«Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв»

Памяти схиархимандрита Митрофана (Ильина; +2006)

16 августа – день памяти жировичского старца схиархимандрита Митрофана (Ильина; 1915 – 2006).

Схиархимандрит Митрофан (Ильин) Схиархимандрит Митрофан (Ильин)

В начале 1990-х годов на клиросе Свято-Успенского собора Жировичского мужского монастыря, расположенного в Беларуси, церковный хор производил аудиозапись. Дело не ладилось: посторонние шумы все время останавливали процесс. Малейший шорох – стоп; кашлянет кто-нибудь – стоп; ворона каркнет за окном – стоп; грузовик на улице мимо проедет – стоп. Петь с первого такта начинали много раз. И все ради идеального звучания. Регент даже выставил «караульных», чтобы никто во время записи случайно не зашел в собор и не нарушил тишину. Хористы очень устали, нервничали и готовы были уже кричать друг на друга, только бы скорее закончить петь и разойтись. Обстановка накалилась до предела.

Очередная (трудно сказать, какая по счету) попытка удачной записи опять была сорвана: раздался скрип двери – через запасной вход в собор вошел монах преклонных лет…

– О-о-о! Пою-ю-ют? – искренне и громко высказал удивление батюшка. – Записываете, да? Очень важно!

– Батюшка, миленький, – взмолился регент, – мы уже до белого каления дошли. Пожалуйста, тише!

Хор собрал последние силы, настроился на новую попытку сделать запись, как вдруг раздался… храп

– Я не буду мешать, – очень серьезно и с пониманием отнесся батюшка и притих.

Прошло совсем немного времени. Хор собрал последние силы, настроился на новую попытку сделать запись, как вдруг раздался… храп. Никто не смог удержаться от смеха – все расслабились, нервное напряжение спало. Потому что на отца Митрофана – так звали батюшку – разозлиться было невозможно. Его все любили. Внимательные певчие поняли, что появление самого старого насельника монастыря в наиболее ответственный момент записи было неслучайно.

Батюшка обладал даром чувствовать состояние души человека. Почти сорок лет без выходных и отпусков он нес послушание в свечном ящике и хорошо научился не только понимать людей без слов, но и маскировать свое умение видеть незримое. Партизанское прошлое и немощи преклонного возраста позволяли ему оставаться «незаметным» на виду у всех.

Когда от постоянного общения с паломниками на отца Митрофана наваливалась физическая усталость, он отдыхал там, где придется. Для стороннего взгляда – вполне естественное явление. Бывало, сидя на лавке в храме, чуток подремлет, склонив голову, а иногда поспит в кладовке или поднимется на хоры и там вздремнет. Когда сил не оставалось совсем, он ставил в ряд несколько табуреток (росточку был маленького), снимал валенок, клал под голову и ложился ненадолго отдохнуть прямо в свечном ящике. Временами звуки его негромкого сопения раздавались и с места расположения архиерейской кафедры – почетного четырехугольного возвышения, устланного теплыми коврами. Батюшка частенько там спал, укрывшись орлецом – небольшим круглым ковриком с изображением парящего орла, на котором молится архиерей во время богослужения.

Орлец – символ небесной высоты служения и заботы архиерея о своей пастве – будто бы наложил некий отпечаток на внешний вид и образ жизни отца Митрофана. Батюшка имел орлиный профиль и зоркий взгляд, который по неведомым признакам во время богослужений «выхватывал» скорбящего человека, и неважно, верующим тот был или нет. Ни пол, ни возраст не имели значения.

Сидит совершенно незнакомая женщина в уголке – ей очень тяжело, но никто об этом кроме нее и Бога не знает. Батюшка подкрадывается к ней, присаживается рядом и заводит разговор по душам – ее грусть уходит. В такие минуты человек чувствовал, что отец Митрофан именно к нему находится ближе, чем ко всем остальным.

