Джон Боутрайт От редакции: В истории обращения актера Джона Боутрайта есть ряд спорных моментов, связанных с его личными мистическими переживаниями, воспринимаемыми им как несомненное действие Святого Духа, в то время как Церковь учит крайне осторожно относиться к таким переживаниям. Однако в целом его путь к Православию не только интересен, как и путь любого из нас, но и по-своему показателен для нашего времени.
Начало моего пути к Православию трудно описать словами. Меня часто спрашивают, почему я перешел в Православную Церковь из протестантской традиции. Тогда я начинаю долго и сбивчиво объяснять. Обнаружил, что у многих других тоже есть подобные затруднения. Внутреннюю жизнь сложно описать. Постараюсь сделать это, опираясь на основные этапы своего прихода к православной вере.
Помню, в молодости, посещая маленькую баптистскую церковь в штате Арканзас, я любил ее воскресную школу. Но в какой-то момент начали возникать вопросы или даже беспокойство по поводу баптистского вероучения или, вернее, его ответов на мои вопросы, а у меня их было много. Но это пока были второстепенные проблемы.
Позднее, как и многие студенты колледжа, я перестал посещать богослужения, но не отошел от веры. Затем встал на путь «личного преображения», став очень дисциплинированным через суровое голодание, боевые искусства, поднятие тяжестей, бег и даже небольшую склонность к медитации. В этот период со мной произошел очень неприятный эпизод.
В какой-то момент у меня начали возникать вопросы или даже беспокойство по поводу баптистского вероучения
Не вдаваясь в подробности, скажу, что я был обескуражен тем, что можно назвать только духовной бранью. Навязчивые богохульные мысли стали овладевать мной каждое мгновение. Я не мог ни на чем сосредоточиться, даже думать или рассуждать. Помню тот момент, когда все началось. Я тогда был обычным, наивным и добродушно-веселым парнем. Никак не мог понять, что происходит со мной.
Однажды вечером пошел с друзьями в кино, но не мог сосредоточиться ни на фильме, ни на чем другом, что принесло мне немалое огорчение. Богохульные слова будто намертво застряли у меня в голове. Я ушел без всяких объяснений, бросился домой, упал на колени у кровати и умолял Бога помочь мне. Затем почувствовал, что Святой Дух пронизывает меня насквозь, словно ветер. Все было поразительно реально. Богохульные слова тут же исчезли – сменились слезами умиления, а затем воцарился покой, и я услышал, будто кто-то нежно повторяет имя Господа: «Иисусе, Иисусе, Иисусе». Это было похоже на славословие. Теперь оно напоминает мне то, что я читал о святых ангелах, постоянно возносящих хвалу Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Это было именно так! Постоянно повторяющееся славословие действовало на меня исцеляюще.
В какой-то момент я понял, что сам научился повторять имя Господа. Это был уже не кто-то вне меня, но я сам стал очень охотно его произносить – практически вместе с дыханием.
Перенесемся на много лет вперед. Некоторое время я жил в городе Остин штата Техас. Однажды стоял на тротуаре на территории кампуса Техасского университета и разговаривал с двумя девушками. Вдруг мы услышали звук скользящих шин: девушки замерли, а я обернулся и увидел вылетающий на тротуар автомобиль. В следующий миг я упал от удара на капот и стукнулся головой о лобовое стекло. Машина протащила меня какое-то время, а затем я соскользнул с капота и оказался под ее колесами. Как выяснилось, машина на большой скорости потеряла управление, а за рулем находились пьяный студент колледжа и его друг. К счастью, девушки остались целы и невредимы, а я получил перелом ноги, колена, бедра и сотрясение мозга. Так начался двухлетний восстановительный период, когда я проводил почти все время в своей маленькой квартирке, потеряв все, кроме поддержки любящих друзей.
