Трезвость как базовая ценность дана человеку с рождения

Беседа с диаконом Иоанном Клименко, руководителем Замосковорецкого общества трезвости

Всероссийский День трезвости был утвержден в нашей стране по инициативе Русской Православной Церкви 11 сентября, в день Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи. До революции в России в этот день закрывались винные лавки, запрещалась продажа алкоголя. В 2014 году традиция празднования Дня трезвости была возобновлена. Во всех российских храмах 11 сентября совершаются молебны о страдающих недугом винопития, произносятся проповеди о важности сохранения трезвого образа жизни. При поддержке Русской Православной Церкви и Минздрава России проходят мероприятия, посвященные трезвому образу жизни. В ряде регионов в этот день вводится запрет на продажу алкоголя.

О трезвенной работе на приходах Москвы, о том, как она построена и какие знания нужны для преодоления зависимости, мы поговорили с руководителем Замосковорецкого общества трезвости, клириком Марфо-Мариинской обители милосердия диаконом Иоанном Клименко.

КАК РАБОТАЮТ ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ

Диакон Иоанн Клименко Диакон Иоанн Клименко

— Расскажите, пожалуйста, о трезвенной работе на приходах Москвы, которой вы занимаетесь. Сколько лет ведется эта деятельность? Какие люди обычно обращаются за помощью?

— Православные общества трезвости появились в Москве в конце XIX века. Первое Московское общество трезвости появилось в 1894 году, а в 1898 году — Замоскворецкое общество трезвости. После революции эта деятельность была пресечена, некоторые руководители обществ трезвости пострадали за веру, и сейчас они причислены к лику святых. А возрождаться на Московской земле оно стали в 80-х годах. Пожалуй, первое общество трезвости создал известный батюшка — отец Дмитрий Дудко в 1982 году. Затем в 1992 году в подмосковном селе Ромашково отцом Алексием Бабуриным был создан семейный клуб трезвости. Он стал приходским классическим обществом трезвости. Так начала возрождаться эта работа. В самой Москве начал работать отец Анатолий Берестов на Крутицком подворье в 1998 году. Он осуществлял прием людей, вел с ними работу. Это был центр помощи зависимым. Потом в 2002 году появилось общество трезвости в старом Косино.

Сам я пришел в трезвенное движение в 2006 году. Захотелось делиться знаниями с другими людьми, в первую очередь, заниматься профилактической работой. Я тогда не думал о работе с зависимыми и с их родственниками. В 2006 г. формально в Москве было два общества — у отца Анатолия Берестова и в старом Косино. Реальное развитие в этом направлении началось в 2010-2012 году.

Сейчас в Москве около 30 православных обществ трезвости, не считая групп анонимных алкоголиков, анонимных наркоманов и 12-шаговых групп для родственников, которые тоже зачастую при храмах проводят свои встречи. Если их учитывать, получится около сотни. Поэтому сейчас есть, где найти помощь

Я возглавляю Замоскворецкое общество трезвости. Фактически, это ассоциация из 25 общин: 12 общин в Москве, не только в Замоскворечье, и в других районах, 11 — в Московской области. Есть еще два общества, которые ведут представители нашего общества, но они находятся в других регионах.

Помощь зависимым людям и их родственникам выстроена в три этапа. Первый этап — это беседа. Человек позвонил или же пришел, чтобы понять глубже личную проблему или проблему в семье.

Затем мы предлагаем второй этап — курс занятий «Школа трезвости». Там мы даем знания, что такое зависимость, как она преодолевается, как избежать срывов. Также есть специальный курс для родственников, на котором мы говорим о методах помощи зависимым людям, об этапности этой помощи.

Самый главный вопрос для родственников: как убедить зависимого обратиться за помощью. Если приходит человек, значит, проблема есть, если проблема есть, значит, надо ее решать. А для этого нужны знания, которые мы даем в рамках «Школы трезвости». Для начала на курсе мы говорим не только о человеческой помощи, но и о помощи Божией. Помощь Божья очень важна, ее нужно просить. Это не просто медицинская проблема — это страсть, за которой стоит бесовская сила.

