Сегодняшний Охрид – город небольшого балканского государства Северная Македония, расположенный на восточном берегу живописного, обрамленного горами Охридского озера. Несмотря на превратности исторической судьбы, принадлежность в разное время то к одному, то к другому государству, познавший несколько веков османского рабства и десятилетия атеистического строя, Охрид сохранил множество памятников древности. Балканским Иерусалимом город называют ввиду огромного значения его духовного, исторического и культурного наследия, особенно ценного для православных славян.
В 886 г. в Великой Моравии начались гонения на славянскую литургию и письменность, и ученики святых братьев нашли убежище в Болгарии
Согласно дошедшим до нас житиям, в Великой Моравии после смерти архиепископа Мефодия в 886 году начались открытые гонения на славянскую литургию и письменность. Бежавшие от преследования ученики святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла – Климент, Наум и другие ‒ нашли убежище в Болгарии (в пределах которой тогда находился Охрид), где были с радостью приняты князем Борисом, предоставившим им необходимые условия для святого дела просвещения славянских народов. Так Промыслом Божиим была спасена и продолжена великая миссия по христианизации и воцерковлению славян, по созданию православной славянской христианской культуры.
В последней четверти IX – 1-й трети X века в Болгарии сложились два славянских книжно-просветительских центра, или школы, – Преславская и Охридская. Охридская основана равноапостольным Климентом. Кроме переводов, составления и написания собственных славянских произведений духовного содержания, святой Климент готовил священство, обучал грамоте детей и взрослых. Он же стал первым епископом, который служил и проповедовал на славянском языке.
Центром Охридской школы стал построенный святым Климентом на холме Плаошник монастырь во имя великомученика Пантелеимона. Во времена османского ига монастырь был разрушен, на его месте построили мечеть, а мощи святого Климента из храма великомученика Пантелеимона перенесли в охридский храм Богородицы Перивлепты. Мечеть со временем также была разрушена, а в 2002 году на этом месте построен новый храм святых Пантелеимона и Климента – точная копия старого храма IX века. Мощи равноапостольного Климента теперь покоятся здесь, справа от алтаря, в мраморной раке.
Церковь Богородицы Перивлепты (Преславной ‒ в переводе с греческого) была освящена в 1295 году. Ее ктитором был Прогон Сгур, родственник византийского императора Андроника II Палеолога. Роспись храма связывают с именами мастеров Михаила Астрапы и Евтихия, выполнена она в стиле Палеологовского возрождения, который в этот период совмещал старинные византийские традиции и новые художественные поиски. Новое выражалось в стремлении художника передать события, действие, слово, душевные движения в отличие от «иконных» изображений, имеющих непосредственный духовный контакт с молящимися. Фрески охридской церкви Богородицы Перивлепты ‒ памятник церковного искусства XIII века. Изображение Иисуса Христа Ангелом Великого Совета – греч. Μεγάλης βουλῆς ἄγγελος (Ис. 9: 6) на фреске центрального свода нартекса ‒ первое в монументальной живописи. Церковь в настоящее время является действующим храмом и музеем с собранием прекрасных средневековых икон.
Храмы, посвященные святой Софии ‒ Премудрости Божией, возводились во всех крупных центрах Православия – в Константинополе, Салониках, Софии, Охриде, Киеве. Постройку церкви святой Софии в Охриде ученые относят концу IX ‒ началу XI века, ее фрески – к XI–XIV векам. Во второй половине XV века церковь превратили в мечеть, тогда были внесены значительные изменения, снесен купол, фрески покрыты известью, удалена старая мраморная алтарная преграда, над северо-западными башнями были воздвигнуты минареты. В настоящее время церковь восстановлена, фрески отреставрированы, большинство из них дошли до нас в хорошем состоянии. В конхе апсиды представлен редкий иконографический тип, восходящий к древним традициям: восседающая на троне Богородица держит перед собой овальный медальон с изображением благословляющего Спаса Иммануила. Под фигурой Богоматери расположен фриз с двухчастной композицией Причащения. Свод вимы заполняет многофигурная сцена ‒ Вознесение Господне. Всю западную стену заполняет монументальная композиция Успения. Ниже этой фрески представлены два архангела, а выше ‒ два пророка.
Монастырь находится в 30 километрах от города Охрид, возле границы с Албанией, на скале южного берега Охридского озера. В конце IX века его построил младший ученик святых Мефодия и Кирилла Наум и посвятил святому Архангелу Михаилу. После преставления Наума и его прославления монастырь получил его имя, здесь же почивают мощи святого.
Во времена османского ига монастырь был разрушен, от первоначальной монастырской церкви сохранились и дошли до нас только колонны трибелона. Археологические исследования показали, что нынешняя церковь построена на фундаменте первоначальной в период между XVI и XVII веком, она несколько раз подвергалась реконструкции, а также была значительно расширена. Резной иконостас относится к 1711 году, роспись храма – к XVIII веку. Большие труды по возрождению и благоукрашению монастыря в последние годы положил его игумен архимандрит Нектарий.
Кроме просветительской деятельности в Преславской и Охридской средневековых школах святой Наум Охридский известен чудесами, происходившими и происходящими до сих пор по его молитвам, и особой молитвенной помощью душевно больным людям. Известно, что святитель Иоанн Шанхайский почитал этого святого и посещал душевно больных с иконой святого Наума Охридского, освященной на его мощах.
В небольшом и очень уютном Охриде кроме множества православных храмов можно увидеть часть античного амфитеатра (конца III – начала II в. до Р.Х.), крепость царя Самуила (Охрид был столицей Первого Болгарского царства с 992 по 1018 г.). Город и люди приветливы, а озеро красиво даже при не слишком приветливой погоде. Осенние краски не такие яркие, но именно осенью, вне туристического и курортного сезона, атмосфера этого удивительного, благодатного и намоленного места ощущается особенно хорошо.