Как-то в этот период один друг познакомил меня с молитвенной группой при епископальной церкви на территории университетского кампуса. Незадолго до того несчастного случая я начал ходить в методистскую церковь, но, поскольку оба храма близки как территориально, так и по своим практикам, мне это было удобно. Именно практика стала для меня большим утешением в то трудное время. Она повела меня по пути полного послушания Богу, и поскольку я был столь уязвим и слаб, то решил погрузиться в это как можно глубже. Вскоре я начал ощущать неизъяснимое присутствие Божие. Стал искать и читать сочинения западных мистиков: сначала только книги, потому что у меня еще не было интернета. Рад, что все началось с книг, так как это позволило мне лучше сосредоточиться на своих поисках.
Затем однажды ночью мне приснился сон. К тому времени мои сны стали глубоко духовными. Во сне я шел с двумя друзьями по направлению к большой церкви, которую, думаю, мы регулярно посещали. Когда мы подошли к ней, я заметил по соседству, немного в стороне, маленькую церковь, которую раньше не замечал. Мне стало жутко интересно, и я направился к ней. Друзья спросили, куда я иду, и я ответил, что должен посмотреть, что там происходит. Церковь была заполнена наполовину, а священники ходили туда-сюда. Я спросил, что происходит, и кто-то ответил: «Это нескончаемая литургия. Причастие, которое никогда не прекращается».
Я понял, что та маленькая церковь в моем сне символизировала Православную Церковь
Меня поразило, что внутри церковь оказалась намного больше, чем снаружи. Спустя годы, посещая литургию в соборе святой Софии Константинопольского Патриархата в Лос-Анджелесе (где меня приняли в Православие), я вспомнил сон, который оказал на меня такое воздействие, и понял, что маленькая церковь во сне символизировала Православную Церковь, а, может быть, сам соборный храм святой Софии, хотя он довольно большой.
Просматривая в книжной лавке стеллаж с уцененной литературой, я нашел книгу «В духе радости», написанную братией Нового Скита (находится в США. – Прим. пер.). Книга меня очень увлекла. В ней использовался литературный прием «"искатель истины приходит в монастырь». В православный монастырь. Я прочел книгу по крайней мере дважды. Книга была созвучна тому созерцательному настроению, что развилось в моей душе и от которого я уже не мог отказаться – да и не желал.
Затем последовали все новые и новые книги и статьи. Вскоре, когда я гостил у моей сестры и ее семьи в штате Вирджиния, шурин подарил мне экземпляр «Православного пути» митрополита Каллиста (Уэра). Поскольку я ездил в Вирджинию со своим братом и его невестой, я смог прочитать книгу на обратном пути, сидя на заднем сиденье, за один присест. Я знал, что это и есть истинная вера! Это рождало во мне одновременно тревогу и утешение.
Мое чтение и поиски продолжались несколько месяцев, пока я, наконец, не решился посетить православный храм. К тому времени у меня уже был интернет, и я нашел русскую церковь на юге Остина[1]. Была суббота, и вечером у них планировалась служба. В гипсе и с тростью в руке я проковылял два квартала до автобусной остановки.
Маленькая церковь была похожа на бревенчатый домик. Войдя в нее, я был поражен благоуханием ладана и иконами. Милейший монах с большим вниманием отнесся к моим вопросам, пригласил присесть и поговорить. В то время настоятель был за городом и спешил обратно, чтобы отслужить вечерню, но что-то его задержало, и служба не состоялась. Поэтому мы с монахом разговаривали долго. Он дал мне почитать свой экземпляр книги «Рассказы странника духовному своему отцу», и я ушел, поблагодарив его и пообещав вернуть книгу в течение недели.
Пока я шел, спотыкаясь в темноте, чувствовал себя истощенным и был взволнован. Нога болела и, тяжело дыша, я вслух проговорил: «Ни за что на свете не буду читать Иисусову молитву десять или двадцать тысяч раз в день!» – хотя уже повторял Святое Имя Иисуса бесчисленное количество раз ежедневно.
