Ольга Назарова Мы, люди православные, знаем, что нет на земле людей абсолютно бесталанных. Господь по своей милости каждого человека, приходящего в мир, одаривает талантами: один пишет замечательную музыку, другой – стихи, третий прекрасно передаёт на живописном полотне красоту природы и неповторимость человеческого лица. Кто-то добр и великодушен, кто-то щедр, а кто-то терпелив и нестяжателен. Есть люди, тонко чувствующие искусство, у кого-то острый ум, а есть те, кому подвластны самые тонкие, ювелирные рукоделия. И не перечесть всех талантов по множеству их. Современные дети, как мне кажется, все рождаются со способностью общаться с компьютером и всевозможными высокотехнологичными устройствами, которые мы уже привыкли называть общим словом «гаджеты». Звучит довольно ругательски – «гад же ты», но мы привыкли.
Среди множества человеческих талантов есть и способность быстро осваивать работу на разной технике, в том числе и на движущейся. Например, на автомобиле.
Мы, люди православные, знаем, что на земле нет абсолютно бесталанных людей
И я всегда была убеждена, что талант общаться с любой техникой у меня отсутствует напрочь. Даже бытовая техника, попав в мои руки, частенько или ломалась, или демонстративно саботировала мои попытки использовать её в своих интересах. Родные и близкие перестали этому удивляться, и только мой супруг, отец Алексий, не терял веры в мою технообучаемость.
Батюшка сначала исподволь, а потом все настойчивее стал говорить о том, что мне надо освоить вождение автомобиля. Этот навык в деревне жизненно необходим, и уж где-где, а в деревне машина – точно не роскошь, а самое что ни на есть главное средство передвижения. Наши расстояния измеряются километрами и десятками километров: до почты – 5 км, до храма, ближайшего магазина, администрации и библиотеки – 10 км, до райцентра (города Торопца) со всеми его благами цивилизации и скромной медициной – 40 с лишним км. Не добежишь, да и на велосипеде и даже скутере не вдруг домчишься. Опять же, и времена года меняются, и погода не всегда вело- и мотоподходящая. И нельзя сказать, что год от года мы становимся моложе, бодрее и здоровее. Это факты, с которыми не поспоришь.
С фактами я, конечно, не спорила, предпочитая спорить с батюшкой. Отец Алексий мне отвечал:
– Матушка, тебе необходимо освоить машину. Это даст тебе совсем другую степень свободы: нужно тебе на почту, в магазин, в библиотеку – села и поехала, не надо меня ждать, я же и занят бываю, и в отъезде.
Я в ответ:
– У меня таких срочных дел не бывает, чтобы я не могла подождать, когда ты сможешь меня отвезти.
Батюшка заходил с другой стороны:
– Ты, прежде чем отказываться, попробуй. Это не так сложно, как ты думаешь. В конце концов, даже медведей вполне успешно учат ездить.
На что у меня был заготовлен «смиренный» ответ:
– То – медведи! Они в этом смысле куда талантливее меня! И потом, нужно думать не только о себе, но и об окружающих. Я за рулем – это угроза для безопасности движения всей округи! Батюшка, пожалей наших ближних, они нам ничего плохого не сделали!
Отец Алексий временно отступал, но потом снова приступал ко мне с тем же настойчивым предложением освоить все-таки автомобиль. Под его натиском я сдалась и села за руль наших стареньких «жигулей», в глубине души не веря в успех безнадёжного дела.
Педаль сцепления, педаль газа, замок зажигания, коробка передач, зеркало заднего вида, сигнал поворота, ручной тормоз – вот тот минимум, который надо усвоить для того, чтобы только тронуться с места! И запомнить все это нужно не лишь бы как, а в определенной последовательности. При этом ключ в замке зажигания мы поворачиваем, на педали (нужные в данный момент) нажимаем, рычаг коробки передач передвигаем, в зеркало смотрим, поворотник включить, а ручной тормоз отключить не забываем. Ну конечно! На самом деле у меня забывается всё и сразу, как только я оказываюсь за рулём. Отец Алексий с ангельским терпением в сотый раз объясняет мне последовательность действий. Я с ослиным упрямством твержу:
– Я же говорила – это не для меня! Зря только тратишь время, свои и мои нервы! Ну не дано мне этого, не дано!
Несколько занятий у нас всё-таки состоялось, и прошли они не безрезультатно. По сказочно красивой, абсолютно пустой дороге мы с батюшкой съездили на зимнюю рыбалку почти за 20 км от дома. За рулём в оба конца была я. Батюшка торжествовал:
– Вот видишь! Всё ты можешь, всё тебе дано, только бери, не увиливай!
