Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодняшнее евангельское повествование, как всегда, имеет непосредственное отношение к жизни каждого христианина. Всякий раз, когда мы слышим Евангельское чтение, мы прилагаем всё там происходящее, все слова, которые говорит Христос, к нашей жизни – в этом тайна Евангелия. И всякий раз, когда мы это слышим, мы слышим как будто первый раз, как-то по-новому, и даже удивляемся, думаем: вот как это так, вроде бы я уже читал, может быть, сорок раз это место, или слышал, и всякий раз оно звучит как что-то новое, что-то важное для нашей жизни.
Сегодня мы слышали историю известную о том, как Христос исцелил человека, лежавшего 38 лет у купели и не имевшего возможности исцелиться. Христос увидел этого человека у Овчей купели, узнал от него, кто он и почему он здесь лежит. Тот сообщил Христу, что нет человека, который бы опустил его в купель, чтобы он исцелился, и его всегда опережают другие больные. Это чудо, которое ежегодно здесь происходит, проходит мимо этого человека.
Господь исцелил этого немощного человека, у которого уже не было никакой надежды на спасение. Конечно, в этом событии мы видим то, что Христос способен исцелить все наши грехи, всё наше расслабление и болезнь. Только Он и есть настоящий врач, перед Которым законы этого мира ничто, Он выше этих законов. Но тот же самый Христос, который исцелил расслабленного, потом встретил его в храме. Так вот, этот исцеленный встретил Христа в Храме и сказал ему очень важные слова, на которых сегодня хотелось бы особое внимание остановить. Он говорит ему: «Не делай больше так, как ты делал раньше, не греши. Смотри, не греши. Ты исцелен, но не греши больше, чтобы с тобой не случилось еще более тяжелое что-то, еще горше». Как это всем нам знакомые, просто люди, даже неверующие, наши близкие, такие вещи нам часто говорят. Действительно, это непреложный такой закон существует. Люди забывают о нем, верят в него или не верят. Но и правда так происходит, что нельзя бесконечно искушать Господа. Его любовь безгранична, но все-таки есть какая-то мера. Ведь именно тот же человек, который был исцелен Христом, услышал эти слова. То есть Христос, Который исцеляет нас, Который был распят за нас, Который пришел в этот мир и Который Воскрес, Который заповедал нам пить Свою Кровь и есть Свою Плоть, тот же Самый Христос говорит нам: «Не греши больше, чтобы с тобой не случилось еще худшее». Это слова предостережения, и они не просто так были произнесены. И мы живя, убеждаемся из раза в раз, что это действительно действует, что это закон, который в этом мире непреложно действует. Да, может быть, не сразу. Да, может быть, не всякий раз, то есть не сразу вот человек сначала покаялся, а потом пошел грешить и ему кирпич сразу на голову «хлоп». Да, не так. Но проходит какое-то время и если человек пренебрегает любовью и милосердием Божиим, если он хулит свои поведением, своей жизнью, плюет на то, что Христос пришел и распялся ради его спасения, то человека такого ждет неминуемая расплата. Мы просто часто не связываем одно с другим, но всякий смиренномудренный человек он же видит, он же понимает, что происходит с ближним и с ним самим. Но потом проходит десятилетие, и он говорит: «Да, вот потому что я так поступил, когда Господь мне дал возможность исправиться, жить как-то чисто, а я опять стал грешить, и вот такое последствие». Часто это бывает, что с детьми что-то начинает происходить, с ближними, с делом, которым занимался человек. Он думает: «Здесь я согрешил, никто не увидел», а потом с другого угла его жизни все начинает рушиться. Вот эти страшные слова, очень важные, которые Господь говорит, они и к нашей сегодняшней жизни имеют самое непосредственное отношение.
Дело не только в том, что мы, конечно, все расслабленные и каждый раз в Неделю о расслабленном мы об этом вспоминаем, и вокруг этого целые размышления, какие-то добрый благочестивые шутки, но дело в том, что слишком часто мы начинаем снова грешить и совершать страшные поступки, совершенно забывая о том, что Господь нас предупредил, тот же самый Господь, Который нас любит, Который нас исцеляет, Он предупреждает: «Не делайте так, потому что с вами будет худшее».
