Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь

Монастырь XII века. Находится на берегу реки Великой в районе завеличья.

В 1156 году в Пскове в период княжения Святополка Мстиславича, брата благоверного князя Всеволода Гавриила на левом берегу реки Великой при устье речки Мирожи, по инициативе епископа Новгородского и Псковского Нифонта, был основан Спасо-Мирожский монастырь. По заказу Нифонта новгородской строительной артелью была построена главная монастырская церковь во имя Преображения Господня. Сразу после окончания строительства храм был расписан фресками. Нифонт обеспечил обитель большими земельными наделами. Есть основание думать, что обитель существовала еще раньше, потому, что в это же время в Мирожской обители становится известным преподобный Авраамий, уже игумен монастыря, скончавшийся и погребенный в Мирожской обители 7 октября 1158 года, два года спустя после строительства первого ее храма.

В 2021 году исполнилось 865 лет от первого упоминания в Новгородской Первой летописи каменного Спасо-Преображенского собора в междуречье рек Великой и Мирожки.

Есть основание думать, что обитель существовала раньше, чем первое упоминание в 1156 году о Спасо-Преображенском соборе. В научной литературе по вопросу даты основания Мирожского мужского монастыря в разное время высказывались разные мнения.

Леонид Алексеевич Творогов – ученый, создатель Древлехранилища Псковского музея, филолог, краевед, археограф, собиратель и хранителя древних рукописей, считал, что Мирожский монастырь за рекой Великой был основан в начале XI века новгородским князем Ярославом Владимировичем и псковским князем Судиславом, а Новгородский владыка Нифонт построил каменный собор на месте древнего деревянного храма.

Справедливости ради, уточним, что Ярослав Мудрый бывал в Пскове в этот период и доподлинно известно, а его его родной брат Судислав, младший сын Владимира Крестителя, стал в 1014 году князем Пскова. О его правлении известно немногое, и продлилось оно не так уж долго, но по каким-то причинам Ярослав счел его опасным для себя и заточил в 1036 году в темницу на долгие 23 года. После освобождения первый князь псковский ушел в монастырь, где и провел остаток своей жизни. В этот же период Ярослав Мудрый основывает и город Юрьев, нынешний Тарту. Поэтому версия о создании обители в междуречье Великой и Морожки вполне жизнеспособна.

Не вызывает сомнений то, что Спасо-Преображенский собор и история его строительства связаны с именем свт. Нифонта, который занимал Новгородскую кафедру с 1130-го по 1156-й год, т.к. храм упоминается в летописном панегирике под 1156-м годом среди других объектов строительной деятельности этого пастыря. Как говорится в его Житии, он «украсил престол Великого Новгорода и многие души привел ко спасению»… Об этом знает каждый из нас, – кто из епископов так украсил святую Софию? Он расписал притворы, устроил иконостас, а снаружи обмазал известью и облил свинцом». Далее говорится о том, что строил святитель храмы и за пределами Новгорода: поставил церковь Климента в Ладоге и церковь Спаса-Преображения в псковском Мирожском монастыре.

Но, что важно - основание считать архиепископа Нифонта строителем Спасо-Мирожского монастыря возникло только в середине XVI века в связи с его канонизацией и написанием жития псковским агиографом Василем (Варлаамом), и получила широкое распространение в XVII - начале XVIII веков и в таком виде дожила до нашего времени. Источники более раннего происхождения (до середины XVI века) однозначно считали Нифонта лишь создателем Спасо-Преображенского собора.

Круглова Таисия Викторовна, к. и. н., считает: «Тот факт, что параметры плинфы Спасо-Преображенского собора архаичны, хотя размеры кирпича Климентовской церкви на Ладоге, созданной той же артелью и тем же заказчиком – Владыкой Нифонтом, соответствуют своему времени. Это обстоятельство требует объяснений. Спасо-Преображенский собор в Пскове был построен новгородскими мастерами из чередующихся слоев известняковой плиты и плинфы явно свидетельствует о длительном периоде его постройки. (Плинфа - это плоский и широкий кирпич домонгольского времени, изменения в размерах которого имеют чёткие хронологические привязки)». «Как известно,- продолжает Таисия Викторовна Круглова, - между подготовительными мероприятиями (заготовка плинфы и камня, разбивка стройплощадки на местности, закладка фундамента) и завершением строительных работ иногда проходил длительный отрезок времени, в ходе которого менялись непосредственные заказчики объектов.

