Отец Никодим, поздравляю Вас и братию обители с состоявшимся 15 мая освящением митрополитом Ярославским и Ростовским Вадимом нового помещения музея Спасо-Афанасиевского мужского монастыря. Это событие фактически знаменует открытие музея для широкого круга посетителей. Расскажите, пожалуйста, как возник замысел создания монастырской экспозиции?
Вы правы в том, что музей действительно возник ещё при Кирилло-Афанасиевском монастыре. Наш монастырь основан в 1615 году. В 2015 году, когда праздновалось его 400-летие, тогдашний настоятель игумен Федор (Казанов), ныне – митрополит Волгоградский и Камышинский, – создал первый музей. Меня самого тогда здесь еще не было. Экспозицию помогали делать, в частности, сотрудники музеев города Ярославля. Она была невелика, но содержательна. К юбилею ее торжественно открыл митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. С этого и началось музейное дело в обители.
В 2016 году я стал настоятелем. Идея создания музея мне тоже была близка, потихонечку начали наше собрание расширять. В процессе было сделано много интересных находок. Например, полностью скопировали все хранящиеся в архивах Ярославской области архивные документы, связанные с нашим монастырем. Благодаря этому открылся огромный пласт информации по бывшим настоятелям, по новомученикам, которых у нас пятеро. Возможно есть и другие, но пока выявили только пятерых. Затем началась масштабная реставрация монастырских зданий. В процессе этой реставрации мы тоже кое-что нашли, особенно разгребая горы строительного мусора на территории. В них отыскалась масса разных артефактов, которые вошли в музейное собрание.
К 2018 году – десятилетию возобновления обители – у нас уже сформировалась большая коллекция. Но помещения, где она тогда хранилась, были невелики и уже очень тесны. После реставрации двух келий, расположенных под храмом святителей Афанасия и Кирилла, все экспонаты переместили туда. Конечно, самое главное то, что мы в этот период нашли в музейных запасниках чудотворную икону Спасителя, которая положила начало основанию нашего монастыря. Связанные с этим предметы составили отдельный раздел экспозиции.
Как это произошло? Музейные работники не знали о её существовании в фондах?
До революции ярославский образ Спаса Нерукотворного был очень известен. Трехсотлетие его явления в городе Ярославле, ознаменовавшего избавление от моровой язвы ополчения Минина и Пожарского, отмечалось масштабными торжествами. Этот день 24 мая (6 июня по новому стилю) государем Николаем II был объявлен неприсутственным, выходным. И в 1912 году вся Российская империя работала «на благо капитализма», а Ярославль отдыхал и праздновал. В следующем году, когда отмечалось 300-летие Дома Романовых, император с семьей посетил Ярославль, осмотрел Спасо-Пробоинский храм, в котором пребывала святыня, и молился перед ней, ведь ярославское чудо во многом содействовало окончанию Смуты и воцарению династии Романовых.
В двадцатые годы икона пропала. Точнее, никто не знал, где она. Со списками, многие из которых датированы XVIII веком, музейные специалисты неоднократно имели дело. Но, у них сложилось четкое убеждение, которое даже зафиксировано в научной литературе, что подлинник иконы был утрачен.