После краткого курса занятий мы переходит к третьему этапу и приглашаем людей посещать православные общины трезвости. Это общины, где люди не теорию изучают, а имеют возможность задать свои вопросы, услышать опыт других людей, кто и как подобные задачи в своей жизни решал. На собраниях православных общин обычно вместе собираются и зависимые люди, и родственники. Там же происходит молитва друг за друга. Обычно перед собранием читают акафист.

В случаях тяжелой зависимости, когда человек совсем не может удержаться в трезвости, мы советуем загородные реабилитационные центры. Есть специальный Координационный центр по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму Синодального отдела по благотворительности. Они имеют информацию по реабилитационным центрам по России. С некоторыми центрами, которые ближе к Москве, мы сотрудничаем. Если нужна подобная помощь, мы туда направляем людей. Так выстроена на данный момент система помощи. Когда нужны дополнительные специалисты: врачи, психологи, то, естественно, мы даем адреса, телефоны и т.д.

— Кто чаще всего обращается: зависимые или родственники?

— Обращаются примерно 3 к 1. 75 % — это родственники, четверть — зависимые. Не потому что зависимые плохие и ничего не понимают, просто родственников больше статистически. Они тоже долгое время не признают проблему, не хотят ее видеть, не хотят догадаться, что это, все-таки, зависимость, а не какое-то баловство. Родственники, как и зависимые, бывает, уже понимают, что это зависимость, но не знают, куда обращаться. Это наша недоработка, что люди не знают о православном обществе трезвости.

— А как обычно вас находят?

— С 2012 года я начал проводить занятия «Школы трезвости», в 2013 году была открыта первая община при моем участии. Она была создана при Синодальном отделе по социальному служению. После этого мы открыли их около 30 в Москве и Московской области. Узнают о трезвенной работе чаще всего через знакомых или по рекомендации священников.

Через интернет приходит очень мало обращений, несмотря на то, что у нас есть сайт. Люди, как правило, не догадываются набрать в поисковике словосочетание «православное общество трезвости».

ЧТО ТАКОЕ АЛКОГОЛИЗМ

— Что является алкоголизмом? Не всегда человек осознает пагубную зависимость, как распознать ее?

— Человек не всегда распознает проблему, потому что в русском обиходном языке алкоголик — это совсем выпавший из жизни человек, тот, кто живет на помойке. Человек говорит: «Какой же я алкоголик, если я работаю, живу дома?» Нужно обращать внимание: если человек употребляет крупные дозы алкоголя несколько дней подряд — это запой. Когда запои периодически случаются — это уже зависимость. Запои могут быть непродолжительными, по три дня, например, пятница-воскресенье. То есть, человек может ходить на работу и иметь при этом зависимость. Не всегда нужно говорить о медицинском диагнозе. С православной точки зрения, если человек любит состояние опьянения, стремится к нему, регулярно его себе организует — это уже пристрастие.

— Употребление алкоголя само по себе не является грехом, об этом есть слова в Священном Писании: «и вино, которое веселит сердце, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека» (Пс. 103:15). Когда пресекается грань, и этот процесс становится греховным?

— Это сложный вопрос, потому что Церковь живет традицией. С другой стороны, традиции меняются. Мы сейчас не можем ориентироваться на то, что было 1000-2000 лет назад в бытовых подробностях в Греции или в Израиле. Если привести гротескный пример — не может еврей приехать на Чукотку и сказать: «Вино — это отличная штука. Мы его в Израиле пьем и проблем не имеем». У южных народов существует сильная биохимическая защита. В Израиле этот виноград тысячи лет выращивают, собирают, делают из него вино, соответственно, есть привычка организма. Виноград на Чукотке не растет. Там не было алкоголя.

Часто можно услышать: «А вот такой-то отец в IV веке писал монахам египетского монастыря, что не надо совсем вино исключать». Это египетский монастырь, и послание адресовано грекам. Не чукчам, не алеутам и не русским, вообще говоря.

С одной стороны, употребление алкоголя — не грех в том случает, если человек не стремится к опьянению. Потому что стремление к опьянению уже можно назвать грехом. Но в нашей российской действительности употребление алкоголя, даже если иногда и немного, — это уже нечто сомнительное.