За примером не надо далеко ходить: церковь Успения на Торгу в Новгороде была заложена по заказу новгородского князя Всеволода Мстиславича в 1135-м году, а завершена только в 1144-м, когда его уже не было в живых, а новгородский стол занимал его родной брат Святополк. Подобная задержка была вызвана определенными обстоятельствами...Изменения архитектурного замысла и архаичный размер плинфы Спасо-Преображенского собора в Пскове свидетельствуют в пользу того, что между начальным и завершающим этапами работ прошел определённый отрезок времени, в рамках которого мог поменяться заказчик. ... Если исходить из реальных размеров плинфы, то начало работ по строительству храма приходится на 20-е годы ХII века. В это время владычную кафедру в Новгороде занимал Иоанн Попьян, непосредственный предшественник Нифонта. В Новгородской Первой летописи сведений об этом архиерее предельно мало. В 1110-м году архиепископ Иоанн пришел в Новгород, а двадцать лет спустя, в 1130-м году «отвержеся архиепископ Иоанн Новагорода, и поставиша архиепископа Нифонта...».

Все сведения письменных источников и материалы архитектурно-археологических исследований позволяют с полной долей уверенности приписывать новгородскому архиепископу Нифонту только окончательное возведение Спасо-Преображенского собора и заказ на его роспись, но не инициативу и начальные работы. Он же, Владыко Нифонт, обеспечил обитель большими земельными наделами.

Спасо-Преображенский собор. Фрески

В 1858 году во время ремонта в Спасо-Преображенском соборе были обнаружены под побелкой древние фрески. Это событие изменило жизнь обители и представление о ней.

Интерес Императорского археологического общества и местных знатоков-краеведов к древнейшей псковской святыне и фресковой живописи, способствовал возрождению монастыря и возобновлению архитектурного ансамбля. В 1886 году по случаю наводнения были проведены значительные ремонтные работы.

Храм был вновь освящен в августе 1886 года епископом Псковским и Порховским Гермогеном, но до 1890-х годов фрески оставались под слоем штукатурки, только когда штукатурка была отбита, драгоценные фрески стали доступны научному исследованию. Работами по исследованию фресок руководил академик В. В. Суслов.

6 августа 1897 году по Высочайшему соизволению Святейшим Синодом была учреждена особая строительная комиссия под председательством М. П. Боткина. Комиссия эта поручила работы по укреплению стен храма архитектору Ф. П. Нестурху, а реставрацию фресок артели суздальских иконописцев во главе с Н. М. Сафоновым. Священный Синод издал распоряжение не просто отреставрировать фрески, но придать поблекшим за долгие годы краскам их изначальную яркость.

Профессор Н. В. Покровский в 1898 году писал: "Фрески Мирожского монастыря принадлежат к числу редких явлений в ряду памятников древнейшего искусства в России. Они замечательны как со стороны художественного стиля, так и со стороны иконографической, по разнообразию их внутреннего содержания. Фресками покрыты все внутренние поверхности Спасо-Мирожского собора. Церковных стенописей такой почтенной старины уцелело на православном востоке очень немного. По археологической важности и по художественному характеру фрески Мирожского монастыря стоят ближе к фрескам Спасо-Нередицким».

Реставрационные работы в 1902 году были закончены, а 24 августа 1902 года преосвященный Сергий епископ Псковский и Порховский осветил храм Спасо-Преображения. Таким образом, бесценный памятник древнерусского искусства вновь оказался скрыт от глаз посетителей.

Государем императором Николаем II было пожаловано на окончание реставрационных работ 7000 рублей. На реставрационные работы были израсходованы 16890 рублей.

В 1902 году в храме Спасо-Преображения после проведения реставрационных работ и капитального ремонта на средства Святейшего Синода был поставлен мраморный иконостас итальянской работы. В августе 1903 года в Псков прибыл император Николай II, посетил Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь и осмотрел отреставрированные фрески.

Несколько раз в советский период фрески собора были реставрированы в 1927-1947 и в 1973-1977 годах А. И. Анисимовым, Д. Е. Брагиным и Г. В. Алфёровым, но все это были краткосрочные реставрации, без комплексного решения возникающих проблем, более похожими на поновление, чем на реставрацию.

Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, спасенные после длительного пребывания под толщей штукатурки, а затем освобожденные от нанесенных на них позднейших живописных слоев, сегодня вновь обрели свой прежний облик. Однако сложная и кропотливая работа по их восстановлению требует столь много времени, что продолжается и поныне.

В 2019 году Спасо-Преображенский собор и его фресковая живопись внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Неповторимость фресок Мирожской обители

Наибольший расцвет псковской школы иконописи начинается в XIV–XV веках, однако понятно, что уже в XII–XIII веках в Пскове уже складывались свои традиции. Это доказывают не только псковские иконы XIII века, но и фрески собора Мирожского монастыря, которые типичны только для произведений псковского мастерства. Несомненно, что во главе артели был греческий мастер, который занес в Псков, восточнохристианскую, а не столичную, константинопольскую традицию, а помогали ему местные псковские живописцы. Они стремились приблизить религиозный образ к зрителю, усилить эмоциональные оттенки - скорбь, слезы, страдание (дщери Иерусалима из сцены Успение; Мария и ангелы из Распятия и др.). Но, при этом, они не впадают в эмоциональность и пишут в спокойных эпических тонах, избегая резких, угловатых движений, у них богатая линейная разделка одежд, навеянная иконными золотыми асистами.

Аналогичные приемы обнаруживаются во фресках собора Снетогорского монастыря (1313) и в ряде ранних псковских икон (Деисус Русского музея, Никола Третьяковской галереи и др.). Псковичи были небогаты, и заменяли золото желтой краской, что необычно для византийских фресок. Но уникальность фресок, кроме их высокого художественного уровня (по стилю своего исполнения они полностью лишены хронологических аналогов на территории России и отчасти сходны лишь с некоторыми образцами византийской настенной росписи), прежде всего, заключается в тщательно продуманной и проработанной иконографической концепции. Главным мотивом фресок собора является утверждение реальности воплощения Бога и ипостасного соединения во Христе божественной и человеческой природы. Эти догматы чрезвычайно волновали константинопольских богословов в XI—XII веках и не могли не волновать Владыку Нифонта – грамотного, просвещенного человека в вере христианской.

Сюжеты росписей повествуют об основных событиях Священного Писания, они подробным образом отображают евангельское повествование, при этом они доступны каждому, кто входит в храм, каждому человеку, что было особенно важно в тот период, когда большинство жителей было безграмотно. Фрески Спасо-преображенского собора Мирожского монастыря - это иллюстрации Священного писания, и играли особую, очень важную роль в распространении христианской веры на этих пограничных территориях.

Летописные ведения о Спасо-Преображенском Мирожском мужском монастыре

Летопись очень скудно сообщает об обители: 7 октября 1158 года, сообщает летопись, - скончался и был и погребен в Мирожской обители игумен монастыря преподобный Авраамий.

Под 1188-м годом сообщается, что при посещении Пскова новгородским архиепископом Гавриилом (Григорием) упоминается Мирожская монашеская обитель - в те дни заболел, принял постриг, умер и был похоронен в Спасо-Мирожском монастыре священник Герман Воята, новгородский летописец, предполагаемый автор летописного славословия Нифонту.

В «Житие князя Всеволода-Гавриила» написанном в середине XVI в. агиографом Василием-Варлаамом, говорится: «…И снова священный собор Живоначальной Троицы, протопоп и игумен боголепного Преображения Спаса с Мирожи, князь и посадники, и прочии священники и дияконы, и иные церковнослужители, и весь причт церковный, и монахи, все христолюбивые люди, мужи и жены с детьми, и разного возраста люди - все с благоговением и страхом подошли, крестясь и целуя мощи и гроб святого».

О быте монашествующей братии, участии обители в общественной жизни города в XIV-XV веках в письменных источниках сведения почти полностью отсутствуют, но тот факт, что Мирожский монастырь находился на подступах к городу, на открытом месте, на дороге из Литвы и Ливонии, то при каждом вражеском набеге на Псков он становился легкой добычей для врагов. Возможно именно тот факт, что в этом месте сходятся дороги, по которым шли недруги, и появился монастырь - как духовная защита Пскова.

Летопись сообщает, что в 1299 году немцы, подойдя к Пскову, разорили посады и убили игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа. С именем Иосифа Л. А. Творогов связывал "Послание Есифа к детям" и считал его заказчиком псковского списка "Слова о полку Игореве", которые были обнаружены в Мирожской обители.

В 1323 году монастырь вновь был захвачен немецкими рыцарями.

