Многодетный отец, лагерник, фронтовик и схимник:
светлой памяти старца схиигумена Селафиила (Мигачева)

К 30-летию со дня кончины

    

31 июля 2022 года исполняется 30 лет со дня блаженной кончины насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры схиигумена Селафиила (Мигачева) – старца с поразительной историей жизни, чье молитвенное заступничество испытали на себе многочисленные люди, приезжавшие к батюшке из разных уголков страны. Вспоминая почившего отца Селафиила, хотелось бы поделиться жизнеописанием этого удивительного подвижника, основанном на архивных данных и воспоминаниях братии лавры.

Схиигумен Селафиил (в миру Даниил Никитич Мигачев) родился 15 декабря 1898 года в селе Пахомово Краснинского уезда Смоленской губернии в православной семье. Окончив сельскую четырехклассную школу, крестьянствовал. Хозяйство было немалое, работать приходилось от зари до зари: сеяли, жали, молотили, мололи муку. На уборку урожая приглашали крестьян победнее, накрывая им столы с угощениями. «Теперь так вкусно и сытно ни в одном ресторане не напитают, – вспоминал впоследствии батюшка. – Все свое, натуральное».

В деревнях в те времена к семейной жизни родители готовили детей заранее. В семнадцать лет Даниил Мигачев в первый раз увиделся со своей будущей супругой, и семьи сразу же договорились о свадьбе.

«Нас с Феодорушкой повенчали, когда мне было еще семнадцать лет. Я еще очень юный был. Вина не пробовал. Мама говорит на свадьбе: ‟Данилушка, ну ты хоть губочку в чарке омочиˮ. Так я впервые и попробовал вино – у себя на свадьбе».

В семейной жизни Даниил и Феодора жили душа в душу. Господь благословил их одиннадцатью детьми

В семейной жизни Даниил и Феодора жили душа в душу, постоянно трудились. Господь благословил их одиннадцатью детьми.

Времена перемен пришли незаметно. Батюшка рассказывал об этом так:

«Помню, были выборы в Государственную думу. А мы и не знали, что это такое. Как голосовать? Нам скомандовали: ‟Голосуйте за восьмой номерˮ. Так мы за фракцию большевиков и проголосовали. Не понимали ведь ничего! А потом пришли у нас изымать годами нажитое. Колхозники были последние пьяницы. Никогда сами работать не любили и все время завидовали. Так вот, надели они кожанки с маузерами и пришли забирать нашу скотину. Мы с отцом и братьями их как встречали? Накроем столы, поставим самогона. Пока они с отцом, например, пьют, братья лошадей и прочий скот в соседнее село перегоняют. Какое-то время выкручивались».

    

Однако Даниил Никитич и его отец все-таки были окончательно «раскулачены» и сосланы в лагеря. Сначала арестовали Никиту Прокофьевича. Батюшка рассказывал, как отца снабдили в дорогу:

«В бочку закрыли мясные консервы, а на деревянную крышку насыпали навоз и еще что-то неприятное. Так и пропустили мимо глаз охранники съестной припас».

    

А уже в вагоне Никита Прокофьевич с другими ссыльными открыли консервы и питались ими в дороге.

Сам батюшка долго сражался за свое собственное хозяйство, которое завел отдельно от колхоза на краю деревни. Здесь он разбил яблоневый сад и просил у Господа помощи. Когда деревья заплодоносили, даже испугался: «Зачем я столько напросил?» Яблоки выдались крупные, сочные, да так много, что не под силу одному собрать урожай. Периодически Даниила Никитича вызывали недовольные представители власти, какой-то комиссар тыкал в лицо маузером. Даниил Никитич спрашивал: «За что вы меня ругаете? Я что-то украл? Или кого побил?» Доказательств вины не находилось, и его отпускали.

    

Однажды кто-то по зависти поджег новое владение. Пожар разбушевался, и Даниил Никитич молился святителю Николаю о помощи, и «как будто пожарные машины с неба полили водой, пожар утих».

