Согласно богослужебной традиции Русской Православной Церкви во всех монастырях и приходских храмах совершается вечерня с чином прощения. Его идейное содержание основывается на библейском нравственном императиве, побуждающем христиан взаимно прощать друг другу греховные поступки, обиды и оскорбления. Однако ни Типикон, ни Постная Триодь в современных редакциях не содержат никаких предписаний относительно порядка совершения чина прощения. Что является критерием его «уставности», с чем следует сверять современную практику совершения и каким образом следует оценивать некоторые его детали, вызывающие в среде духовенства разномыслие, размышляет преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 2, 2023).
I
Молитва, пост, аскетический подвиг угодны Богу и приносят спасительную пользу человеку, если совершаются в мире, любви, милосердии и незлобии сердца. Святой пророк Исаия обличал своих соплеменников: Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. <…> Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо… (Ис. 58:4-6). Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди неоднократно утверждал, что без мира с ближним невозможно достичь общения и примирения с Богом: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:23-24). Тогда же Спаситель преподал собравшемуся народу молитву «Отче наш», в которой содержится прошение И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6:12). И затем Он пояснил: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14-15). Этим изречением начинается евангельское чтение на Литургии недели Сыропустной (зачало 17).
В отдельных поучениях святых отцов, сказанных в преддверии святой Четыредесятницы, звучат увещания к прощению ближних. «Кто к брату своему расположен враждебно, ненавидит его и ругается над ним, тот примирись сперва с братом и прости его; тогда уже может он приближаться ко Господу. Кто хочет предстать Богу, тот должен наперед оставить брату долг его; только такового пост и молитва угодны Богу» (прп. Ефрем Сирин)1. «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. <…> Прости ближнему оскорбление; прости ему долги» (свт. Василий Великий)2. «Чтобы быть сыном Божиим, для того нужна не благодать только, но и дела. А ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас» (свт. Иоанн Златоуст)3. «Воздадим прощение, чтобы быть прощенными; даруем прощение, о котором мы просим, и не будем жаждать возмездия, так как сами молим о прощении. Не будем проходить глухим ухом мимо стонов бедных, но будем оказывать милость нуждающимся с неизменной щедростью, чтобы заслужить милость в день суда» (свт. Лев Великий)4. «Но мы, братие, во время поста и молитвы, молю, если что когда и действительно имели против кого-нибудь, простим и будем полны любви; более того, будем следящими друг за другом с целью побуждения к любви и добрым делам, и говоря друг о друге хорошо, и в самих себе рассуждая и помышляя благая пред Богом и пред людьми, дабы нам поститься похвальным и непорочным постом, чтоб на основании его наши прошения были благоуслышаны Богом» (свт. Григорий Палама, архиеп. Фессалоникийский)5.
Вместе с тем до нашего времени дошло немало проповедей отцов Церкви, произнесенных в преддверии Четыредесятницы, в которых отсутствуют наставления о прощении ближних6. Более того, ни слова о долге прощения ближних не содержится в синаксаре в Сырную неделю Никифора Каллиста Ксанфопула7. Следовательно, в эпоху отцов Церкви призыв к прощению перед началом Великого поста хоть и звучал в церковной проповеди, но нет никаких свидетельств о том, что он был облечен в форму общепринятого литургического обряда.
Тридцать седьмое апостольское правило содержало постановление об обязательном созыве областных соборов епископов дважды в год: в четвертую неделю Пятидесятницы и 12 октября. I Вселенский Собор изменил его, постановив следующее: «Соборы же да бывают: един пред Четыредесятницею, да по прекращении всякого неудовольствия чистый дар приносится Богу; а другий около осенняго времени» (Правило 5). «Ибо тот, кто считает себя неправильно отлученным, — разъяснял византийский церковный юрист Иоанн Зонара (XII в.), — конечно, будет сетовать на отлучившего; и отлучивший, слыша, что отлученный неблагодушно принимает епитимию, но ропщет на него, не будет относиться к нему бесстрастно. А когда они таким образом расположены друг к другу, как может быть чисто принесен Богу дар? (т. е. пост и искренняя молитва)»8.
