15 февраля 2024 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сей лежит на восстание и на падение многих и в предмет пререканий (см. Лк. 2:34) — вот какие слова сопровождали принесение Господа в Иерусалимский храм. Конечно, это не были слова радостного приветствия или неописуемого счастья от того, что Богомладенец был отдан в руки старца Симеона, что Он вошел вместе со Своей Матерью, Пресвятой Девой, под своды храма. Не было никакого ликования, а было это страшное пророчество: сей будет в пререкание многих, для одних — падением, для других — восстанием.
Но ведь именно так все и произошло. Разве Спаситель, когда вышел на проповедь, был всеми принят с радостью? Он был принят меньшинством — вначале Двенадцатью, затем число апостолов увеличилось, позднее первой иерусалимской общиной. За Ним шли тысячи людей, но не потому, что верили, что Он — Сын Божий, а потому, что ожидали чудес. А сколько было пререканий, сколько клеветы, что, наконец, и привело Спасителя на Голгофу!
Слова, которые мы сегодня слышали, могут каждым из нас восприниматься и с точки зрения собственного жизненного опыта. Иногда нам кажется, что мы все делаем правильно, — так часто бывает в семейной жизни. Когда супруги считают, что делают вполне достаточно для того, чтобы благополучной была семейная жизнь, в том числе в материальном плане, когда они стараются избегать конфликтов, — им кажется, будто все в порядке, что этого достаточно. Ну а потом, как нередко бывает, вдруг возникают конфликты, которые разрушают семью. Появляется отчуждение детей от родителей, родителей от детей. И все эти скорби не на ровном месте возникают — они произрастают от чего-то такого, что мы сами не замечаем, но порождаем своими словами, своими делами, своим отношением друг к другу.
Слова Божии, которые мы сегодня слышали, заставляют нас о многом задуматься, проанализировать свой образ жизни, свое поведение сквозь призму наших убеждений. Ведь все мы верующие, православные люди, — а если мы становимся источником пререканий? Ведь нередко так и случается в наших общинах, когда мы пытаемся доказать друг другу, кто более правильный, кто более благочестивый, кто лучше церковный устав знает, кто лучше поет и так далее.
Вот для того чтобы мы действительно прониклись духом Христовым, для того чтобы мы изжили из своей жизни всякое пререкание, необходимо в первую очередь осознать нашу ответственность пред Господом, которую мы получаем, сопричисляя себя Его Церкви. Вхождение в Церковь через Крещение, Миропомазание, Причащение Святых Христовых Таин не есть лишь некий видимый знак того, что мы стали членами Церкви. Это в первую очередь мистическое, невидимое, но реальное действие благодати Божией, которая вводит нас в Церковь Христову, Тело Спасителя, и вместе с этим вхождением налагает на нас и права, и обязательства.
Мы имеем право причащаться Святых Христовых Таин. Мы имеем право воспринимать Таинства, которые укрепляют нас духовно. Но у нас есть и обязанности, одной из которых является доброделание. Это не что-то такое, что можно делать, а можно и не делать, — этого требует от нас само наше присутствие в Церкви не в качестве наблюдателей, а в качестве членов. Что же мы получим в ответ на эти добрые дела? В ответ на нашу деятельную любовь к ближним, в ответ на наше деятельное присутствие в Церкви мы получаем дар Святого Духа. А ведь только Святой Дух, только благодать способны перечеркнуть в книге нашей жизни наши грехи. Это очень важно: когда мы придем на Страшный Суд пред Господом, эта книга жизни предстанет пред нашим взором, и мы увидим и все хорошее, и все плохое, что совершили в течение жизни. Но если бы совершенный грех никак не исчезал, никак не «обнулялся», как теперь говорят, тогда вообще была бы катастрофа. Грех нарастал бы, как снежная лавина. И как лавина уничтожает все на своем пути, так и грех уничтожил бы все в человеческой жизни. Но мы можем обнулить наши грехи искренним покаянием и совершением добрых дел. Поэтому доброделание — это не какая-то тягость, не какая-то повинность, а это то, что делает нас счастливыми. В ответ на добрые дела к нам прикасается Божия благодать, и, самое главное, обнуляются наши с вами грехи.
Вот если бы каждый христианин не только связывал свою церковность с посещением храма, но и осознавал, сколь важно совершать добрые дела, как важно помогать людям, особенно тем, кто находится в трудных обстоятельствах! А таких сейчас очень много. Как много сегодня людей, уязвленных тяжелейшим конфликтом на Донбассе, — не только морально, и физически уязвленных! И здесь, в Москве, лежат раненые воины, еще вчера здоровые молодые люди, полные надежд на будущее, а сегодня — положившие здравие свое за Родину свою, за народ свой. Как они нуждаются в нашей помощи и поддержке! Да и помимо этого — как много вокруг нас людей, которым очень нужна наша помощь, наша забота! Та самая забота, которая и вырастает в добрые дела, споспешествующие нашему спасению.
И да поможет нам Господь именно так, а не иначе проводить свое христианское житие. Радуюсь тому, что все мы вместе в Церкви. Радуюсь тому, что благодать Божия с нами, что Господь слышит наши молитвы. Радуюсь тому, что мы создаем живую христианскую общину, способную очень многое сделать для того, чтобы мир стал другим — лучше, чем он сегодня.
Радуясь всему этому и благодаря Господа за свое присутствие в Церкви, за свое участие в Таинствах, за свою возможность предстоять Ему, будем в ответ на все это не забывать и о нашей ответственности. Той самой ответственности, о которой я уже сегодня сказал. Вера без дел мертва есть (Иак. 2:20), и для того чтобы жива была вера, а с верой — и надежда на спасение, как важно творить добрые дела и ближним, и дальним, помогая им в этой жизни и помогая себе обрести главное — рай небесный, ту самую вечную жизнь. Но чтобы эта захватывающая перспектива вечной жизни стала нашим ориентиром, мы должны сделать здесь так мало, по сравнению с вечностью и всем тем, что вечность нам открывает, — протянуть руку помощи другому человеку, не забывать о скорбях других людей и служить им по заповеди Божией. Аминь.