Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В воскресенье второй недели Великого поста мы празднуем память свт. Григория Паламы – святого отца Церкви, настоящего глубокого богослова. Сегодня праздник богословия, праздник учения о Божественной благодати. Это, конечно, в первую очередь очень важно для тех людей, которые свою жизнь в большей, может быть, степени, чем все остальные христиане, хотят посвятить познанию Бога. Познанию научному, опытному, как это предполагают делать учащиеся духовных школ, поэтому для них это тоже особый день.
Почему Церковь именно этого святого избрала для сегодняшнего особого прославления во дни Великого поста? Потому что это человек, который был богословом и словом, и делом. Он был философом, его называют мистиком. Он опытным путем познал, что такое благодать Святого Духа, и приобретенное знание сформулировал для своих учеников, для целых поколений христиан. Он был очень хорошо образован, можно сказать, происходил из аристократической семьи, его отец был человеком, приближенным к императору. Но это был уже XIV век, когда набирал и политическую, и физическую силу ислам, и уже христианский мир был потрясен этим. Он был стеснен, разные ереси распространялись, и жизнь святого Григория Паламы не была каким-то безмятежным богомыслием. Он прошел очень хорошую школу: жил и на Афоне, где был и регентом и игуменом монастыря, и в столичных кругах вращался. И вот он в этой всей мудрости мира нашел самое главное – он передал нам знание о Божественной благодати, о том, чего нельзя, может быть, пощупать или что иногда нельзя объяснить человеческим языком, но без чего никакое богословие, никакие подвиги невозможны, и сама жизнь христианина без Божественной благодати теряет всякий смысл.
Благодать исцеляет нашу душу, наполняет нашу жизнь истинным смыслом. Благодать открывает наши глаза. Человек, приобщающийся Божественной благодати, даже только начинающий это делать, уже совсем по-иному смотрит на этот мир, он видит такие вещи, которые люди, умудренные, быть может, опытом прожитых лет или каким-то багажом знаний, не видят. Иногда мы, христиане, поражаемся этому – смотрим на человека или на группу людей и нам кажется: вот они-то уж мудрее нас должны быть, хотя бы благодаря своему возрасту или пережитым испытаниям в жизни, или благодаря тому, что они успели сделать, и видим, что они выглядят как сумасшедшие люди. Они просто не видят. Христиане видят, что происходит, а эти люди, вроде бы трезвомыслящие, умные, не видят, потому что Божественная благодать не коснулась их сердца, их души, их очей. Именно об этой Божественной благодати всю свою жизнь радел Григорий Палама, и поэтому в дни Великого поста мы особо празднуем его память.
Сейчас, во время Великого поста, нам предоставлена замечательная возможность через очищение своей души, через избавление от греховных наклонностей, через молитву и пост стяжать эту Божественную благодать. Мы очистили дом своей души постом и молитвой, а теперь мы еще обязательно его наполняем благодатью Святого Духа – это для нас самое главное во время поста. Не только то, что мы воздерживаемся, или как-то стесняем себя и ограничиваем физически. Для чего это делается? Ведь практика физического поста есть не только у христиан, есть и у других верующих и разных народов. И там тоже есть серьезные подвижники, учение которых и останки очень почитают. Аскеза-то может быть аскезой, есть разные ее направления. Есть люди, которые утверждают, что питаются только солнечной энергией, есть такие, кто подолгу вообще не едят. И в этом, может быть, в этом есть какое-то лукавство, но и какая-то доля правды есть. Такое физическое подвижничество возможно, но благодати Святого Духа в этом нет. Поэтому это все мертвое подвижничество, в котором нет ничего спасительного.
Мы же постимся и пытаемся по мере своих слабых сил приблизиться к Богу и стяжать Божественную благодать.
Но при этом нас огорчают печальные картины общественной жизни, которые мы наблюдаем вокруг. Огорчают они нас потому, что то, что происходит, не может не иметь последствий.
Несколько дней стоит пасмурная погода, и небо все время серое, и мы не видим солнца. И как бы мы физически не были крепки и здоровы, все же это влияет на наше настроение, в том числе и на какое-то духовное расположение. А можно представить себе, в каком расположении находятся близкие нам люди, которые вообще не имеют никакого понятия о Божественной благодати, они этого солнца вообще не видят и не видели никогда. Поэтому они и не знают, куда им идти.
