Москва, 1 декабря
Сенсационная находка в самом центре столицы. В Благовещенском соборе Кремля – прямо под ногами в течение многих столетий находились уникальные фрески 15-го века, сообщает «Первый канал».
Специалист по древнерусскому искусству Ирина Качалова ведет нас в соборный подклет. За этой дверью и нашлись уникальные фрески. Оказалось, что много лет сокровища Благовещенского собора были под ногами. Во время ремонтных работ рабочие случайно наткнулись на большие белые камни с еле заметными рисунками.
Ирина Качалова, специалист по древнерусскому искусству музеев Московского Кремля: "Они были довольно бесформенно положены, но они все были раствором залиты, это была такая монолитная кладка, это не была свалка камней".
Объемы неожиданной находки впечатляют, такого количества древнерусской настенной живописи 15 века не находили еще никогда, а здесь 100 с лишним камней, на 20 – фрагменты ценнейших росписей. Каждый мельчайший осколок фресок пронумерован и перенесен в собор.
Ирина Качалова, специалист по древнерусскому искусству музеев Московского Кремля: "Это действительно уникальная находка, хотя бы только потому, что росписей того времени настолько мало, что каждый фрагмент, если даже это маленький кусочек живописи, – он уже дает представление о технике и приемах".
С конца 13 века Благовещенский собор был домовым храмом московских князей и неоднократно перестраивался. А в 16 веке Иван III решил построить на месте белокаменного собора новый кирпичный. Так сложился современный облик собора. Найденные кирпичи, как предполагают историки, принадлежали предыдущему храму 1416 года. Фрески же украшали его алтарную часть. Но пока у специалистов больше вопросов, чем ответов. И на главный – зачем древним зодчим понадобилось складывать обломки стен, ставшие по прошествии веков сокровищами, под новым собором – у ученых пока нет ответа.
Эти камни пролежали под Благовещенским собором пять с лишним столетий. Фрески от времени осыпались. Теперь реставраторам предстоит разгадать секреты древних художников и собрать из тысяч мельчайших осколков сложнейший пазл.
Кое-где под фресками проступают карандашные наброски древнего мастера, а многие фрагменты росписей поразительно напоминают орнамент на стенах более поздних храмов – все это ученым только предстоит осмыслить.
После реконструкции находку смогут воочию увидеть и все желающие. В музеях Московского Кремля уверены, это не последнее открытие – древний собор только начал приоткрывать свои вековые тайны.