Святая Земля называлась в разные времена по-разному, немудрено и запутаться: земля Ханаанская, Иудея, Палестина, земля Господня, земля Израиля…
В Новом Завете она называется «землей Израилевой и землей Иудейской» (Мф. 2: 20; Ин. 3: 22), а также «землей обетованной» (Евр. 11: 9), то есть землей, которую Бог обещал патриарху Аврааму. В Ветхом Завете эта земля называется «пределы Израильские» (1 Цар. 11:3) и «земля Господня» (Ос. 9:3) или просто земля. Отсюда и в современном иврите она называется просто Эрец, или Ха-арец – «земля».
Но самое древнее библейское название этой территории – Ханаан (Суд. 4: 2), земля Ханаанская или земля Хананеев (Быт. 11: 31; Исх. 3: 17). Ведь еще до того, как эту землю захватили сыны Израилевы (евреи), здесь обитали семь ханаанских народов, семь племен потомков старшего сына Хамова по имени Ханаан.
Ханаанцы пришли сюда вскоре после того, как Бог разрушил Вавилонскую башню и строившие ее народы рассеялись по всему белу свету. Первыми от развалин столпа Вавилонского буквально бросились врассыпную ее самые активные строители, потомки Хама. Они-то и заняли самые «тепленькие» места, в том числе и Святую Землю, пустовавшую после потопа. Ханаанцы построили здесь первые города, остатки которых до сих пор находят израильские археологи.
Но земля эта была предназначена не для них. На Святой Земле по замыслу Божьему должны были поселиться евреи – особый, не похожий на других народ, который, когда исполнятся сроки, даст миру Спасителя. Правда, народа этого, евреев, тогда еще просто не существовало. Всё человечество – потомки Сима, Хама и Иафета – забыло о Боге и впало в язычество, и среди этого океана зла были лишь небольшие островки праведности и веры в единого Бога… И вот четыре тысячелетия назад Бог «находит» (не совсем, конечно, подходящее слово, ведь Бог всеведущ и Ему не надо было никого искать) среди этого океана язычества праведника. Праведник этот по крови происходил от Евера, правнука Симова, и звали его Аврам. Потом Бог назовет его Авраамом, что значит «отец народов». Так мы и будем его называть в этой статье.
Авраам жил недалеко от нынешней турецко-сирийской границы в городе Ур Халдейский (сейчас это турецкий город Шанлы Урфа, а еще он назывался Эдессой). Именно Авраам и станет отцом нового народа, евреев. По указанию Божьему Авраам вместе со своей красавицей-женой Саррой (Сарой), со своим племянником Лотом, со своими слугами и с многочисленными отарами коз, проделав путь в 900 километров, приходит сюда, на Святую Землю, она же земля Ханаанская. Он проходит Ханаан с севера на юг, то здесь, то там разбивая свой палаточный городок и нигде не задерживаясь надолго. Потом Авраам со своими спутниками посещают Египет, а затем снова возвращаются в Ханаан, только теперь караван пришельцев движется в обратном направлении, с юга на север…
Это было небольшое вступление. А теперь поговорим о Войне царей.
Война царей
Война царей – первый международный военный конфликт, описанный в Священном Писании
Около четырех тысяч лет назад в Святой Земле, которая называлась тогда землей Ханаанской, в долине Сиддим, находившейся там, где сейчас Мертвое море, столкнулись в кровавой сече девять царей. События эти – первый международный военный конфликт, описанный в Священном Писании. Некоторые даже называют этот конфликт «первой мировой войной», но это, конечно, преувеличение. Библеисты используют термин «Война царей». Пять царей ханаанских были вчистую разбиты четырьмя северными царями, пришедшими в Ханаан с севера, из Междуречья.
Возможно, вы помните названия пяти печально известных городов Ханаана: Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор, – расположенных в цветущей, похожей на райский сад, богато орошаемой водой Сиддимской долине. Жители этого Пятиградья даже на фоне общего нравственного упадка потомков Хамовых выделялись своей развращенностью и вероломством, особенно же склонностью ко всякого рода извращениям славились города Содом и Гоморра.