Стараясь поддержать голодающих солагерников, будущий схиигумен Селафиил делил с ними свою часть хлеба

Но новая власть не могла мириться с «единоличником». 15 октября 1937 года Даниил Мигачев был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» и 3 ноября того же года приговорен к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. Супруга была беременна одиннадцатым ребенком, когда его забирали в ссылку. Даниил Никитич был сослан в Архангельскую область, где два года проработал на лесоповале, живя среди уголовников в очень тяжелых условиях. Спали на сырой земле. «Утром сначала отдирали волосы от промерзшей почвы, потом вставали. Многие не просыпались, замерзнув навечно», – вспоминал батюшка. Стараясь поддержать голодающих солагерников, будущий схиигумен Селафиил делил с ними свою часть хлеба. Многие на каторге в северных лагерях погибали, но жизнь Даниила Господь сохранил. 17 сентября 1938 года постановлением УНКВД по Московской области решение тройки было отменено и дело прекращено, что по тем временам являлось большой редкостью. К концу 1939 года заключенного освободили.

Немец очень удивился, увидев, что русский солдат верит в Бога и молится, и не стал его убивать

    

Великая Отечественная война застала Даниила Никитича в Ставропольском крае. Там он работал на подвозе провизии на фронт. Однажды с ним произошел такой случай: немецкий офицер приставил к нему автомат и хотел застрелить. Тут Даниил стал горячо молиться Богу. Немец очень удивился, увидев, что русский солдат верит в Бога и молится, и не стал его убивать. А однажды вражеский снаряд угодил прямо в лошадь подводы Мигачева. Его самого, тяжело раненного в голову, сбросило в кювет. Три года пролежал Даниил Никитич в госпитале, затем был оформлен пенсионером по инвалидности. По воспоминаниям игумена Филиппа (Ельшина), бывшего келейником отца Селафиила в последний год его жизни, ниже затылочной части у батюшки нащупывались «дыры» в черепе – участки без кости, заросшие только кожей.

В 1963 году скончалась супруга Даниила Никитича, с которой они прожили почти полвека, и 10 декабря 1964 года он поступил в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Причем сам отец Селафиил говорил, что так сильно любил свою матушку, что если бы она не умерла, то в монастырь бы не ушел. Но пути Господни неисповедимы. Феодоре было откровение от Божией Матери, что ее болезнь дана ей ради призвания в иной мир. И матушка сама завещала супругу идти в монастырь.

    

20 декабря 1965 года Даниил Мигачев был пострижен в монашество наместником лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) с наречением имени в честь преподобного Зосимы Соловецкого. 29 августа 1971 года рукоположен во иеродиакона архиепископом Сергием (Голубцовым), 4 марта 1973 года им же рукоположен во иеромонаха. Где-то в 1980-х годах отец Зосима был возведен во игумена.

В лавре в то время был один человек, которому советская власть дозволяла бить монахов. На отца Зосиму он нападал, видимо, по той причине, что тот пользовался народной любовью, в частности, за раздачу милостыни. Батюшка рассказывал:

«Заведет в подвал, а в нем 145 кг. Во мне 95, однако я обладал такой крепостью, что убил бы его одним ударом, но ведь нельзя же, Евангелие запрещает. Вот он меня в очередной раз побил, я собрался уходить из монастыря на приход: все-таки прихожане меня уважали. Уже взялся решительно за ручку двери. Вдруг сверху на мою руку легла другая рука и раздался голос: “Не уходи, потерпи еще немного. Если ты претерпишь до конца, станешь настоящим монахом”».

Батюшка даже заплакал, поняв, что это преподобный Сергий запрещает уходить из его святой обители. Он ощутил в своей душе утешение от происшедшего случая и остался в монастыре, а человека, избивавшего монахов, потом перевели в другое место.

