Белград, 8 ноября 2022 г.
В «Русском доме» в Белграде открылся проект «Святые новомученики и праведники Павла Корина», который дает возможность проследить за развитием грандиозного по масштабам творчества русского художника XX столетия. Проект, получивший финальное название «Русь уходящая», создавался художником в жанре героического эпоса в 1930-х годах прошлого века – в наиболее сложную для Русской Церкви эпоху. Превратившись в галерею портретов и образов, которые никак нельзя назвать уходящими, проект стал воплощением новой, преображенной Русской Церкви, откровением о скором духовном возрождении русского народа.
Открывая выставку, директор «Русского Дома» в Белграде Евгений Баранов отметил, что данная экспозиция как никогда актуальна сегодня, когда каждый из нас делает свой духовный выбор, который зачастую не так прост; хотя и тернистой дорогой, все же ведет к цели.
На выставочной площадке Русского Дома воссоздано пространство мастерской Павла Корина, где все портреты «стекаются» к одному центру – его главной работе «Реквием. Русь уходящая», которая содержит зашифрованное послание художника его современникам и потомкам: будущее создают христианские мученики. Гнев Божий должен исправить человека, но захотеть измениться — человек должен сам.
Кирилл Вах, директор Научно-просветительского центра «Индрик», организовавшего выставку в Белграде, отметил что проект выходит за рамки художественного творчества: в желании передать величие человеческого духа, Павел Корин создал совершенно новую систему изображения святых – на портретах изображены представители воинствующей церкви – церкви, которую нельзя убить.
К присутствующим на выставке по видео связи обратился и председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Он подчеркнул, что выставка – это не дань прошлому, а утверждение будущего: «Чрезвычайно важен акцент выставки на памяти и нашем осознании, что без уходящей Руси, нет не только Руси нынешней, но и Руси будущей».