II
Существует распространенное утверждение, что прообразом современного чина прощения считается правило (ό κανών, regula), существовавшее в древности в некоей палестинской пустынной обители. О нем повествуется в житии прп. Марии Египетской, автором которого является свт. Софроний, Патриарх Иерусалимский. В воскресный день перед первой седмицей Великого поста монахи приходили на Божественную литургию, причащались Святых Тела и Крови Христовых. Вечером того же дня монахи снова собирались в храме. «…Помолившись прилежно, с земными поклонами, старцы целовали друг друга и игумена, обнимая и творя метание, и каждый просил помолиться о нем и иметь его соподвижником и сотрудником в предстоящей брани»9. После прощания монахи с пением псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?» (Пс. 26:1) выходили из монастыря и удалялись в пустыню. Возвращались подвижники в монастырь по окончании сорокадневного поста. По мнению профессора И.Д. Мансветова, «возвращение в монастырь в субботу Лазареву дало содержание стихирам на вечерне недели Ваий («Днесь благодать Святаго Духа нас собра…») и, таким образом, нашло себе отголосок в самом составе службы»10. Но здесь следует заметить, что из повествования свт. Софрония ясно, что этот обычай был особенностью распорядка жизни монастыря, где жил авва Зосима, и в иных общежительных монастырях его, по всей видимости, не было. Известно, что имели обыкновение проводить Четыредесятницу в уединении в пустыне прп. Евфимий Великий и прп. Савва Освященный (того же обычая впоследствии держался прп. Феодосий Печерский). Однако удалялись они из монастыря заранее, а не в воскресный день накануне начала поста11. Следует также отметить, что в повествовании свт. Софрония речь идет о прощании монахов, связанном с предстоящей разлукой. В нем нет речи о том, что в этот вечер монахи нарочито испрашивали у игумена и друг у друга прощения за возможные огорчения, причиненные в течение совместной жизни в киновии (общежитии). В богослужебных книгах, чье происхождение связано с иерусалимской (савваитской) богослужебной традицией, — Типиконе, Постной Триоди — также не содержится никаких указаний на то, что после окончания вечерни в канун первого дня Великого поста полагается испрашивать взаимного прощения (см. далее). В стихирах Триоди также не содержится фраз, которые могли бы служить малейшим намеком на какой-либо литургический обряд прощения.
В Студийской обители существовал обычай, согласно которому монахи испрашивали друг у друга прощения ежедневно в течение Великого поста: «Надлежит знать, что после каждого повечерия бывает крестообразное — посредством рук — целование, служащее знаком примирения каждого с каждым вследствие ежедневных случающихся столкновений»12.
III
Средневековая рукопись Устава Церковного (Око Церковное) из собрания Троице-Сергиевой лавры, датируемая XV веком, содержит следующие указания относительно совершения вечерни в неделю Сыропустную. «В сию же неделю Сырную на вечерни кафисмы не глаголем», но по 103-м псалме и мирной ектении поется «Господи, воззвах…» по гласу Октоиха. Далее стихиры на 10, от стиха «Изведи из темницы душу мою…». Указаны четыре покаянных стихиры из Октоиха, три — из Триоди, три — из Минеи, на Слава — святому из Минеи, если имеется, на И ныне — Богородичен во глас Минеи. «И бывает выход священнику в багряном фелони с кадилом, предходит же ему свещеносец с лампадою. Рекшу иерею "Премудрость", глаголем "Свете Тихий"». Поется великий прокимен «Не отврати лице Твое от отрока Твоего, яко скорблю. Скоро услыши мя, вонми души моей и избави ея». На «Сподоби, Господи» полагается три поклона. По просительной ектении — стихиры на стиховне из Триоди. По «Ныне отпущаеши» — Трисвятое с тремя поклонами. После «Отче наш» следуют тропари «Богородице Дево…», «Крестителю Христов…», «Молите о нас, святии апостоли…» с поклоном на каждый тропарь. Также поется «Под Твою милость…»13 без поклона. По возгласе «Сый благословен…» молитва «Небесный Царю» с поклоном, заключительные молитвы «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови». После возгласа сотворяем прп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему…» с тремя поклонами. «И целуем честный крест, когождо ихже носим, или святых иконы, идеже стоим». «Затем "Слава Тебе, упование наше…"14 и бывает совершенный отпуст»15. Такой порядок полагается на вечерне во все воскресные дни Четыредесятницы.