В 1404 году игуменом Мирожского монастыря Карпом на крутом берегу реки Великой была построена церковь во имя святого Архидиакона Стефана.

В 1463 и 1471 годах Мирожская обитель служила временной квартирой для московской рати, приходившей на помощь Пскову, а также новгородской в 1474 году.

В период Ливонской войны до 1580 года в Пскове велась серьезная оборонительная подготовка к приходу войска Стефана Батория, и в этот период царь Иоанн IV неоднократно посещает Псков. Еще в конце мая 1558 года закончилось сосредоточение в Пскове 40-тысячной русской армии во главе с князем Петром Шуйским, и уже к 1580 году была проведена ревизия всех крепостных стен, их ремонт и укрепление. Военно-политическая обстановка для России в этот период очень непростая. Два фронта военных действий – на западе и юге – требовали огромного напряжения внутренних сил (военных и политических). Псков являлся западным форпостом и требовал особого укрепления.

Накануне пришествия войска короля Стефана Батория было принято решение выжечь все псковские посады, в т. ч. левый берег реки Великой и вывести в город все имущество. Стефан Баторий, подойдя к Пскову в августе 1581 года, оказался на пепелище. У опустевшего Мирожского монастыря он поставил сильную батарею, а на монастырскую колокольню пушки, из которых вели обстрел Покровской башни каменными раскаленными ядрами. Ответным огнем псковских орудий были разрушены постройки монастыря.

Миссия Спасо-Преображенского Мирожского мужского монастыря.

Прежде всего Мирожский монастырь выполнял духовную миссию. Главной святыней монастыря являлась чудотворная икона Божьей Матери «Мирожская». Эта икона явилась в монастыре в 1198 году, а через четыре столетия, 24 сентября (7 октября) 1567 года, в день памяти преподобного Авраамия в Мирожском монастыре совершилось чудесное знамение от древней иконы Пресвятой Богородицы. В царствование Иоанна Грозного, во время свирепствовавшего во Пскове морового поветрия, от этой иконы, как повествует древнее сказание, "таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня".

Мирожская икона написана по чину Оранты - "Молящейся". Пресвятой Богородице предстоят Псковские святые: справа - святой благоверный князь Довмонт-Тимофей (память 20 мая), слева - его супруга, преподобная Марфа, в миру Мария Дмитриевна (+ 8 ноября 1300). Царь Иоанн Васильевич увез чудотворный Мирожский образ из Пскова, а в монастыре остался список "мера в меру" - так называемая "Великая Панагия" из Спасо-Мирожского монастыря. Празднование знамения Мирожской иконы установлено в том же, 1567 году, по благословению архиепископа Новгородского и Псковского Пимена. Этой иконе была составлена особая служба, напечатанная в Минее 1666 года.

Наряду с духовной миссией, Мирожский монастырь выполнял вполне светскую просветительную роль. Монастырь в раннюю пору своего существования был сосредоточием псковской культуры. В стенах монастыря велось летописание, переписывались церковные книги, делались списки "Слова о полку Игореве" и "Задонщины". В монастыре была своя иконописная школа. Известно, что особо почитаемый псковичами святой преподобномученик Корнилий Псково-Печерский именно в Мирожском монастыре в начале XVI века делал свои первые шаги в иконописи.

В монастыре существовала ризница, которая была устроена на хорах в юго-западном углу храма Преображения и состояла из небольшой палатки с двумя маленькими окнами. Ризница монастыря была не богата утварью, главной ее реликвией считалась чаша Нифонта вырезанная из корня дерева, на дне чаши серебряная бляха с изображением распятия и надписью: " в лето 6664 (1156) апреля 8 дня в пречестную обитель Спаса Мирожского монастыря". Края чаши были украшены тонкой серебряною полосой, выполненной в 1707 году с надписью: " Святой епископ Нифонт рождение имея града Киева от благочестивых родителей принял монашество в Киевопечерской обители и на престоле епископском в великом Новгороде был 25 лет и будучи на престоле многие святые обители и церкви устроил, с благоверным князем Всеволодом Псковским и по преставлении князя Всеволода придя Святой Нифонт во Псков создал между рек Великою и Мирожею церковь Преображения Господня и обитель преславную украсил, и братию собрал, и игумена поставил, и дал села многие на устройство церкви и обители".

