Архимандрит Роман (Красовский): «Мы будем жить! Бывали времена и хуже»

Глава Духовной миссии РПЦЗ в Иерусалиме о текущей ситуации

Духовная миссия Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) в Иерусалиме – сейчас прифронтовая территория. Когда-нибудь в будущем мне хочется поговорить с ее главой архимандритом Романом (Красовским) о духовной стороне жизни на Святой Земле, о ее святынях, об отце Антонине (Капустине), который собирал для Русской Церкви эти святыни. Даст Бог, это произойдет в недалеком будущем. Но пока приходится спрашивать отца Романа о том, как миссия живет именно сейчас, когда совсем рядом идет настоящая война между Израилем и движением Хамас.

Архимандрит Роман (Красовский) Архимандрит Роман (Красовский)

– Отец Роман, первый и самый главный вопрос: находятся ли сейчас в безопасности члены миссии и прихожане? И как обстоят дела с нашими святынями на Святой Земле?

– Слава Богу, что касается миссии, все достаточно тихо. То же самое относится и к нашим святыням. У нас нет собственности вблизи Сектора Газа, где сейчас разворачиваются столь печальные события.

В наших обителях все тоже достаточно спокойно. Правда, в Елеонском Спасо-Вознесенском монастыре, где я живу, нам приходилось сталкиваться с определенными сложностями, когда полиция разгоняла протесты неподалеку. Мы ведь находимся на территории, населенной преимущественно палестинцами.

– Правильно ли я понимаю, что сейчас вокруг обители относительно спокойно?

– В достаточной степени, да. Время от времени, когда возникают проблемы за монастырскими стенами, к нам попадает слезоточивый газ или что-то в этом роде. Мы уже знаем, что подобное случается не так уж и редко, и в таких случаях просто стараемся находиться внутри помещений.

Несмотря на то, что в основном все более или менее спокойно, люди стараются большую часть времени проводить в монастырях

Несмотря на то, что в основном все более или менее спокойно, люди стараются большую часть времени проводить в монастырях – у нас в обители, в монастыре святой Марии Магдалины в Гефсимании, в Вифании, где у нас есть также школа для девочек. А если кто-то выходит в город, то стараемся держаться группами по два-три человека: ходить в одиночестве может быть не безопасно, поскольку израильтяне сейчас ведут себя очень активно и могут возникнуть проблемы.

– Что люди чувствуют и думают в этих тяжелых обстоятельствах?

– К сожалению, то, что сейчас происходит, не стало неожиданностью. Мы все видим проблемы между израильтянами и Хамасом, и это касается многих наших сестер, которые родом из Палестины. Но так же, как во время интифады или Шестидневной войны, они молятся и надеются, что все скоро прекратится.

– А вы могли бы описать в целом, что происходит в самой миссии и вокруг нее? Как нынешняя ситуация отразилась на ее ежедневной жизни?

– Больше всего на нас сказалось полное отсутствие паломников. С начала октября, когда развернулись боевые действия, их поток прекратился. Я бы сказал, наше главное послушание заключается в заботе о тех, кто к нам приезжает. Но сейчас этих людей просто нет, и это отражается на нас в том числе и с финансовой точки зрения. У нас теперь нет дохода, значительную часть которого мы получали от паломников и наших щедрых жертвователей.

Вход в здание Русской духовной миссии в Иерусалиме, фото 2013 г. Источник: ru.wikipedia.org Вход в здание Русской духовной миссии в Иерусалиме, фото 2013 г. Источник: ru.wikipedia.org

– Значит ли это, что миссия уже сейчас сталкивается с серьезными финансовыми трудностями?

– Да. Мы еще не успели восстановиться от пандемии, когда у нас опять-таки не было паломников в течение двух лет. Только недавно паломничества возобновились на постоянной основе. Конечно, из-за ситуации на Украине очень мало людей приезжало из России. Цены на авиабилеты очень повысились и многим это оказалось не по карману.

– Вам нужна финансовая помощь прямо сейчас?

– Очень нужна. Если люди хотят сделать пожертвование, они могут зайти на синодальный сайт РПЦЗ. Там есть специальный «квадратик» для поддержки нашей миссии.

– Мы общались с вами пару недель назад, когда вы были в США. И тогда вы были уверены, что все в миссии более или менее спокойно. Однако несколько дней спустя срочно изменили планы и вернулись в Иерусалим. Причем добирались туда, насколько я знаю, пять дней. Получается, не все так хорошо, как вам казалось изначально?

