Впервые в истории Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид совершил Литургию на континенте — это произошло 25 июня 2022 года в Каире. После своей поездки в Египет 24-28 июня глава Патриаршего экзархата Африки рассказал ТАСС о некоторых итогах визита, поделился своим мнением по поводу жестоких гонений на христиан в Африке, масштабных санкций Запада против России, попыток «отменить» русскую культуру и решений Собора Украинской Православной Церкви о ее «полной независимости».
— Владыка Леонид, каковы итоги вашей поездки в Египет — насколько плодотворным получился визит, удалось ли достичь каких-то договоренностей? И может быть, что-то осталось за кадром, о чем не узнали и что не передали журналисты?
— За кадром всегда остаются многие вопросы, которые скрыты от глаз читателя, зрителя, по одной простой причине, что есть ряд договоренностей, которые требуют доработок, дополнительных состыковок, каких-то шлифовок и, в конце концов, утверждения Священноначалия. Работа экзарха — максимально отработать на всех направлениях, по фактам, доложить это Патриарху, и он уже будет принимать решение.
Касательно итогов поездки — удалось достичь, на мой взгляд, многого. Это и выделение Коптской Церковью подворья для нужд Африканского экзархата Русской Православной Церкви, и понимание дальнейших шагов для получения регистрации Северо-Африканской епархии Африканского экзархата. Это и наброски по дальнейшему треку — строительству административно-духовного центра Русской Православной Церкви в Новом Каире, и многое другое.
Мною была совершена первая Литургия в качестве экзарха на территории Африканского континента — в прекрасном храме, освященном в честь великого подвижника благочестия великомученика Мины. И если свои административно-политические визиты в статусе экзарха я начал с Республики Уганды, то духовное и литургическое присутствие я начинаю именно с Каира, совершив здесь первую Божественную литургию. Это исторический момент для Русской Православной Церкви.
Напомню, что впервые в истории России и Русской Православной Церкви 29 декабря 2021 года был образован Патриарший экзархат Африки, который на сегодняшний день покрывает своим омофором все 54 страны Африканского континента.
— Во время вашей встречи с главой Центрального управления Высшего совета по исламским делам шейхом Нуреддином Канави он представил вам и делегации Русской Церкви несколько исламских брошюр, переведенных на русский язык. В их числе книги по актуальным темам — «Заблуждения террористов и их опровержение», «Некоторые понятия должны быть исправлены в борьбе с экстремизмом», «Защита церквей в исламе». Насколько я понял, египетская сторона просила какого-то содействия в бесплатном распространении этой литературы среди мусульманской уммы России?
— Они предложили свое содействие. Предложение от Министерства вакуфов (религиозного имущества — прим. ТАСС) Египта заключалось в том, что если у нас есть нужда в распространении той или иной литературы, которая является канонической с точки зрения традиционного ислама, которая прошла определенный предпросмотр и не несет в себе никаких угроз, то они могут предоставить ее со своей стороны.
Но я думаю, здесь лучше, если подключится наша церковная комиссия, которая занимается взаимодействием с исламом, и она уже состыкует эти вопросы с российским муфтиятом.
— А в целом какие впечатления о Египте? Насколько серьезное давление оказывается сейчас на эту страну со стороны Запада, имея в виду и то, что изначально планировалось и что получилось в итоге вашего визита?
— Особого, явного давления мы не ощущаем. Но, тем не менее, «за кадром», конечно, этот дух сквозит, он есть. Это выразилось, в частности, в том, что гамма встреч, может быть, была бы шире, хотя, в общем-то, мы свои цели и поставленные задачи реализовали на 100%. Для первого такого «входа» на северо-африканском направлении, я считаю, этого достаточно. Мы получили много информации, которую готовы сейчас отработать и доложить Священному Синоду и Патриарху, чтобы продолжать двигаться дальше.
— Известно, что в ряде африканских стран ведутся жестокие гонения на христиан со стороны террористических групп, особенно сильные — в Нигерии, Конго, Мали, Буркина-Фасо… Будет ли Русская Православная Церковь пытаться как-то повлиять на данную ситуацию, будет ли в наиболее неблагополучных странах как-то развиваться миссия, присутствие экзархата?
— Мы постоянно мониторим ситуацию в сфере ущемления и нарушения прав и свобод христианского населения на Африканском континенте, на территории вверенного мне экзархата, и регулярно об этом информируем общественность. Статистику я сейчас намеренно приводить не буду, но скажу для тех людей, которые этими злодеяниями занимаются: все вопросы мы отслеживаем, все это у нас на контроле, и мы и дальше будем на международных площадках, в рамках правового поля, поднимать эти сложнейшие темы.
Там, где гибнут наши братья-христиане, там, где людей лишают крова, там, где бесчинствуют в отношении верующих по религиозным основаниям, мы не можем оставаться равнодушными.
