«От благородных планов будем спешить к конкретным делам»

Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра к 25-летию учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии

    

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр дал интервью, приуроченное к 25-летию учреждения Астанайской епархии.

— Ваше Высокопреосвященство, в мае 2024 года Православная Церковь Казахстана будет отмечать знаменательную дату — 25 лет с момента создания столичной, Астанайской и Алма-Атинской епархии. В связи с чем было принято решение о ее учреждении?

— Провозглашение Республикой Казахстан независимости, состоявшееся 16 декабря 1991 года, открыло новую страницу в жизни народа и придало дополнительный импульс всестороннему развитию церковной жизни в сердце Евразии. Немало ярких событий, определяющих судьбу Казахстана, свершилось в тот исторический период, в их числе — учреждение в марте 1995 года Ассамблеи народа Казахстана, всенародное принятие 30 августа 1995 года Конституции страны, и, конечно же, создание новой столицы государства. Процесс этот начался еще летом 1994 года. Главным городом страны 10 июня 1998 года была объявлена Астана — старинный Акмолинск, в советское время носивший название Целиноград. По древним церковным установлениям в столичном городе должна находиться архипастырская кафедра — центр духовной жизни страны. Поэтому Священный Синод в 1999 году, приняв во внимание особый государственный статус города Астаны, переименовал Алма-Атинскую и Семипалатинскую епархию в Астанайскую и Алма-Атинскую. Новая епархия объединяла в себе столицу с прилегающими населенными пунктами Целиноградского района, Алма-Ату и Алма-Атинскую область, Карагандинскую, Восточно-Казахстанскую и Павлодарскую области Республики. Возглавлял в тот судьбоносный момент столичную епархию архиепископ Алексий (Кутепов), ныне митрополит Тульский и Ефремовский. 12 лет, с 1990 по 2002 год, жертвенно трудился владыка в Казахстане, снискав заслуженный авторитет среди руководства страны, лидеров традиционных конфессий и общественных деятелей и горячую любовь верующих. Ему и его сподвижникам выпала особая честь стоять у истоков духовного возрождения, создавать новые епархиальные структуры, открывать приходы, подготавливать материалы к канонизации многочисленных новомучеников и исповедников. Митрополит Алексий основал в Алма-Ате духовное училище, ставшее основой для создания в 2010 году высшего богословского учебного заведения страны — Алма-Атинской духовной семинарии, получившей государственную лицензию на право образовательной деятельности. И тогда, и сейчас в Казахстане проживает большое число людей, принадлежащих к православной традиции. Здесь, по слову Евангелия, «жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37), поэтому одна из основных задач, стоявших тогда и актуальных сегодня — это усиление пастырской работы с населением, особенно с подрастающим поколением.

В период с 2003 по 2010 год епархией руководил митрополит Мефодий (Немцов), ныне — митрополит Пермский и Кунгурский. Владыка проявил себя на Казахстанской земле как талантливый администратор и крепкий хозяйственник. Именно с его именем связано начало формирования на территории Республики Митрополичьего округа, объединившего три существовавшие на то время епархии в одну каноническую структуру. Трудами митрополита Мефодия в Астане был воздвигнут величественный кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы — главный храм Казахстана и самая большая церковь в Центральной Азии. Этот собор освятил в 2010 году в ходе своего визита в столицу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Алма-Ате владыка Мефодий возродил Иверско-Серафимовский женский монастырь, ставший на сегодняшний день значимым духовно-просветительским центром и излюбленным местом посещения горожан и гостей Южной столицы. Период его управления отмечен активным храмостроительством и укреплением приходской деятельности.

Астанайская и Алма-Атинская епархия стала матерью для новых епархий, которые начали создаваться, начиная с 2010 года. Из столичной епархии были выделены целых три — Карагандинская, Усть-Каменогорская и Павлодарская. А всего на сегодняшний день в Православной Церкви Казахстана насчитывается уже десять епархий.

— Владыка, Алма-Ата была и остается значимым центром духовной жизни в Казахстане. Что предшествовало появлению новой епархии — Астанайской и Алма-Атинской?

— У создания Астанайской и Алма-Атинской епархии есть непростая, порой трагическая, насыщенная событиями, предыстория. Бо́льшая часть ХХ века для Православия в Казахстане стала временем огненного искушения (1 Пет. 4:12), а его завершение — эпохой возрождения. 16 сентября 1918 года епископ Верненский и Семиреченский Пимен (Белоликов) принял от рук безбожников мученическую кончину. После этой трагедии в городе Верном, который в 1921 году стал называться Алма-Ата, в течение девяти лет не было правящего православного архипастыря. Отсутствие законно поставленного епископа, активные действия обновленцев, поддерживаемых большевистской властью, закрытие и уничтожение храмов, расправы над духовенством и активными мирянами вызвали нестроения в церковной жизни, смятение среди священнослужителей и прихожан.