Двенадцать лет царьки ханаанского Пятиградья были вынуждены платить дань иноземному властителю Кедор-Лаомеру, царю Элама. А на тринадцатый год они взбунтовались. А еще через год войска четырех царей Междуречья – самого Кедор-Лаомера Эламского и троих его союзников – двинулись в карательный поход против бунтовщиков.
На пути огромного северного войска лежала нынешняя Иордания, где жили тогда рефаимы, люди исполинского роста. Мы знаем из предания, что, хотя допотопные исполины-нефалимы были уничтожены водами всемирного наводнения, но через жену Хама исполинское семя перешло и в послепотопное человечество. Так появились послепотопоные великаны, или рефаимы. Сражение четырех царей с гигантами-рефаимами, наверное, могло бы послужить прекрасным сюжетом для какого-нибудь современного фильма в жанре фэнтези… Рефаимы и родственные им племена зузимов и эмимов были разбиты, их города разграблены и разрушены.
Следующей жертвой карательной экспедиции северных пришельцев оказались хорреи, пещерные люди, дикие обитатели горы Сеир. В то время как их соседи построили себе укрепленные города, хорреи продолжали жить в пещерах. Мы привыкли думать, что пещерные люди жили задолго до начала строительства городов, но, по свидетельству Библии, дикари-хорреи жили в то же самое время, когда другие люди жили в обнесенных стенами городах.
А в это время в долине Сиддим северных пришельцев с тревогой ожидали пять бунтарей – пять царьков Ханаанских. По всему Пятиградью спешно изготовлялись кольчуги, кузнецы ковали мечи, укреплялись городские стены. Шла подготовка к войне, победить в которой у потомков Хама не было никаких шансов…
Где в это время жил Авраам
Ничего не ведая о нависшей над страною войне, Авраам со своим палаточным городком находился в то время в роще Мамре (Мамрия), у древнего ветвистого дуба, недалеко от Хеврона. Именно здесь разбил свои шатры Авраам, вернувшийся из земли Египетской. Причем с некоторыми из местных у Авраама даже сложились вполне себе дружеские отношения.
Авраам, Сарра и Лот вернулись из Египта настоящими богачами, ведь фараон буквально завалил их своими подарками: «мелким и крупным скотом, и ослами, и рабами, и рабынями, и лошаками, и верблюдами» (Быт. 12: 16). Как это часто бывает в жизни, обогащение обернулось для дружной когда-то семьи большим искушением…
«И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. <…> И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. <…> Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13: 6–12).
«И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу» (Быт. 13: 18).
Вот как эту историю разделения комментирует святитель Филарет Московский:
«“Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Богом”. Говоря сие, Моисей осуждает сделанный Лотом выбор местопребывания. В самом деле, Лот поступил бы благоразумнее, когда бы, несмотря на скромное и бескорыстное предложение Аврама о избрании себе страны, предоставил ему, яко старейшему, назначить оную… Но привязанность к земному ослепила его и доведет впоследствии до края бездны»[1].
Лот в беде
Однажды утром Авраам был разбужен громкими криками своего раба-распорядителя Елиезера, из которых он понял, что что-то случилось с Лотом, младшим братом его жены[2]. У входа в шатер Авраама ожидали его друзья-ханаанцы: Анер, Эшкол и Мамрий, (хозяин рощи, в которой и рос знаменитый Мамрийский дуб, то есть дуб Мамрия). А рядом стоял незнакомый ханаанец в пробитой возле плеча кольчуге. Он рассказал, что в долине Сиддим, недалеко от Содома, произошла ужасная битва. Ханаанцы разбиты, убитых неисчислимое множество. Сам город начисто разграблен и разрушен пришельцами. Многих жителей чужеземцы безжалостно перебили, а некоторых, в том числе детей и женщин, увели в плен. И среди пленных – несчастный Лот, которому, на свою беду, так захотелось пожить в этих живописных местах отдельно от дяди…
Лот отделился от Авраама и думал пользоваться большей свободой, владеть лучшими местами, но вместо этого сделался пленником
«Лот нисколько не получил пользы от выбора лучших мест… – наставляет нас святитель Иоанн Златоуст. – Вот он отделился от патриарха и думал пользоваться большей свободой, владеть лучшими местами, жить весьма богато – и вдруг сделался пленником, бездомным, лишенным своего крова, чтобы ты знал, какое зло – раздор и какое благо – согласие, и что лучше не гнаться за большим, а любить уничижение… Во сколько раз лучше было для него жить вместе с патриархом и потерпеть все, лишь бы только не расторгнуть взаимного согласия, чем, отделившись от него и выбрав себе лучшие места, тотчас подвергнуться таким опасностям и подпасть под иго иноплеменников»[3].