Предание говорит, что Нифонт с этой самой чашей и посохом в руках ходил по Пскову и собирал пожертвования на монастырь. До 1805 года в ризнице хранился посох преподобного Нифонта. Он был деревянным, украшен серебряными пластинами с надписью "лета 6664 сей посох Святителя Нифонта епископа Новгородского чудотворца, создателя Мирожского монастыря обложен серебром Михаилом Сарпуковым".

При монастыре существовала библиотека, которая размещалась в ризнице. Библиотека была небольшой и состояла из богослужебных книг и рукописных богословских и философских трудов, некоторые были на латинском языке. В середине 18 века за сохранностью библиотеки следил сам настоятель этой обители - архимандрит Иоасаф. Известно, что он собственноручно надписывал библиотечные книги. Так, 2 апреля 1753 года, просматривая монастырское книжное собрание, сделал надписи в книгах: "Сия книга боголепного Господня Преображения Мирожского монастыря. Подписал той же обители архимандрит Иоасаф 1753 года апреля 2 дня".

На следующий день Иоасаф снова побывал в монастырской библиотеке и надписал Минею: "Сия Минея Псковского Мирожского, подарок господина подполковника Петра Михайловича Самородского. Подписал той обители архимандрит Иоасаф 1753 года апреля 3 дня».

Архив монастыря, который также размещался в ризнице, состоял из указов Псковской духовной консистории, приходно-расходных и метрических книг. Указы начали собирать только после настоятельного требования епархиального начальства в 1820 году, а до того времени о сбережении получаемых бумаг весьма мало заботились. Даже в то время, когда было предписано, полученные указы и другие документы переплести в книги, то обложки на них делали из указов 18 века, чему обязаны сохранением некоторых сведений о настоятелях 18 столетия. Документы 19 века были подобраны по годам и хранились в ризнице под присмотром казначея.

Хозяйственная деятельность Мирожского монастыря

Со времени учреждения монастыря и до учреждения в России патриаршества, настоятелями в Мирожском монастыре были игумены, которых выбирали сами монахи, а утверждал Владыка. В монастыре каждый брат жил в отдельной келье и исполнял особенное, возлагаемое на него послушание. С момента учреждения Псковской епархии в 1589 году Мирожским монастырем стали управлять архимандриты. В 1798 году в Мирожском монастыре проживали: игумен, три иеромонаха, вдовый священник, два иеродьякона, пономарь-ключник, чашник и просфорня. Число братии редко доходило до положенного штатами; кроме того, вместо монашествующих были в монастыре вдовые священники или другие церковнослужители, присланные в монастырь за какие-нибудь проступки.

В конце 18 века было вменено в обязанность всей братией иметь общую трапезу, а по кельям рассылать пищу только больным. По изданию штатов каждый брат располагал своими средствами на жизнь.

С 1842 года, по переложению на серебро Мирожский монастырь получал штатного содержания 412 рублей 38 копеек. Со времени освобождения крестьян из крепостной зависимости монастырским служителям были предоставлены права дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости помещика, и вместо них Мирожскому монастырю назначено было содержание в 400 рублей из общественного сбора государственных крестьян.

По распоряжению Псковской палаты уголовного суда, уездных земских судов, распоряжением епархиального начальства в Мирожском монастыре содержали мужчин нарушивших морально-

этические законы. Так в 1848 году на шесть месяцев под присмотр архимандрита Нифонта были присланы в монастырь: Николай Никифоров - дворовый человек помещицы Мягковой; Андрей Богданов - дворовый человек порховского помещика Ноинского.

В 1850 году монастырь был приписан к архиерейскому дому, архимандрит Нафанаил управлял монастырем в качестве архиерейского наместника, (в качестве настоятеля Нафанаил находился в монастыре с 1845 года).

С 1864 года Мирожским монастырем вновь стали управлять архимандриты. 11 января Святейшим Синодом был определен на службу настоятелем Спасо-Мирожского монастыря архимандрит Николай (Трусковский). Одновременно он был назначен ректором Псковской духовной семинарии и членом Псковской духовной консистории. Архимандрит Николай окончил курс Литовской семинарии в 1841 году, окончил курс Киевской духовной академии. Обучался наукам богословским и философским, историческим и физико-математическим; языкам: греческому, латинскому, еврейскому и немецкому, был профессором богословия. С 1849 год являлся ректором Минской духовной семинарии, занимался составлением историко-статистического описания Минской епархии, которое было представлено в Святейший Синод, за что получил орден св. Владимира 3-й степени и личную благодарность императора.

