Все мы знаем такое понятие, как «жертва». Если спросить каждого из наших читателей, что он переживает, когда слышит это слово, какие ассоциации у него возникают, то ответы будут самыми разными. Кто-то вспомнит ветхозаветного патриарха Авраама с его сыном Исааком, кто-то – премудрого Царя Соломона и его великолепный храм, а кто-то, может быть, и Самого Господа Иисуса Христа на Кресте, отдающего жизнь за наше спасение.
Действительно, всё это примеры великих жертв, известные даже людям, далеким от Церкви. Однако не менее правыми окажутся те, кому при словах «жертва», «жертвенность» вспоминается помытая посуда, уход за больной матерью, простой поход в магазин за молоком и хлебом, отречение от своей воли в пользу младшего брата и какие-то, на первый взгляд, менее заметные подвиги, которые, однако, потребовали немалой силы воли и решимости от человека.
Вся наша жизнь – это непрерывная цепь маленьких подвигов самопожертвования
На самом деле, вся наша жизнь – это непрерывная цепь маленьких подвигов самопожертвования. По крайней мере она должна быть такой. Мы постоянно должны в чем-то себе отказывать ради любви к ближнему, потому что любовь выражается именно в делах самопожертвования. Как раз к этому призывал христиан апостол Павел:
«Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим.12, 10).
Понятие жертвы многоразлично. Оно не обязательно выражается в спасении человека из горящего дома. Чаще всего этот подвиг происходит в душе, перед очами Бога, и скрыт от внешнего мира. Духовный подвиг не менее важен для Бога, чем телесный, а может быть, и более. К одному из таких духовных подвигов самопожертвования относится и пост.
Что же такое пост? Об этом много было сказано святыми отцами и учителями Церкви. Если коротко подвести итог, то можно сказать, что пост – это Богом данное подспорье в нелегком деле укрощения наших страстей и покорения плоти духу. Другими словами, пост – это одно из средств на пути духовного возрастания человека. В дни поста (особенно Великого поста) христианин добровольно отказывается от любимых предпочтений и, таким образом, жертвует своими желаниями ради Бога.
Важность и необходимость поста подтверждается тем, что Сам Господь Иисус Христос постился после Своего Крещения. Уйдя в глубокую пустыню, Он провел 40 дней и 40 ночей в молитве, без пищи и воды. Таким образом, Господь освятил пост, и, хотя Сам не нуждался в нем, показал пример всем Своим последователям.
По примеру Спасителя, каждый год христиане принимают на себя подвиг самоотречения ради Бога. В течение 40 дней мы отказываемся от всего того, к чему привыкла наша душа. И это касается не только пищи и пития. В первую очередь мы должны отречься от страстей, от душевных пожеланий и привязанностей, часто пустых и вредных, которые мешают нам в жизни по Богу. «Ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте», – в таких шутливых словах старцы обращали внимание на саму суть, душу поста, его смысл и ценность.
Великий пост похож на десятину, которую каждый верующий добровольно отдает своему Творцу. К сожалению, жизни преподобных отцов, с ее постоянным духовным напряжением, с готовностью каждый день умирать ради Бога, мы не можем понести. У нас нет для этого ни решимости, ни сил. Поэтому Церковь предлагает нам хотя бы 40 дней в году посвятить полноценной духовной жизни. Это время добровольного самопожертвования, время испытания своей любви к Богу, своей верности Христу и Его заповедям. В это время христианин переживает духовный подъем, прилив духовных сил и молитвенный настрой, которому способствуют особые церковные службы.
И действительно, богослужебная жизнь приобретает особый вид. Длинные службы помогают настроиться на покаянный лад, отрешиться от житейской суеты, пережить со всей Церковью многовековой опыт особой церковной молитвы. Многие песнопения в это время имеют уникальный характер. В течение всего остального года вы их никогда больше не услышите. «Покаяния отверзи мне двери», «Да молчит всяка плоть», «Вечери Твоея тайныя днесь», «Разбойника благоразумного», «На реках Вавилонских», «Ныне Силы Небесныя» и многие другие замечательные произведения древних песнописцев наполняют душу верующего миром и покаянием, приобщают его к духовной традиции и истории Церкви.
По сути, пост – это лишь напоминание о том подвиге, в котором и должен жить христианин постоянно
Великий пост – это замечательное время. Многие христиане по его окончании расстраиваются, что пост так быстро закончился. И хотя Пасха Христова помогает гармонично вернуться к обычной жизни, но светлая грусть не покидает сердце человека уже привыкшего к самоограничению. Ввиду чего многие продолжают образ жизни, к которому привыкли за короткое время поста. По сути, пост – это лишь напоминание о той жизни, о том подвиге, в котором и должен жить христианин постоянно. Это не исключение из нормального порядка вещей. Напротив, это и есть эталон, к которому должен стремиться каждый истинный последователь Подвигоположника Христа.
«Жертва Богу – дух сокрушен» (Пс. 50, 19), – учит нас псалмопевец. Именно эту благоуханную жертву – духовное сокрушение и смирение – должен принести христианин в дни Великого поста, чтобы стать причастником вечных благ, которые ожидают всех возлюбивших Бога от чистого сердца.