Я же упорно цеплялась за последние доводы:
– По пустой дороге, без людей и машин, без поворотов-разворотов я, пожалуй, смогла бы ездить. Да где же такие условия найдёшь?
Становилось всё очевиднее, что от руля, как от судьбы, мне не уйти
Хотя становилось всё очевиднее, что от руля, как от судьбы, мне не уйти.
И в этот момент у меня обнаружили онкологию. Начались обследования, операции, химиотерапия – все «прелести», связанные с диагнозом. Уроки вождения были отменены как ненужный стресс-фактор, чему я втайне только радовалась.
Так прошло три года. Благодаря нашим помощникам мы приобрели новую машину «Рено Сандеро». Батюшка радовался ей как ребёнок. Меня же он только однажды мягко спросил:
– Не хочешь попробовать поездить на «Рено»? Машинка прекрасная: передачи переключаются легко и чётко, а руль слушается при малейшем прикосновении.
Я отказалась, и батюшка к этому вопросу больше не возвращался.
Прошло совсем немного времени – и Господь призвал отца Алексия в Свои вечные обители. Это произошло так быстро и неожиданно, что долго казалось сном, от которого хотелось поскорее проснуться.
Но сон не проходил. Жизнь изменилась. Стала заметна моя немобильность. Для любой ерундовой поездки нужно было вызывать нашего помощника и алтарника Колю. А он живёт в 15 км от меня, у него своя жизнь, своя семья и свои заботы. Дёргать его каждый раз неловко.
Пришлось освоить скутер. На нём стало возможно доехать до почты, до соснового бора, в котором почему-то, в отличие от нашей деревни, есть и мобильная связь, и интернет, без которых современному человеку жить можно, но сложно. Правда, поездка на скутере до храма по 10-километровой каменистой грунтовке – экстрим не для слабонервных, то есть не для меня. В дождь тоже все поездки исключаются. Жёсткие ограничения налицо. Что делать? Ответ очевиден: надо вновь попытаться освоить вождение автомобиля…
Стратегическое решение сесть за руль было мною принято. И снова встал вопрос из известного фильма: «Смогу ли я? Способна ли?». Ответ из того же фильма – «Каждый человек способен на многое, но не каждый знает, на что именно он способен» – подталкивал к выводу, что нужно пробовать. Все свои «не хочу», «это не моё», «у меня не получится» надо забыть. Есть жёсткая жизненная необходимость освоить навык. Моя задача – изо всех сил постараться это сделать. Как частенько говорил нам в детстве папа: «Есть такое слово – надо». И мне надо научиться водить машину.
Прежде чем записаться в автошколу, я решила взять несколько уроков у опытного водителя. Если окажется, что я вождению не обучаема, то вопрос будет закрыт, и я не стану тратить деньги, а также свои и чужие нервы и время на безнадёжное дело. И совесть моя будет чиста.
Сомнительная радость стать моим вторым, после батюшки, учителем автодела досталась всё тому же нашему алтарнику Коле. Благодаря его терпению и корректности во мне зародилась надежда. Я записалась в автошколу. На занятии по правилам дорожного движения я побывала один раз и решила, что эту часть обучения вполне могу освоить самостоятельно по мобильному приложению, которое мне установили на телефон дети. Три раза в неделю ездить за 40 км и при этом просить кого-то меня отвезти-привезти – это лишнее. Ведь впереди ещё занятия по вождению. А уж их-то я планировала посещать с максимальной частотой и аккуратностью.
И вот первый урок. Я за рулём гордости отечественного автопрома – седьмой модели «жигулей». Рядом со мной доброжелательный, но совершенно незнакомый мне инструктор. Над лобовым стеклом в поле зрения небольшой, но выразительный плакат: «Боишься? Тогда сиди дома!» Сердце стучит, как в далёкие студенческие годы на экзамене. Отступать некуда.
Выяснив, что я уже ездила на своей машине, инструктор предлагает: «Раз так, заводимся и едем». Запускаю двигатель, трогаюсь с места и мгновенно понимаю, что наши родные «Жигули» и скромное «Рено» – это даже не две большие разницы. Разниц гораздо больше! Особенно это касается руля. Лёгким движением руки руль нашей «семёрочки» с места не сдвинешь; надо мобилизоваться, всю свою женственность отставить и крутить рулевое колесо изо всех моих пенсионерских сил.
То, что моя способность учиться – это не моя заслуга, а дар Божий, мне, юной атеистке, и в голову не приходило!
Фигурная езда на площадке, остановка на спуске и подъёме эстакады, «задняя» и «боковая» парковки – это то, с чего началась моя учёба в автошколе и то, что заставило меня по-новому посмотреть на себя, свои таланты и их отсутствие.
