Святитель Серафим (Соболев): «Жизнь для Бога — вот наше земное призвание»

Изречения Софийского чудотворца

Духовный воспитанник преподобного Анатолия (Потапова) Оптинского, получивший благословение на монашеский путь от св. Иоанна Кронштадтского, святитель Серафим (Соболев), управлявший русскими церковными общинами в Болгарии в 1921–1950 гг., был выдающейся фигурой русской эмиграции, подвижником благочестия и борцом за чистоту Православия, примером архипастыря, оставившим значительный след в истории Болгарской Православной Церкви, множество последователей, духовных воспитанников (в том числе среди болгарских пастырей и архиереев), а также исключительно важных богословских трудов. Самую известную свою мысль — «Православное богословие прямо пропорционально целомудрию» -— святитель Серафим воплотил своей жизнью. Главным во владыке, при всей его просвещенности, была, по свидетельству знавших его людей, чистота и всецелостность его детской веры — то, чего в наш рациональный век почти не встречается. Согрешающих против Православия он обличал без личной неприязни, но про этом не жертвовал истиной ради ошибочно понимаемой любви к ближнему. В своих проповедях и богословских трудах владыка раскрывал истинное святоотеческое учение по многим основным вопросам православной веры. В своих наставлениях духовным чадам передавал святоотеческую мудрость просто и доступно.

Записанных духовных наставлений святителя Серафима сохранилось не так много. В связи со сменой власти в стране в 1944 г. владыка отредактировал готовящийся к изданию сборник своих проповедей, убрав оттуда антикоммунистические высказывания, и просил своих духовных чад уничтожить его письма. Очень немногие перед уничтожением писем сделали из них выписки. Наставлял святитель на русском языке, болгарские воспитанники записывали, переводя на болгарский. Приводимые ниже наставления владыка Серафим давал молодому тогда человеку, известному в 1920-е годы болгарскому футболисту Николаю Мутафчиеву. Но сегодня они могут быть полезными всем. Главное — не только читать, но и стараться придерживаться советов духоносного старца, канонизированного двумя Поместными Православными Церквями — Русской и Болгарской.

***

Святитель Серафим (Соболев) Святитель Серафим (Соболев)

Борьба с грехом

«Всегда направляй свою волю на борьбу с грехом и превозносись над грехом, а не над людьми. Как говорил Пушкин: “Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца”. Хвалят ли тебя или корят, продолжай спокойно молчать. Никогда не говори по своей инициативе».

«Беса блуда обуздывает избегание поводов для него, то есть воздержание от пресыщения, многословия и особенно — осуждения».

«Если поймаешь себя на непристойных и греховных мыслях, немедленно устрани их молитвой и не подпускай их к чувствам, словам и делам. Ты не можешь остановить дующие ветры, но заградись от них».

«Чтобы успешно бороться со злом, нужно привести в порядок свои мысли. Это достигается большим молчанием, уединением и молитвой».

«И Иуда раскаялся, но не покаялся. Поэтому от нас требуется воля и решительность в борьбе».

«После исповеди и причастия проси Бога хранить тебя от возвращения к прежним грехам. Если хочется сделать нечто, чего не следует, вспомни, что нужно будет это исповедать, и возможно, Бог этого не простит именно потому, что ты упорствуешь, делая то, о чем знаешь, что оно дурно».

«Против зла нужно выходить с добром. Но не с половинчатыми средствами и не полу-добром, а с полным и безоговорочным добром. Только тогда есть шанс победить зло».

«Самооправдание — большой грех. Непрестанно грешишь — тогда непрестанно и кайся. Тогда в конце, если смерть застанет тебя в покаянии, спасешься. Ты каешься? Тогда исправляй свою жизнь милостыней и очищай свои грехи».

Отношение к врагам

«Против врагов своих вооружись добром. Ни в коем случае не позволяй себе их осуждать».

«Врагов своих побеждай молитвой о них. Через врагов дьявол подстрекает нас на гнев и зло, но, когда делаешь противоположное его желаниям, он оборачивается против этих врагов и их останавливает».

