Суздаль, 27 октября
4 ноября Россия впервые будет отмечать День народного единства. Во Владимирской области главные торжества пройдут в Суздале. Здесь тесно сплелись судьбы двух подвижников русской земли – Дмитрия Пожарского и Арсения Элассонского. Знаковые фигуры XVII столетия, они и сегодня для нас являются примером патриотизма, указывают путь к христианским идеалам мужественного стояния за Истину, сообщается на сайте «Музеи России».
Начало 17 века в России – время Смуты. Отряды иноземных завоевателей разоряют Россию, Москва захвачена поляками. Решается судьбоносный вопрос – о свободе и национальной независимости русского государства. Для освобождения Москвы по призыву нижегородца Кузьмы Минина формируется народное ополчение, под руководством князя Дмитрия Пожарского.
Осенью 1612 года после длительной осады столица была освобождена от польских завоевателей. Накануне решающего штурма ополченцы молились о даровании победы перед Казанской иконой Божией Матери. 22 октября (4 ноября) русские герои взяли Китай-город.
Очевидцем важнейших событий Смутного времени, рассказавшим о них в своих мемуарах, был архиепископ Арсений Элассонский. Родился он около
Во второй раз Арсений Элассонский приехал в Россию в
Вся дальнейшая жизнь Арсения связана с Россией. Чужеземец по происхождению и воспитанию, он сумел приобрести на своей второй родине прочное положение, заслужить уважение всех, с кем ему приходилось общаться.
В конце 1596-начале 1597 гг. он становится архиепископом кремлевского Архангельского собора, активно участвует в русской церковной жизни. Архиепископ Арсений прославился своей благотворительностью. На свои средства он строит и украшает храмы, делает многочисленные вклады в русские и греческие монастыри.
Живя в Московском Кремле, вблизи царского дворца, все годы Смуты он был свидетелем смены правительств, народных бунтов, бесчинств и грабежей иноземных завоевателей, видел пожары и смерть людей. Перенес тяжелейшие испытания: голод, лишения, болезнь. Во сне ему явился Сергий Радонежский и предсказал скорое избавление от бедствий. Явление преподобного чудесным образом исцелило Арсения. А вскоре исполнилось предсказание, и Москва была освобождена от поляков ополчением Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Во главе духовенства архиепископ Арсений встречал войска освободителей у Фроловских (Спасских) ворот Кремля с иконой Владимирской Божией Матери.
В
Последние годы жизни Арсения Элассонского связаны с Суздалем, где он занимал кафедру архиепископа. Став архиепископом суздальским в 1616, он продолжал жить в Москве и переехал в Суздаль только в 1619-1621 гг. Здесь он также пользовался всеобщим уважением и любовью. Не раз ходатайствовал перед царем и патриархом о выделении средств на возобновление церквей, разоренных во время Смуты, делал щедрые вклады в монастыри. Сохранилось рукописное евангелие с собственноручной надписью Арсения, пожертвованное им в Николо-Шартомский монастырь. Незадолго до своей смерти по повелению патриарха Филарета он участвует в расследовании о чудесах иконы Казанской Божией Матери, перенесенной из Николо-Шартомского монастыря в храм Воскресения Христова в Суздале. Молва о чудотворениях подтвердилась,
23 ноября было установлено празднование в память перенесения иконы в Суздаль.
Архиепископ Арсений умер в Суздале и был погребен в Богородице-Рождественском соборе кремля 29 апреля
23 августа 2005 года в связи с обращением председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия мощи святого были извлечены из старого захоронения и помещены в новую раку. Расчистку погребения проводили представители епархии, главный археолог Московского Патриархата С.А. Белов, сотрудники Владимиро-Суздальского музея-заповедника – археологи, реставраторы, специалисты по древнерусской живописи и архитектуре. Для каждого из них захоронение представляло большой интерес. Были обнаружены фрагменты облачения святителя, культовые предметы византийского и русского лицевого шитья XV-XVII вв. с изображением Боголюбской Богоматери и Суздальских святых. Сейчас все предметы из захоронения Арсения Элассонского реставрируются специалистами из "Московского Кремля" и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, после чего они займут достойное место в экспозиции "Золотая кладовая" г. Суздаля. После возвращения реликвий из столицы во Владимире планируется провести круглый стол и конференцию, посвященную этим уникальным находкам в его захоронении. Думаем, она будет иметь широкий резонанс. А первый отзыв о коллекции ценностей уже дала ведущий художник-реставратор "Московского Кремля" Н.П. Синицына: "Высочайший уровень обретенных вещей, бесценные реликвии! "
Судьба не раз сводила Дмитрия Пожарского и Арсения Элассонского при жизни. Встретились они в одном городе и после своей смерти. Дмитрий Пожарский также, как архиепископ Арсений, был похоронен в Суздале. Он покоится в родовой усыпальнице Спасо-Евфимиева монастыря.
Память воина и патриота Дмитрия Пожарского и святителя Арсения Элассонского навсегда сохранят потомки. Пусть яркая судьба подвижников русской земли – суздальца и грека, станут подлинным свидетельством единения в служении на благо Отечества.
Выставка проходит с 26 октября по 7 ноября во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.