Через неделю или две еще раз пришел на службу в храм, чтобы вернуть книгу монаху. Отец Айдан[2] был крайне внимателен ко мне во время богослужения, кратко разъяснил некоторые вещи и в конце помазал меня святым елеем. Помазание оказало на меня благотворное воздействие. То ли он, то ли другой священник дал мне домой несколько церковных программок с напечатанными краткими текстами служб и иконками.
Придя домой, я положил программки на стол, сосредоточив внимание на иконах: преклонил перед ними колена и помолился, чтобы Господь руководил мной. В сердце снова появилось теплое присутствие Святого Духа. Я знал, что Дух говорит мне, что я на правильном пути. Но меня это очень беспокоило, потому что я не хотел становиться строгим православным христианином и «фанатичным религиозным парнем», каковыми, как мне думалось, являются все православные христиане.
Меня все более беспокоило, что протестантские церкви поддаются внешнему культурному воздействию и становятся все более разобщенными
К этому времени меня все более беспокоило, что протестантские церкви поддаются внешнему культурному воздействию и становятся все более разобщенными. Постепенно я начал понимать, что, возможно, Бог призывает меня продолжать двигаться вперед, и это может означать только одно – обретение древней веры.
Я был уверен, что вера, описанная митрополитом Каллистом, и есть истинная вера. Но мне также пришла мысль: «Разве Римско-католическая церковь не является истинной древней Церковью?» Я записался на курс RCIA[3] в местной католической церкви. Мне понравилось, но были определенные моменты, с которыми я не мог согласиться, например догмат о непогрешимости папы. Наконец, за несколько дней до того, как нас должны были принять в Католическую церковь, у меня появилась долгожданная работа – мне предложили сниматься в фильмах. Итак, я должен был решить, устроиться ли на столь необходимую работу или стать членом Католической церкви. Какой ответственный выбор! К тому времени я полностью восстановился физически, но мне нужно было заново строить свою жизнь. Казалось, что Бог все устраивает для меня так, как мне нужно. Итак, я выбрал работу, не будучи на 100% уверенным в католическом вероучении.
По-прежнему был в поиске; ходил в методистскую церковь. Стоял у развилки разделившейся древней Церкви. Кто от кого отделился? Я попросту не мог сообразить, чья версия была правдивой. И в определенный момент понял, что надо разобраться, что же было добавлено или удалено из Символа веры, потому что это лучший показатель, которым я смогу воспользоваться, чтобы с определенностью показать самому себе, где же тут ошибка, и, решив это, продолжить движение вперед.
Я хотел вернуться в Лос-Анджелес через год, и в течение этого года постановил сделать, наконец, решительный шаг и сразу после переезда перейти в Православие. В результате всех моих исследований и практики я испытывал столь сильную «смену парадигмы», что вдруг понял, что достиг цели. Все еще с удовольствием ходил попеременно на католические и методистские службы, но уже осознал полноту и бесконечную глубину Православия.
Достоевский сказал, что «Красота спасет мир» – и Православная Церковь вполне воплотила в себе его слова. Эту веру и опыт я не был в состоянии полностью постичь, а мог быть только внутри них.
Я перешел в Православие 1 апреля 2010 года в греческом православном соборе святой Софии в Лос-Анджелесе. День смеха! Это случилось благодаря отцу Гавриилу-Аллану Бойду (он, как и я, бывший протестант и уроженец южных штатов). Он направлял меня на моем пути и определил, что я готов, словами: «Давай помажем тебя святым миро».
Отец Иоанн Бакас, настоятель собора святой Софии, тоже оказал на меня большое влияние и стал примером для подражания, особенно после того, как отца Гавриила-Аллана перевели на другой приход.
В Православной Церкви я нашел твердо укорененную веру, которая объемлет таинство. Нашел общение со святыми, которые для меня совершенно реальны; нашел любовь к Божией Матери, незнакомую мне прежде. Теперь я понимаю, что нахожусь на пути древнем и проторенном, оснащенном многими указателями. Встал ли я на этот путь самостоятельно или был выведен на него?
Возможно, отчасти и то, и другое.