Будучи отцом 11-ти детей, обладая богатым жизненным опытом, пережив лагерь, тяжелое ранение, батюшка как никто понимал людские скорби

В монастыре отец Зосима нес, в основном, послушание духовника. По своей великой любви к страждущим людям он ходил на исповедь не по расписанию, а каждое утро. Подробно вникал во все беды и напасти, с которыми приходили паломники. «По духовному-то я не очень, а по земной жизни – хорошо разбирался!» И действительно, будучи отцом одиннадцати детей, обладая богатым жизненным опытом, пережив гонения, лагерь, тяжелое ранение, батюшка как никто понимал людские скорби, и неудивительно, что поток жаждущих получить совет, утешение и благословение многоопытного старца не иссякал.

Игумен Филипп рассказывал, как однажды к батюшке пришла женщина, которая не могла забеременеть и сильно из-за этого скорбела. Старец помазал ее святым маслом.

«Где это происходило, я не знаю, – вспоминал отец Филипп. – Но видел, что когда батюшка принимал людей у себя в келье, то он их помазывал так: сначала молился угодникам Божиим – великомученику Пантелеимону, святителю Николаю и другим, – затем брал кисть, опускал в соборное масло, которое было смешано с маслицем из разных чудотворных мест, наносил мазок на ручку святого, изображенного на иконе, и потом уже помазывал с молитвой страждущего. Так, наверное, он поступил и с той женщиной. И чудо свершилось! Она забеременела, родила мальчика, Сережу. Однажды я видел, как она приезжала к батюшке со своим сыном».

В 1984 году, во время тяжелой болезни, отец Зосима был пострижен в великую схиму с наречением имени Селафиил, в честь одного из архистратигов бесплотных воинств Небесных. Братия тогда пришла на постриг в лаврскую санчасть – помолиться за болящего старца. Вот что об этом рассказывал сам батюшка:

«Душа – она как вода в стакане. Подкатится к горлу и ‟фук!ˮ, выдохнешь ее. Я так уже умирал! Приготовился, руки сложил и уж хотел выдохнуть ее, но тут стали за меня молиться. И она опять закатилась обратно. Я так расстроился тогда!»

    

Насельник лавры архимандрит Василиск (Горбуль), будучи еще студентом Московской духовной семинарии, нес послушание келейника старца. Вспоминая удивительную кротость и смирение отца Селафиила, он привел в пример назидательный случай:

«Однажды мы с батюшкой причастились, и после литургии он решил сделать морс из клюквы, которую ему передали духовные чада, после чего попросил меня помыть грязные банки. Банок было много, и приходилось бегать к раковине, которая находилась довольно далеко. Бегая туда-сюда, я порядком устал и начал роптать на батюшку: мол, как же мне надоели эти банки! Отец Селафиил сел, вздохнул и замолчал. Было видно, что он очень расстроен. Я же впал в ступор и вместо того, чтобы просить прощения, тоже сел и замолчал. Понимал, что огорчил старца, но ничего не мог сказать или сделать. Через пару минут батюшка поднял голову, посмотрел на меня по-доброму и вдруг сам стал просить прощения: ‟Прости меня, мы с тобой причастились, все было так хорошо, и вдруг мне вздумалось этот морс варить – как же я был неправ!ˮ Это был для меня удивительный пример смирения, ведь прощения должен был просить я, а не он! Хороший батюшка преподал мне тогда урок».

С особым вниманием отец Селафиил относился к исполнению монашеского келейного правила и поминовению имен из синодиков

С особым вниманием отец Селафиил относился к исполнению монашеского келейного правила и поминовению имен из синодиков. Отец Василиск свидетельствовал, что, бывало, утром он собирается на занятия в семинарию – батюшка начинает читать правило и открывает синодик. Возвращается с занятий около трех часов дня – батюшка только заканчивает поминать имена из синодика.

    

Еще один удивительный случай, о котором поведал отец Василиск, свидетельствует об особой близости старца к Горнему миру:

«Когда отец Селафиил тяжело заболел, мы с отцом Варнавой (Федоровым) по очереди ночевали в келье батюшки. Однажды отец Варнава заснул, и стал ему сниться какой-то страшный, нехороший сон. И вдруг он услышал голос отца Селафиила: ‟Что ты его слушаешь – гони его от себя, он тебе на ухо шепчет!ˮ Отец Варнава открыл глаза, смотрит – батюшка стоит рядом, крестит его и говорит: ‟Все, не бойся, уже ушелˮ».