Несмотря на это мнение искусствоведов, в том числе и ярославских, мы начали ее поиски. Искали везде, потому что из Ярославля вывозилось очень много древних икон в разные музеи, в том числе и за рубеж. «Прошерстили» все архивы: и московские, и питерские, и ярославские. Новая находка ждала в одном ведомственном архиве – сейчас эта организация называется ОАО «Ярреставрация», но история его восходит к Центральным государственным реставрационным мастерским, созданным в 20-е годы XX века И.Э. Грабарем. Оказалось, в архиве ярославского отделения Центра Грабаря хранится протокол, составленный и подписанный Николаем Ивановичем Брягиным – известным реставратором и иконописцем, к которому эта икона попала в 1930 году. Он ее очень подробно описал, причем и личную, и тыльную часть, указал подробности дефектов и утрат, а икона – древняя, утраты там были. Брагин засвидетельствовал, что эта икона – подлинник. В 1930 году он сделал частичное раскрытие, написав в протоколе, что дальнейшая реставрация иконы требует очень большого количества времени и трудов, а сейчас этим заниматься как бы некогда. Почему он так сделал? Потому что, в основном, мастерские Грабаря занимались, будем так говорить, предпродажной подготовкой. Иконы замечательно реставрировали, а затем большинство из них отправлялось за рубеж, на разные выставки. И оттуда наши святыни зачастую уже не возвращались. Есть такая книга-исследование «Небесная голубизна ангельских одежд», в которой подробно описывается как это происходило. Думаю, что Брагин, как профессионал, осознавая все это, совершил личный подвиг, спасая ярославский чудотворный образ.
Подписанный им протокол мы нашли в 2017 году и, к своей радости, поняли, что икона в 1930 году еще была цела. Куда могли ее отправить неотреставрированную? Только в музейные запасники. Итогом следующего этапа поисков стала библиографическая редкость – каталог 1964 года, изданный Ярославо-Ростовским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, которого уже не существует. В этом каталоге, который я купил на интернет-аукционе всего за 800 рублей, была упомянута хранящаяся в запасном фонде «икона Спаса нерукотворного Спасо-Пробоинской церкви XVI века».
Поскольку музей был реорганизован, его фонды разделили на три части. Одна часть – в музее «Ростовский Кремль», другая – в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, третья – в Ярославском художественном музее. У нас были точные данные о размерах подлинника чудотворной иконы и, ориентируясь на них, мы начали искать в фондах всех этих музеев. В ростовском музее такой иконы не оказалось, в ярославском музее-заповеднике много икон Спаса, но не подходят либо век, либо геометрия. Наконец, оказалось, что в Ярославском художественном музее есть икона, подходящего века и размера. И вот 8 марта 2018 года я позвонил заведующей отделом древнерусской живописи Виктории Викторовне Горшковой со словами: «Я вас поздравляю, Виктория Викторовна». Она говорит: «Ну что вы, я не отмечаю 8 марта!» Я продолжаю: «Мы нашли икону Спаса».
– Быть такого не может! Где?
– Только вы со стула не падайте, – говорю я, – у вас в музее…
Конечно же, как профессионал, она знала этот каталог. Выяснилось, что в музейных описях произошла какая-то путаница, под одним номером числились две похожих иконы, а поскольку наш образ 88 лет никто не реставрировал и ни на какие выставки не вывозил, то он совершенно спокойно все это время лежал в запасниках.
13 марта 2018 года икону достали из запасников в присутствии митрополита Ярославского и Ростовского – тогда еще им был владыка Пантелеймон, и губернатора Дмитрия Миронова. Музейщики осторожно раскрыли профилактические заклейки. У нас имелась дореволюционная фотография, на которой хорошо был виден очевидный дефект: основа иконы состоит из двух досок, одна из которых немного смещена, получается своего рода ступенька. Ту же самую ступеньку мы увидели в оригинале. Музейщики уперлись, говорят: «нет, мы ничему не верим, надо отдавать на экспертизу, но экспертиза будет дорого стоить». И тут в диалог вступил губернатор, который понял, что мы стоим на пороге грандиозного чуда. Еще бы! При нем обрели икону, которую держали в руках Минин и Пожарский, которая спасла город Ярославль и народное ополчение от моровой язвы, что фактически помогло спасти Россию. Он категорично заявил: «Отдавайте на экспертизу! Сколько будет стоить – не важно, это не ваши проблемы!».
Экспертизу проводили в ГОСНИИР. Около полугода ее проверяли, провели много исследований и доказали, что это икона точно XVI века, не список, а оригинал. Одним словом, та самая. Музейное сообщество было потрясено.