Спасение
Узнав о несчастии племянника, Авраам не стал злорадствовать и говорить, что тот сам виноват в своей беде. Разумеется, он не мог так даже подумать!
«Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана; и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ» (Быт. 14: 14–15).
Вот так история! Авраам, которому в то время было уже около восьмидесяти лет, поспешно сколачивает небольшой отряд из своих рабов, к нему присоединяются его друзья-ханаанцы: Анер, Эшкол и Мамрий, тоже, очевидно, со своими слугами и сообщниками. И это малое войско, сделав стремительный марш-бросок на север, под самым Дамаском совершает дерзкую ночную атаку на уже было расслабившихся супостатов – и вот уже все пленники на свободе!
Но самое важное в нашем рассказе начинается дальше, когда Авраам-победитель и освобожденные пленники возвращаются домой…
Встреча в Царской долине
«Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина Царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14: 17–20).
«Долина Шаве, что ныне долина Царская», где Авраам, возвращавшийся из похода, повстречал сразу двух царей – царя Содомского и царя Салимского, – это, как утверждает знаменитый еврейский историк Иосиф Флавий, не что иное, как долина Кедронская (она же Иосафатова) возле нынешнего Иерусалима. Впрочем, есть у историков на этот счет и другие версии…
С царем Содомским вроде бы все понятно – это тот самый Бера, который и возглавил коалицию пяти городов, восставших против Кедор-Лаомера Эламского. В Библии говорится, что Бера не погиб в битве в долине Сиддим, потому что во время бегства вместе с царем Гоморским упал в смоляную яму.
Когда отшумела битва, Бера, очевидно, выполз из этой ямы и вот теперь вышел встречать Авраама. И даже, расщедрившись, не хотел брать себе ничего из своего же имущества, которое присвоили было себе пришельцы с севера, но теперь опять возвращали вместе с другими трофеями.
«И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю» (Быт.14: 21–24).
И здесь, рядом с самым ничтожным из царей земли Ханаанской, стоит еще один человек – Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Всевышнего.
Великий потомок Хама
Царь-священник Мелхиседек – одна из самых таинственных фигур во всем Священном Писании
Царь-священник Мелхиседек, безусловно, – одна из самых таинственных фигур во всем Священном Писании. Что значит «священник Бога Всевышнего»? Ведь храм в Иерусалиме будет построен лишь через тысячу лет! Что значит «царь Салима»? Почему Мелхиседек оказался сейчас в этой долине вместе с этим злосчастным царем Содомским?
Дадим слово святителю Димитрию Ростовскому, который на рубеже XVII–XVIII веков основательно проработал древние святоотеческие толкования:
«О Мелхиседеке многие написали различные свои мнения. Некоторые из евреев полагали, что это был Сим, сын Ноя, а, может быть, и сам Ной, другие же в нем видели Еноха. Ориген и Дидим считали Мелхиседека за ангела, а некоторые из еретиков говорили, что это был Дух Святой… Нам же пусть будет известно то, что Мелхиседек во всем был подобен нам, имел отца и мать из племени Хамова и был одним из царей или царьков земли Ханаанской; но из всех ханаанских царей он один познал единого истинного Бога, сотворившего небо и землю, и служил ему чистыми жертвами; царем же был он в городе Салиме…»[4].
Точно так же толкует и святитель Филарет:
«Вероятно… он происходил от народов, живших в Палестине; ибо у них был и царем, и священником. Сколь просто и естественно сие последнее мнение, настолько все прочие противоречат каждому слову сказания Моисеева… Он был священник Бога Всевышнего… Мелхиседек был славный по всей Палестине служитель истинного Бога. В сем нет невозможного для таких времен, в которые “не исполнилась еще мера грехов Аморрейских”…»[5].