В уставе, датируемом второй половиной XVI века, содержатся те же самые указания относительно службы с единственным прибавлением: «Виждь, яко всю Четыредесятницу на вечернях недельных от начала метания не творим, но от "Сподоби, Господи" начинаем поклоны»16.
Печатный устав, подготовленный при Патриархе Иоасафе I и изданный после его смерти, в 1641 году, немного подробнее излагает порядок пения стихиры на «Господи, воззвах»: «И поем стихиры, покаялны, во Октаи, 4, гласу. И в Триоди, подобны, 3, си речь две Иосифа Песнописца, и един, творение Феодора Студита». Также здесь отражена древнерусская практика исполнения гимна «Свете Тихий», согласно которой священник возглашает «Премудрость» и запевает первые два слова — «Свете Тихий». Певцы продолжают пение гимна от слов «святыя славы…»17.
Типикон, изданный в 1695 году при Патриархе Адриане, которым руководствуется Русская Православная Церковь поныне, излагает ту же схему богослужения, за исключением изменений в самих богослужебных текстах. Нет указания о цвете облачения, а также указания целовать нательный крест.
Современную богослужебную практику Греческих и Болгарской Церквей регламентирует Типик Церковный по чину Христовы Великия Церкви, составленный протопсалтом Константином и изданный впервые в 1838 году. В 1851 году Типик был переведен на церковнославянский язык и издан иеромонахом Неофитом Рыльским. В 1888 году Типик был переиздан в редакции протопсалта Георгия Виолакиса. Относительно служения вечерни до отпуста в Типике содержатся те же указания, что и в русском Типиконе. Однако прибавляется следующее указание: после отпуста «поет хор во глас 2 "Всем предстательствуеши, Благая…"»18, иерей же вместе с другими иереями полагает поклон (μετάνοια). Патриарх благословляет христиан всех до конца, затем «Молитвами (святаго владыки нашего)…» и конец. «Такому чину надлежит следовать во все вечерни недельные (воскресные) до пятой недели поста»19 (перевод мой. — К.М.). Типик Великия Церкви отражал преимущественно практику служения Константинопольского Патриарха в кафедральном соборе св. вмч. Георгия на Фанаре. Нужно отметить, что в данном случае патриаршее благословение после вечерни не соответствовало нашему чину прощения, поскольку подобное окончание вечерни предписывается для каждой воскресной вечерни в течение пяти седмиц Великого поста.
В болгарском Типиконе, изданном в 1909 году, чин прощения кратко изложен в подстрочнике параграфа, в котором содержатся богослужебные указания относительно вечерни в неделю Сыропустную. «После отпуста поставляются иконы перед священниками с северной стороны рядом с престолом или иконостасом. Священники и испрашивают друг у друга прощения, присутствующие христиане приемлют по порядку благословение и целуют руки священникам. Хор пространно поет какой-либо ирмос»20. Явно, что составитель Типикона, священник Иоанн Нейчев, расценивал чин прощения как «дополнительный» обряд, который не является частью уставных предписаний, но существует как благочестивый обычай. Кроме того, сам Типикон Нейчева является адаптивным изложением Константинопольского Типика Великий Церкви. Но в сносках составитель часто обращается к русским литургическим пособиям XIX века — «Церковному уставу в таблицах» А. Неаполитанского, «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С.В. Булгакова и др. Отсюда можно заключить, что чин прощения в литургической практике Болгарской Церкви является заимствованием из богослужебной традиции Церкви Русской, поскольку автор не включил его упоминание в основной, «греческий» переводной текст, а поместил его в сносках, где присутствуют «русские» добавления.
