Документ подготовлен Синодальной библейско-богословской комиссией.
Введение
Новая практика благословений «пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар»1 представлена в документе «Fiducia supplicans» (лат. «Взывая к доверию»), принятом Конгрегацией вероучения Римско-Католической церкви. Документ был опубликован на официальных ресурсах Ватикана 18 декабря 2023 года. Он подписан префектом Конгрегации кардиналом Мануэлем Фернандесом и секретарем доктринального отдела Армандо Маттео, утвержден и подписан Папой Римским Франциском.
Декларация «Fiducia supplicans» представляет собой ответ на вопросы католической общественности к документу Конгрегации вероучения относительно благословения «однополых пар» от 22 февраля 2021 года2, в котором прямо указывалось на невозможность благословения «однополых союзов». В новом документе Конгрегации вероучения, утвержденном Папой Римским, данная однозначная позиция изменена: предлагается признать возможным при определенных условиях благословение пар, находящихся в «неурегулированной ситуации» и «однополом сожительстве».
Выраженные в декларации «Fiducia supplicans» идеи представляют собой существенное отклонение от христианского нравственного учения и требуют богословского анализа.
1. О «классическом» и «расширенном» пониманиях благословения в данном документе
Ключевым атрибутом благословения, согласно декларации, выступает направленность данного акта на «прославление Бога и духовную пользу Его народа»3. «Классическое»4 понимание благословения «требует, чтобы то, что благословляется, соответствовало воле Божией, выраженной в учении Церкви»5.
Однако дальнейшая логика декларации направлена на «расширение» и «обогащение» классического понимания значения благословений. В качестве основания для такого нового понимания указывается мнение Папы Римского Франциска относительно возможности « запрашиваемых одним или несколькими лицами форм благословения, которые не несут в себе ошибочного представления о браке»6. Это мнение было выражено в «Ответах на вопросы, предложенные двумя кардиналами», опубликованных на официальном сайте Ватикана в 2023 году7. Оно включало призыв «не терять пастырского милосердия… и не быть “ судьями, которые лишь отрицают, отвергают, исключают”»8, что побудило Конгрегацию вероучения сформулировать «особый и новаторский вклад в пастырское значение благословений, который позволяет расширить и обогатить их классическое понимание с литургической точки зрения»9.
«Расширение» понимания благословений базируется лишь на тезисе о том, что множественные моральные установки «могут затмить безусловную силу Божьей любви, на которой основан жест благословения»10. На основании данного тезиса авторы декларации предлагают избегать ситуаций, когда «для простого благословения требовались бы те же нравственные условия, что и для принятия таинств»11.
Отсутствие моральных требований к тем, кто благословляется, обосновывается желанием не затмевать любовь Бога. Однако любовь Божия к человеку не может служить основанием для благословения пар, находящихся в греховном сожительстве. Бог любит человека, но и призывает его к совершенству: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Любовь Божия к человеку призывает его отказаться от греха, разрушающегоего жизнь. Соответственно, и пастырская забота о человеке должна гармонично сочетать ясное указание на недопустимость греховного образа жизни с любовью, приводящей к покаянию.
Документ не разъясняет, что значит «неурегулированная ситуация». Поскольку «однополые пары» выделены в отдельную категорию, можно предположить, что под «неурегулированной ситуацией» понимается такое сожительство мужчины и женщины, которое не освящено таинством Брака.
В документе «Fiducia supplicans» ничего не говорится о необходимости канонически «урегулировать» отношения, прежде получения благословения. Следовательно, речь идет о введении некоей формы косвенной легитимизации того, что, по сути, является нелегитимным, несмотря на сделанную в документе оговорку о том, что, испрашивая подобное благословение, человек, находящийся в «неурегулированном» сожительстве, якобы «не собирается ничего узаконивать, но лишь открывает свою жизнь Богу, просит Его помощи, чтобы жить лучше, а также призывает Святого Духа, чтобы ценности Евангелия могли быть прожиты с большей верностью»12.
Понятие греха встречается в декларации несколько раз, но исключительно в контексте рассуждений о любви Божией, прощении и благословении: «грех мира огромен, но он не бесконечен»13; «поэтому мы важнее для Бога, чем все грехи, которые мы можем совершить»14; «когда человек осознает дары Господа и Его безусловную любовь, даже в ситуациях греха, особенно когда молитва услышана, сердце верующего возносит хвалу Богу и благословляет Его»15; «сама литургия Церкви призывает нас к такому доверительному отношению даже посреди наших грехов»16; «даже если отношения с Богом омрачены грехом, всегда можно попросить благословения, протянув к Нему руку, как это сделал Петр во время бури»17.