— Введенные масштабные санкции против России влияют ли как-то на деятельность Патриаршего экзархата Африки?
— Да, естественно, мы сталкиваемся с определенными санкциями. Я обозначать не буду, какие проблемы возникают, чтобы не лить воду на мельницу тех людей и недоброжелателей, которые в этом задействованы. Скажу только, что как приходят эти санкции, так они и уходят. В любом случае, мы уверенно их обходим — опять же-таки, в рамках правового поля, — и решаем поставленные Священноначалием задачи.
— А насколько мешает работе экзархата находящийся здесь же на континенте Александрийский Патриархат? Появлялась информация даже об уголовном преследовании некоторых африканских священников, решивших перейти в экзархат Русской Церкви, чем были очень недовольны в Александрийском Патриархате. Так ли это?
— Да, к сожалению, эти моменты мы фиксируем на нескольких направлениях — в Кении, Танзании, Мадагаскаре, там доходит вплоть до уголовного преследования. Мы об этом информируем общественность, в частности, через ваше СМИ. В Мадагаскаре дошло до того, что священников на несколько дней арестовывали. Естественно, мы все делаем для того, чтобы решить эти вопросы, содействуем в предоставлении адвокатов.
Ну и напоминаю, что нам всего лишь шесть месяцев! 29 июня — ровно полгода с момента создания экзархата. Конечно, сразу все гладко не будет, проблемы будут. Дорогу, как говорится, осилит идущий.
Что касается Александрийского Патриархата, признавшего раскольническую псевдоцерковь на Украине, то в их позиции, к сожалению, все без изменений. Мы очень сожалеем об этом, но не мы были инициаторами этих решений — я бы сказал, решений безумных, повлекших за собой раскол во вселенском Православии. Русская Православная Церковь — это не та Церковь, которая будет терпеть различного рода нарушения канонических правил и норм.
Мы понимаем, что вся эта ситуация с созданием так называемой ПЦУ (раскольнической Православной церкви Украины — прим. ТАСС) была напрямую спровоцирована западными политиками, представителями спецслужб, которые и не скрывают, что у них целые отделы работают на «дестрой» русского Православия. Мы в курсе этой ситуации и предпринимаем те шаги, которые считаем нужными.
— Обращаясь к украинской тематике: совсем недавно, в конце мая прошел Собор Украинской Православной Церкви, который принял решение о «полной самостоятельности и независимости УПЦ». Хотелось бы узнать ваше мнение о том, что произошло. А также о том, интересуются ли как-то этой темой на Африканском континенте, что думают об этом местное духовенство и верующие?
— Меня об этом напрямую спрашивали после встречи с Коптским Патриархом Тавадросом, я давал очень объемное интервью «Коптскому православному телевидению», и ведущую тоже интересовали подобные вопросы…
Полный кейс по этой теме вам может предоставить Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, я могу сказать лишь свое субъективное мнение по этому вопросу — не мнение всей Полноты Русской Православной Церкви, а свое личное мнение.
Я понимаю, какого уровня давление со стороны националистического элемента, СБУ и других структур осуществляется на украинских иерархов, и могу себе представить, как это все тяжело. Но с другой стороны, иногда молчание — это золото, потому что некоторыми заявлениями предается Христос.
На мой взгляд, Священный Синод Русской Православной Церкви определенно и четко заявил, что никакие подобные заявления о «полной независимости» не могут быть приемлемыми. Если Украинская Православная Церковь считает нужным что-либо изменить, считая недостаточным получение соответствующей Грамоты (о независимости и самостоятельности в управлении — прим. ТАСС) из рук Патриарха Алексия II, то они должны подавать соответствующее прошение на имя Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви.
До тех пор, пока не будет решения со стороны Москвы, любого рода заявления, объявления не имеют под собой никакой легитимности. Более того, они провоцируют паству на раскол.
— Не только государство Украина, но и вообще весь «коллективный Запад», как сейчас говорят, пытается «отменить» русскую культуру. Насколько это реализуемо, и можно ли так же «отменить» Русскую Православную Церковь?
— «Отменить» они могут только самих себя. Ни русскую культуру, ни Русскую Православную Церковь, ни Россию «отменить» им не получится никогда. Ну, во-первых, они находятся совсем не в той весовой категории, что мы.
Кроме того, те люди, которые это заявляют и вводят дискриминационные меры, я думаю, или вообще не учились в школе, или же не понимают, с чем они сталкиваются, потому что на сегодня все эти санкции против нас не просто другой стороной весла бьют по их странам и содружествам — они просто сами уничтожают свое же будущее.
Ради Бога, это их выбор, мир достаточно, как мы говорим, свободен и толерантен, только не надо нам навязывать свои мнимые ценности — мы к ним не готовы и никогда не будем готовы. Мы своего рода консерваторы, и будем и дальше своему пути следовать. А они пусть беспокоятся о себе.