По обычаю афонских монастырей прощение совершается следующим образом: «При пении стихир на стиховне все братия по чину творят под большим паникадилом земные поклоны на восток, запад, юг и север, испрашивая друг у друга прощения перед великой Четыредесятницей. Перед отпустом все падают ниц и игумен, облаченный в великопостную епитрахиль, читает разрешительную молитву (из чинопоследования исповеди "Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго…")»21. В русском монастыре святого великомученика Пантелеимона прощение игумена и братии совершается после повечерия.
Согласно современной практике Сербской Церкви, священник начинает вечерню в светлой епитрахили. Вход также совершается в светлой епитрахили и фелони. После великого прокимна затворяются царские врата и священник переменяет светлое облачение на черную епитрахиль. После молитвы прп. Ефрема Сирина — Трисвятое по «Отче наш», и далее следует малое повечерие. После молитв «Нескверная, Неблазная… Упование мое…» — Господу помолимся, и читает молитвы на начало Четыредесятницы из Требника. Затем ектения Помолимся, о Великом господине и Отце нашем, завершающая повечерие. Священник и молящиеся целуют иконы. В монастырях по благословению игумена поют канон и стихиры Пасхи22.
IV
Профессор Московской духовной академии Александр Петрович Голубцов опубликовал и описал ряд средневековых литургических источников, объединенных под общим собирательным названием Соборных Чиновников и отражавших практику патриаршего богослужения в Успенском соборе Московского Кремля в XVII веке, архиерейской службы в новгородском Софийском, холмогорском Преображенском, нижегородском Преображенском кафедральных соборах. В 1998 году священник Александр Парфенов описал и опубликовал Чиновник ростовского Успенского собора XVII века. В этих документах содержатся схожие описания служения вечерни в неделю Сыропустную с участием архиерея. Этот порядок следует считать непосредственным прототипом современного установившегося порядка совершения вечерни с чином прощения.
В придворном обиходе московских царей обряд прощения приобрел сложный церемониальный характер. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, испрашивая прощения и благословения от братии, иногда ездил в Троице-Сергиеву лавру. Затем прощался со своими домочадцами и придворными. В само воскресенье после Литургии Патриарх посещал государя и испрашивал прощения23. Вечером в Прощеное воскресенье по окончании службы чин прощения совершался в Успенском соборе Московского Кремля. Согласно Чиновнику, «Патриарх повелит вечерню благовестити за два часа до вечера, и благовестят в лебедь и звонят звон средний». И как власти (т. е. архимандриты и игумены московских монастырей) все сойдутся в церковь, ключарь идет с вестью к Патриарху. После входа Предстоятеля в собор вечерню совершали чередной («неделный») священник и диакон, облаченные в постные ризы. «И начнут вечерню по обычаю и поют по уставу постному, а возвахи с припелы не поют». Последнее замечание означает, что головщик запевал первый стих 140-го псалма «Господи, воззвах к Тебе» с припевом «услыши ны, Господи», а остальные стихи 140, 141, 129 и 116-го псалмов (воззвахи) прочитывались без пения припево24. По отпусте вечерни «начнет учить Патриарх народы от Феодора Студийскаго о посте». После поучения певчие поют на правом клиросе стихиру «Царю Небесный», а потом на левом клиросе «О, дивное чудо» «и паки на правом клиросе Владычицу, меншую». В это время Святейший Владыка «со властьми» обходил и прикладывался к иконам, к гробницам митрополитов и Патриархов, затем шел на свое место. «И протопоп Богородицкий в алтаре с протодиаконом облачается в постные ризы». Протодиакон с кадилом возглашал «большую ектению» (имеется в виду сугубая) и кадил иконы, Патриарха и весь народ. По ектении следовал возглас протопопа «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» или «Услышы ны, Боже, Спасителю наш». И по возгласе протопоп говорил «отпуст большой», стоя «в алтаре» (в царских вратах): «Владыко многомилостиве…» (т.е. молитву заключительную из чина великого повечерия). Затем, обратившись лицом к алтарю, на восток, протопоп читал «помянник, яко же и на павечернице». После этого Патриарх выходил на середину церкви и, встав на орлец лицом к народу, произносил «прощение всем вслух». После чего протопоп подавал ему крест на блюде для благословения. Взяв в руки крест, Предстоятель благословлял «властей и весь народ» со словами: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас»25.
