Сретение – настоящая юность души

Фото: gtrk-saratov.ru Фото: gtrk-saratov.ru

В середине февраля, когда зима уже на излете, но все еще сопротивляется весеннему теплу, мы отмечаем праздник Сретения Господня. Мы размышляем о встрече Бога и человека, закона и благодати, юности и праведной старости. На полпути от радости святочных дней к духовному напряжению Великого поста мы думаем и говорим о встрече человеческой ветхости и вечной юности в Боге. Еще – о том замечательном шансе, который Бог дает молодому человеку: прожить всю свою жизнь, собирая со Христом, а не расточая время и душевные богатства понапрасну.

Ветхость мира и молодость духа

Событие Сретения Господня очень подробно описал апостол и евангелист Лука. От него мы узнаем имена и даже подробности жизни всех действующих в нем людей: почему праведный Симеон жил так долго, сколько лет было Анне пророчице, о том, что она прожила всего лишь 7 лет со своим мужем, сколько и каких птиц принес праведный Иосиф-обручник. Эти детали не влияют на наше спасение, не так важны, так сказать, во вселенском масштабе. Но они сближают нас с этим праздником, дают ему и некое человеческое измерение.

Два ветхих старика – старец Симеон и пожилая вдова Анна – впервые от лица всего людского рода прикасаются к Богочеловеку. Вся религия ветхозаветного Израиля была ожиданием встречи. И воплощением этого ожидания стал Симеон Богоприимец – долгожитель (даже по меркам Ветхого Завета). Он долго, очень долго жил, и все проходящее, ненужное, наносное в его жизни ушло, затихло в нем и бурление плотского, душевного, страстного. Старец спокойно и мудро доверил свою жизнь Богу, ветхость его тела заместилась в нем юностью духа.

Теперь мир не стареет в ожидании Мессии, он вечно обновляется во Христе Иисусе

«В молодости слишком многое, в том числе и самое главное, мы принимаем как некую данность, как долг, который Бог якобы должен уплатить нам. Но стоит немного человеку обветшать, как он уже самого себя усматривает должником перед Богом, а ближе к концу жизни этот долг кажется уже и вовсе неоплатным, и человек становиться по-евангельски нищим. Такая ‟нищета” уже вполне готова к встрече с ‟ветхим деньми”, как Церковь называет Христа», – размышляет иеромонах Дорофей (Баранов).

В тот момент, когда Симеон Богоприимец произнес молитву «Ныне отпущаеши», началась юность нового мира. Спаситель пришел в мир, и Ветхий Завет исполнился. «Ветхий деньми, младенствовав плотию, Материю Девою в церковь приносится, Своего закона исполняя обещание…», – поем мы в одной из стихир в день праздника. Теперь мир не стареет в ожидании Мессии, он вечно обновляется во Христе Иисусе.

Битва за молодость души

Но обновление – это не беззаботное райское цветение, оно не приходит в мир безболезненно и беспечально. За молодость мира, за юность своей души приходится вести бой. Недаром Симеон Богоприимец не с хвалебным гимном обращается к Богородице, он предрекает Ей скорбь и боль.

Оружие душевной скорби пронзит сердце Девы Марии, и не только Ее.

«Каждый человек, в каком бы телесном возрасте он ни находился, приняв христианское мировоззрение, получает новую жизнь, ощущает себя неожиданно юным, полным сил и желания идти по этой жизни вперед. Однако буквально через несколько твердых шагов по новой дороге христианина окружают заросли непонимания, насмешек и прямой вражды и оскорблений. Но самое страшное, когда такое ‟избиение младенца” начинается внутри собственного сердца. Юный, только что родившийся и едва окрепший маленький внутренний человек вдруг осознает, что ему необходимо бороться с тяжеловесом – ‟ветхим человеком”. И от этого страшного и тяжелого спора со ‟старшим” зависит его юная жизнь», – говорит отец Дорофей.