Когда-то давным-давно, еще до потопа, у праведного Сифа родился сын, которого назвали Енос. «Тогда, – говорит нам Писание, – начали призывать имя Господа» (Быт. 4: 26). Здесь говорится, как считают многие толкователи, о начале общественного богослужения. Так что Еноса, сына Сифова, можно назвать первым в истории священником Бога Всевышнего. А сразу после потопа жертву Богу принесет праведный Ной.
Мелхиседек был последним представителем того первобытного священства, некоторые намеки на которое мы находим в истории Еноса и Ноя
«Мелхиседек, – разъясняет знаменитый русский библеист Лопухин, – был последним представителем того первобытного священства, некоторые намеки на которое мы находим в истории Еноса и Ноя (Быт. 4: 26, 9: 9); это… служение религии первобытного откровения, остатки которого, как звезды на темном горизонте, продолжали еще сохраняться и среди мрака языческого суеверия и идолопоклонства»[6].
Ну что ж, почему Мелхиседек назван в Писании «священником Бога Всевышнего», мы, кажется, разобрались. Теперь нам осталось разобраться в том, что же это за город такой – Салим…
Где находился древний Салим?
Вернемся к «Келейному летописцу» святителя Димитрия Ростовского:
«Думаем, что тот Салим не был Иерусалимом, хотя многие так полагали, называя Салим Иерусалимом; он был иным городом. Ибо Салим был в участке Манассиным, близ Енона и Скифополя, при реке Иордане, Иерусалим же … на горе Мориа, … на которой Авраам приносил своего сына Исаака в жертву Богу, когда там в то время еще не было города, но было пустое место, разве немногими окрестными земледельцами населяемое. А когда Мелхиседек встретил возвращающегося с сечи Авраама, в то время Исаак еще не родился. Отсюда ясно, что Мелхиседек был царем того Салима, который при Иордане, близ которого впоследствии во дни Христовы крестил Иоанн…
Что же касается того, что Мелхиседек, как говорят, был создателем Иерусалима, то он был разве только после той жертвы, которую Авраам приносил на горе Мориа, вознося Исаака в жертву. Это сказание может быть достоверным, именно то, что святой муж Мелхиседек… переселился сюда из Салима, расположенного при Иордане, и создал город, назвав его именем Иерусалим».
Итак, святитель Димитрий убежден, что под Салимом, городом, которым правил Мелхиседек, следует понимать не нынешний Иерусалим, которого тогда просто еще не существовало, а город на севере Святой Земли, недалеко от Беф Сана (Скифополя), чуть в стороне от нынешней трассы 90 и блокпоста, где в наше время всегда останавливаются на проверку туристические автобусы.
И действительно, о древней традиции почитания именно этого места как столицы праведного ханаанского царя свидетельствуют дневники паломницы Эгерии (IV в.). Вот как она описывала свое путешествие по Иорданской долине:
«В этой долине была большая деревня, сейчас она зовется Седима. В центре деревни, расположенной посреди долины, возвышается холм… Ниже хорошо видны остатки древней крепостной стены, окружавшей когда-то холм. Камни из этой стены можно встретить и в самой деревушке. Я спросила, как называется это живописное место, и мне ответили, что это город Мелхиседека. Раньше это место называлось Салем, откуда и происходит нынешнее искаженное название Седима»[7].
Что же тогда заставило царя-священника прийти в эти дни на юг, в долину Царскую, то есть практически в те места, где располагается нынешний город Иерусалим?
У святых отцов прямого ответа на этот вопрос нам обнаружить не удалось, поэтому дерзнем выдвинуть свою версию…
Посреди земли
До жертвоприношения Авраамова никакого города на месте нынешнего Иерусалима еще не существовало
Как справедливо полагает святитель Димитрий, до жертвоприношения Авраамова никакого города на месте нынешнего Иерусалима еще не существовало (с этим согласятся и современные археологи). Хотя здесь и могли находиться какие-то мелкие ханаанские поселения. Но был в этой «пустыне», на западном склоне горы Мория, один очень важный объект – невысокий искусственный холм, своими очертаниями напоминающий человеческий череп. Речь идет о Лобном месте, Голгофе.
