4 ноября 2022 года, в День народного единства, в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с историками и представителями традиционных религий России. Во встрече принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Дорогие присутствующие!
Я хотел бы сердечно Вас поблагодарить, Владимир Владимирович, за инициативу провести такое собрание. Я впервые присутствую в такой аудитории и с большим вниманием слушаю все то, что говорят уважаемые участники этого собрания.
Во время этих выступлений, конечно, у меня стали возникать какие-то мысли. Откровенно скажу, что-то такое, что когда-то я пытался осмыслить, как говорится, по касательной, а вот эта дискуссия меня навела на мысль о необходимости подумать, поговорить и, может быть, разделить с вами один важный, как мне кажется, аспект, связанный с нашей национальной историей.
Когда изучаешь историю Русской Православной Церкви, а ее изучают сейчас по-настоящему только в семинариях и в академиях, то поражаешься тому, насколько эта история переплетена с историей государства Российского и насколько жизнь Церкви влияла на жизнь всей страны.
Во-первых, чисто мировоззренчески, философски, богословски, но и практически — система образования создавалась на базе приходов. Первые — то, что называется школами, — были церковно-приходские школы. И так далее, это можно продолжать.
Поскольку эта тема не очень ярко сегодня представлена в светских вузах, то мне кажется, что действительно нельзя изучать историю России, не зная истории Церкви.
Ведь кто такие были патриархи: рядом с царем всегда сидели, царь и патриарх. История России — государства — и история Церкви настолько были тесно переплетены, что разорвать невозможно, а сейчас в учебном процессе разорваны. Человек, изучающий историю России, по касательной что-то слышал о патриархе Никоне, еще о чем-то.
На самом деле ведь вокруг темы духовной жизни и заворачивались особо сложные конфликты, даже политические интриги. То есть для того, чтобы знать, по-настоящему понимать и чувствовать историю страны, нужно знать историю Церкви.
Я об этом говорю не потому, что жизнь Церкви для меня, может быть, является самым главным приоритетом, а потому, что и в свое время я посвятил много времени изучению истории, и говорю это от своего опыта соприкосновения с русской историей. Совершенно иначе воспринимается эта история, если изучающий человек соприкасается с историей духовной жизни народа.
Это такое первое пожелание, — не знаю, к ученым, еще к кому-то, — чтобы какие-то курсы все-таки были и какие-то разделы в курсах истории посвящались истории духовной жизни нашего народа.
Это уже отвлеченная немножко тема, но она возникла у меня сейчас, когда я смотрю на баннер, который за Вами, перед нашим взором: «День народного единства», и как-то слово «единство» так сильно выделено даже шрифтом. А что такое единство? Об эту тему очень многие спотыкались.
Иногда призыв к единству превращался в ужасный деспотизм. Во имя единства чего только ни творилось. С другой стороны, совершенно ясно, что без единства не может быть ни государственной жизни, ни жизни людей, народа, потому что в целом ряде случаев только благодаря единству, сплоченности, солидарности страна и народ могли отвечать на те вызовы — и внешние, и внутренние вызовы, которые возникали.
Задуматься о духовных составляющих единства. Если единство — это исключительно прагматическая тема, она не будет работать. Хотя, конечно, возьмите бизнес или какие-то другие стороны жизни, люди объединяются в корпорации, в какие-то коллективы, чтобы достигать больших успехов в профессиональной деятельности. Но здесь-то мы говорим о совершенно ином единстве. И не может, мне кажется, быть единства народа без единства духа, без единства ценностей.
Поэтому общность ценностей — это самое важное, наверное, что обеспечивает не только единство, но и сплоченность нации и во времена мира, и во времена отсутствия мира.
Теперь очень кратко хотел бы сказать о том, что, конечно, тема молодежи сейчас у всех нас должна быть перед глазами, потому что от формирования сознания современной молодежи действительно зависит будущее. Это очевидная истина. Но мне кажется, что нужно находить какие-то, может быть, новые формы взаимодействия с молодежными аудиториями. Это не значит, что нужно — как там у Маяковского — «задрав штаны, бежать за комсомолом». Это совсем необязательно. Не надо себя, что называется, перевоспитывать, перелицовывать в попытке быть модным, понятным. Нужно всегда, конечно, оставаться самим собой, когда ты и с молодежью говоришь.
Но работа с молодежью должна быть сегодня очень неформальной. Надо доискиваться до чего-то того в душах молодых людей, что у них вызывает озабоченность. Может быть, нам как священникам это более понятная сторона жизни людей, потому что на исповеди ведь очень многое открывается. И понимаешь, что при всем внешнем благополучии — успех в учебе, в работе, перспективы в карьере — нередко человек внутренне несчастный, не хватает чего-то самого главного. Чаще всего не хватает настоящей любви. А если мы заговорим о любви, то мы сразу переходим к вопросу нравственности, личной и общественной нравственности. Не может быть подлинной любви, когда пропагандируется не то, что является любовью, а то, что является проявлением человеческой похоти, то есть грехом. А грех до добра не доводит.
Но если посмотреть наш кинематограф, да и не только наш, особенно еще и мировой, то там в центре очень редко настоящая любовь — там похоть и соблазн. Мне кажется, что, говоря о будущем России, мы должны думать о духовном состоянии нашего народа. Мы должны особенно думать о нравственном состоянии молодежи, потому что без целостной нравственной личности не может быть целостного государства и общества.
Поэтому еще раз хотел бы Вас сердечно поблагодарить за эту инициативу, за возможность послушать очень важные, мудрые, правильные слова, которые были здесь произнесены, ну и поделиться тоже с Вами и с теми, кто в этом зале, своими какими-то скромными мыслями на тему единства нашего народа.
Благодарю Вас, Владимир Владимирович.