Вот мы сейчас живем, и какая-то волна идет одного за другим, испытаний, событий, которые меняют всю нашу жизнь, к которой мы привыкли; этот образ жизни, который, наверное, последние лет 15–20 существовал, он вдруг пошатнулся. Все рушится, мы продолжаем надеяться, что сейчас вот это пройдет и всё будет было. Нет, уже так не будет. Будет совсем все по-другому. И Господь, Который нас не оставляет, Он всякий раз нам стучится в наше сердце и зовет нас к покаянию, к исправлению. Мы понимаем это, но мы говорим себе: «Да, вот Господь хочет от нас, чтобы мы были другими, но мы хотим жить так же, как мы жили раньше», – и тогда Господь начинает уже не просто каким-то дуновением ветра стучаться в наши сердца, тогда уже начинается гроза, буря, тогда уже дубинами в наши окна стучатся, чтобы мы проснулись, чтобы мы поняли, что нельзя бесконечно искушать Господа, и нельзя делать вещи, к которым мы привыкли, и нельзя допускать, чтобы в нашем Отечестве происходили вещи такие.
Помните, как недавно была эта болезнь? И сейчас неважно, что это было на самом деле, всё равно это была некая болезнь всего нашего общества. Если бы ее не было, не умирали бы священники в таком количестве, а, действительно, их очень много умерло. И вот Господь послал нам такое испытание. А что мы сказали и что мы услышали? Мы сказали о том, что надо покаяться, надо измениться, надо стать другими людьми – настоящими, святыми. Или мы стали говорить о том, как избежать того или другого при помощи каких-то средств. Что поселилось в нашем сердце? Ведь в сердцах очень многих людей за эти пару лет поселился страх, люди перестали приходить причащаться. Есть такие люди, которые десятилетиями причащались, потом смотришь – нет человека, и встречаешь его на бульваре и говоришь: «А что случилось? Вот уже всё, уже можно», а они боятся. И таких людей немало.
И вот можно подумать и о том, что, может быть, Господь послал нам одно испытание, а мы не поняли, мы не услышали, мы не изменились, и мы сами не сказали: «Господи, это нам вот за это и за это». Мы просто дождались того, когда нам сказали: «Ну, теперь можно опять», и вот Господь опять посылает испытание, еще более сильное. И опять гибнут священники, и опять разрушаются храмы, и опять люди в смятении, кровь льется. Может быть, это потому, что мы не поняли, что нельзя совершать такие вещи, к которым мы привыкли. Нельзя в Кремле человеку в перьях плясать на Кресте! Нельзя. Такого не может быть! На Святой Руси такое недопустимо! И мы не можем просто сказать: «Ну, вот знаете» и забыть. Нет. Господь может со всех нас спросить очень жестко. Он скажет: «Я вас исцелил, Я ради вас страдал на Кресте, Я кровь Свою пролил ради вас, Я Тело Свое и Кровь даю вам пищей, а вы такое богохульство допускаете». И какие могут последствия быть? Какие могут быть испытания? Сейчас многие люди, духовно одаренные, они же видят, они же связывают одно с другим, вот эти военные события. Люди же говорят, что началось с того, что сначала было богохульство, там кресты спилили, здесь хулили, там разрушали Церковь, издевались над ней просто. И мудрые пастыри, они так и говорят, когда их спрашивают: «Кто же виноват?» От них хотят услышать: «Виноват этот или тот», а они говорят: «Ну мы тоже все виноваты, потому что мы допускали такое». Поэтому, дорогие братья и сестры, сегодняшнее евангельское чтение должно для нас стать еще одним напоминанием о том, что всё, что мы делаем и как мы поступаем, может иметь очень серьезные последствия, иначе бы Господь этому исцеленному так не сказал: «Не греши больше, чтобы с тобой не было чего худшего». Тело и Кровь Христова – это великое благо, это тайна, это такое достояние, которого нет ни у кого, и Крест Господень – это величайшая святыня. Мы должны это помнить всегда и никогда не допускать, чтобы наша жизнь, наши грехи оскорбляли Христа, чтобы не случилось с нами чего худшего. Аминь.