Декларация ничего не говорит о борьбе с грехом, об отказе от греховного образа жизни, о пастырской помощи верующему в преодолении греха. Текст декларации составлен таким образом, что из него можно заключить, будто греховный образ жизни не служит препятствием к богообщению. Декларация полностью умалчивает о таинстве Покаяния как необходимом источнике получения Божественной благодати для всех, кто хотел бы исправить в своей жизни все несообразное с волей Божией.
Отдельного внимания заслуживает приведенное в декларации мнение Папы Франциска о мотивах тех, кто испрашивает благословения: «Когда человек просит благословения, он обращается за помощью к Богу, это мольба о том, чтобы жить лучше, доверие к Отцу, который может помочь нам жить лучше»18. Применительно к ситуации с благословением пары, живущей в греховном союзе, нельзя согласиться с тем, что все, приходящие за благословением, руководствуются именно таким мотивом. Для людей, осознающих духовную опасность своего состояния и желающих обратиться к Богу за помощью, было бы более естественным и правильным обращаться за благословением и духовной помощью не в качестве пары, а каждому самостоятельно, с целью укрепления в решимости порвать с греховным образом жизни. Вполне вероятно, что пара, испрашивающая благословения без выражения желания отказаться от греховного образа жизни, хотела бы получить легитимизацию своих отношений, не соотносимых с нормами христианской жизни, для успокоения совести.
2. О благословении «однополых пар»
Авторы декларации заявляют, что Католическая церковь исходит из понимания супружества как «исключительного, стабильного и неразрывного союза между мужчиной и женщиной, естественно открытого для рождения детей»19. Это понимание брака соответствует православному учению, выраженному, в частности, в документе Русской Православной Церкви «О канонических аспектах церковного брака»: «Церковь категорически не признает и не признает союзы лиц одного пола в качестве брака вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством, а также другие формы сожительства, не соответствующие ранее данному определению брака как союза между мужчиной и женщиной»20.
Однако, наряду с утверждением незыблемости понимания брака как благословленного Церковью союза мужчины и женщины, в тексте «Fiducia supplicans» провозглашается возможность благословения «однополых пар». Весь раздел документа, посвященный этим благословениям, входит в радикальное противоречие с христианским нравственным учением.
Документ, по сути, приравнивает сожительство лиц одного пола к внебрачному гетеросексуальному сожительству. Между тем, внебрачное сожительство между лицами разного пола отражено в каноническом праве Католической церкви, тогда как благословение «однополых пар» — явление новое.
Для получения благословения лицами, находящимися в таком сожительстве, не требуется, согласно документу, никаких изменений в образе жизни. Без всяких предварительных условий те, «кто, признавая себя обездоленными и нуждающимися в Его помощи, не претендует на легитимность своего статуса, но просит, чтобы все истинное, доброе и по-человечески действительное в их жизни и отношениях было дополнено, исцелено и возвышено присутствием Святого Духа»21, могут получить благословение, которое посылается, «чтобы человеческие отношения могли созреть и вырасти в верности Евангельской вести, освободиться от несовершенства и слабости и выразить себя в более широком измерении Божественной любви»22.
Указанное применение «расширенного» понимания благословений к «однополым парам», вызывает принципиальное несогласие. Если благословение призвано исцелить человеческие отношения присутствием Святого Духа, то таковым исцелением в данном случае может быть только прекращение греховных отношений. Чтобы «созреть и вырасти в верности Евангельской вести», такая пара должна отказаться от отношений, не соответствующих этой вести. Иначе благословение становится оправданием греха. Таким образом, логику декларации можно оценить как противоречащую христианскому нравственному учению.
Следует отметить и то, что лица, находящиеся в греховных союзах, называются «обездоленными»23, как будто нравственный изъян не предполагает их сознательного и свободного выбора. Акцент смещается с осмысления факта принятия нравственного решения грешником на бедственный характер его ситуации.
В документе «Fiducia supplicans» отсутствует определение «однополого сожительства» как греховного. Противоположным примером в данном случае может служить позиция Русской Православной Церкви, давшей осмысление однополых отношений в документе «Основы социальной концепции», где гомосексуализм прямо и недвусмысленно назван «греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека»24.
