16 октября 2022 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение кафедрального собора в честь Архистратига Божия Михаила в Архангельске и Божественную литургию в новоосвященном соборе. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Ваше Превосходительство, господин губернатор! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Во-первых, хотел бы поблагодарить владыку за его добрые слова, но более всего хотел бы поблагодарить и его, и духовенство, и всех вас за то, что я обрел на этом месте.
Мне приходилось неоднократно бывать в Архангельске, когда еще был закрыт Соловецкий монастырь и когда именно из Архангельска на теплоходе отправлялись экскурсии на Соловецкий архипелаг. Впервые я побывал там со своей мамой, а она была уже человеком пожилым и, кстати, очень боялась высоты. Но когда я сказал ей, что хорошо бы нам вместе посетить Соловки, она немедленно откликнулась. И даже когда я сказал, что надо будет лететь на самолете — а она не могла даже по мосту над железной дорогой переходить, так боялась высоты! — то мама на мгновение замерла, но сказала: все равно полетим.
И тому было несколько причин. Во-первых, Соловецкая святыня. Во-вторых, дед мой — исповедник, которые долгие годы провел в ссылке, в тяжких испытаниях, и на Соловках, включая карцер на Секирной горе, из которого мало кто выходил живым. Но дед по вере своей и по силе духа прошел через все эти соловецкие испытания и остался живым. А затем даже принял священный сан и трудился на Урале, в отдаленном месте, до самой смерти в 92 года, не покидая своего прихода.
То, что я говорю, связано с Соловецкой, а значит, и с Архангельской землей. И, наверное, неслучайно, потому что Архангельск всегда играл особую роль в жизни России, особенно до тех пор, пока не была создана на Балтике новая столица. Действительно, Архангельск был городом, обращенным к миру. Все торговые пути, культурный обмен — всё это шло через Архангельск. Одновременно Архангельск был притягателен и для захватчиков, и потому с глубокой древности вся эта земля была обагрена кровью защитников России. Другими словами, это место совершенно особенное и в духовном смысле, и с точки зрения истории Церкви нашей, и с точки зрения подвига новомучеников и исповедников. И опять-таки, принимая во внимание наших миссионеров, священников, проповедников, которые трудились здесь, утверждая веру православную, — это место особенное.
Так вот, когда я посещал Архангельск, в том числе на пути в Соловки, то, конечно, посещал и храм, который здесь был, и душа скорбела по поводу того, что величие этого северного города, такого важного для России, не было выражено в церковной жизни. Маленький храм, а когда я вошел в него, я увидел небольшое количество пожилых людей, и сердце как-то сжалось, — таким было мое первое посещение Архангельска.
И все эти образы минувшего прошли сегодня перед моим мысленным взором, когда я всматривался в дивную красоту кафедрального собора, построенного здесь вашей верой и вашими усилиями, заботами властей, попечением владыки и духовенства. Конечно, этот замечательный собор является символом возрожденной веры, а значит, и символом возрожденного северного края. Не может быть край не возрождающийся, когда здесь построен такой прекрасный величественный собор. Действительно, это символ воскресения наших душ, нашей жизни, обновления нашей жизни и одновременно видимый знак того, что еще многое нужно сделать для того, чтобы Русь Святая действительно обрела такую силу, чтобы никто не смел посягнуть на нее, чтобы на Руси действительно было жить хорошо, а не так, как скептически говорил об этом один революционно настроенный поэт. Чтобы действительно жизнь была мирной, спокойной, духовно сильной. Без этого никуда! На одной только хорошей зарплате ничего не получится сделать в жизни по-настоящему — обязательно нужен сильный дух, правильное целеполагание или то, что мы называем целостным христианским мировоззрением. Вот тогда мы способны совершать и подвиги в светской жизни, и подвиги духа.
Знаком духовного возрождения Севера и явился величественный кафедральный собор, и моя великая благодарность всем — и властям, и людям, которые жертвовали деньги, и тем, кто вносил решающий финансовый вклад в строительство этого храма. И, конечно, владыка, в первую очередь Вам, потому что Вы были двигателем всего этого дела. Благодарю Вас, что Вы не убоялись, не устрашились трудностей и, невзирая на очень скромную материальную сторону, все-таки приняли решение строить храм, и мы видим, что Ваши намерения завершились таким великим, добрым и святым делом.