По Чиновнику новгородского Софийского собора звон бывает в начале «8 часа дни». В собор собирались «боярин и воевода и дияки и множество народа для поучения святительского». Службу совершал чередной священник и диакон в постном облачении. После окончания вечерни архиерей в сопровождении протодиакона и ризничего следовал к иконам, чтобы целовать их. Ключарь нес впереди «витую свечу», подияк (иподиакон) — лампаду. Певцы на клиросах поочередно пели тропари «Покаяния отверзи ми двери…», стихиру Успения Богородицы, стихиру Новгородским святителям епископу Никите и архиепископу Иоанну, в заключение — стихиру «Владычице, приими молитвы рабов Твоих…». Архиерей обходил приделы Софийского собора и прикладывался к иконам и гробницам свт. Никиты и иных иерархов. Вслед за ним прикладывались к иконам и гробницам городские сановники и народ. По возвращении протодиакон говорил сугубую ектению. По возгласе «Услыши ны, Боже наш…» — «Премудрость» и отпуст великого повечерия «Владыко многомилостиве…». После отпуста — чтение помянника. После заключительного возгласа «За молитвами Пречистыя Твоея Матере и святых отец наших…» архипастырь творил перед народом три поклона, испрашивал прощения и осенял благословением на две стороны. Затем он говорил «поучение начальником града и всем православным християном»26. В Чиновник помещено поучение свт. Никифора, митрополита Киевского (†1121). Митрополит Евгений (Болховитинов) 30 апреля 1805 года читал «Слово на память иже во святых отца нашего Никиты, епископа и чудотворца Новгородского»27.
По свидетельству Чиновника Преображенского холмогорского собора, вечерня в Сыропустную неделю имела характер общеградского богослужения: «После Литургии указал архиерей ведомость учинить ключарю приходским священникам, чтоб приходили в соборную церковь к вечерни с прихожаны своими для прощения. …А в приходех указал вечерни петь после соборныя вѳчерни в той вечер. Вечерня совершалась "по уставу, с отпустом". По отпусте вечерни архиерей, "возшед на амвон, вычитал к народу поучительное слово Василия Великаго О посте, еже есть: Молите, молите, люди моя". По чтении "отверзает диакон святыя двери, и архиерей, вшед во алтарь, и поклоняется трижды до земли пред святою трапезою". Далее архиерей обходил и целовал "по чину во церкви святыя иконы". По целовании, паки возшед на амвон, глаголет, зря к народу, молитву "Владыко многомилостиве…" и прочая»28. Во время молитвы народ преклоняет колени. После молитвы архиерей творит прощение. Ключарь подносит архиерею на блюде крест. Архиерей благословляет «болярина», городских сановников и народ крестом.
Чиновник нижегородского Преображенского кафедрального собора был написан позже прежних, уже в XVIII веке. Чин прощения описывается там следующим образом. После трех поклонов (молитвы прп. Ефрема) архиерей поклоняется образам. Затем следует в алтарь и облачается в малое облачение. После того как все молящиеся в храме приложатся, архиерей исходит из алтаря на уготованный ковер и орлец. Протодиакон возглашает: «Главы ваша Господеви приклоните». Архиерей читает молитву «Владыко многомилостиве Господи…», затем испрашивает прощения и подает крест для целования народу. В это время поется славник «Прообразуя…»29 и «Всех скорбящих Радосте»30. Отсутствует указание о поучении народу31.
В Чиновнике ростовского собора (XVII в.) содержатся следующие краткие указания: «Архиерей бывает у всенощного и Литургию служит в соборе, в той же день к вечерни выход бывает архиерею в собор. После вечерни знаменается архиерей ко святым иконам и к мощем святым и облачается у места своего в малое облачение. Посем говорит протодиакон ектению с кадилом пред Спасовым образом, и ектении, и возглас "Услыши ны, Боже". Посем архиерей приемлет крест и ставится у амвона на степени и глаголет молитву "Владыко многомилостиве", и по молитве бывает прощение, и посем благословляет крестом властей и всех ту предстоящих. Посем архиерей разоблачается у места ж своего и идет во свой дом»32. Здесь также отсутствует упоминание о поучении. Возможно, составители последних двух Чиновников считали, что святительское поучение народу является обязательным, что само собой разумеется.
V
Уставные указания о совершении чина прощения перед наступлением Великого поста содержатся также в монастырских Обиходниках, которые составлялись, с одной стороны, как руководства для келарей относительно трапезы, с другой стороны, содержали некоторые богослужебные предписания, дополнявшие соответствующие указания Типикона. Согласно Обиходнику Троице-Сергиевой лавры, служба начиналась со звона «обычного» к вечерне за два часа. Священник (иеромонах) и диакон совершали вход в ризах черных. «Канонархист сказывает прокимен без клобука». Далее затворяются царские двери. Священник и диакон слагают ризы. Псаломщик читает «Сподоби, Господи» с тремя поклонами. Иеромонах в мантии и в одной епитрахили произносит ектению просительную. Обычной заупокойной литии не бывает. После отпуста полагается на аналое икона Божией Матери с Богомладенцем. Клирошане поют славник храму, стихиру из службы Благовещения «Послан бысть», а также иные. В заключение — стихиру «Владычице, приими молитвы…» или догматик. Архимандрит и служащий иеромонах, затем другие иеромонахи и за ними вся братия по два обходят и прикладываются к раке прп. Сергия, к чтимым иконам. В Обиходнике содержится следующее замечание: «Ко образом же токмо прикладываются, а не целуют»33. Целовать иконы полагалось только на утреннем богослужении до трапезы34. Затем братия испрашивает прощения у архимандрита и друг друга35.
Обиходник Иосифо-Волоцкого монастыря (XVII в.) во время прощения предписывает петь стихиры храму, в заключение — догматик36.
По уставу Кирилло-Белозерского монастыря священник и диакон совершают вход в черных ризах. После отпуста вечерни — лития заупокойная. После литии поставляется аналой с иконой Божией Матери, архимандрит полагает два земных поклона перед образом, прикладывается и полагает третий поклон. Так же и вся братия. После этого испрашивают прощения у настоятеля и принимают от него благословение37.
В Валаамском монастыре совершалось взаимное прощение после вечерней трапезы. Монахи собирались в соборном храме и пели стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его: Пасха священная нам днесь показася…» и пасхальный канон. Затем совершалось вечернее правило, после чего поставлялся аналой с деисусным образом Спасителя. Настоятель, совершив поклоны и приложившись к иконе Спасителя, обращался к братии: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы» — и полагал земной поклон. Братия полагала в ответ земной поклон со словами: «Бог простит тя, честный отче!» После настоятеля, в порядке старшинства, насельники попарно прикладывались к иконе, кланялись настоятелю в землю, просили у него прощения и благословения и, поцеловав правую руку, лобызались с ним, говоря: «Христос посреде нас». Затем они становились в ряд по правую сторону настоятеля и испрашивали прощения по порядку друг у друга. В это время на клиросах пели литийные стихиры Успению Божией Матери38.