Благословение «однополых пар» приравнивается в документе к благословению пар, находящихся в «неурегулированной ситуации». В обоих случаях данное благословение выводится за рамки таинства Брака, а также и за рамки фиксированных литургических чинопоследований. При этом практические рекомендации, содержащиеся в документе, являются не менее двусмысленными, чем те богословские позиции, из которых они проистекают.
По словам документа, «благоразумие и пастырская мудрость могут подсказать, чтобы, избегая серьезных форм соблазна или смущения среди верующих, рукоположенный служитель присоединился к молитвам тех людей, которые, хотя и находятся в союзе, который никак нельзя сравнить с браком, хотят вверить себя Господу и Его милосердию, призвать Его помощь и быть направленными к большему пониманию Его замысла любви и истины»25. Форма благословения, используемая для лиц, находящихся в «неурегулированной ситуации», и для «однополых пар», «не должна находить обрядового закрепления со стороны церковных властей, дабы не вызвать путаницы с благословением, присущим таинству брака»26.
Иными словами, авторы декларации видят опасность не в самой «неурегулированной ситуации» или «однополом сожительстве», а в том соблазне, смущении или путанице, которые могут появиться у верующих в результате того, что преподанное священником благословение будет внешне напоминать таинство Брака. Во избежание тех же последствий декларация определяет, что благословение таких пар «не является частью литургического обряда»27.
Выход из противоречия между, с одной стороны, церковным учением о браке как союзе между мужчиной и женщиной, а с другой — вводимой в употребление «новаторской» практикой благословения «однополых пар», видится авторам декларации в том, что такие благословения должны быть «спонтанными»: «пастырская чувствительность рукоположенных священнослужителей также должна быть развита, чтобы спонтанно совершать благословения, которые не содержатся в De Benedictionibus»28.
Священнослужители, таким образом, прямо поощряются к тому, чтобы изобретать обряды, отсутствующие в литургическом сборнике «De Benedictionibus» («О благословениях»), в котором содержатся чинопоследования благословения для людей разных социальных групп и статусов. Благословение «однополых пар», как и пар, находящихся в «неурегулированных» отношениях, ставится в один ряд с благословением различных социальных групп. Однако при таком подходе вновь игнорируется необходимость согласия того, что благословляется, с волей Божией. Вместо этого священникам предлагается «спонтанно»29 благословлять пары, находящиеся в сожительстве, противоречащем нравственному учению Церкви.
Озабоченность тем, чтобы «эти неритуализированные благословения… не превратились в литургический или паралитургический акт, подобно таинству»30, в разных формах неоднократно звучит в документе. Но объяснение данной озабоченности дается следующее: «Это было бы серьезным обеднением, поскольку подвергло бы жест, имеющий большую ценность в народном благочестии, чрезмерному контролю, что лишило бы служителей свободы и спонтанности в пастырском сопровождении жизни людей»31.
Иными словами, как следует из документа, опасность заключается не в том, что благословение таких пар будет выглядеть как одобрение беззаконного с точки зрения Церкви сожительства, а лишь в том, что, если оно будет приближено к устоявшимся литургическим формам, это придаст излишний формализм акту, который мыслится как «спонтанный».
Именно по этой причине, по мнению авторов документа, «не следует ни поощрять, ни предлагать ритуал благословения пар, находящихся в неурегулированной ситуации». Данное благословение «никогда не должно совершаться ни вместе с гражданской церемонией бракосочетания, ни в связи с ней. Не должны использоваться также одежды, жесты или слова, приличествующие браку. То же самое относится и к случаям, когда благословение испрашивается однополой парой». Такое благословение, согласно документу, может преподаваться в таких контекстах, как «посещение святыни, встреча со священником, молитва, произнесенная в группе или во время паломничества»32.
Все перечисленные рекомендации представляют собой попытку уйти от признания «однополого сожительства» в качестве греховного, избежать указания на необходимость отказа от греховного образа жизни, а вместо этого создают иллюзию того, что и сознательный выбор в пользу греховного образа жизни не лишает пару Божьего благословения.
3. Реакция на декларацию в католическом мире
Декларация «Fiducia supplicans» вызывала широкий резонанс в католическом мире. Позитивно откликнулись на нее представители либерального крыла в Католической церкви и сексуальных меньшинств. В то же время, множество традиционно настроенных католиков глубоко разочарованы декларацией. Свое несогласие с ней выражают и различные местные структуры Католической церкви.