«Пусть жизнь твоя имеет смысл!»

Тема подвига, сражения за правду особенно понятна и дорога молодым людям. Возможно, именно поэтому в праздник Сретения Господня установлен всемирный День православной молодежи.

«Во время кризиса современного общества, унижения человека Церковь – это единственное, что может дать смысл его жизни, призывая его явить первозданную красоту образа, который в нем сокрыт. В ответ на эгоцентризм сегодняшнего века она приносит в качестве противоядия подвиг любви и освящения», – сказал архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул в своем выступлении на Съезде православной молодежи в 2001-м году.

Именно смысла, причем высокого, ищет юная душа. И бунтует, находя в мире взрослых слишком много компромиссов и полуправд

Именно смысла, причем высокого, часто ищет юная душа. И страшно бунтует, находя в мире взрослых слишком много компромиссов и полуправд.

Сетования старших о том, что молодежь сегодня «совсем не та», стары, как мир. На форумах, в социальных сетях, в комментариях и во время выступлений на различных конференциях педагоги, родители, общественные деятели и ученые мужи размышляют о «духовном воспитании подрастающего поколения». И все вроде правильно, да только нет в этих размышлениях чего-то – может быть, веры, душевного огня и личного призыва.

Такого призыва, который звучит, к примеру, в упомянутом уже обращении владыки Христодула:

«Вы искали жизни, но вам принесли смерть, вы искали нежной любви, а у вас отняли душу и тело, вы искали достоинства, а вас унижают безработицей и эксплуатацией. Наступит момент, когда вы придете в отчаяние. В такие трудные моменты пусть звучит голос Нового Завета: ‟Я написал вам, юноши, потому что вы сильны и победили лукавого” (1 Ин. 2, 14). Помните, что воскресший Христос не дал вам дух страха, но дух силы, любви и целомудрия. Не разрешайте никому пренебрегать вашей юностью, но будьте примером для верных во всем. Слушайте слово святителя Григория Богослова: ‟Ты молод – стань против страстей и блуда, имея поборником и пособником Крещение, сопричти себя к воинству Божию, ополчись против Голиафа и насладись своей молодостью”. В начале нового тысячелетия единственный призыв к юному христианину – всегда оставайся молодым! Юный христианин, будь господином времени и истории! Юный христианин, пусть жизнь твоя имеет смысл!»

Более 20 лет прошло с произнесения этой речи, но для меня она и до сих пор один из самых удачных примеров обращения зрелого христианина к юному. Обращение-призыв последовать тому, чему и сам веришь безоговорочно.

Сегодня, по слову Святейшего Патриарха Кирилла, в Русской Православной Церкви множество замечательных проектов, которые реализуют молодые люди, множество добрых дел способны они свершить, не расточая драгоценное время юности понапрасну. Но самым главным остается вот эта борьба с духовным Голиафом – страстями, грехом, мирским духом расслабленности и потребления. Борьба, в которой так часты ошибки и поражения, но всегда есть надежда на Спасителя.

В стихотворении святителя Николая Сербского «Сретение» есть такие замечательные слова:

Пророчество старца точно сбылось:
Мерой и мерилом стал нам Христос,

Выбором счастья, мира и радости,
Но и предметом распрей и зависти.

Одних поднимает, других же низводит,
И рай отверзает, и Сам в ад нисходит.

То и другое людям отверсто –
Каждый бери по влечению сердца.

***

В праздник Сретения часто бывает ясная солнечная погода, ставшая, вероятно, основанием для поговорки «весна с зимой встречается». Но теплые, хоть и зимние лучики Солнца, на мой взгляд, больше говорят о надежде. Да, будет бой, будет боль – впереди Великий пост. Но будет и радость – Пасха, Христова победа тоже впереди. А главное – встреча произошла, и этого уже не отнять. Теперь дай Бог быть верными ей всю жизнь. Хотя бы попытаться.

Марина Шмелева

15 февраля 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×