Я сам 16 лет назад отказался от спиртного. У меня не было никаких проблем. Но когда я выпиваю бокал вина очень красиво, без последствий, я показываю пример детям. Может быть, у меня разовьется зависимость, а может, нет. Но когда каждый из нас научит 10 детей пить спиртное, один их них потом умрет от алкоголя. Начиная употреблять алкоголь, с вероятностью 6-8% человек приобретет зависимость. Кто в этом виноват? Все мы.

Апостол Павел говорит в Послании к римлянам: «Не буду есть мяса, пить вино, дабы не искушать брата моего». Понимаете, в условиях, когда у нас очень много зависимых людей, когда генетика очень плохая, зачем подавать такой соблазнительный пример? Вроде если это не вызывает у меня сильно опьянения, я не становлюсь дураком, — это не грех, хотя это определенный риск, потому что с вероятностью 6 % будет приобретена зависимость, а с вероятностью 15 % можно умереть преждевременно от проблем, вызванных алкоголем. Помимо этого, подается пример окружающим, финансируется алкогольная индустрия, человек становится ходячей рекламой. В то время, когда он мог быть примером трезвости, он является примером употребления спиртного. В чем грех, если человек пару раз в неделю курит вейп? Ведь в нем даже нет никотина. Он подает пример. Так и со спиртным. Если православный человек может жить трезво — это хорошо, Церковь это одобряет, Священное Писание это одобряет. Русские святые, особенно в конце XIX — начале XX века, которые видели проблему с алкоголем в стране, тоже писали об этом. Святитель Феофан Затворник, в частности, писал, что винопитие совсем должно быть изгнано из употребления в среде христиан. Он говорил так, потому что он видел, к чему это приводит.

— Что делать, если грех не воспринимается как таковой? Можно ли помочь человеку, который считает нормальным выпить, например, пива после работы каждый день?

— Есть физиологическая зависимость, о симптомах которой мы говорили. А есть психологическая зависимость — пристрастие, любовь к опьянению. Хорошего в этом ничего нет. Это такой образ жизни, когда человек пытается решить свои проблемы с помощью наркотического вещества. А алкоголь — это наркотик. Человек формирует у себя привычку, которая перерастет потом в зависимость — решать свои задачи с помощью наркотического вещества, от которого у нас в России погибает очень много людей. Тут важно разбираться, что движет людьми. В том числе и ложные убеждения, что это нормально, все так делают. Здесь хорошо бы, конечно, познакомиться с лекциями «Школы трезвости», чтобы разобраться. Родственникам недостаточно говорить: «Завязывай, прекращай!» Нужно изучать подробно: как надо разговаривать с человеком, какие аргументы приводить. Поэтому мы и проводим такие занятия для родственников в том числе.

— По вашему опыту, если человек не готов признать за собой зависимость, насколько реально ему помочь?

— Вполне реально, если хотя бы кто-то из родственников видит проблему и обращается за помощью. Но для этого им самим важно изучать тему зависимости, без знаний вряд ли что-то получится.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДСТВЕННИКАМ

— Если у родственника зависимого человека нет подобных проблем, нужно ли ему самому полностью отказываться от алкоголя?

— Это очень важно — личная трезвость. Преодоление зависимости — полный отказ от употребления алкоголя, навсегда. Получается, нужно помочь человеку прийти к трезвости. Как это сделать, если ты сам трезво не живешь? «Я живу трезво, давай вместе так жить» — это хорошее утверждение. «Мне трезвость не нужна, у меня все в порядке. Это ты алкоголик, тебе нельзя» — малопривлекательный посыл. Трезвость — нормальный, естественный для человека образ жизни. Он ничего не теряет, если отказывается от алкоголя. Напротив, приобретает свободу от зависимости. Поэтому родственнику важно жить трезво и идти в этом отношении впереди зависимого. Многие родственники сама догадываются об этом, но кому-то приходится объяснять.

— Расскажите о принципах, которых должны придерживаться родственники зависимого на пути преодоления зависимости.

— Базовый шаг — это личная трезвость. Важно молиться за страждущего родственника, молиться за себя, чтобы Господь дал силы и разум помочь человеку. Очень важно не разрушить отношения с зависимым человеком. Часто не имея возможности повлиять на страждущего, люди в семье начинают ругаться, скандалить. Но нужно сохранить с зависимым добрые отношения. Это не значит, что нужно потакать его зависимостям, бегать ему за пивом и давать деньги, чтобы опохмелиться.