Великим постом 1992 года в трапезной Варваринского корпуса совершалось Таинство Елеосвящения для братии обители. Зная немощь отца Селафиила, служащие священники по очереди поднимались на второй этаж и помазывали его келейно. Когда пришел черед архимандрита Лаврентия (Постникова), он поинтересовался: «Как чувствуешь себя, старец?» Батюшка поскорбел о своих телесных недугах и признался, что очень тяжело ему стало напрягать жизненные силы. Отец Лаврентий рассудил просто: «Если не имеешь силы – проси кончины». Слово архимандрита прозвучало для схимника авторитетно. Он принял его как от Бога и потихоньку стал настраивать душу на исход.

В пасхальную ночь отец Селафиил последний раз побывал в храме. Он молился в алтаре Троицкого собора, облачился в пасхальные ризы и причастился Святых Христовых Таин. После праздника Святой Троицы стало окончательно ясно, что дни его сочтены. Старцу по-прежнему кто-то звонил с проходной, духовные чада передавали пакеты с гостинцами, чтобы поддержать угасающую жизнь. Но отец Селафиил слабел. На его теле уже не оставалось живого места: на спине он не мог лежать из-за дырок в голове после ранения; на левом боку давило сердце; на правом болели пролежни, которые появились выше бедер; левая нога чернела от гангрены, которая поднималась от пальцев к коленному суставу.

Батюшку стали причащать ежедневно. Игумен Филипп поделился своими воспоминаниями о последних часах жизни старца:

«На улице жарило солнце. Даже вечером было тепло и сухо. Лучи заката проникали в окно батюшкиной кельи. Мы с отцом Августином (Бузаковым) находились у кровати, молились. Отец Августин вдруг заметил, что пальцы на батюшкиных руках становятся фиолетовыми. А это – признак скорой смерти! Испугавшись, я поспешил к отцу Кириллу (Павлову) и сообщил, что схимник, кажется, отходит. Батюшка Кирилл немного постоял у кровати старца. Молча, помню, молился и совершенно спокойно произнес: ‟Да, уже скоро отойдетˮ. И ушел. Я встревожился еще больше от услышанного и от того, что отец Кирилл так буднично посмотрел на уходящего отца Селафиила. Но ведь наш духовник уже видел столько смертей – переход души отца схиигумена в вечность для него был естественным, важным и необходимым событием. А для меня это была первая смерть, которую я видел воочию.

Пришел отец Диодор (Дидковский), помощник благочинного, и начал читать канон ‟На исход душиˮ. Я тихонько подпевал ему. Отец Августин не выпускал из рук ладонь отца Селафиила. В это время дыхание батюшки перешло на хрип. Он надрывно вздымал могучую грудь, как бы сражаясь за очередной вдох или уже пытаясь выпустить душу из уз тела…

Где-то на шестой песне канона хрип прекратился, и в воздухе повисла тишина. Вся келья была полна вечернего света. Но вдруг стены стали будто раздвигаться. Стало так хорошо и уютно, будто мы очутились на невесомом облаке и мерно покачиваемся на нем. Какое великолепное и поистине тишайшее блаженство!»

После блаженной кончины в его келье нашли синодик, в который было внесено около пятисот имен

    