В 1907 году возглавлял Мирожский монастырь настоятель - архимандрит Амвросий, который окончил курс Костромской духовной семинарии, и Московской Духовной Академии, имел ученую степень кандидата богословия, в 1904 году был назначен ректором Благовещенской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита. Указом Святейшего Синода от 14 июля 1906 года Архимандрит Амвросий был перемещен на должность настоятеля Спасо-Мирожского монастыря, был назначен членом духовной консистории. Резолюцией архиепископа Псковского и Порховского Арсения 26 марта 1907 года был утвержден в должности члена епархиального училищного совета, с 1907 года преподавал Закон Божий в старших классах Сергиевского реального училища.

Как выглядел Мирожский монастырь, начиная с XVI века.

Не сохранилось ни одного графического или изобразительного материала, представлявшего территорию монастыря ранее 16 века. Изображение Мирожского монастыря, а вместе с тем Спасо-Преображенского собора и храма святого Стефана можно видеть на знаменитых Псково-Покровских иконах, написанных в память о спасении Пскова во время Ливонской войны XVI века.

На иконе XVI века «Сретение Господне» Печерского монастыря также был изображен Спасо-Мирожский монастырь - в центре монастыря возле Спасо-Преображенского собора довольно высокая колокольня башенной формы.

В ходе военных действий 1581 года колокольня была разрушена. В монастыре была возведена новая колокольня, которую пристроили к западной стене Спасо-Преображенского храма, фасадом была обращена на северную сторону. О времени ее строительства ничего неизвестно. Она состоит из стены в два яруса, в нижнем ярусе размещались три пролета для колоколов, на верхнем ярусе - два пролета. На этой колокольне были укреплены 8 колоколов, один из которых имел надпись о том, что данный колокол был отлит в городе Пскове при дьяке Мисюре Мунехине 8 января 1520 года для Мирожского монастыря повелением игумена монастыря Григория. Надпись на другом колоколе сообщала о том, что колокол был отлит 14 сентября 1521 года в славном городе Пскове

в Спасо-Мирожской обители при дьяке великого князя Мисюре Мунехине повелением игумена Григория, а делали колокол мастера Андреевы - Михаил и Ануфрий.

В 1528 году новгородский архиепископ Макарий в обязательном порядке ввел в монастырях новгородской епархии общежительный устав. Эта монастырская реформа коснулась псковской земли и привела к изменению внутреннего облика многих монашеских обителей.

Что касалось числа братии, то можно было предположить, что до 16 века в Мирожском монастыре было многолюдно, потому, что он считался вторым из числа 4-х больших Псковских монастырей (первым был Снетогорский, третьим был Елиазаровский и четвертым Великопустынский).

В 17 веке монастырь был владельцем крупных земельных вотчин, рыбных ловель, получал доходы с торговых рядов и водяных мельниц. Экономический расцвет отразился на строительной деятельности, результатами которой стало возникновение комплекса каменных построек вдоль берега реки Великой, южнее Спасо-Преображенского собора.

Археологами были открыты руины большой каменной палаты и основание столпообразной постройки, возможно шатровой колокольни, запечатленные на псковской иконе из часовни Владычного Креста. Этим же периодом датировалось строительство каменных подклетов, расположенных напротив собора.

К 1713 году была освещена построенная заново каменная Стефановская церковь с парадными воротами, выходящими к берегу Великой, а к середине 18 века, судя по описи 1766 кода, вся внутренняя территория была плотно застроена деревянными службами.

Высочайшим именным указом 1797 года было приказано архиерейским домам и монастырям приписать угодья. Мирожский монастырь имел выгонные земли, данные от коллегии экономии в 1781 году (пашни, сенокосы и прочие угодья) в районе реки Мирожки в Пскове, в Псковском уезде Лабутинской волости пустошь Гайкова, Гайдук, в Завелицкой волости Псковского уезда, пахотные земли - всего во всех пустошах 93 десятины 1437 сажен.

Монастырь имел рыбные ловли на реке Великой и на Мироже, на озерах Березовом и Клины, на реках Пимже и Будовижской. Ловли эти по именному Высочайшему указу от 18 декабря 1797 года были отданы во владения Мирожского монастыря. Доход монастыря от рыболовства был незначителен. Согласно этому указу по распоряжению Псковской казенной палаты в 1803 году назначена была Мирожскому монастырю каменная водяная мукомольная мельница, которая находилась в Кирилловой мызе Островского уезда, которую монастырь сдавал в аренду. Казна монастыря пополнялась добровольными пожертвований, продажей свечей.

