Протоиерей Философ Орнатский Божия правда воспринимается верующими людьми как одна из высших духовных ценностей. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6). Для православных христиан правда, о которой Господь сказал в Своей Нагорной проповеди, не является абстрактным понятием. Правда – это Христос, и только «алчущие и жаждущие», не уклоняющиеся от Бога, – насытятся, то есть спасутся.
А много ли среди нас «алчущих и жаждущих правды»?! Легко рассуждать о Божией правде, когда ничто не угрожает жизни твоей, труднее – когда Церковь Христова подвергается жестоким гонениям.
«Нужно сильное потрясение, чтобы пробудить спящую совесть; чтобы разбудить грешника, спящего греховною смертию, надо раскрыть его ослепшие сердечные очи, которые не видят всего множества грехов и всей строгости правды Божией, которая будет по смерти судить его. О, подай же нам, Господи, алчбу и жажду правды здесь, чтобы посредством искреннего покаяния отринуть всякую неправду и предотвратить страшный и праведный суд Твой!» – сказал Иоанн Кронштадтский.
Жизнь и смерть священномученика Философа Николаевича Орнатского, память которого празднует Православная церковь 13 июня, – это подвиг исповеднического стояния за Церковь и за Христа.
И об этом воине Христовом хотелось бы вспомнить именно сейчас, когда в тяжкие минуты испытаний для Святой Церкви наш нравственный выбор решит нашу участь в вечности.
Жаждущий Правды
Когда в семье сельского священника Новгородской губернии из рода Орнатских, потомственных слуг Божьих, родился мальчик, то нарекли его «странным» для селян именем – Философ. Так отец ребёнка выразил своё благоговение перед святыми отцами древности, которые отстаивали учение Христа перед язычниками.
Обилие благих дел, совершенных пастырем, может показаться неправдоподобно огромным
Философ пошёл по отеческим стопам: окончив Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, он принял священство и служил настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» до тех пор, пока от духовенства не был избран в Санкт-Петербургскую городскую думу. Взяв на себя попечение о неимущих, он организовывал ночлежки для бедных, приюты для детей-сирот и инвалидов, больницы для неимущих и богадельни для престарелых людей. При этом успевал курировать и строительство храмов в Санкт-Петербурге. Стараниями неутомимого пастыря в тогдашней столице Российской Империи и её окрестностях было возведено 12 благолепных храмов и устроены при них духовно-просветительные центры с различными благотворительными учреждениями. Обилие благих дел, совершенных пастырем во имя любви к Господу, может показаться неправдоподобно огромным, однако о них есть подтверждение в архивных документах. И все эти начинания на благо Церкви благословлял святой праведный Иоанн Кронштадтский, чьим духовным сыном Философ Николаевич Орнатский был почти 20 лет.
Тысячи людей, искренне ищущих спасения, находили у о. Философа духовное окормление
1894 год… Всё сильнее и сильнее расшатывались религиозно-нравственные основы русского общества, всё большую популярность набирали идеи большевизма, которые отец Философ считал губительными. Не в силах молчать, он открыто обратился к петербуржцам:
«Смотрите: вот, жизнь христианская расшатывается в самых её устоях. Религия и вера объявляются отжившими свой век, на место Бога люди ставят человечество и служением ему хотят заменить служение Богу. Мир духовный объявляется несуществующим, и ангелы добрые и злые, о которых прямо и решительно свидетельствует Святое Писание, признаются только нашими понятиями о добром и злом... Находятся люди, которые брак не признают союзом нравственным, заключаемым для обоюдного спасения мужа и жены и христианского воспитания детей, но обращают в простую сделку ради чувственных наслаждений и выгоды... В то время как мы спали духовно, устремляясь кто на село своё, кто на куплю свою, враг рода человеческого уловлял в свои сети простодушных и, указывая им на наши слабости, распалял их ненавистью к нам. И вот мы стоим лицом к лицу с врагом, который через наших же пленённых грехом собратий наносит нам раны. Нам предстоит борьба подлинная – не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12)».
С началом Первой мировой войны отец Философ, отдав свой дом под лазарет для раненых солдат, перебрался с семьёй в небольшую казённую квартирку. Жили очень скромно. Отцу семейства приходилось давать даже частные уроки, чтобы прокормить жену и десятерых детей. К этому времени он был уже настоятелем Казанского собора – тысячи людей, искренне ищущих спасения, находили у о. Философа духовное окормление.