Устойчивое церковное предание говорит нам о том, что через какое-то время после потопа Ной разделил мощи Адама, взятые в ковчег из его гробницы. Главу Адама, опять-таки, по особому указанию Божьему, сын Ноя праведный Сим принес в самый центр мира, где и захоронил торжественно, сверху насыпав холм. Так на западном склоне горы Мория и появилась Голгофа…[8]
Первые обитатели этих мест, ханаанцы, потомки Хамовы, наверняка почитали этот таинственный холм. Можно предположить, что на его вершине или поблизости приносились различные жертвы[9]. И, конечно, время от времени сюда из города Салима приходил помолиться и принести жертвы священник Бога Всевышнего, Мелхиседек, к которому с невольным почтением относились даже впавшие в идолопоклонство хамиты.
Когда до земли Ханаанской дошли известия о том, что из далекой Месопотамии идет на них войной огромное войско Кедор-Лаомера Эламского и союзных ему царей, ханаанцы не на шутку перепугались. Они начали усиленно молиться и приносить жертвы своим божкам: Ваалу, Астарте и прочим. Заодно царь Содомский послал гонцов и к царю Салимскому. Приди, мол, помолись своему Богу, принеси Ему жертвы на том месте, которое ты так почитаешь. Хуже-то от этого никому не будет…
И вот на этот призыв Мелхиседек откликается. Может быть, потому, что хочет показать, что ему тоже небезразлична судьба его соплеменников, даже впавших в самые разнузданные разврат и язычество. А, может быть, просто чувствует, что именно сейчас он зачем-то обязательно должен быть там, в центре мира…
Ведь именно там, в долине Царской, недалеко от нынешнего Иерусалима, ему предстоит встретиться и благословить того, от которого произойдет Царь Царей и Спаситель мира…
Основывая новый город рядом с Голгофой, Мелхиседек предчувствовал, что в этих местах случатся самые важные события в истории человечества
И все-таки еще один вопрос остается для нас нерешенным. Что же заставило, в конце концов, Мелхиседека переселиться поближе к Голгофе, оставив свой родной Салим, и основать новый город с таким же названием Салим, или Иерусалим?
Святитель Димитрий говорит, что Мелхиседек, обладавший пророческим даром, предчувствовал, что самые важные события в истории человечества еще случатся в этих местах. Это объяснение нам кажется вполне убедительным. Но еще более понятным станет для нас решение Мелхиседека основать новый город, если мы вспомним, что случилось с Содомом и другими городами ханаанского Пятиградья…
Гибель Содома
Со времени нашествия четырех царей прошло достаточно времени. Города Пятиградья быстро отстроились. Уже через несколько лет ничего и не напоминало о недавней беде. На стогнах Содома играла музыка; в Гоморре шла бойкая торговля; факиры творили чудеса на торжище Адмы; искусные танцовщицы плясали в Севоиме; рекою лилось вино и мерялись кулаками пьяные лихачи в Сигоре. И во всех пяти городах, от окраинных лачуг бедноты до великолепных, украшенных идолами царских палат, – изощренный, извращенный разврат… Жестокий урок, который преподал ханаанцам Господь, наслав на них разрушителей с севера, явно не пошел им на пользу…
То страшное утро, когда Господь истребил Содом, было похожим на все остальные. Город досматривал свои последние сны, и лишь четверо – Лот, его жена и две дочери, – буквально за руки выведенные ангелами из обреченного города, поспешно пробирались к Сигору…
И в это время землю под ними отчаянно начало трясти…
«Когда-то под Содомом, – пишет греческий исследователь Н. Василиадис, – было нефтяное месторождение с неисчерпаемым запасом природного газа. По-видимому, газ и нефть вследствие землетрясения вырвались наружу и воспламенились, произошел чудовищный взрыв, обрушивший сверху на города долины Сиддим горящую серу и смолу…»[10].