В монашестве отец Митрофан буквально «охотился» за людьми, находящимися в бедственном положении, чтобы окрылять их радостью

Образ жизни архимандрита Митрофана был созвучен значению его имени. «Митрофан» в одном из значений перевода с древнегреческого – «матерью обнаруженный». В младенчестве мать потеряла его, младенца, в суматохе на железнодорожном вокзале на Дальнем Востоке и с помощью неравнодушных людей вновь обрела. В монашестве отец Митрофан в свою очередь буквально «охотился» за людьми, находящимися в огорченном, горестном и даже бедственном положении, чтобы окрылять их радостью. Отыскивал, как настоящая мать. Только мать, не ощущая преград, спешит ребенку на помощь и первым делом утешает его. Оберегает, делает все возможное, ничего не ожидая для себя взамен – ни выгоды, ни благодарности. А в остальном – молится за свое дитя, вверяет его попечительству Божию и живет со спокойным сердцем.

Таким и был отец Митрофан. Ему не были безразличны люди. При встрече батюшка иногда любил задавать один и тот же простой вопрос:

– Как тебя зовут?

– Александр, – отвечал, например, семинарист.

– Как зовут? – тут же повторно спрашивал батюшка.

– Александр, – снова звучал ответ.

– Как тебя зовут? – допытывался отец Митрофан и с невозмутимым видом ждал ответа, демонстрируя непонимание. Зачастую люди отвечали ровно столько раз, сколько их спрашивали, и только потом задумывались о причинах постановки самого вопроса.

– Людмила, а ты людям милая? – спрашивал отец Митрофан, открывая одновременно подспудный смысл вопроса: насколько образ жизни человека соответствует его имени.

Существует наблюдение, дающее основание заметить некое подобие добродетельных христиан тем святым, имена которых они носят. Когда человек устремляется к святости, тогда и можно наблюдать некоторое его сходство с жизнью святых.

Непрестанное попечение о людях было свойственно небесному покровителю батюшки – святителю Митрофану Воронежскому. Неравнодушная забота являлась мелодией души и отца Митрофана. Батюшка мог сесть в храме на лавку рядом с человеком, которого первый раз видел, и, выслушивая проблемы, клал голову ему на плечо и что-то с любовью растолковывал. Иногда острым коротким пальцем постукивал по колену, руке, голове, словно вбивал свои слова, как гвозди, чтобы человек их хорошо запомнил. Мог упереться лбом в лоб, и тогда в его взгляде можно было утонуть; мог ласково погладить по щеке, обнять или просто взять за руку.

Достаточно было посмотреть на отца Митрофана в такие мгновения, чтобы устыдиться своего исковерканного понимания о должном, глубоком внимании к людям. Обратить внутренний взор на себя и признаться: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3: 1).

Среди многочисленных добродетелей батюшка особенным образом выделял терпение и являлся его носителем.

В Свято-Успенский собор обители как-то раз зашел высокий мужчина лет шестидесяти, скорее всего местный – достаточно крепкого телосложения. Про таких деревенских жителей обычно говорят: кровь с молоком. Его возбужденный взгляд и мечущиеся маленькие глазки свидетельствовали о неких отклонениях души: она чего-то искала, куда-то рвалась.

Взрослый на вид, а в движениях – как дитя. Одет в коротковатые трикотажные брюки василькового цвета от спортивного костюма «Динамо» с отвисшими коленями. В брюки заправлена приталенная бежевая рубашка в стиле «Диско» (отголосок забытой мужской моды начала 1970-х) с пышными цветами на груди и с массивным, заостренным на концах воротником. Вся одежда, по-видимому, досталась ему за чьей-то ненадобностью.

В расстегнутых сандалиях на босу ногу он спешил к свечному ящику, держа в левой руке скомканную, засаленную от жирных волос кепку несуществующего в природе цвета. Его русые волосы на голове застыли, как полегшие в поле стебли пшеницы после сильного и порывистого ветра с дождем. Они были странно примяты и местами беспорядочно торчали в разные стороны.

Когда мужчина приблизился к отцу Митрофану, то застыл на минуту как вкопанный и произнес странную речь:

– О!.. Митрофан! Ты мне, это… мыло дай. Дай мне мыло! Меня зовут в баню, а мыла нет. Давай скорее, автобус ждет!