Родственникам важно изучать, что такое зависимость, как она преодолевается. Самому человеку нужны знания и навыки, как сохранить трезвость и как бороться со страстью. Недостаточно по отношению к любой страсти сказать: не делай так, потому что страсть — это грех, вошедший в навык. Поэтому это целая наука для родственников, как правильно выстроить взаимоотношения с зависимым человеком, как убедить зависимого человека обратиться за помощью. Когда мы начинаем разбирать базовые варианты, как надо разговаривать с зависимым человеком, очень часто оказывается, что люди делали все не так, а с точностью до наоборот. Например, многие пытаются разговаривать с пьяным человеком. Это в корне неверно. Вести разговоры нужно, когда человек протрезвеет. Не все это понимают.

— Приведите основные принципы, как родственникам правильно общаться с зависимым человеком.

— Если стоит задача убедить зависимого человека обратиться за помощью, то, во-первых, надо понять, какой вид помощи необходим на данном этапе. Например, человек не может выйти из запоя. Тут не нужно долгих бесед, необходимо обращаться к медицинской помощи. Если вопрос стоит в том, что регулярно случаются запои, а сейчас человек трезвый, то нам надо поговорить, чтобы следующий запой не случился. В первую очередь, важно сказать человеку, что вы его любите, что он вам дорог, что он выполняет важную функцию в семье. Чтобы человек понимал, что мы разговариваем с ним, не потому что он такой-сякой-разэтакий и нас достал уже, не потому что мы хотим вылить на него свою злобу гнев, а потому что мы хотим ему помочь.

О проблеме лучше говорить, приводя конкретные примеры. Например, из-за алкоголя зависимый пропустил работу или попал в больницу, в аварию, накричал на детей. Не оценку нужно приводить, а конкретные факты. Не стоит называть это алкоголизмом, не надо ставить диагноз страждущему человеку. Лучше говорить, что есть проблемы, вызванные алкоголем. Как избежать этих проблем? Давай посоветуемся. То есть важны формулировки. Нужно предлагать консультацию. Потому что согласиться на беседу — это очень простой шаг по сравнению с тем, чтобы сразу поехать в реабилитационный центр.

То есть важно говорить с любовью, молиться за человека, в том числе, и во время беседы, которая вряд ли будет простой, и предлагать конкретные вещи, как консультация со специалистом. Если не удалось договориться, тогда нужно приехать на консультацию самим родственникам, чтобы обсудить, насколько велика проблема, и самим получить более подробные инструкции, как убедить зависимого человека обратиться за помощью. Нужно действовать.

ПОМОЩЬ ЦЕРКВИ

— Реально ли помочь человеку избавиться от греха алкоголизма? И какую помощь может оказать Церковь в этом случае?

— Мы на занятиях говорим о том, что в борьбе с зависимостью человеку нужна помощь людей, которые знают, как бороться с этим пристрастием, и помощь Божья. Потому что те знания, которые мы имеем о борьбе со страстями, бесы тоже знают. Причем лучше нас самих. Человек может много книжек прочитать, пройти курсы и консультации, и при этом бороться с бесовской силой он сможет долго и упорно, но победить сам в этой борьбе он не сможет. Без Божией помощи это невозможно. Поэтому нужно ее просить. А как? Можно просто на русском языке: «Господи, помоги мне!» Мы на наших курсах рассказываем о частной молитве, об общей, и о том, что особую помощь Господь оказывает через Таинства. В первую очередь, через таинство Крещения.