– Когда начались все эти события, я сразу понял, что нужно возвращаться в Миссию, пускай прямая опасность ей не угрожает. Как глава Миссии я должен быть там. Даже если ничего не происходит, важно, чтобы наши монахи и монахини видели, что глава Миссии находится с ними.

– Вы уже упомянули школу для палестинских девочек в Вифании. Как они живут в нынешней ситуации?

– В нашей школе сейчас учатся 375 девочек – в основном, мусульманки. Матушку Марию, старшую сестру обители, все эти события застали в США, как и меня. Слава Богу, она теперь тоже вернулась в Израиль.

Нам важно помогать людям сохранять спокойствие

Нам важно помогать людям сохранять спокойствие. Конечно, страсти накалены, люди очень эмоциональны. В школе мы должны заботиться о спокойствии детей, чтобы они думали об учебе, а не о политической ситуации.

– Эти девочки из Палестины, они совсем дети. У них в Секторе Газа наверняка есть родители, семьи. Что они чувствуют, как переживают это своими детскими сердцами?

– Я не могу сказать по поводу детей. Но преподаватели, конечно, очень переживают. Важно, чтобы это не перешло на детей. Конечно, люди волнуются, конечно, у них есть родственники в Газе. Безусловно, это ужасно. Да, на Ближнем Востоке происходят различные стычки и всплески насилия, но такого, как сейчас, не было в последние 50 лет.

– На днях вы обратились с довольно эмоциональным открытым письмом к духовенству и пастве РПЦЗ и попросили оказать посильную помощь. Какой отклик вы получили?

– Слава Богу, люди отзываются. Многие, особенно те, кто бывал на Святой Земле, принимают все происходящее здесь как-то ближе к сердцу. Они сюда приезжали, здесь молились – не только у Гроба Господня и в других святых местах, но и в наших обителях. Они знают, как люди у нас живут, и помогают. Мы благодарим Господа за это.

Как я уже говорил, после пандемии и в связи с ситуацией на Украине со средствами у нас немножко туго. А теперь, может быть, и совсем трудно. Слава Богу, и монастыри, и Миссия держатся, но у нас есть финансовые обязательства, которые нужно выполнять.

– В этом письме вы написали, что паломники теперь как минимум год не будут приезжать в Святую Землю. Такое действительно возможно?

– Конечно, я не знаю, как будет. Когда происходят такие стычки – хотя сейчас это не стычка, а, можно сказать, настоящая война – народу приезжает меньше. И теперь люди будут остерегаться. Кроме того, в данный момент их и не пускают. В частности, в России очень трудно получить визу для поездки в Израиль, сюда не летают иностранные авиакомпании, только израильская Эль Аль. Кстати, именно поэтому и я в этот раз добирался из Америки несколько дней: трижды приходилось менять билеты, поскольку разные авиаперевозчики отменяли свои рейсы сюда.

Только что мне написал один священник из Австралии, хотел приехать в следующем году с паломничеством, привезти 60 человек. Мне пришлось ему сказать: «Конечно, планируйте, но пока никто не летает в Израиль. Посмотрим, сколько это будет продолжаться. Мы надеемся, что все утихнет, но только Бог знает, как окажется на самом деле».

– Пожертвования от паломников составляют одну из главных статей дохода Миссии. Теперь этот приток может быть ограничен на какое-то время. Как жить? И жить или выживать?

До пандемии к нам приезжали до 500–600 паломников в день. Сейчас нет никого. Но мы живем

– Жить, конечно! Мы будем жить! Бывали времена и хуже. Наша Миссия действует больше 140 лет и пережила и Первую мировую войну, и революцию. Потом паломничества вообще прекратились, и без них пришлось обходиться до 1960-х годов, когда стали приезжать группы из Русского Зарубежья. Но это было три-четыре, максимум пять раз в год. В самые трудные времена, в 1930–1940-е годы, сестры шли в город и устраивались на работу, чтобы прокормиться. Трудились уборщицами и даже на строительстве дорог.

Конечно, начиная с 1990-х и до пандемии к нам приезжали до 500–600 паломников в день. Сейчас нет никого. Но мы живем.

– В таких ситуациях, как сейчас, вы не жалеете, что согласились нести послушание на Святой Земле? Может, спокойнее было бы остаться в сытой Америке?