Отец Митрофан улыбнулся и медленно нагнулся – достал из-под стола и выложил на стол кусочек мыла. Откуда взялось мыло в свечном ящике, еще догадаться можно было. Руки помыть или еще для какой-нибудь нужды.

Объясняя свое требование, мужчина интенсивно махал руками, как на пожаре, но внезапно остановился. Почесал кепкой спину и продолжил:

– А!.. Митрофан! Еще же мочалка нужна в бане! Дай мне мочалку!

Здесь стоит напомнить, что диалог происходил в храме. Откуда появилась мочалка в руках отца Митрофана – догадаться было уже невозможно. К тому же батюшка улыбался еще сильнее и был очень рад, словно к нему приехал издалека близкий родственник.

А человек по-прежнему не унимался:

– Митрофан, давай скорее! Меня люди ждут, автобус. Понимаешь? В баню ж еду, в Слоним! Мыться ж буду. Митрофан, а после бани чаю попить нужно. Дай мне сахару!

Батюшка дал ему все, что тот просил, и услышал слова благодарности:

– Митрофан хороший. Он очень хороший! Девяносто лет жить будет.

Молодой человек активно жестикулировал, кричал, что опаздывает, и наконец ушел, не взяв ничего, что дал ему отец Митрофан… Старец по-прежнему улыбался с нежностью и любовью. Как оказались в тот день в свечном ящике мыло, мочалка, сахар и чай – осталось тайной.

Духовная жизнь отца Митрофана являлась тайной за семью печатями. Свет пролился отчасти только после упокоения батюшки

Тайной за семью печатями являлась и духовная жизнь отца Митрофана. Свет пролился отчасти только после упокоения батюшки. Стали доступны его келейные записи, люди делились воспоминаниями, случаями молитвенной помощи.

Собранные материалы легли в основу книги «Старец Митрофан Жировичский». На страницах издания читатели смогут познакомиться с историей жизни отца Митрофана, его духовными поисками, наставлениями и попытаться найти свой ответ на вопрос, который любил задавать батюшка:

– Как тебя зовут?

В публикации использованы фотографии
из личных архивов прот. Геннадия Логина и прот. Георгия Савицкого

16 августа 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Архигрешный схиигумен Иоанн» «Архигрешный схиигумен Иоанн»
Памяти Валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева)
«Архигрешный схиигумен Иоанн» «Архигрешный схиигумен Иоанн»
Памяти Валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева)
«По свободной нашей воле мы должны трудиться в угождении Богу, тогда благодать помогает нам; наш труд и благодать Божия идут совместно».
«Вселенский старец» «Вселенский старец»
Схиархим. Виталий (Сидоренко)
«Вселенский старец» «Вселенский старец»
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко)
Дмитрий Трибушный
Как-то отец Виталий отстал от сестер, с которыми совершал паломничество. Возвратившись, они увидели, что старец кладет земные поклоны на безлюдном пустыре. Казалось, что он кланяется кому-то или чему-то. Старец предвидел: на этом месте будет храм.
Жировичи – православная жемчужина Белой Руси Жировичи – православная жемчужина Белой Руси
Святыни Белой Руси
Жировичи – православная жемчужина Белой Руси Жировичи – православная жемчужина Белой Руси
Святыни Белой Руси
Иван Стрельцов
Жировичский монастырь, основанный там, где пастухам явился образ Божией Матери, вот уже более пяти веков хранит эту святыню, вопреки всем историческим коллизиям, выпавшим на его долю. Светоч Православия, он долгое время был в униатском плену, выстоял в годы хрущевских гонений – и сегодня в обители вновь возносятся православные молитвы.
Комментарии
рБ Марина16 августа 2022, 22:14
ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ БАТЮШКЕ МИТРОФАНУ ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!!!ПОМОЛИСЬ БАТЮШКА МИТРОФАН о иер Вячеслава Андрея Александра Димитрия Андрея Михаила Антония бол отр Варвары Елены Софьи Ксении мл Алексея отр Киры отр Анастасии Екатерины.
Читатель16 августа 2022, 13:32
Спасибо, очень интересно. Царствие Небесное схиархимандриту Митрофану.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×