Когда монастырь Рымец был мужским, туда приходило много бесноватых, эпилептиков и душевнобольных, и они сидели в монастыре днями, а некоторые даже неделями. Над ними читали молитвы святителя Василия Великого на изгнание нечистой силы, совершали Соборование и иные чинопоследования у святых мощей святителя Геласия, и многие исцелялись. Ходил за всеми этими болящими отец Арсений (Пража): кормил их, совершал с ними молитвенное правило, водил в храм на богослужения, а если надо, то и связывал разбушевавшихся. Ведь среди них встречались и такие, которые представляли опасность для окружающих и которых обычно держали на цепях, но и они по молитвам батюшки возвращались домой здоровыми.
Из болящих я упомянул бы по меньшей мере нескольких, например, Василия из села Кея Рымецулуй («Ключ Рымеца»), который, тронувшись умом, много ущерба нанес и себе, и всему селу, когда поджег скирды со снопами пшеницы, стоявшие в поле. К этому болящему, скрученному цепями и запертому в комнате неподалеку от старой церкви, пошел отец настоятель, чтобы читать над ним положенные молитвы, но тот пришел от этого в такую ярость, что с демонической силой разорвал цепи, хотя не ел дня два или три, повалил священника на пол и хотел покончить с ним.
Село Кея Рымецулуй, ныне этнографическая деревня
Великим чудом было то, что отец настоятель остался жив. Бог уберег его, поскольку в это время в храме служили вечерню, и тут кончилась угольная пыль. Пономарь, которому нечем было разжечь кадило для каждения на «Господи, воззвах», вынужден был пойти на кухню за огнем для кадила, и когда проходил мимо комнаты, в которой шла схватка бесноватого со священником, услышал страшный шум и побежал назад, в храм, с криком:
— Бегите, он убивает отца настоятеля!
Несколько монахов тут же прибежали и еле-еле справились с бесноватым, вырвав отца настоятеля из его рук в последнюю минуту.
Второй случай произошел с женщиной по имени Маришка из села Четя, оно же Галда, которую привел муж. Ее считали сумасшедшей, но по всему видно было, что дело здесь в одержимости. Ее тоже сначала держали связанную цепями. Но однажды ей, с помощью сатаны, удалось вырваться, и она пролезла через крохотный проем окошка, в которое едва ли прошла бы ее голова, но она пролезла, к тому же с подушкой в руках. Все видевшие это пришли в ужас от того, сколько же у сатаны силы.
Так диавол, сидевший в ней, открыл ее грех, из-за которого она страдала
Эту же женщину, когда она успокоилась, выпустили на монастырский двор, но она вдруг схватила за руку мальчика лет 11–12 и с нечеловеческой силой потащила его за собой, приговаривая:
— Пошли домой, ты же мой малыш, которого я закопала в навозе.
Так диавол, сидевший в ней, открыл ее грех, из-за которого она теперь страдала.
Свт. Геласий Рымецкий (XIV в.)
Как Василий, так и Маришка совершенно исцелились и вернулись восвояси. Подобные из ряда вон выходящие происшествия часто совершались в монастыре, но самым потрясающим, если это слово тут уместно, было исцеление Лазаря Ротару из предместий города Регин. Лазарь этот был братом одного из рымецких монахов — отца Дамаскина, который тогда нес послушание монастырского эконома.
Лазарь пришел в монастырь сам, ему хотелось постоять на богослужениях, чтобы выздороветь, он чувствовал, что с ним что-то не то. В монастыре мы все заметили странности в поведении Лазаря: то он безудержно смеялся, то был понур и хотел вернуться домой.
Город Регин, храм Свт. Николая, 1725 г. Фото: Богдан Илиеш
Отец Арсений вместе с отцом экономом, братом Лазаря, всё время приглядывали за ним, старались держать его на виду. Глядя на то, как отец Арсений носился с ним, легко было догадаться, что он как никто знал, насколько тяжело состояние Лазаря, который был настоящим бесноватым. В этом нам всем предстояло убедиться однажды вечером, когда мы все были в трапезной. У Лазаря, сидевшего с нами за столом, вдруг резко изменилось настроение, глаза у него побагровели и стали искриться; он стал крутить головой во все стороны, словно следил за кем-то, и вдруг заплакал, говоря, что у него болит кожа, его как будто жгут огнем, и кожа его действительно стала красной.