Схиигумен Селафиил скончался 31 июля 1992 года и был погребен на братском кладбище в селе Деулино. После блаженной кончины в его келье нашли синодик, в который было внесено около пятисот имен.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Избранник Избранник
Памяти схимонаха Митрофана (Чернова)
Избранник Избранник
Памяти схимонаха Митрофана (Чернова)
Диакон Петр Пахомов
Один вид этого монаха, жизнь которого была сама по себе чудом, – это укор нам, унывающим от житейских мелочей.
«Надобно всё уступать, кроме Бога!» «Надобно всё уступать, кроме Бога!»
Ко дню памяти архим. Феофана Новоезерского
«Надобно всё уступать, кроме Бога!» «Надобно всё уступать, кроме Бога!»
Ко дню памяти архимандрита Феофана Новоезерского (3/16 декабря)
Марина Чижова
«Весь мир не стоит единой христианской души, понеже он проходит, а душа наша есть и пребудет нетленна вовеки».
Памяти иеросхимонаха Никона (Штрандтмана), карульского отшельника Памяти иеросхимонаха Никона (Штрандтмана), карульского отшельника
Диакон Петр Пахомов
Памяти иеросхимонаха Никона (Штрандтмана), карульского отшельника Паж, полковник, карульский отшельник
Памяти иеросхимонаха Никона (Штрандтмана)
Диакон Петр Пахомов
Высший свет, прекрасное образование и кругосветные путешествия, служба в лейб-гвардии и поиск Бога, интерес к знаниям и жесткий аскетизм – штрихи к портрету карульского отшельника.
Комментарии
Наталия23 августа 2022, 09:18
Царствие Небесное отцу Селафиилу и его матушке Феодоре! Молите Бога о р.Б.: Наталии, Галине, Михаиле, Романе, мл.Артемии, Дарии, Михаиле, Варваре, сродниках моих, народе и стране нашей; об упокоении: Олега, Ольги, Александра, Наталии, Владимира, Екатерины, Матроны, Алексия, всех моих усопших сродников, н/пр.уб.Дарии!
Елена 4 августа 2022, 18:19
Спасибо отцу Пафнутию за эту память. Батюшка был моим первым духовником. Он часто говорил: "Мою Феодорушку и в Иерусалиме поминают." Это было Его большой радостью.Царствие Небесное схиигумену Селафиилу и матушке Феодоре. Дорогой Батюшка, моли Бога о всех нас и за Державу нашу - Русь Православную.
Елена 2 августа 2022, 01:10
Спасибо за публикацию! Русские люди назидались житиями святых, и нам необходимы жизнеописания подвижников благочестия, особенно близких к нам по времени. Упокой, Господи, душу раба Твоего схиигумена Селафиила во Царствии Твоём и сотвори ему вечную память!!!
Александр 1 августа 2022, 10:25
Спаси Бог! Жития святых назидательны и отрезвляют от пристрастий к миру. Интересно узнать и о жизни 11 детей, как сложилась и их судьба.
Наталия 1 августа 2022, 01:51
Царствие Небесное схиигумену Селафиилу! Спаси Господи за статью.
Марина30 июля 2022, 22:18
Отец Пафнутий, сердечно благодарю Вас, что познакомили нас с этой чудесной историей жизни схиигумена Селафиила! Как было бы здорово, если бы Вы и дальше продолжили публиковать жизнеописания Лаврских монахов, ушедших ко Господу! Их жизнь - пример всем нам. И утешение, и подкрепление. Благодарю за Ваш труд!
Геннадий30 июля 2022, 19:33
о. Селафиил моли Бога о нас.
Киселев Георгий29 июля 2022, 23:20
Редкие странички истории и редкие Люди,увы, забываемые преподносятся нам в наставление, утешение и исцеление.Ценно и сильно. Хоть бы нам и Замечательному автору Отцу Пафнутию не охладеть и не потерять интерес к дальнейшей встрече с теми , Кто нас вымолил. Спаси Господи.
рБ Марина29 июля 2022, 22:51
ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ о СЕЛАФИИЛУ м ФЕОДОРЕ ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!!!СПАСИ ГОСПОДИ отец ПАФНУТИЙ ЗА СТАТЬЮ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!
Ирина29 июля 2022, 16:19
Царство Небесное схиигумену Селафиилу и его супруге Феодоре! Молите БОГА о всех нас!
Надежда29 июля 2022, 10:50
Благодарю иеромонаха Пафнутия за труд. Поминаю о. Селафиила вместе супругой его Феодорой. Царство им небесное!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×