Например, я хочу идти по евангельскому пути. Но без Бога это невозможно. Если человек это понимает, он принимает Крещение и заключает завет с Богом, получает духовное семя, которое будет расти в его душе. Дальше важны Таинства Исповеди и Причастия, через которые Господь дает свою благодать, чтобы бороться со страстями. Теоретические знания о борьбе со страстями важны, но без энергии, без благодати Божией бороться и победить в этой борьбе не получится. Это не значит, что человеку светскому или неверующему невозможно преодолеть зависимость. Можно, но будет очень трудно. Просто если человек очень хорошо изучит, как преодолеть определенную страсть, бесы пойдут другим путем. Страстей очень много, и они будут ловить его где-то в другом месте — и поймают несомненно. Дело же не только в том, чтобы жить без алкоголя, но и стать человеком, а стать человеком без Бога невозможно. Для этого нужна жизнь в Церкви. Мы постепенно раскрываем это на наших занятиях. Людей интересуют конкретные вопросы, например: как не сорваться, как не уйти в запой. Духовные вопросы, по мере того, как они возникают у человека, мы тоже раскрываем.

— Люди, которые проходят «Школу трезвости» и слышат об этом в рамках курса, приходят потом в Церковь и остаются в ней?

— Да. Видите как, вообще людей приходит много, но не все проходят занятия до конца, не все посещают общины трезвости. Мы-то видим людей, которые их посещают, но кто-то — изначально церковный человек, кто-то — далекий и начинает делать свои первые шаги. Да, конечно, они приходят к вере, к Богу, вливаются в тот или иной приход, но это те, кого мы видим. Но многие же люди уходят. Меня самого это ранит. Ведь так хочется людям помочь, но отнюдь не всегда это получается. Потом я понял: чего я, собственно, хочу? Сам Господь ходил по этой земле, проповедовал, люди видели Его чудеса. Все ли поверили? Нет, не все. Мы всем стараемся помочь. Наша деятельность ориентирована на всех, но кто-то слышит и меняется, а кто-то нет, или в какой-то момент враг его уловляет не обязательно с помощью алкоголя, а унынием, например, и люди отходят.

— Есть ли статистика, скольким людям удалось помочь?

— Меня, как человека с естественнонаучным образованием (диакон Иоанн — кандидат химических наук — Ред.), эти вопросы интересуют. Мы старались оценить результаты нашей работы. Сделать это сложно с научной точки зрения. Когда приходят люди, мы не спрашиваем у них диагноз. Я лишь могу его предположить. Они не стоят у нас на учете, они не обязаны нам приходить отчитываться. Человек пришел, прошел «Школу трезвости», больше не звонил, не писал. Может быть, он и трезвый. Я знаю такие случаи. Может быть, и нет.

Но если человек идет по тому пути, который мы предлагаем: первая встреча, «Школа трезвости», общины трезвости, то постепенно он готовится принять обет трезвости. Это церковная форма помощи. Обет трезвости возник около 150 лет назад как отдельный чин — это обещание Богу жить трезво и одновременное испрашивание благословения и помощи на этом пути. Конечно, это происходит, если человек верующий, имеющий опыт молитвы, Исповеди, Причастия. Как иначе Господь будет ему помогать? Сначала обет дается на испытательный срок, а потом на всю жизнь. Среди тех, кто доходит до этого этапа, устойчиво сохраняют трезвость примерно 75% человек. Результат, в целом, очень хороший.

На первом занятии мы говорим, что путь преодоления зависимости мы знаем и можем по нему провести человека. Там нет никаких запредельных барьеров. Поэтому многим удается помочь. Единственное, что нужно, — идти и делать. Тольки идти тем путем, который проторен, который наработан. Воспринимать этот опыт, а не изобретать велосипед, не учиться саперному делу на своем опыте, — и тогда все получается. Поэтому результат можно назвать хорошим. Но все остается по Евангелию; «много званных, мало избранных».

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 15 ЛЕТ

— На ваш взгляд, насколько в обществе актуален запрос на трезвость и насколько он распространен?

— Я занимаюсь трезвенной работой уже 16 лет, поэтому могу сказать, что за этот период есть изменения. Раньше трезвость воспринималась как что-то запредельное. При отказе от алкоголя люди думали, что человек или больной, или сектант, на препаратах.

Среди молодежи и людей среднего возраста есть такая склонность к здоровому образу жизни. Сейчас таких людей немало, что меня радует. То есть появилось понимание, что можно жить трезво. 15 лет назад это вызывало множество вопросов: «Совсем не пьешь? Как же вы отдыхаете? И даже на Новый год?» А сейчас совершенно другая реакция. В обществе появилось понимание, что жить трезво можно, может быть, это сложновато, но это даже хорошо. Трезвость перестала быть свидетельством болезни, а стала показателем осознанного выбора и силы воли человека. Это изменение в общественном сознании очень радует.