Как может человек, который погружен в разврат, пьянство вообще размышлять о божественном и о благодати? Он утром в лучшем случае размышляет о том, как бы водички выпить или чего-нибудь другого – таблеточек, чтобы поправиться. Не то что там про Фаворский свет. Какой уж Фаворский свет? Он глаза не может открыть. Ему плохо. Но, к сожалению, так живут очень многие люди, и мы почему-то все с этим смирились, мы думаем, что ничего страшного в этом нет. Мы-то вот живем, вроде бы стараемся жить праведной жизнью.
И так же размышляют люди, от которых зависит, навести порядок в духовной и физической жизни народа или оставить все как есть. Можно выйти на Сретенку или по Бульварному кольцу пройти, или по Мясницкой, или по Тверской, где-нибудь так часов в восемь вечера в пятницу, и наблюдать картины пьянствующих толп наших соотечественников. И это все, в основном, молодые люди. Они должны работать, они должны что-то творить, они созидать должны, тем более что мы так часто говорим о том, какие высокие и сложные задачи стоят перед нами, какие серьезные проблемы, какие вызовы. Очень любим произносить эти слова про вызовы. А как мы будем отвечать на эти самые вызовы, если у нас только в Москве десятки и сотни тысяч людей чуть ли не каждый вечер предаются вот таким безумствам? Если посмотреть, в каких масштабах это происходит, то очевидно, что раньше такого не было. Это только отговорки такие: «Знаете, и раньше и всегда так было». Нет, раньше так не было, чтобы молодые и уже немолодые люди, молодежь, и девушки молодые, и женщины – все были погружены в эту пьянку постоянную, в алкоголическую оргию. Вся эта ночная жизнь, клубы, рестораны, это все стало обязательно, без этого обойтись нельзя. А что там происходит по сути-то дела? Массовые и безудержные возлияния с последствиями.
Почти три тысячи лет назад пророк Исаия уже дал прогноз, что будет, если такое безобразие будет происходить. И как раз его слова мы слышим в чтениях Великого поста, вот на этой неделе, в будни читаются прекрасные отрывки из Книги Бытия, из пророков и вот что говорит пророк Исаия об этом:
«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют». (Ис. 5: 11–12).
На дела Господа не взирают и не помышляют ! Кому-то начинает казаться, что это их личное дело, что это их выбор, ведь у нас свобода и демократия, они это выбрали, пусть и живут как хотят, а мы будем кататься на велосипедах, бегать по паркам, зарабатывать деньги и в общем-то все у нас будет хорошо. Так думают люди, в том числе, которые владеют этими самыми заведениями, или люди, у которых есть власть управлять общественными процессами. Действительно, часто эти люди они просто искренне совершенно не думают об этом. Они и зла, вроде как, не думают, они вообще ничего не думают. Они думают, что эти там пьют, а мы здесь решаем серьезные вопросы, мы любим
свою Родину, свою страну и Церковь. Но пророк Исаия вот что говорит, что будет дальше:
«За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их» (Ис. 5: 13–14).
Грозные и справедливые слова, которые заставляют нас задуматься над тем, что мы сделали для того, чтобы не было вот этого разврата и безумия. Потому что, если они умножаются, если мы к ним привыкаем, считаем, что это нормально, то внезапно постигнет нас пагуба.
Мы будем бахвалиться своей силой, богатством, будем бахвалиться красивыми храмами, но вот это беззаконие, к которому мы привыкли и с которым смирились, в котором гибнет наша молодежь, поколение людей, чьи предки сражались, строили, творили, молились, а мы так просто их отдаем диаволу. Все это может очень плохо для нас закончиться.
Мы, христиане, которые приобщились благодати Святого Духа, должны быть смелыми и настойчивыми, мы не должны допускать беззакония в нашем доме и в нашей семье, в нашей стране и в нашем городе, потому что это не по-христиански, это не имеет никакого отношения к любви к ближнему. Наоборот, это предательство ближнего, трусость и малодушие. Почему так происходит? Конечно потому, что нам этой самой Божественной благодати в нашей жизни не хватает, иначе мы бы не боялись этого мира, мы горели бы верою так, как ею всю жизнь горел и жил святитель Григорий Палама, память которого мы сегодня празднуем. Отец Церкви, для которого благодать была самым дорогим и важным в жизни, тем, чем она должна стать для каждого из нас.
Господи, не лиши нас Своей Божественной благодати, прости нам наши грехи, нашу слабость, укрепи нас в вере и просвети наших ближних, чтобы они открыли глаза и увидели этот Божественный свет, которым Ты всех нас согреваешь, благодаря которому мы живы и благодаря которому будет во век жива душа наша! Аминь.