коринфянам: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:8).
Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь!