В середине февраля, когда зима уже на излете, но все еще сопротивляется весеннему теплу, мы отмечаем праздник Сретения Господня. Мы размышляем о встрече Бога и человека, закона и благодати, юности и праведной старости. На полпути от радости святочных дней к духовному напряжению Великого поста мы думаем и говорим о встрече человеческой ветхости и вечной юности в Боге. Еще – о том замечательном шансе, который Бог дает молодому человеку: прожить всю свою жизнь, собирая со Христом, а не расточая время и душевные богатства понапрасну.
Ветхость мира и молодость духа
Событие Сретения Господня очень подробно описал апостол и евангелист Лука. От него мы узнаем имена и даже подробности жизни всех действующих в нем людей: почему праведный Симеон жил так долго, сколько лет было Анне пророчице, о том, что она прожила всего лишь 7 лет со своим мужем, сколько и каких птиц принес праведный Иосиф-обручник. Эти детали не влияют на наше спасение, не так важны, так сказать, во вселенском масштабе. Но они сближают нас с этим праздником, дают ему и некое человеческое измерение.
Два ветхих старика – старец Симеон и пожилая вдова Анна – впервые от лица всего людского рода прикасаются к Богочеловеку. Вся религия ветхозаветного Израиля была ожиданием встречи. И воплощением этого ожидания стал Симеон Богоприимец – долгожитель (даже по меркам Ветхого Завета). Он долго, очень долго жил, и все проходящее, ненужное, наносное в его жизни ушло, затихло в нем и бурление плотского, душевного, страстного. Старец спокойно и мудро доверил свою жизнь Богу, ветхость его тела заместилась в нем юностью духа.
Теперь мир не стареет в ожидании Мессии, он вечно обновляется во Христе Иисусе
«В молодости слишком многое, в том числе и самое главное, мы принимаем как некую данность, как долг, который Бог якобы должен уплатить нам. Но стоит немного человеку обветшать, как он уже самого себя усматривает должником перед Богом, а ближе к концу жизни этот долг кажется уже и вовсе неоплатным, и человек становиться по-евангельски нищим. Такая ‟нищета” уже вполне готова к встрече с ‟ветхим деньми”, как Церковь называет Христа», – размышляет иеромонах Дорофей (Баранов).
В тот момент, когда Симеон Богоприимец произнес молитву «Ныне отпущаеши», началась юность нового мира. Спаситель пришел в мир, и Ветхий Завет исполнился. «Ветхий деньми, младенствовав плотию, Материю Девою в церковь приносится, Своего закона исполняя обещание…», – поем мы в одной из стихир в день праздника. Теперь мир не стареет в ожидании Мессии, он вечно обновляется во Христе Иисусе.
Битва за молодость души
Но обновление – это не беззаботное райское цветение, оно не приходит в мир безболезненно и беспечально. За молодость мира, за юность своей души приходится вести бой. Недаром Симеон Богоприимец не с хвалебным гимном обращается к Богородице, он предрекает Ей скорбь и боль.
Оружие душевной скорби пронзит сердце Девы Марии, и не только Ее.
«Каждый человек, в каком бы телесном возрасте он ни находился, приняв христианское мировоззрение, получает новую жизнь, ощущает себя неожиданно юным, полным сил и желания идти по этой жизни вперед. Однако буквально через несколько твердых шагов по новой дороге христианина окружают заросли непонимания, насмешек и прямой вражды и оскорблений. Но самое страшное, когда такое ‟избиение младенца” начинается внутри собственного сердца. Юный, только что родившийся и едва окрепший маленький внутренний человек вдруг осознает, что ему необходимо бороться с тяжеловесом – ‟ветхим человеком”. И от этого страшного и тяжелого спора со ‟старшим” зависит его юная жизнь», – говорит отец Дорофей.
«Пусть жизнь твоя имеет смысл!»
Тема подвига, сражения за правду особенно понятна и дорога молодым людям. Возможно, именно поэтому в праздник Сретения Господня установлен всемирный День православной молодежи.
«Во время кризиса современного общества, унижения человека Церковь – это единственное, что может дать смысл его жизни, призывая его явить первозданную красоту образа, который в нем сокрыт. В ответ на эгоцентризм сегодняшнего века она приносит в качестве противоядия подвиг любви и освящения», – сказал архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул в своем выступлении на Съезде православной молодежи в 2001-м году.
Именно смысла, причем высокого, ищет юная душа. И бунтует, находя в мире взрослых слишком много компромиссов и полуправд
Именно смысла, причем высокого, часто ищет юная душа. И страшно бунтует, находя в мире взрослых слишком много компромиссов и полуправд.
Сетования старших о том, что молодежь сегодня «совсем не та», стары, как мир. На форумах, в социальных сетях, в комментариях и во время выступлений на различных конференциях педагоги, родители, общественные деятели и ученые мужи размышляют о «духовном воспитании подрастающего поколения». И все вроде правильно, да только нет в этих размышлениях чего-то – может быть, веры, душевного огня и личного призыва.
Такого призыва, который звучит, к примеру, в упомянутом уже обращении владыки Христодула:
«Вы искали жизни, но вам принесли смерть, вы искали нежной любви, а у вас отняли душу и тело, вы искали достоинства, а вас унижают безработицей и эксплуатацией. Наступит момент, когда вы придете в отчаяние. В такие трудные моменты пусть звучит голос Нового Завета: ‟Я написал вам, юноши, потому что вы сильны и победили лукавого” (1 Ин. 2, 14). Помните, что воскресший Христос не дал вам дух страха, но дух силы, любви и целомудрия. Не разрешайте никому пренебрегать вашей юностью, но будьте примером для верных во всем. Слушайте слово святителя Григория Богослова: ‟Ты молод – стань против страстей и блуда, имея поборником и пособником Крещение, сопричти себя к воинству Божию, ополчись против Голиафа и насладись своей молодостью”. В начале нового тысячелетия единственный призыв к юному христианину – всегда оставайся молодым! Юный христианин, будь господином времени и истории! Юный христианин, пусть жизнь твоя имеет смысл!»
Более 20 лет прошло с произнесения этой речи, но для меня она и до сих пор один из самых удачных примеров обращения зрелого христианина к юному. Обращение-призыв последовать тому, чему и сам веришь безоговорочно.
Сегодня, по слову Святейшего Патриарха Кирилла, в Русской Православной Церкви множество замечательных проектов, которые реализуют молодые люди, множество добрых дел способны они свершить, не расточая драгоценное время юности понапрасну. Но самым главным остается вот эта борьба с духовным Голиафом – страстями, грехом, мирским духом расслабленности и потребления. Борьба, в которой так часты ошибки и поражения, но всегда есть надежда на Спасителя.
В стихотворении святителя Николая Сербского «Сретение» есть такие замечательные слова:
Пророчество старца точно сбылось:
Мерой и мерилом стал нам Христос,
Выбором счастья, мира и радости,
Но и предметом распрей и зависти.
Одних поднимает, других же низводит,
И рай отверзает, и Сам в ад нисходит.
То и другое людям отверсто –
Каждый бери по влечению сердца.
***
В праздник Сретения часто бывает ясная солнечная погода, ставшая, вероятно, основанием для поговорки «весна с зимой встречается». Но теплые, хоть и зимние лучики Солнца, на мой взгляд, больше говорят о надежде. Да, будет бой, будет боль – впереди Великий пост. Но будет и радость – Пасха, Христова победа тоже впереди. А главное – встреча произошла, и этого уже не отнять. Теперь дай Бог быть верными ей всю жизнь. Хотя бы попытаться.