VI
В нынешней литургической практике вечерня с чином прощения в неделю Сыропустную происходит согласно указаниям Типикона (см. выше) следующим образом. Духовенство перед началом богослужения облачается в светлые одежды. Совершается вход. Великий прокимен поет не канонарх, а диакон на соответствующий распев попеременно с хором. «Сподоби, Господи» поет духовенство в алтаре или читает чтец. Царские врата закрываются, и служащие священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. После отпуста вечерни совершается чин прощения. На аналоях перед солеей кладутся иконы Спасителя и Божией Матери. Архиерей или настоятель храма, монастыря творит земные поклоны перед ними и лобызает их. Затем он произносит поучение, в завершение которого испрашивает прощения своих грехов у причта и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». При этом «во время чина прощения принято петь "Покаяния отверзи ми двери", "На реках Вавилонских" и стихиры Пасхи "Да воскреснет Бог", заканчивая стихиру "Воскресения день" словами "Простим вся воскресением" ("Христос воскресе" не поется)»39.
VII
Подводя итоги вышеизложенному, необходимо сформулировать некоторые выводы.
Чин прощения, совершаемый после вечерни в неделю Сыропустную, является уникальным литургическим обычаем, который совершается один раз в год накануне наступления святой Четыредесятницы. Его следует отличать от иных обычаев испрашивать взаимного прощения: например, в завершении великого повечерия, или же прощения, которое полагалось испрашивать монахам в течение всего поста согласно Студийскому уставу, или клирикам и мирянам от Патриарха (архиерея) по Типику Великия Церкви (1838 г.) или же иных подобных обычаев. Непосредственным историческим прототипом нашего обряда является чин прощения, который совершался Московским Патриархом и русскими архиереями в кафедральных соборах. Этот чин описывается в доступных нам литургических источниках XVII-XVIII веков — Архиерейских Чиновниках. Сходные описания чина прощения содержатся в монастырских Обиходниках, отражающих богослужебные традиции русских обителей.
Ни Типикон, ни Постная Триодь в современных редакциях не содержат никаких уставных предписаний относительно порядка совершения чина прощения. Поэтому критерием «уставности», с которым следует сверять современную практику совершения чина прощения, являются предписания русских Чиновников и Обиходников. Руководствуясь ими, и следует оценивать некоторые детали современного чина прощения, насчет которых в среде духовенства существует некое разночтение. Так, например, не все священники соглашаются с обычаем начинать служение вечерни в светлых ризах, отдавая предпочтение служению вечерни в постовом облачении с самого начала. Средневековые русские литургические книги подтверждают допустимость такой практики: и «дониконовский» Церковный устав, и Чиновники, и Обиходники единогласно предписывали служение вечерни в постовых ризах — или багряных, или черных. Точно так же существует различие мнений насчет соответствия духу и букве богослужебного Устава сложившегося обычая завершать богослужение в Прощеное воскресенье пением канона и стихир Пасхи. Аргументом в пользу этой традиции можно считать дореволюционную практику Валаамского монастыря — обители, искони славившейся точнейшим исполнением всех тонкостей Устава. По мнению пишущего эти строки, следует также задаться вопросом о целесообразности включения в современный чин чтения архиереем или настоятелем покаянной молитвы «Владыко многомилостиве…» перед проповедью.
В заключение следует также отметить, что указанные выше богослужебные книги предлагают богатую палитру песнопений, которые могут быть исполнены хором во время чина прощения. Это не только песнопения подготовительных недель, например тропари «Покаяния отверзи ми двери…», но и храмовые стихиры, а также стихиры и догматики Божией Матери и иные богослужебные песнопения.