Прощеное воскресение и Великий пост

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня апостол призывает нас отвергнуть дела тьмы и облечься в оружие света. Он говорит о том, что ночь прошла и день приблизился. Эти слова особенно касаются нашего сердца сегодня, в Прощеное воскресенье, на кануне, на самом пороге Великого поста.

Вообще, всякий пост в жизни народа Божьего, мы знаем из Священного Писания, имел особое значение, особую силу. Часто очень народ Божий налагал дополнительные посты на себя во время, когда какие-то тяжелые и суровые испытания его постигали. И священники, духовные вожди народа Божиего, они знали об особой значимости и силе молитвы, поста, воздержания, покаяния и применяли это оружие, оружие света против тьмы для того, чтобы народ Божий вывести из греховной тьмы, из блуда, из язычества, из идолопоклонства, из зависти, из сребролюбия, из вражды. Для того, чтобы победить внешнего врага, но главное, чтобы победить врага внутреннего, который всегда сильнее, и коварнее, и незаметнее, но который действует постоянно на нашу душу и на наше сердце и разрушает и нас лично, и губит наше спасение, и расторгает наше общение с Богом, и разрушает нашу семью, и Церковь, и Отечество. Об этом всегда знали люди, которые были близки в Богу, поэтому пост всегда, как дополнительное средство борьбы с диаволом, они к нему прибегали, они его применяли.

    

Поэтому, хоть и по- человеческому естеству мы сейчас испытываем некий даже, может быть, ропот, некое недовольство тем, что вот начинается Великий пост. Тем не менее это светлые и благодатные дни. Дни, когда Господь приближается к тому человеку, который берет на себя подвиг особый.

Но приступить к этому подвигу, конечно, невозможно, не примирившись с Богом, а значит, не примирившись с ближним. Это, конечно, самое тяжелое. Легче, конечно, поставить свечи, легче сделать поклон. Обычно человек говорит: «Что я сделаю хорошего для кого-то? Я вот поклон положу». Легче, может быть, даже как-то физически поститься, что-то не есть, что-то не смотреть, что-то не читать, куда-то не ходить, чем помириться с человеком, который, по нашему разумению, совершенно был не прав в отношениях с нами.

Мы из года в год, пытаясь это сделать, понимаем, что нам не хватает сил и наше покаяние пред этим человеком, может быть, неискреннее, неглубокое, но тем не менее надо пытаться это сделать. Хоть таких, не очень раскаявшихся, но пытавшихся что-то предпринять, Господь все-таки нас примет, потому что если мы не любим ближнего своего, если мы ему не прощаем прегрешений его, то и Отец наш Небесный не простит нам прегрешений наших.

Сегодня об этом мы слышали в Евангелии. Нам-то хочется, чтобы Господь всё нам простил, а прощать Ему очень многое нужно. И совесть наша она нам всегда говорит об этом, напоминает. Нам в какой-то момент кажется, что мы такие настоящие христиане, а потом, мы как вспомним свою жизнь прежнюю и нынешнюю, и нам становится страшновато. Но мы надеемся на милосердие Божие и на то, что Господь нам всё это простит. А простить какие-то вещи, не такие, может быть, страшные, но просто неприятные для нас, мы не находим сил. Нам стыдно ложным стыдом, то есть нам кажется, что наша гордыня будет унижена. Вот они узнают, они же так себя с нами вели, а мы еще у них попросим прощения, кто-то об этом узнает... Это, конечно, в очах Божиих все очень мелко и тщедушно, и всякий раз в Прощеное воскресенье очень важно найти силы, время и попросить прощения. Когда даже в молитве перед Причастием говорится: «Первее примирися тя опечалившим». Там же не говорится: примирись с теми, кого ты оскорбил, кому нагрубил, кого забыл, а ты примирись с тем, кто тебя опечалил, то есть с тем, кто перед тобой виноват, вот ты с ним примирись, «таже, дерзая, таинственное брашно яждь».