Но серный дождь, увы, был только началом…
Страшное землетрясение буквально развалило долину, отделив трещиной западную часть от восточной. Так, по мнению некоторых исследователей, образовался Сирийско-Африканский разлом в шесть с половиной тысяч километров длиной – самая протяженная и самая глубокая трещина на лице Земли. Жестокая и неодолимая сила протолкнула восточную, азиатскую, часть на север, образовав гигантскую впадину шириной около четырех километров – это то, что мы сейчас называем Иорданской долиной и ее южным продолжением – Аравой, которая тянется до самого Красного моря, то есть фактически до Индийского океана.
Города Сиддимской долины буквально посыпались в эту гигантскую впадину – и тут же были накрыты водой, хлынувшей из Индийского океана, самым ужасным цунами в истории человечества.
Весь этот ужас сопровождался такой жарой, что океанские воды немедленно испарялись, оставляя после себя только океанскую соль… Вода из Индийского океана все прибывала и прибывала в долину – и практически моментально испарялась, слой за слоем оставляя после себя соль… Дно Мертвого моря как раз и представляет собой вот такой глубокий слой соли, который делает его в десятки раз более соленым, чем любой другой водоем Земли.
Протоиерей Константин Буфеев неопровержимо доказывает, что библейское откровение совершенно несовместимо с теорией эволюции
Ученые-эволюционисты (их еще называют униформистами), считающие, что лик Земли уже многие тысячелетия практически неизменен, утверждают, что Мертвое море образовалось около двух миллионов лет назад. К таким ученым относится подавляющее большинство современных геологов, хотя есть и исключения[11]. Если вы доверяете эволюционной теории, то приведенный выше рассказ покажется фантастичным. Мы не будем вдаваться в подробности научных баталий между эволюционистами и креационистами, а просто сошлемся на обстоятельный труд кандидата геолого-минералогических наук протоирея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и теория эволюции»[12]. Отец Константин, ссылаясь на текст Писания и поучения отцов Церкви, неопровержимо, на наш взгляд, доказывает, что библейское откровение совершенно несовместимо с теорией эволюции!
Креационисты (их еще называют катастрофистами) полностью доверяют свидетельству Библии о том, что возраст Земли не превышает восьми тысяч лет. Лик нашей планеты до неузнаваемости меняли великие катастрофы, например Всемирный потоп и не только… По версии многих креационистстов[13], Мертвое море и весь Сирийско-Африканский разлом образовались всего лишь четыре тысячелетья назад, во времена Авраамовы, в течение одного страшного утра – утра гибели ханаанского Пятиградья.
Но как все это может быть связано с переселением Мелхиседека и его подданных из старого Салима в нынешний Иерусалим? Для ответа на этот вопрос достаточно взять геологическую карту Израиля и найти на ней город Бейт Шеан. Недалеко от этого города находится Тель Шалем, то есть Салимский холм. Он располагается почти на самой кромке Иорданской долины, то есть на кромке разлома, который образовался в день гибели городов Сиддимской долины… Можно предположить, что тем страшным утром пострадал от землетрясения и город Мелхиседека… Еще какое-то время потребовалось для того, чтобы праведный царь решился на полное оставление города. Возможно, город пытались восстановить, пытались заново наладить в нем жизнь, однако страшная линия смерти и разрушений, проходившая совсем рядом, вызывала в памяти ужасные воспоминания, не давала покоя…
Но только несколько десятилетий спустя, то есть уже после того, как в земле Мориа Авраам согласился принести в жертву своего сына Исаака, Мелхиседек отдал своим подданным приказ о переселении.
Иерусалим
Я рекомендую всем читателям включить в свою программу пребывания в Иерусалиме посещение археологического парка «Город Давида». Парк этот открылся для посещений после того, как в 2005 году израильский археолог Эйлат Мазар сделала сенсационное открытие – раскопала фундамент величественного дворца царя Давида, тем самым посрамив одиозных скептиков, утверждавших, что никакого Давида никогда не существовало, а если он и существовал, то был каким-то мелким разбойником.