Трезвость — это одна из естественных базовых ценностей, которые даны человеку с рождения. Каждому человеку дано здоровье, но человек это не ценит, ведь это так естественно. Он это начинает ценить, только если потеряет. То же самое свобода: кто ценит, что у него есть свобода, это естественно. Трезвость — это тоже естественная ценность, она дана с рождения. Человеку не нужен никотин, алкоголь, кокаин, героин. Но именно запроса на трезвость нет, потому что она естественна. Здесь еще много предстоит сделать, чтобы люди понимали ценность трезвости: у меня ясное сознание, ясный ум, я могу оценить действительность, управлять собой. В произошедшем за последние 15 лет виден прогресс, это уже радует.

ЗАВИСИМОСТЬ ПОСТРАШНЕЕ

Я думаю, здесь стоит добавить, что сейчас, когда говорят о проблематике зависимости, люди сразу думают об алкоголиках третьей стадии. Сейчас гораздо более актуальный вопрос — вопрос не химических зависимостей, а гаджетозависимость.

Трезвенная работа, профилактика зависимостей — это не только профилактика алкоголизма и наркомании. Настоящая беда — гаджетозависимости. В первую очередь, в рамках профилактики важно уберечь детей от компьютерной зависимости. Про алкоголь мы с ними обязательно поговорим, но это не первое.

День трезвости многие воспринимают как нечто далекое. Но у многих людей дети с младенческого возраста погружены в гаджеты. Поэтому это про всех нас, так как все дети находятся в зоне риска. Даже если у ребенка нет компьютера, и он в него не играет, то приходя в школу, он видит эти игры у друзей.

В каком возрасте у ребенка может возникнуть интерес к алкоголю и сигаретам? В 12-13 лет. А гаджет он впервые возьмет в руки уже в год или два. Настолько рано начинает формироваться зависимость. Может ли такой маленький ребенок оказывать какое-либо сопротивление? Это невозможно. Это должно быть попечение для родителей в первую очередь. И, к сожалению, мнение общества и даже мнение Церкви до сих пор не сформировано на эту тему.

У меня 6 детей — от 11 лет до года. Я считаю, что нужно всячески ограждать детей от компьютерных игр, от гаджетов. Ведь можно даже ролики о дикой природе смотреть часами. Чтобы дети были не в виртуальном мире, а в реальном. Хотя можно просто дать ребенку телефон в руки и выключить его из жизни. Это очень опасно. К сожалению, многие родители не понимают этого. Если давать смартфон с выходом в интернет, то чем позже вы дадите его ребенку, тем лучше, чтобы личность была как-то сформирована. Пока она не сформирована, человек не сможет сопротивляться влиянию интернета. Иначе, как он сможет отличить правильную информацию от неправильной, пропаганду каких-то аморальных вещей, которые очень тонко вставлены в информационный поток. Надо ребенка учить, конечно. Профилактическая трезвенная работа шире, чем алкоголь, табак, наркотики. Сейчас самое главное — это профилактика гаджетозависимости. Существуют тесты внутренние. Если без телефона плохо, как курильщику без пачки, если рука тянется к нему, и ты не можешь забыть о нем, значит, что пристрастие к использованию телефона у тебя сформировалось.

— Куда обращаться людям, которые столкнулись с проблемой зависимости?

В Марфо-Мариинской обители каждую субботу после Литургии мы читаем акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша», можно прийти помолиться и после побеседовать.

Также подробную информацию о помощи страждущим и родственникам на приходах города Москвы можно узнать по ссылкам:

Сегодня в России действуют более 600 православных организаций и проектов, которые помогают алкоголезависимым и их родственникам преодолеть зависимость. В Синодальном отделе по благотворительности с 2011 года работает Координационный центр по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости. Открыта бесплатная церковная служба помощи: по номеру телефона +7(800)775-36-26 можно получить информацию о центрах реабилитации, обществах и группах трезвости на территории России.