На средства губернатора провели реставрацию, завершившуюся в 2021 году. Специалисты ГОСНИИР подошли к делу очень основательно и скрупулезно, для обсуждения тактики работы несколько раз собирали коллегии из представителей разных музеев и реставрационных центров. В январе 2021 года икона Спаса была возвращена в художественный музей Ярославля. За это время в монастыре отреставрировали один из храмов, приобрели специальный киот с поддержанием температурно-влажностного режима. В апреле 2021 года в присутствии министра культуры Российской Федерации чудотворную икону Спаса Нерукотворного торжественным образом передали в нашу обитель на бессрочное хранение.
Документы и фотографии, связанные с возвращением иконы в монастырь, тоже выставлены в музее?
Да. И тот самый каталог 1964 года, и протоколы Н. И. Брягина, и фотография с церемонии открытия иконы в 2018 году. Подробно отражен каждый этап обретения святыни.
В целом, экспозиция посвящена именно истории монастыря?
Конечно, причем включая даже самые последние по времени события. Раньше наш монастырь назывался Кирилло-Афанасиевским, а сейчас переименован в Спасо-Афанасиевский. Это произошло после того, как нам передали икону. Владыка митрополит Вадим послал Святейшему Патриарху Кириллу подробное описание произошедшего обретения иконы и на июньском заседании Священного Синода 2021 года было решено включить празднование явления образа Спаса Нерукотворного в городе Ярославле 24 мая (6 июня н.ст.) в общецерковный месяцеслов. Раньше такого всероссийского празднования не было. Это определенная и важная веха в нашей церковной истории. Копии решения Синода тоже есть в музее.
Как предполагается организовать экспозиционно-выставочную работу этого музея? Посещение будет свободным?
Мы сейчас решаем этот вопрос. В монастырь заходят многие ярославцы и гости города, потому что на территории в 2019 году установлен памятник Минину и Пожарскому. Это событие, в общем-то, тоже не рядовое, потому что они были основателями Спасо-Пробоинского храма, построенного специально для чудотворной иконы. Вожди народного ополчения основали храм, фактически вдвоем, и это уникальный случай. Место для установки памятника выбирали сами ярославцы, всенародным голосованием. К этому памятнику приходит огромное количество групп, именно туристических. С некоторыми экскурсоводами у нас уже завязались дружеские отношения. Сейчас планируем предоставить этим группам возможность увидеть экспозицию. Пока нет возможности сделать посещение музея свободным, открывать его ежедневно, скажем с 8 до 17 часов. Да и проводить экскурсии – функция не совсем монастырская. Мы хотим, чтобы этим занимались профессионалы, волонтеры, потому что отвлекать братию на это совершенно неправильно.
На территории монастыря уже установлен информационный стенд, где имеется много сведений о нашей обители. Он так н называется – «Окна в историю». Другой вопрос, что это просто стенд, а здесь, в музее, хранятся реальные артефакты. Конечно, это совсем иное по ощущениям погружение в прошлое.
Какие еще музейные экспонаты, на ваш взгляд, особенно примечательны?
Самый интересный период для меня – XX век, все то, что связано с историей гонений на Русскую Православную Церковь. К нам приходят люди, которые приносят оставшиеся от бабушек, переписанные от руки молитвословы, помянники. Однажды принесли даже одну, от руки переписанную книжку про Афон, с ошибками грамматическими, с простенькими, вручную созданными картинками. Эти экспонаты – рукописный богослужебный устав, раскрашенные вручную фотографические иконы, перед которыми верующие молились, – глубоко трогательны. Они показывают, как люди сохраняли веру вопреки государственной пропаганде. Мы чествуем подвиг Новомучеников – священников и монахов, а ведь были обычные люди, в глубине сердца пронесшие веру во Христа через годы гонений, сумевшие передать ее новому поколению. Вот это свидетельство о народной живое вере для меня – самое ценное. Надеюсь, что для многих людей знакомство с нашими музейными экспонатами будет настоящим откровением.