– (Смеется.) Как раз сегодня (разговор состоялся 8 ноября) исполняется 11 лет, как я прилетел сюда в качестве руководителя миссии. Несмотря на все трудности, связанные с этим послушанием, мне радостно жить здесь. Я совсем не жалею об этом. Сейчас мы вместе с сестрами и братьями начинаем уже двенадцатый год совместного служения – с нашими радостями и нашими скорбями.

Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь

– О чем сейчас ваши молитвы?

– Конечно, о мире в Газе. Каждый день мы читаем особую молитву. Также мы на каждой литургии молимся о прекращении войны на Украине, о митрополите Онуфрии и об истинной Украинской Православной Церкви, которая сейчас переживает самое настоящее преследование, как во времена большевиков. В наших монастырях на Елеоне и в Гефсимании ежедневно совершается полный круг монашеских богослужений: все сестры молятся, поют, священники служат литургию каждый день. Раз в неделю службы проводятся в храме святого Александра Невского, два раза в неделю – в Вифании, а два раза в месяц – в Фаре, в лавре преподобного Харитона Исповедника, где у нас живет один монах-отшельник.

Нынешняя ситуация должна научить нас покаянию

– Вы упомянули Александро-Невский храм в Иерусалиме. Как складывается ситуация там, удается ли решить спорные вопросы, которые возникали вокруг него уже много лет?

– Эта тема «горит» особенно сильно в последние 3–4 года, там возникали разные проблемы. Поскольку этот храм считается святыней, местом паломничества, то все вопросы, связанные с правом собственности, должны рассматриваться Правительством. Министерская комиссия, состоящая из трех министров, выслушала аргументы всех сторон. Она должна была прийти к какому-то заключению в ноябре, но из-за войны решение вопроса пришлось отсрочить. Из-за чрезвычайного положения в Израиле все, так сказать, второстепенные вещи, откладываются. Но надеюсь, что, может быть, в начале следующего года вопрос будет рассмотрен. Тем временем мы работаем с Российской Федерацией, чтобы найти решение, которое устроило бы всех.

Храм Святого Александра Невского в Иерусалиме. Фото: ru.wikipedia.org/ Храм Святого Александра Невского в Иерусалиме. Фото: ru.wikipedia.org/

– Чему нынешняя ситуация должна научить нас всех?

– Она должна научить нас покаянию. Господь указывает нам путь: вот что творится в мире – болезни, конфликты, братоубийственная война на Украине, война на Святой Земле, люди страдают. Это говорит только об одном: мы должны заниматься духовной жизнью и покаяться в наших личных согрешениях, потому что это единственный путь к спасению – через молитву и покаяние. И мы находим его в Церкви Христовой.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Матушка Георгия. Напитанная благодатью Святой Земли Матушка Георгия. Напитанная благодатью Святой Земли
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Матушка Георгия. Напитанная благодатью Святой Земли Матушка Георгия. Напитанная благодатью Святой Земли
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Матушка Георгия преставилась ко Господу на Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, празднуемый в этом году 6 февраля.
Сто лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в составе Русской Зарубежной Церкви Сто лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в составе Русской Зарубежной Церкви
Священник Роман Гультяев
Сто лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в составе Русской Зарубежной Церкви Сто лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в составе Русской Зарубежной Церкви
Священник Роман Гультяев
В разделенном Иерусалиме оказалась две миссии. Для того чтобы их различать, в Израиле их называли – «красная» и «белая» Церковь.
Игумен Никон (Головко): «Святая Земля похожа на благоухающий цветок» Игумен Никон (Головко): «Святая Земля похожа на благоухающий цветок» Игумен Никон (Головко): «Святая Земля похожа на благоухающий цветок» Игумен Никон (Головко): «Святая Земля похожа на благоухающий цветок»
Спасти «Русскую Палестину» без государственной поддержки со стороны России нам не удастся.
Комментарии
Дмитрий13 ноября 2023, 10:18
Наталья, там два варианта - пожертвовать через PayPal, или пожертвовать кредитной/дебитной картой. При выборе второго варианта регистрация не требуется.
Наталья10 ноября 2023, 10:35
Здравствуйте! Может быть, есть возможность завести более доступный счёт для перевода помощи? По ссылке открывается англоязычный PayPal, там требуется регистрация. Помоги, Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×