Мы в недоумении смотрели на него, задавали ему всякие вопросы, как вдруг он бросился под стол и засвистел так громко, словно во рту у него была специальная свистулька, а потом на животе со страшной скоростью полетел к двери, словно сверху его кто-то нес.
Отец Арсений, бывший тут же, побежал к двери, захлопнул ее и крепко на нее навалился, чтобы ее нельзя было открыть. Лазарь, примчавшись к закрытой двери, бросился ниц и заорал что было мочи:
— Я горю в огне, я горю в огне! — после чего принялся свистеть, завывать и хрюкать свиньей.
Видя эту жуткую сцену, один из иеромонахов побежал в церковь, принес епитрахиль, крест, священную книгу и святую воду, и тогда Лазарь еще пуще заорал:
— Не убивайте меня своими мечами!
А когда его окропляли святой водой, кричал:
— Не убивайте меня! Не обжигайте меня!
Лазарь, бездыханный остался лежать на полу
Пока иеромонах читал молитвы святителя Василия на изгнание бесов, Лазарь кричал, не переставал плакать и умолял не жечь его, потому что он уйдет. Конечно, это кричал сатана, сидевший в нем, который и ушел ближе к завершению молитв, а Лазарь бездыханный остался лежать на полу. Мы уже думали, что он умер, но отец Арсений заверил нас, что он не мертв, и действительно, Лазарь вскоре пришел в себя, но был до того слаб, что не держался на ногах, и всё повторял, что был аду.
Всего через несколько дней после этого, а именно в один из субботних вечеров июля 1951 года, когда уже смеркалось и из печи вынимали хлеб, Лазарь со своим братом отцом Дамаскином как раз стояли у печи. Она тогда располагалась примерно там, где сегодня монастырская трапезная. И вдруг Лазарь меняется в лице, чего-то пугается и, к изумлению своего брата и монахов, вынимавших хлеб из печи, резко взмывает в небо. Бесовская сила проносит его над монастырем, над речкой и опускает в лесу на молоденькое буковое деревце, где он начинает горланить венгерский чардаш и отплясывать, щелкая пальцами и хлопая в ладоши.
Бесовская сила проносит его над монастырем, над речкой и опускает в лесу на молоденькое буковое деревце
Объятые ужасом, монахи отказались переходить речку, чтобы забрать Лазаря, и позвали отца Арсения. Тогда он вместе с братом Лазаря прошел речку вброд, и когда они дошли до букового дерева и коснулись его четками, которые были в руках отца Дамаскина, Лазарь тут же перестал петь и спрыгнул вниз с высоты около 3 метров.
Его привели в монастырь и в этот же вечер стали усиленно молиться о нем. Каждый день соборовали, а молитвы святителя Василия Великого на изгнание бесов читали над ним по нескольку раз в сутки, пока Лазарь совершенно не выздоровел. Потом он даже женился на одной девице из села Фаца Петрий коммуны (сельсовета) Рымец.
Окрестности села Фаца Петрий в долине реки Рымец. Фото: Морар Даниэль
Хоть я и рассказал только о трех болящих, исцелившихся в монастыре Рымец, но их было очень много, и я уверен, что чудеса у мощей святого Геласия совершаются и сегодня, и все, с верой приходящие и молящиеся, исцеляются у его мощей.
Всё, что я написал о том, как исцелились несчастные Василий, Маришка и Лазарь, я видел своими глазами, ничего не писал понаслышке. И всё же думаю, что если бы кто-нибудь рассказал мне самому об этих совершенно сверхъестественных происшествиях, особенно о том, как Лазарь был носим бесами по воздуху и отнесен в лес, мне было бы трудно в это поверить, если бы я сам не присутствовал при этом, ведь это были подлинные чудеса. И поэтому могу понять скептиков и маловеров[1].