«Не участвуй ни в какой клевете, доносах и злословии. Покрывай врага своего, только тогда и Бог тебя покроет. Крепко запомни главное: пока не перестанешь осуждать и обижать, не будешь успешен во благе. Знай наверняка, что единственный ответ на любую обиду и колкость, на какое бы то ни было зло, исходящее от других людей, — это кроткое и христианское поведение. Тогда потрясение и вред для тебя и твоих близких будет наименьшим. Запомни, это важно и спасительно!»

«Ни в коем случае не доноси, не клевещи и не суди даже самых больших своих врагов. Не входи в союз с власть имущими и с богачами. Не свидетельствуй, особенно в делах развода».

«Когда враждуешь против кого-то, ты оскорбляешь Бога и радуешь дьявола — творца вражды».

«Не проклинай и не осуждай даже дьявола, потому как попадешь под удары собственных проклятий и осуждения, потому что в тебе самом есть много дьявольских черт».

Скорби

«Пока мы на земле, нигде не сможем обойтись без скорбей».

«Счастлив ты, если каждое постигшее тебя несчастье будешь считать волей Божией, направленной на благо твое и твоих близких. Даже если тебя отправят в ад — и там держись за Бога. Есть три степени спасения: 1. Не грешить. 2. Согрешил — покайся. 3. Плохо каешься — терпи грядущие скорби».

«Неисполнение советов мудрых приводит к несчастьям».

«В церкви не разговаривай, от такой привычки приходят скорби».

Смирение и упование на Бога

«Смирение состоит в самоукорении, но в себе, а не перед людьми, которые примут тебя за слабовольного и погубят. Молчи и никого ни за что не суди».

«Бревно в твоем глазу, когда судишь других, — это гордость. Прежде всего ее нужно убрать из себя. Гордого Бог лечит внутренними скорбями, а смиренный терпит все, что исходит от людей, говоря, что достоин этого. Будь со всеми почтительным, но не льстивым. Поклонись и быстро уйди. Смотри в землю, потому что в нее уйдешь. Смирение требует уступать другим, подчиняясь и тем, кто младше, считая себя хуже всех. Кто уступает, тот более обретает. Смиряйся и все твои дела пойдут в гору».

«Будь смиренным со всеми. Если держаться пониже к земле, то не расшибёшь голову, когда тебя толкнут. Если не задирать нос, то смертоносная пуля тебя не заденет. Земная жизнь — это поле боя».

«Бог ни к чему не благоволит так, как к устранению прилипшей к душе гордости. Как бы ни менялись отношения и обстоятельства, твоя душа должна оставаться в неизменно простом и добродетельном расположении и состоянии».

«Когда на тебя найдет мрачное настроение, не забудь укорить себя, вспомнив, насколько ты виноват пред Богом. Осознай, что ты не достоин ничего лучшего, и сразу получишь облегчение от мрачных неприятных помыслов. Если почувствуешь беспокойство, повторяй часто: “Ищи мира”».

«Мудр тот, кто во всех видит хорошее, а в себе — только плохое. Глупый всегда во всех видит плохое, а себя считает самым достойным».

«Вспомни свои грехи и убедишься, что всегда достоин наказания».

«Искушения посылаются, чтобы преодолевать их, а не чтобы падать. Но для этого нужно сразу же, как только появится искушение, особенно если оно связано с гневом или блудом, осознать свою немощь и усердно просить о помощи Бога словами: “Господи, я немощен, поэтому прояви во мне Свою силу, без Твоей поддержки мне не устоять”».

«Не забывай, что разбойник тридцать лет разбойничал, но, когда покаялся, попал в рай, а Иуда всю жизнь был при Господе, но в конце Его предал».

Молчание

«Молчание просто, и потому в нем сила и победа. Сила идет вместе с ответственностью. Пусть чаще раздражаются от твоего молчания, нежели от твоих слов. И часто повторяй: “Пожалуйста!”, “Простите!”»