Причем дворец Давида – не самая большая древность этого удивительного места, ведь этому дворцу «всего лишь» три тысячи лет. А вот если от остатков дворца спуститься ниже, то вы окажетесь в поражающем воображение секретном туннеле, который вел из города вниз, к роднику Гион (Гихон) – главному естественному водному источнику этих мест. Когда четыре тысячи лет назад здесь поселились ханаанцы, они построили город немного выше Гиона, а к самому источнику пробили подземный проход. Секретный туннель выведет вас к ханаанскому пруду, который был продолблен в скале, как говорят археологи, примерно в это же время, то есть около четырех тысяч лет назад. Над прудом и над самим источником ханаанцы построили из циклопических камней две башни и оборонительные стены, развалины которых вы тоже увидите. Строительства такого масштаба с использованием камней весом в несколько тонн в Иерусалиме потом уже не будет до времен царя Ирода, то есть еще две тысячи лет никто не сможет состязаться с ханаанцами в умении строить! А от самого источника они пробили в скале еще один туннель, водопроводный, чтобы по нему из Гиона доставлялась вода для орошения Кедронской долины.
Так начинался Иерусалим…
Примерно через пятьсот лет после Мелхиседека земля Ханаанская будет завоевана потомками Авраама, евреями, во главе которых будет стоять преемник Моисея, пророк Иисус Навин. В то время, по свидетельству Библии, в Иерусалиме правил царь Адониседек. Мелхиседек по-еврейски означает «царь справедливости», а Адониседек – «господин справедливости». Схожесть имен указывает, вероятно, на то, что оба принадлежали к одной и той же царской династии, то есть Адониседек был потомком Мелхиседека. Однако, увы, ни о каком благочестии потомка великого хамита, кажется, говорить не приходится… Судя по тому, что мы знаем из Библии, Адониседек был вполне рядовым ханаанским царьком-язычником. Оставались ли еще в Иерусалиме единобожники, помнил ли кто-то из жителей о Боге Всевышнем, Чьим верным служителем был основатель города Мельхиседек? Этого мы не знаем. Однако Господь, предавший эту землю сынам Израиля и приказавший их предводителю, Иисусу Навину, безжалостно истреблять местных жителей, потому что «наполнилось мера беззаконий Аморреев» (Быт. 15: 16), не дал евреям захватить и разрушить Иерусалим, как это произошло с очень многими городами Ханаанской земли. Предположительно, только окраины города евреям удалось временно захватить и сжечь (Суд. 1: 8). При этом самого Адониседека вместе с несколькими другими местными царьками, выступившими в поход против евреев и их союзников, Иисус Навин приказал повесить.
Так еще несколько столетий они и жили: евреи обустраивались на завоеванной ими Ханаанской земле и строили свои города, но Иерусалим продолжал оставаться в руках ханаанцев-язычников.
Давид сделал захваченный город столицей своего царства и правил там 33 года – количество лет, равное годам земной жизни Христа
Только через несколько сотен лет, после завоевания евреями Святой Земли, сроднику и полководцу царя Давида, которого звали Иоав, удалось со своим «спецназом» пробраться внутрь городских стен через древний Секретный туннель и овладеть Иерусалимом. Святой пророк и царь Давид сделал захваченный город столицей своего царства, и в этой новой столице он правил тридцать три года – количество лет, равное годам земной жизни Христа, своего Божественного Потомка. Немного выше священного источника Гион Давид построил себе роскошный дворец. Тот самый, остатки которого и раскопала в 2005 году археолог Эйлат Мазар…
А гробницу основателя города, праведного Мелхиседека, во времена крестоносцев (а может быть, и раньше) показывали в пещере под Голгофой, где была когда-то похоронена голова первого человека. Там же, в гроте Адама, рядом с гробницей царя-священника располагались гробницы иерусалимских королей-крестоносцев, законных (по мнению самих крестоносцев!) наследников престола Мелхиседекова. Действительно ли Мелхиседек был похоронен прямо под местом распятия? Точно этого мы не знаем, но само это предположение кажется вполне правдоподобным, а место захоронения – весьма символичным. Возможно, первый царь Иерусалима хотел быть похоронен на той самой горе, на которой (или возле которой) он приносил в жертву Богу Всевышнему тельцов, коз и овечек и на которой через две тысячи лет принесет Самого Себя в жертву за грехи всего человечества Иисус, Сын Божий, Мессия из дома Давидова, «Господь господствующих и Царь царей» (Откр. 17: 14), «Иерей вовек по чину Мельхиседекову» (Пс. 109: 4).