Четырнадцать лет назад, 1 февраля 2009 года, митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл, которого Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал Патриархом Московским и всея Руси, был возведен на Патриарший престол. Какие темы, ценности и тезисы за эти годы Церковь внесла в повестку дня, как изменились ее жизнь и взаимоотношения с обществом и государством, и какова в этом роль Святейшего Патриарха Кирилла в интервью РИА «Новости» рассказал заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый проректор Российского православного университета, первый заместитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков.
— Александр Владимирович, сегодня риторика государственных руководителей во многом следует за Патриаршей, некоторые введенные Патриархом и Церковью в оборот термины стали использоваться в законодательстве: «традиционные ценности», например. Как и почему удалось этого достичь, какова, на ваш взгляд, личная роль Патриарха в этом?
— Для того, чтобы понять смысл того, что говорит Святейший Патриарх Кирилл, нужно помнить и понимать, что он всегда говорит исключительно в парадигме религиозного дискурса. Даже когда Патриарх говорит о политике — он не говорит политическим языком, он говорит на языке религиозных понятий. Патриарх не занимается политикой, не занимается идеологией, как многие ошибочно думают. Патриарх как глава Церкви сосредотачивается на мировоззренческих и нравственных вопросах, а у нас часто мировоззрение путают с идеологией. Из-за этого порой возникает непонимание того, что делает Патриарх.
— А в чем, в таком случае, состоят различия?
— Мировоззрение — это набор ценностей, набор нравственных аксиом. Церковь — хранитель этих нравственных и духовных аксиом, того незыблемого богатства, которое лежит в основе российской идентичности. А идеология — категория изменяемая: она отвечает на вопрос: «какая цель стоит перед народом и страной?». Идеология связана с политическим процессом, она может корректироваться от периода к периоду. Если идеология опирается на традицию, если она вытекает из народной идентичности, то она устойчива. И наоборот. Идеологию формулирует президент, политические структуры. А Церковь – в лице Святейшего Патриарха, о котором мы сегодня говорим в связи со знаменательной датой, — влияет на мировоззрение народа, его ценностные нормы. И это, безусловно, не может не отражаться на той идеологии, которую формирует политика. Но идеология, повторюсь — это изменяемая категория, а ценности и мировоззрение — неизменяемая. Святейший работает именно с неизменяемой категорией, как глава Церкви он — хранитель этой неизменяемой категории.
— Какие бы вы могли выделить важнейшие тезисы, которые в общественной жизни за время предстоятельства Патриарха Кирилла Церкви удалось закрепить в обществе и государстве?
— Во-первых, тезис, сформулированный Святейшим Патриархом Кириллом в 2009 году о традиционных ценностях. Он, собственно, ввел это понятие, которое сегодня очень широко распространено, в общественный обиход и сформулировал. В рамках работы Всемирного русского народного собора он начал дискуссию о тех ценностях, которые объединяют всех россиян, независимо от вероисповедания, национальности, возраста, здоровья, интеллекта, экономического положения, политических взглядов. Он сказал, что есть такие ценности, которые объединяют всех и скрепляют общество, и это очень важно.
Далее, его предложение ввести понятие о бытии Божием в Конституцию — безусловно, историческое событие. Его тезис о приоритете духовного над материальным. Как вы помните, учение марксизма, господствовавшее на протяжении почти ста лет, было прямо противоположным, и Святейший с этим не соглашался. Эта мысль вошла в стратегию национальной безопасности, вошла в 809-й указ президента (указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года — ред.).
Очень важный тезис, который пока не так широко известен, но обязательно наберет обороты, — это тезис о том, что общество состоит из семей, а не из индивидуумов, которые борются между собой, распихивают друг друга локтями и стремятся к лидерству. Это очень важное ценностное мировоззренческое, а в каком-то смысле и философское понятие, недаром мы называем семью малой церковью.
Наконец, последнее и очень важное положение, — о церковном суверенитете. Патриарх много лет назад впервые заговорил о церковном и духовном суверенитете, и из этих его тезисов вышли современные понятия культурного и ценностного суверенитета. Понятие культурного суверенитета тоже вошло в текст Стратегии национальной безопасности. Понятия культурного и ценностного суверенитета не могли бы появиться, если бы Патриарх не говорил о церковном и духовном суверенитете — они вышли из них.
— Какие важнейшие институты появились в Русской Церкви за эти 14 лет?
— Во-первых, были введены новые органы управления: новые Синодальные отделы и комиссии, новые митрополии и епархии, несколько экзархатов — Африки, Западной Европы и Юго-Восточной Азии, а также митрополичьи округа. Было создано Межсоборное присутствие — очень важный институт.
— Есть ли отдельные выступления или высказывания Патриарха Кирилла, которые вы могли бы выделить как знаковые и программные, даже исторические, намечающие вехи для развития страны и Церкви?
— Отдельных выступлений и знаковых программ за последние годы, конечно, было много. Но я бы обратил внимание на одно из последних: на выступление Патриарха Кирилла осенью 2022 года на съезде ВРНС. Это богословский доклад с анализом секуляризма как антихристианской глобалистской идеологии. Это очень серьезный и глубокий доклад, обычно такие доклады «перевариваются» интеллектуалами на протяжении нескольких лет. На это требуется время. Этот доклад, безусловно, окажет влияние на развитие русской мысли.
— Какие задачи, на ваш взгляд, еще предстоит реализовать в ближайшие годы, какие из них первоочередные?
— Выше я говорил о вещах теоретических и стратегических, которые влияют на мировоззрение и идеологию. Но ведь Святейший уделяет очень много времени практическим вопросам, которые определяют повседневную жизнь всех нас, и они, разумеется, тоже связаны с нравственным измерением.
Я имею в виду многолетнюю — не побоюсь этого слова — борьбу Святейшего Патриарха за вывод абортов из ОМС. Понятно, что этому очень сильно сопротивляются, потому что понимают: это — первый шаг к полной остановке чудовищного убийства нерожденных детей.
И, конечно, федеральный закон о многодетных семьях (выступая в Совете Федерации РФ в мае 2022 года, Патриарх призвал в кратчайшие сроки принять закон, который бы дал статус многодетной семье, а также защитить все семьи от незаконного вмешательства органов опеки — ред.). Речь об этом идет уже два-три года, и Святейший говорит о нем очень часто. Эти вещи тоже связаны с нравственной проблематикой, но они имеют и практическую сторону, практическое измерение.