В частности, заявление католической архиепархии в Астане от 19 декабря 2023 года гласит: «Такое благословение прямо и серьезно противоречит Откровению Божьему и неразрывному двухтысячелетнему учению и практике Католической Церкви. Благословение пар в нерегулярных ситуациях и однополых пар является тяжким злоупотреблением святейшего имени Божия, ибо оно призывается на официальный греховный союз прелюбодеяния или гомосексуального акта»33.
Конференция католических епископов Нигерии в своем заявлении от 20 декабря 2023 подчеркнула, что «учение Католической церкви о браке остается неизменным. Таким образом, в церковном учении нет возможности благословлять однополые союзы»34.
Согласно заявлению Конференции католических епископов Венгрии от 27 декабря 2023 года, «все люди, независимо от их гендерной идентичности и сексуальной ориентации, могут быть благословлены индивидуально, но всегда следует избегать общего благословения пар, живущих вместе в простом партнерстве, состоящих в нецерковном браке или однополом союзе»35.
В заявлении Конференции католических епископов Беларуси от 1 февраля 2024 года говорится: «Католическая церковь в Беларуси не намерена реализовывать на практике предложенную Декларацией возможность благословения пар, живущих в нерегулярном союзе, и однополых пар… Внелитургическое благословение может быть дано всем, кто об этом просит. Однако всегда необходимо избегать благословения именно пар, живущих в так называемом гражданском браке, а также живущих в канонически недействительном браке или однополых парах. Такое благословение может быть воспринято другими верующими как согласие на грех»36.
В информационном сообщении о LIX заседании Пленарного собрания Конференции католических епископов России (ККЕР), состоявшемся 28-29 февраля 2024 года, говорится: «Принимая во внимание недоразумения, возникшие относительно декларации Fiducia supplicans, ККЕР сочла необходимым подчеркнуть, что католическое вероучение о семье и браке остается неизменным… Во избежание соблазна и путаницы, ККЕР обращает внимание на то, что благословения любого вида пар, упорствующих в неурегулированных с точки зрения христианской морали отношениях (сожительствующие, второбрачные, однополые), являются недопустимыми»37.
Выводы
Декларация «Fiducia supplicans», формально провозглашая верность христианскому пониманию таинства Брака и практики благословений, фактически постулирует резкий отход от этой верности. Как видно из приведенного анализа, этот отход обозначает отказ от христианского нравственного идеала.
Введение помимо «классического» понимания благословений (связанного с исполнением воли Божией теми, кого благословляют) нового понимания лишено в тексте документа обоснования Священным Писанием. Такого обоснования и не может быть, поскольку, по сути, вводимая практика благословений находится в радикальном противоречии с библейским нравственным учением.
Весьма опасным с богословской точки зрения представляется отраженное в данной декларации одностороннее и неполноценное понимание любви Бога к человеку. В этом понимании из отношений между Богом и человеком оказываются фактически изъятыми понятия греха и покаяния, что и приводит к столь парадоксальной логике, когда состоящие в греховных отношениях люди прибегают не к покаянию и духовному труду, а к некоей форме благословения в надежде получить «исцеление» и «возвышение». При этом в декларации не артикулируется тот факт, что «исцелению» и «возвышению» должно предшествовать хотя бы намерение отказаться от греховных отношений.
В контексте процессов, происходящих в христианском сообществе, данный документ может быть воспринят как шаг на пути полного признания Римско-Католической церковью «однополых союзов» в качестве нормы, что уже произошло в целом ряде протестантских общин.
В пастырском попечении нуждаются все верующие, в том числе имеющие гомосексуальные устремления. Однако это пастырское попечение должно быть направлено не на легитимизацию греховного образа жизни, а на врачевание души страждущего, как справедливо написано об этом в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку. Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как “норму”»38.
Несмотря на то, что декларация «Fiducia supplicans» является внутренним документом Католической церкви, Русская Православная Церковь считает своим долгом отреагировать на столь радикальные нововведения, отвергающие богооткровенные нормы христианской нравственности. Церковь, с материнской любовью и снисхождением принимая всякого отдельного грешника, просящего у нее благословения, не может в какой бы то ни было форме благословлять «однополые пары», поскольку это будет означать фактическое согласие Церкви на союз, имеющий греховный характер.