Дело в том, что в школе и институте я училась легко. Экзамены сдавала в основном на пятёрки. Особенно в школе не могла представить, как можно не понимать математику, не уметь применять на письме правила синтаксиса и орфографии, запоминать даты. Решение задач по физике и химии всегда было увлекательным и азартным, как решение ребусов или кроссвордов. Когда мои одноклассники, которым я пыталась помочь с учёбой, говорили мне: «Я этого не понимаю. Это я запомнить не могу. У меня в голове не укладывается», – мне казалось, что это только отговорки, лень и нежелание хоть немного поднапрячься и включить голову. Признаюсь, меня это раздражало. Мне было гораздо легче дать списать или самой решить чужое задание, чем десять раз объяснять одно и то же. Я была уверена, что любая учёба – это легко и приятно. В крайнем случае, нужно приложить немного усилия, и всё получится. То, что моя способность учиться – это не моя заслуга, а дар Божий, мне, юной атеистке, и в голову не приходило!
И вот на площадке автошколы я оказалась в роли «двоечницы», которая не может запомнить и в нужной последовательности воспроизвести несколько простых действий. Рядом со мной сидел «отличник»-инструктор, чьи доброжелательность и терпение были ограничены нормальными человеческими рамками. Он крепился, как мог, но периодически его раздражение моей непонятливостью прорывалось наружу. Я его понимала, сочувствовала ему, но ничего с собой поделать не могла, снова и снова повторяя одни и те же «ляпы». Вот только тут я и вспомнила, как раздражали меня мои не самые смышлёные одноклассники, и впервые я раскаялась в своём слишком высоком мнении о своей обучаемости и в осуждении тех, кому Господь не дал таланта легко усваивать теоретические знания, наверняка щедро наградив другими талантами.
Только тут я вспомнила, как раздражали меня мои несмышлёные одноклассники, и впервые раскаялась в своём высоком мнении о своей обучаемости
Особенно трудно пришлось и мне, и инструктору, когда дело дошло до езды по городу. Наш Торопец – небольшой городок, здесь всего несколько светофоров и «лежачих полицейских», нет трамваев и многополосного движения. Положа руку на сердце – это рай для начинающего водителя и прекрасное место для сдачи экзамена по вождению. Но у меня освоение езды по городу шло туго и очень неровно. Изредка выдавались дни, когда урок проходил довольно гладко, и от сдержанной похвалы инструктора у меня вырастали крылья и рождалась надежда, что всё затеяно не зря и заветные права когда-нибудь лягут в мои ладони. Но чаще бывало наоборот: я глохла на перекрёстке, забывала притормозить перед «лежачим полицейским», выезжала на обочину, объезжая ямы в асфальте, и даже наезжала на сплошную разделительную полосу при левом повороте на нерегулируемом повороте. Слушать «комплименты» моего наставника было крайне неприятно.
Но его слова были справедливы, а я понимала, что если сейчас всё брошу (а бросить в такие моменты ох как хотелось!), то через небольшое время снова вернусь к этому же вопросу. Надо смиряться и с Божией помощью двигаться вперёд. Это непривычно, некомфортно, но это НАДО. Назад пути нет. С трудом укротив своё самолюбие, я смирялась и приезжала на новый урок.
Время занятий пролетело неожиданно быстро. Пришла пора сдавать экзамены. В нашей автошколе порядок такой: сначала мы сдаём пробный экзамен по ПДД на компьютере в автошколе. Тот, кто этот экзамен сдал, сдаёт вождение своему инструктору. Если и здесь получен «зачёт», то через неделю сдаём настоящие экзамены уже в ГИБДД в том же порядке: сначала теория, после её успешной сдачи вождение принимает инструктор ГИБДД.
На школьном экзамене по ПДД я впервые увидела свою группу, с которой мне предстояло пройти экзамены. Это были очень молодые люди, от неполных 18 лет и лет до 30, не больше. На их фоне я выглядела эдаким реликтом и вызвала немало удивлённых взглядов и улыбок. Как я потом узнала, молодёжь тут же окрестила меня «бабушкой».
Пробный экзамен по ПДД я сдала легко и встала из-за компьютера второй по счёту, не сделав ни одной ошибки.
Пробный экзамен по вождению прошёл не столь блестяще, но, повздыхав и несколько поколебавшись, мой многострадальный инструктор допустил меня к экзаменам в ГИБДД. Первый этап был пройден, и это была ещё не окончательная, но всё-таки победа!
Экзамена по теории в ГИБДД я не боялась, но мысль о сдаче вождения приводила меня в такой безотчётный страх и трепет, каких я не испытывала ни перед одним экзаменом в своей жизни.
Я молилась Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, ангелу-хранителю, святителю Николаю и всем известным мне святым. Из-за моего маловерия страх не проходил, но я твёрдо решила, что буду сдавать вождение столько раз, сколько потребуется для того, чтобы получить столь необходимые мне права.