1917-й…
Отец Философ Орнатский в кругу семьи Революционный хаос, обрушившийся на страну, вызвал раздор в Православной Церкви: одни ратовали за обновление и «демократию», другие призывали защищать Христову Правду.
Вывернув наизнанку представление о правде, новая власть присвоила на неё монополию. Высшим проявлением «правдивости» стали считаться доносы на инакомыслящих, а сопротивлявшихся «революционной правде» станут называть «врагами народа» и массово расстреливать. Наследие такой «правды» повлияет впоследствии на целое поколение людей, приступивших после революционного переворота к строительству «светлого будущего», в котором не было места для Бога.
Перед каждым человеком той эпохи стал нравственный выбор: какую «правду» защищать?!
По благословению Патриарха Тихона, 24 января 1918 года, протоиерей Философ Орнатский выступил на Поместном Соборе с докладом о попытке захвата большевиками Александро-Невской лавры в Петрограде и предложил провести большой крестный ход. Осознавая, что «большевистская правда» – это террор на государственном уровне, и помня, как совсем недавно он сам служил панихиду в Казанском соборе по жестоко убиенному протоиерею Иоанну Кочурову, открывшему своей страстотерпческой кончиной сонм новомучеников российских XX века, Орнатский смело и открыто заявил:
«Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами. Мы терпели, но терпеть далее невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души – Святая Церковь... На сознательное мученичество идти не следует, но если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать. Крестные ходы докажут всем, что верующий народ объединяется. Духовенству надо проповедовать народу не по праздникам только, а всегда и везде, где можно! Все должны говорить, что необходимо защищать святую веру!<…> Пора духовенству объединиться с народом. Если лавра получила защиту, это защитил её народ. Если отвоюем Церковь, это сделаем при содействии народа...».
В августе 1918 года священник Философ Орнатский и два его сына – Николай (военный врач, 32 года) и Борис (штабс-капитан артиллерии, 31 год) – были арестованы. Предположительно, 30 октября 1918 года – расстреляны. Тела их были сброшены в Финский залив.
Валерий Филимонов, автор книг о мученической кончине Философа Орнатского, описывая его последний путь к месту казни, отметил, что священник явил собою достойный образец воина Христова, который был готов за Правду принять смерть.
Священник явил собою достойный образец воина Христова, который был готов за Правду принять смерть
Стараясь утешить взволнованных сомучеников (их было около 30 человек), отец Философ кротко сказал перед расстрелом: «Ничего, ко Господу идём. Вот, примите моё пастырское благословение и послушайте святые молитвы». Когда палачи цинично спросили: «Кого расстрелять сначала – тебя или сыновей?» – «Сыновей!» – последовал ответ. И… пока убивали Николая и Бориса, отец их, встав на колени, горячо молился об упокоении их душ – читал отходную.
Эта трагичная картина так потрясла красноармейцев, что взвод отказался стрелять в коленопреклонённого священника. Отказались стрелять и китайские солдаты. И тогда молодой комиссар сам подошёл к священнику и выстрелил в него из револьвера в упор.
Чтобы обрести Небо, надо научиться бесстрашно защищать Правду Христову на земле – Небо начинается с земли!
Иеромонах Роман (Матюшин), потрясённый стойкостью духа и подвигом веры боголюбцев, написал стихотворение, в котором осталась негасимым светом Божия Правда, подарившая мученикам бессмертие.
«За веру в Бога – пуля в лоб».
Судом постыдным осудили:
За веру в Бога – пуля в лоб.
И палачи ещё шутили:
– Кого сначала шлёпнуть, поп?
Решай, как скажешь, так и будет,
Тебя или сынов твоих?
– Спасибо и на этом, люди.
Меня – потом, сначала – их.
Не бойтесь, детки, смерть мгновенна,
Я отправляю вас к Христу,
Кончина за Него блаженна,
А я за вами вслед приду.
И грянул залп, и был он меток,
Упали молча сыновья.
Отец отпел себя и деток:
– Ну вот, теперь готов и я.
За землю нечего держаться –
Господь венцы благословил.
О, треблаженные страдальцы!
О, высота святой Любви!