«Запечатлей в уме своем, что всего одним неуместным словом можешь отогнать благодать, после чего обретать ее заново нужно многими молитвами. Как только ощутишь, что начинаешь говорить не то, скажи, что потерял мысль, и остановись».

«Против впадения в блуд и гнев ценнее поста молчание, и то не вообще ничего не говорить, а удерживать язык от осуждения и злоречия. Запомни тысячу раз, что самый смертоносный наш враг и злокачественная опухоль, от которой любой ценой нужно освободиться, — это злословие, осуждение и многословие, разъедающие нас и ведущие к верной гибели».

Молитва

«Чтобы твои молитвы были услышаны, сначала помолись за своих врагов — и Бог поможет тебе несмотря на то, что своими грехами ты стал Ему врагом. Во-вторых, простри свои руки к нуждающимся для оказания посильной помощи, потому что только так можно достичь высоты милостивого Бога. В-третьих, не забывай просить Бога укрепить твою веру. А после этого нужно быть смиренным, чтобы в эту низину могли сойти Божии блага».

«Когда молишься усердно — будь осторожен, за этим следуют искушения».

«День зависит от вечера, то есть от предварительно совершенной за грядущий день молитвы, за чем следует ранний отход ко сну, спокойный сон и своевременный ранний подъем на следующий день».

Исполнение заповедей

«Чтобы сохранить страх Божий, исполняй Его заповеди, прося Его помогать тебе в этом».

«Когда дьявол не может провалить тебя в вопросах веры, он подталкивает к осуждению, блуду, гневу, чтобы ввести в моральный грех».

«Добро делай только для Бога и не обращай внимания на людскую неблагодарность. Награда только от Господа. Если ждешь благодарность здесь, на земле, то трудишься напрасно и напрасно терпишь лишения. Человек по природе своей неблагодарен».

«Не молись и не твори милостыню на виду! Это Христова заповедь».

«Бог любит труды».

Разное

«Почти всегда в периоды нашего хорошего физического и духовного состояния получаются срывы. Потому что мы забываем об осторожности и сдержанности. Легче всего успех потерять в момент его обретения. Древние подвижники учили придерживаться умеренного и постоянного режима питания и поведения. Будь очень осторожен, именно когда почувствуешь себя лучше всего из-за какого-то своего успеха. Плоды многих усилий могут быть потеряны за мгновение беспечности».

«Когда проснешься, скажи: «Слава Тебе, Боже!» и не вспоминай свои сны».

«Если не будешь верить в приметы, сны и тому подобное, то они и не будут сбываться».

«Будь внимателен в отношениях с крещеными, не лукавствуй, потому что их ангел-хранитель, которого они получили при крещении, узнает от твоего ангела-хранителя о твоем недобром настрое и предупредит их».

«Радость — это не произвольное чувство. Она соразмерна твоему стремлению к общению с Богом и ощущению Его благ. Радость — это Божий дар».

«Жизнь для Бога — вот наше земное призвание».

Смотри также
Комментарии
Евгений Абдуллаев 28 февраля 2024, 21:54
Спасибо!
Иоанна27 февраля 2024, 19:42
Надежде. Нет никаких противоречий. Ни с Евангелием, ни со святыми отцами. Все верно. Хотя бы потому, что «несть человек, иже жив будет, и не согрешит». Человек растет, учится, совершенствуется посредством всевозможных испытаний, в том числе и скорбями. Скорби нас смиряют. Подробнее Вам это объяснит священник.
Татьяна 27 февраля 2024, 14:01
Спасибо! Очень важные, полезные и жизненные высказывания святителя Серафима. Да, а скорби всё равно есть. Только грех отдаляет нас от Бога, поэтому это наибольшая скорбь. Отец Серафим, моли Бога о нас!
Надежда26 февраля 2024, 18:47
А нет ли противоречия между фразами «Пока мы на земле, нигде не сможем обойтись без скорбей» и "Есть три степени спасения: 1. Не грешить. 2. Согрешил — покайся. 3. Плохо каешься — терпи грядущие скорби»? Получается, греши - не греши, а скорби все равно будут.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×