Мне кажется, Россия вообще переживает сейчас особый период своей истории. Мне приходилось много путешествовать по миру в силу тех должностей, которые я занимал в Церкви. Мне довелось побывать в 119 странах мира, причем в разные исторические эпохи. Мало кто может сказать, что побывал в одной и той же стране в абсолютно разные исторические эпохи, при разных политических режимах, и потому в каком-то смысле у меня особенный опыт знания того, что в мире происходит. Так вот, отталкиваясь от своего опыта, скажу: нигде в мире не происходит сегодня ничего подобного тому, что происходит в России. Везде храмы закрываются, перепрофилируются — в лучшем случае в мечети, потому что мусульманские общины в Европе растут, а мусульмане люди благочестивые, им нужно молиться. Очень часто христианские храмы продают или сдают в аренду мусульманам, и это не самое плохое — хуже, когда там устраивают казино, рестораны или еще какие-то центры увеселения. Но ведь это факт, и он свидетельствует о глубочайшем духовном упадке! А если это происходит, значит, та цивилизация нежизнеспособна. Потому что жизнеспособна только та цивилизация, которая сильна духом, — вся история об этом говорит, и тем более этому учит наша русская история.
Думаю, все, что я сейчас сказал, становится особенно убедительным при созерцании этого святого храма. Построен Божий храм. Еще раз скажу: храмы строятся только тогда, когда в них есть потребность, и, покуда будет эта потребность в народе нашем, Россия непобедима. Потому что нельзя соотнести силу духа народа, который верит в Бога и любит свою Родину, с условной силой тех, кто расслабился в комфорте, забыл, что такое любовь к Отечеству, и кто движется только одним устремлением получить больше денег и получше их потратить. Очень важно, чтобы мы не утратили это духовное измерение нашей личной, семейной и общественной жизни. И еще раз хочу сказать, что этот величественный кафедральный собор является свидетельством именно такого, духовно ценного и целостного пути нашего исторического развития, который сейчас имеет место.
Но при всем этом мы должны помнить, что враг рода человеческого силен. Искушения, соблазны посещают каждого человека. Кто-то не имеет возможности сопротивляться этим соблазнам, — а их множество и в светской, да и в церковной жизни, — когда враг рода человеческого подталкивает к плохим мыслям, плохим словам, а иногда и к плохим действиям. И очень важно, когда мы попадаем в полосу таких искушений, вспоминать о великой духовной истории нашего народа, его героических подвигах. Вспоминать и о том, что даже в это непростое время мы все являемся свидетелями освящения этого величественного собора как видимого знака живой веры русских людей здесь, на севере страны нашей. И пусть Господь помогает всем нам и дальше идти вперед, сохраняя веру в сердце, совершая добрые дела, к которым Господь нас призывает, — ибо вера без дел мертва есть (Иак. 2:26), — проявляя внимание, любовь и заботу друг о друге.
Вот об этом хотел бы особенно сказать. Забота друг о друге называется на языке общественном солидарностью, но «забота» более теплое слово, чем «солидарность». Если мы заботимся, особенно о тех, кто нуждается в помощи, если мы заботимся друг о друге, если мы в семьях стараемся не раздражать друг друга, не ссориться по мелочам, не обижать, хранить супружескую верность, созидать дом как общее пространство не только материальной, но и духовной жизни, — вот тогда будет, несомненно, укрепляться жизнь всего нашего народа. Невозможно строить сильную страну — и разрушать семьи. Невозможно говорить о солидарности общественной — и разрушать брак. Невозможно говорить о будущем — и не заботиться о воспитании детей и молодежи. Поэтому сегодня всё это — задачи, которые стоят на нашей общенациональной повестке дня и в решении которых, по милости Божией, принимает активное участие наша Церковь.
Хотел бы еще раз поблагодарить Вас, владыка Корнилий, все духовенство, местные власти и вас, мои дорогие, за сей величественный храм. Ну, а теперь самое главное, чтобы этот храм всегда наполнялся вами. Когда нет храма — проходишь мимо, и в сердце ничего не двинулось. Но когда проходишь или проезжаешь мимо храма, особенно в воскресенье, слышишь колокольный звон, а сам в храм не идешь, то это звоночек нашей совести. Ведь храмы строим для того, чтобы люди туда приходили, молились, становились лучше и сильнее. Не упускайте этого шанса, и в этом величественном соборном храме стяжите души ваши (Лк. 21:19), как говорит слово Божие. Хотел бы пожелать помощи Божией, крепости сил всем нам и процветания героической Архангельской земле — земле, которую населяют сильные, мужественные и добрые люди. Храни вас всех Господь!