В Прощеное воскресенье можно говорить о Боге, о спасении бесконечно, потому что мы одновременно несколько важных моментов сегодня вспоминаем, и Адамово изгнание. И смысл поста еще и в том, чтобы мы прародительский грех уврачевали в себе, то предательство, которое все мы несем с собой. Когда Адам и Ева не послушали Бога и нарушили Его завет, и последствия этого нарушения были очень тяжелыми для людей. Люди стали страдать, умирать, убивать друг друга, и все несправедливое, что мы видим в этой жизни, все страдания, вся кровь, все наши личные болезни, боли – это все последствия вот этого первородного греха. Но пост, молитва, покаяние, Причащение Святых Тела и Крови Христовых они исцеляют больных детей Адама и душу каждого человека, который искренне покается перед своим ближним, попросит прощения, который оставит все греховные и глупые, бессмысленные наклонности, о которых сегодня говорил апостол.

Там же говорится: оставьте пьянство, объедение – это то, чем сейчас многие занимались активно перед началом поста. Там же говорится и о том, чтобы и зависть оставить, и злобу. Злобу ладно, а зависть, конечно, трудно оставить. Зависть она всегда с нами. Мы же все время завидуем, унываем, потому что у нас не так, как у кого-то. А почему у кого-то так? Он же вообще грешник, плохой человек, ничего не делал, а у него вот так все хорошо. В общем, много чего нам надо оставить для того, чтобы встретиться с Богом. И сейчас особенно важно пост играет многократно более важную роль, потому что мы сейчас живем в такое же самое время в какое народ Божий и в Ветхом Завете неоднократно об этом рассказывается в истории, когда испытания тяжелые ложились на него, когда само его бытие, будущее было под вопросом. И как бы мы себя ни утешали и ни усыпляли тем, а нам в этом не помогали, что ничего страшного не происходит и что-то где-то далеко, а здесь-то всё нормально, ничего, конечно, не нормально, все очень серьезно. Поэтому наш пост, пост тех людей, которые хотя бы знают Бога, знают, где о Нем узнать, это очень важен, и это может быть то, что на весах гнева Божия будет хоть небольшой камешек, небольшая наша лепта, которая умилосердит Господа к нашему народу, и к нашей стране, и, главное, к нашей Церкви, умилосердит Господа на фоне всех наших грехов и беззаконий.

Но пост – это в первую очередь, конечно, весна духовная, это радостное время. Поэтому оно но не должно быть сопряжено с каким-то раздражением, которое мы всегда оправдываем тем, что мы постимся и подвизаемся больше, чем все эти грешники, которые живут вместе с нами в одной квартире, например, или на лестничной площадке, в городе и стране. И это в первую очередь, конечно, время добрых дел. Деятельным должен быть пост. Не только молитва, пост, посещение богослужений, но и нужен какой-то план, чтобы на каждой неделе Великого поста не только постараться избавиться от чего-то плохого в своей жизни, но и сделать дополнительно что-то хорошее. Тот человек, который все таки ставит высокие цели, он хотя бы средних каких-то целей достигает. А тот, который просто по минимуму что-то себе наметил, тот и этого может не сделать. Поэтому надо дерзать, надо стараться найти что-то, а сейчас очень много где нужна наша помощь, наша любовь, наше внимание, и тогда это будет самый настоящий пост. И подходить к этому надо, конечно, с радостью, как мы слышали сегодня, чтобы люди видели нас радостными постящимися, а не унылыми, злыми и недовольными.

В этом во всем Господь нас да укрепит нас молитвами Божией Матери и всех святых новомучеников и исповедников Церкви Русской и поможет нам простить наших ближних, попросить прощения и обновленными и смелыми вступить в поприще Великого поста. Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
рБ Марина28 февраля 2023, 23:14
СПАСИ ГОСПОДИ отец ИГНАТИЙ за наставление!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×