В 1789 году игумен Мирожского монастыря Венедикт сообщил преосвященному Иннокентию, что деревянные настоятельские покои в ветхом состоянии, он просил разрешение построить на их месте каменную колокольню и церковь во имя Святителя Николая, а между церковью и колокольней построить у Стефановской церкви особые покои, в которых могла быть устроена трапеза для братии. На эту просьбу последовало архипастырское благословение. Указ духовной консистории, разрешавший это строительство, был подписан 3 декабря 1789 года. Согласно указу был возведен двухэтажный корпус, в нижнем этаже были кельи настоятеля.

В 1800 году во время разлива рек на нижнем этаже этого здания вода доходила до потолка, поэтому настоятельские кельи оказались совсем непригодными для жилья. Вскоре нижний этаж был переоборудован в кухню и трапезную. Братские кельи размещались в верхнем этаже.

До 19 века монастырская ограда была деревянной, при архимандрите Иакове вокруг монастыря была возведена каменная ограда.

В 1884 году на собранные монастырем пожертвования были проведены ремонтные работы в храме во имя св. Апостола Первомученника и Архидиакона Стефана. В 1884 году к нему была пристроена деревянная паперть со ступенями, ведущими в средний ярус, где находится собственно церковь, было устроено отдельное помещение для библиотеки. В храме потолок и полы переделали. Стены были оштукатурены, поставлены две новые кафельные печи и установлен новый иконостас. На ремонт было израсходовано 872 рубля. 21 октября 1884 года храм был освещен епископом Нафанаилом.

Под храмом в нижнем ярусе размещалась кладовая, рядом с алтарем, в отдельной каменной палате размещалась ризница. Здесь находился широкий высокий проход в виде ворот, покрытый аркой, а рядом с ним такой же проход, но гораздо уже и ниже, в виде калитки для пешеходов.

Святые врата - парадный вход из города на центральный монастырский двор. Над воротами в 1884 году была построена колокольня из местной плиты и кирпича. На строительство колокольни было израсходовано 2214 рубля. Всего на ней висело 8 колоколов. Здание Стефановской церкви, колокольни и братского корпуса образовали единый фасад, обращенный 21 октября 1884 года Стефановский храм был освящен епископом Нафанаилом.

В конце 19 века на старом каменном подклете 17 века, напротив Спасо-Преображенского храма был возведен деревянный дом настоятеля. В 1899 году ремонтные работы на территории монастыря были продолжены старанием и усердием самой братии во главе с настоятелем архимандритом - Николаем.

Богослужение в храмах Спасо-Мирожского монастыря совершались в следующем порядке: в Преображенском храме, который не отапливался, службу вели от Пасхи до Воздвиженья, а в Стефановском теплом храме - от Воздвиженья до Пасхи.

В 1914 году, при монастыре, числилось удобной и неудобной земли - 93 десятины, 1437 кв. сажень, в том числе: пустошь Ново-Степаново в Псковском уезде, в 30 верстах от монастыря, подаренная Яковом Ивановичем Ларионовым; пустошь Перино в Лагозовской волости Псковского уезда, в 7 верстах от монастыря; пустошь Гайково в 4 верстах от монастыря на территории Псковского уезда; пахотные земли монастыря рядом с монастырем у реки Мирожи.

Земли Ново-Степанова и Перино с разрешения епархиального начальства сдавались в аренду. Землю у монастыря обрабатывали сами. Садоводством, огородничеством и пчеловодством братия обители не занималась.

На территории монастыря размещался скотный двор, по недостатку собственного корма и выгона обитель содержала скота самое малое количество для питания братии. При скотном дворе находился одноэтажный дом из плиты для прислуги.

На хозяйственном дворе были построены: житница, ледник, каретный сарай. В юго-западном углу монастырского двора была построена из плитняка баня с деревянным предбанником.

В южной части монастырского двора стояли два деревянных сарая - один для дров, другой - для сена.

На всем протяжении своей многовековой истории Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь, упраздненный большевиками и возрожденный в 1994 году, является средоточием истинных православных святынь и святых, воплощавших в жизнь Божьи заповеди и являвших собой пример миллионам людей.