Теорию я, как и ожидала, сдала сразу. Настал час «икс» – экзамен по вождению. Чтобы не мотать себе нервы, решила попытать счастья в первых рядах. Попытала – и на первом же манёвре экзамен провалила. Это было вполне ожидаемо, но всё равно очень неприятно. Тем более что винить кого-либо, кроме себя, было некого, так как принимавший экзамен инструктор был спокойным, позитивным и никакой нервозности не создавал. Как я потом узнала, в тот день из 27 человек экзамен сдали только четверо. Слабое, но утешение. Утешение, но слабое.
Через неделю вторая попытка – и снова провал. И тут моя решимость настойчиво сдавать экзамен до победного конца исчезла. Рассыпалась в прах, как будто её и не было. У меня опустились руки. О следующей попытке я не могла даже думать, сразу хотелось реветь, что мне совершенно несвойственно. Усадить себя за руль своей «Реношки», чтобы лишний раз потренироваться в езде, я не могла. Я сама себе была противна за свою слабость и разболтанность. Сто раз слышала, что мало кто сдаёт вождение с первого раза, что и молодые ребята, которые в своих деревнях давно ездят без прав, сдают по пять раз. Прекрасно понимала, что всё идёт, в общем, нормально, но смириться со второй неудачей никак не могла. Умом понимала, а принять и двигаться дальше не могла. Смирения, то есть принятия ситуации с душевным миром, не было. Совсем. Молиться стала мало и совсем уж рассеянно. Наверное, то, что тогда со мной происходило, можно было назвать унынием. Честно говоря, я от себя такого не ожидала. Я была о себе лучшего мнения.
Только через месяц с лишним я решилась на третью попытку. Конечно, перед экзаменом молилась, просила помощи Божией. Но в этот раз просила даже не о том, чтобы сдать наконец-то экзамен, а о том, чтобы Господь помог мне со спокойной душой принять то, чем он закончится. На этот раз пришлось долго ждать своей очереди. Мои страхи и волнения закончились, они просто иссякли. К тому моменту, как я села за руль, я была спокойна и готова принять любой результат. И на этот раз экзамен я сдала!!! Радость и ощущение свалившейся с плеч горы поймёт каждый, кто побывал в роли соискателя водительских прав.
Чтобы узнать, на что именно ты способен, надо пробовать. Если дело доброе и нужное, Господь поможет, и всё получится
Сейчас время учёбы в автошколе я вспоминаю с благодарностью. Я благодарна всем, кто меня учил, подбадривал, терпел мою непонятливость и нерасторопность, кто переживал и молился за меня во время экзаменов. Благодарю Бога за то, что он показал мне мои грехи, пороки и недостатки: мою гордость, упрямство и непослушание, самолюбие, несмирение, желание переложить на других то, что вполне могу сделать сама, моё маловерие и малодушие, готовность легко пасовать перед трудностями, осуждение и многое другое. Но Господь показал мне и то, что во мне есть таланты, о которых я и не подозревала! А смирение заключается еще и в том, чтобы не прятаться за свою «неталантливость», а если надо, то браться за дело, которое тебе, может быть, кажется чужим, «не твоим», – и добиваться результата. Возможно, он не будет блестящим, но он должен быть приемлемым для тебя и окружающих.
Каждый человек талантлив. Каждый человек способен на многое! Чтобы узнать, на что именно способен ты, надо пробовать. Если дело доброе и нужное, Господь поможет, и всё получится.
***
Дорогие читатели портала Православие.Ru! Прошло уже 4,5 года с тех пор, как отошёл ко Господу наш настоятель протоиерей Алексий Новиков, чьи публикации на портале всегда вызывали читательский интерес и живой отклик. С Божией и вашей помощью жизнь храма и прихода продолжается даже в нынешние трудные времена. Нашему деревенскому приходу без помощи неравнодушных людей не обойтись, поэтому мы снова обращаемся к вам с просьбой поддержать нас в желании жить и служить Богу и людям именно здесь, в деревне. Мы будем благодарны за любую помощь и всех зовем к нам в гости. Пишите, приезжайте. Всем будем очень рады. Сообщайте ваши имена и имена ваших близких для молитвы. Всем желаем крепости духа и помощи Божией.
- Адрес для связи: 172892, Тверская обл., Торопецкий р-н, п/о (почтовое отделение) Выдры, д. Юханово. Назарова Ольга Михайловна (матушка Ольга).
- Номер карты Сбербанка: 5469550029912646
- Карта привязана к тел.: +7 (911) 843-89-09 (получатель: Ольга Михайловна Н.)
- Тел. с WhatsApp: +7 (910) 930-20-03