диаконом Иоанном Клименко
беседовала Марина Бондаренко

12 сентября 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Повседневная жизнь обществ трезвости. Ч.1 Повседневная жизнь обществ трезвости. Ч.1
Дореволюционный опыт
Повседневная жизнь обществ трезвости. Ч.1 «С Божией помощью воздерживаться от всего опьяняющего». Часть 1
Повседневная жизнь обществ трезвости рубежа XIX–XX веков
Анна Кропоткина
Прежде всего общества трезвости стремились занять воскресный день трезвенников.
«Алкоголизация приносит России техногенные катастрофы, ДТП, пожары» «Алкоголизация приносит России техногенные катастрофы, ДТП, пожары»
Нарколог Татьяна Улезко
«Алкоголизация приносит России техногенные катастрофы, ДТП, пожары» «Алкоголизация приносит России техногенные катастрофы, ДТП, пожары. Потери исчисляются в 1 триллион 700 миллиардов рублей в год»
Беседа с наркологом Татьяной Улезко
Кто защитит общество? 80% убийств – в состоянии алкогольного опьянения, 70% ДТП со смертельным исходом – в состоянии алкогольного опьянения.
«Трезвая деревня вовсе не идиллия» «Трезвая деревня вовсе не идиллия»
Священник Виктор Салтыков
«Трезвая деревня вовсе не идиллия» «Трезвая деревня вовсе не идиллия»
Беседа со священником Виктором Салтыковым
Сегодня в деревнях жизнь порой теплится только вокруг храмов. Но это та добрая закваска, которая поднимает все тесто. Ведь наличие храма в деревне – это ключевой момент в возрождении ее жизни и искоренении пьянства. Потому что воцерковление восстанавливает искренность в семейной жизни, а это исправляет и другие дела. Для деревни категорически нужна следующая триада: церковь, школа, крепкая власть.
Комментарии
Всеволод Токарев22 сентября 2022, 00:02
Совершенно поддерживаю Антония. Вино - продукт питания, как все другие, если им не злоупотреблять (для взрослого мужчины средней комплекции 1-2 100мл бокала 13% вина в день, не каждый день); но у нас, к сожалению, распространено именно злоупотребление. И детям нужно показывать именно правильный пример отношения к вину, а не делать из него жупел. То же относится и к другим продуктам питания - сладостям, например, которыми современный человек запросто злоупотребляет и не задумывается. Позицию о. диакона нахожу чрезмерной (впрочем, крайне умеренной в сравнении с некоторыми борцами против алкоголя).
Татьяна20 сентября 2022, 08:47
Спасибо отцу Иоанну за его работу и Марине за статью. Алкоголизм в семье это страшно, я сама с этим столкнулась. Действительно, зависимому человеку самостоятельно преодолеть эту болезнь порой очень сложно, бесы очень часто сильнее и хитрее. Но нужно бороться, ведь праведник семь раз упадет и встанет с Божьей помощью ну и с помощью школ трезвости, которые можно найти при храмах. Спасай нас всех Господь.
Виктор.13 сентября 2022, 13:20
Антоний, спасибо! Четкий, недвусмысленный коммент и разяснение! Не первый уже случай разных толкований на эту тему, разнотолки и кривотолки в т.ч.
рБ Марина13 сентября 2022, 00:01
СПАСИ ГОСПОДИ отец ИОАНН МАРИНА за статью!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В ТРУДАХ!!!ПОМОГИ нам ГОСПОДИ!!!
Антоний12 сентября 2022, 23:13
Свое отношение к винопития Бог выразил в Кане Галилейской, превратив воду в вино (около 60 вёдер по подсчётам А.П. Лопухина). Мудрое отношение к вину утверждено и в Типиконе. Таким образом, сухой закон нигде в Священном Писании не утвержден. Отношение же к Писанию избирательно - недопустимо и неизбежно ведёт к беде. Если святой что-либо писал, то его слово - свято. А иначе можно сказать, что и от блуда должны уклоняться лишь коринфяне, Послание же к ним, а не к нам. Да и вообще, раз "Послания к Русам" не существует, то и ничего соблюдать нам не надо. Так что сухой закон оставим мусульманам, себе же возьмём Закон Божий. [Прошу редакцию этот комментарий опубликовать вместо всех предыдущих]
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×