P.S. В 1918 году помещения монастыря были переданы для проживания в нем погорельцев. 8 марта 1921 года коллегией подотдела искусств губернского отдела народного образования было принято решение об открытии в Пскове экскурсионной станции.

С 15 июня 1921 года экскурсионная станция была открыта на территории Мирожского монастыря, заведующим станцией был назначен В. А. Федоров. Только в 1921 году экскурсионная станция приняла более 700 человек из Петрограда, из уездов Псковской губернии, из Москвы. Общежитие при станции было оборудовано для приема и размещения на территории Мирожского монастыря 30 человек. Экскурсионная станция успешно прижилась в стенах древнего монастыря. Но монастырь официально не был закрыт. Местный журналист, присутствовавший 25 июня 1922 года на лекции В. А. Федорова на территории Мирожского монастыря, писал: "Раздается обычный монастырский звон, но только три монаха, живущие в этом историческом монастыре, пошли в церковь". 6 августа 1922 года был составлен акт об изъятии в пользу голодающих Поволжья ценностей Мирожского монастыря - серебряных риз, лампад, ковшей, блюд, и др.

Из исторической справки: "4 февраля 1922 года, в воскресенье, "безбожники" явились в Мирожский монастырь, чтобы насильственно закрыть Спасо-Преображенский собор. Шла Божественная литургия. Народ стали выгонять из храма. Последним вывели священника, отца Георгия (протоиерей Георгий Преображенский рукоположен в 1894 году, награжден палицей и орденом св. Анны II степени в 1915 году). Потрясенный насилием, воинственным кощунством и святотатством, пастырь сам сделал 2-3 шага и упал замертво на мощеную дорожку у дверей храма.

Согласно протоколу за № 41 заседания президиума Псковского губернского исполнительного комитета от 28 мая 1924 года, на заседании было принято постановление о закрытии Мирожского монастыря и Стефановской церкви:

"Ввиду фактической передачи Мирожского монастыря экскурсионной станции и закрепления его за Губоно (постановление от 6.02.1922.), считать таковой закрытым. Стефановскую церковь как являющуюся частью закрытого Мирожского монастыря и как безприходную при отсутствии заявлений граждан о желании пользоваться - закрыть".

В 1994 году Высокопреосвященнейший Евсевий Архиепископ Псковский и Великолуцкий совместно с Областной Администрацией приняли соглашение по вопросу передачи Псковской Епархии храма первомученика архидиакона Стефана, братского корпуса и дома Настоятеля.Возрождение обители началось в 1994 году. Благодаря поддержке и усилиям Владыки Псковского и Великолукского Евсевия двери монастыря открылись не только для туристов и реставраторов, но и для православных прихожан и многочисленных паломников.

В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII – нач. XX вв.), настоятельского корпуса (XVI-XIX вв.), Стефановской церкви (XVII в.), братского корпуса (кон. XVIII – XIX вв.), братских келий (XVII-XIX вв.), монастырской ограды (1799–1805 годы) и здания бани (нач. XIX в.).

После семидесятилетнего перерыва в обители возобновилась монашеская жизнь, зазвучала молитва.

Наместник: иеромонах Серафим (Козулин) Наместник: иеромонах Серафим (Козулин) Первыми насельниками возрождающейся обители стали монахи Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Это событие стало началом возрождения монашеской жизни в древнейшей обители. Много трудов было положено на восстановление монастыря. Важно было не только начать богослужение в переданном монастырю храме, но и наладить монастырский быт, а также возродить традиционно существующую в монастыре иконописную мастерскую. Через три года, в день памяти первомученика архидиакона Стефана, 15 августа 1997 года Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу и благословил на труды иконописцев из числа монашеской братии.

После долгих лет отсутствия богослужений в Спасо-Преображенском соборе на престольный праздник Преображения Господня 19 августа 2010 года, в приезд Святейшего Патриарха Кирилла на Псковскую землю, состоялась первая Божественная литургия.

19 августа 2019 года в престольный праздник Преображения Господня Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе возглавил правящий архиерей митрополит Псковский и Порховский Тихон.

  • Адрес: 180002, Россия, г. Псков, Мирожская набережная, 2
  • E-mail: monmir@mail.ru
  • Контактный телефон: +7 (911) 6911234 - иеромонах Афанасий
  • http://mirozhsky-monastery.ru/

9 ноября 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×