Северная Осетия – это ущелья, которые завораживают какой-то нереальной красотой, это реки и водопады. И, главное, это потрясающие своей величественностью горы, на которые можно смотреть бесконечно. В любое время суток и в любую погоду. Потому что это – Кавказ!
И, конечно, Осетия – это древнейшие храмы России.
В 5 километрах от мужского монастыря, в высокогорье Куртатинского ущелья Северной Осетии, находится часовня, в которой 600 лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа – Иверская Моздокская икона Божией Матери, подаренная святой благоверной Царицей Грузии Тамарой Великой (XIII век). Она по кончине первого супруга своего, русского князя Георгия Андреевича, сына знаменитого Андрея Боголюбского, вступила в брак с осетинским царевичем, князем Давидом-Сосланом.
Тхаба-Ерды - древний христианский храм в Ингушетии. Входит в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Среди учёных нет единого мнения о времени постройки храма. Большинство из них выделяют несколько периодов его строительства, самый ранний из которых некоторые учёные относят к VIII веку, из-за чего храм Тхаба-Ерды часто называют древнейшим на территории России.
Аланский Свято-Успенский мужской монастырь расположен рядом с поселком Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии). Это самая высокогорная православная обитель на территории России.
Основан в 2000-м году.
Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов. В нартском эпосе Уастырджи описывается как небожитель и изображается в виде старца на белом коне, одетого в белую бурку. Спускаясь на землю, он проверяет людей, чтобы узнать, помогают ли они друг другу в нужде и горе.
Памятник Уастырджи – это конная статуя в Алагирском ущелье.Один из самых больших конных памятников в мире. Его вес составляет 28 тонн.
Храм построен в 1890-м году. Это самый высокогорный храм на территории России. В настоящий момент отреставрирован и является действующим.
Богоявленский Аланский женский монастырь основан в 2004-м г. В 2001-м году в Алагире по благословению митрополита Гедеона создано Свято-Успенское православное сестричество, которое задумывалось как основание для будущего женского монастыря. Изначально сестры жили скитской жизнью. В 2004-м г правительство республики выделило 10 га земли под строительство монастыря и передало территорию бывшего пионерского лагеря. 12 июля по благословению епископа Феофана сестры переселились на новое место. В монастыре ведется строительство храма, ремонт жилых корпусов.
Высочайшим повелением Императора России от 27 февраля 1850 г. определено строительство в Осетии Алагирского серебряно-цинкового завода на базе Садонского месторождения цветных металлов. Возникший около завода поселок на окраине села Салугардан назвали Алагиром. 8 ноября 1851 г. был заложен Свято-Вознесенский собор. Автором проекта и создателем его первой начальной росписи был известный русский архитектор и художник князь Г.Г.Гагарин. Собор построен в византийском стиле из местного материала – розовато-серого туфа.
В селении Дзивгис расположен один из древнейших храмов Северного Кавказа – храм Георгия Победоносца. Его построили примерно в XIV–XVI веках. На специальной арке висят две главных реликвии храма – колокола, которые пожертвованы грузинскими Царями Георгием и Арчилом в 1613-м и 1683-м годах. Надпись на первом колоколе гласит: «Мы, государь Картли, Царь Царей, патрон Георгий, пожертвовали сей колокол тебе, святому Георгию Дзивгисскому, ради наших побед. Хроникон 301». На втором колоколе написано: «Я, Царь Арчил, преподнес этот колокол Дзивгисскому крестохранилищу: дай Бог, чтоб на глас его приходили осетины прославлять Троицу».
Строительство церкви относится к концу XIX – началу XX веков. Говоря об Успенской церкви в Лисри, как правило, отмечают, что она относится к числу самых поздних в Мамисонском ущелье. Однако первое известное документальное свидетельство о наличии в Лисри Православной Церкви относится к 1852 г.: в материалах Осетинской духовной комиссии.
Башенные постройки ингушей представляют собой уникальное явление в мировой культуре. По высказыванию одного из известных кавказоведов Евгения Игнатьевича Крупнова,
«Ингушские боевые башни являются в подлинном смысле вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего населения края. Они поражают простотой формы, монументальностью и строгим изяществом. Ингушские башни были для своего времени подлинным чудом человеческого гения».