В 1927 году впервые была учреждена самостоятельная Алма-Атинская епархия, первым правящим архипастырем которой стал яркий церковный деятель — приснопамятный епископ Лев (Черепанов). Спустя два года владыку за сопротивление закрытию храмов и пламенные проповеди, в которых он дерзновенно обличал отступление от веры, арестовали и сослали на Русский Север — в город Котлас. В последующие несколько лет двое из назначенных иерархов так и не смогли прибыть к месту служения в силу препятствий со стороны госорганов, а двое других — епископ Герман (Вейнберг) и епископ Тихон (Шарапов) — прослужили здесь лишь по году, после чего по ложным доносам и сфабрикованным уголовным делам были репрессированы и страдальчески скончались. С 1937 года Алма-Атинская кафедра вдовствовала, а в 1944 году приходы на территории Казахстана были включены в состав Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Учитывая военное лихолетье и тяжелейшее социально-экономическое положение народа, непрекращающийся гнет со стороны богоборцев и огромные территории Центральноазиатского региона, можно сказать, что каждый православный приход выживал в ту пору как мог, казахстанская паства год за годом оставалась без должного окормления. Ситуация изменилась лишь после окончания Великой Отечественной войны. 5 июня 1945 года Священный Синод во главе с приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием I учреждает Алма-Атинскую и Казахстанскую епархию.

На Алма-Атинской кафедре просияли два выдающихся иерарха — исповедники веры, яркие проповедники Евангельской правды, подвижники и праведники, чьи имена дороги миллионам верующих как в Казахстане, так и за рубежом — митрополит Николай (Могилевский) и митрополит Иосиф (Чернов).

Святитель Николай, чьи святые мощи сейчас почивают в возрожденном им Никольском соборе Алма-Аты, трудился здесь с 1945 по 1955 год. Владыка Иосиф возглавлял эту огромнейшую епархию с 1960 по 1975 год. Сегодня место его упокоения — Софийский собор Иверско-Серафимовского монастыря Южной столицы.

Казахстанские святители и духовенство, монашествующие и приходские активисты в те сложные времена делали все возможное, чтобы сохранить церковное достояние, оставшееся после массового закрытия и разрушения храмов в годы «безбожных пятилеток». Нужно ли говорить, с какими трудностями им приходилось сталкиваться? Чего только стоил жесткий диктат уполномоченных Совета по делам религий — могущественных областных чиновников, которые могли по собственному усмотрению лишить священника регистрации, оставив без средств к существованию любого неугодного ему служителя Церкви, а вместе с ним и его семью, как правило многодетную. Не представлялось малейшей возможности заниматься духовным просвещением, образованием или церковной социальной работой в какой бы то ни было форме. Жизнь пастырей и мирян отравляли доносы, слежка, вызовы в контролирующие органы, унижения верующих по месту работы. И все это на фоне непрекращающейся пропаганды безбожия. Значительную часть храмов, открытых в конце 40-х годов, вновь закрыли при Н.С. Хрущеве, в начале 60-х. Именно этот генсек, патологически ненавидевший все, что было связано с Православием, обещал в 1980 году «показать по телевизору последнего попа».

Слава Богу, мрачные годы засилья атеистической идеологии прошли, и сегодня эти трудности стали частью истории нашей Церкви. Нынешнее поколение христиан, к счастью, знает об этом только из книг, документальных фильмов и воспоминаний очевидцев той поры. Сегодня священники имеют уникальные возможности нести слово Божие людям и с амвонов, и через печатные издания, и в интернет-пространстве, и в личном общении. Над ними не довлеет «уполномоченный», не требует принести ему на проверку текст предстоящей проповеди, не грозит лишением регистрации за несогласованный ремонт храма. Надо сказать, что власти всячески препятствовали не только реставрации церковных зданий, но даже не позволяли осуществить такую малость, как починка крыши или покраска оконных рам. Церкви Христовой приходилось буквально выживать на протяжении всех лет господства безбожной власти, провозгласившей своей целью построение атеистического общества.

Лишь после падения в стране ледяных оков насильственного атеизма, которое началось после 1988 года, ознаменованного 1000-летием Крещения Руси, Православная Церковь, как и другие религиозные конфессии, получила возможность свободно дышать, встать на путь возрождения и развития. Священноначалию было очевидно, что на огромной территории Великой Степи и Семиречья следует учредить не одну, а несколько епархий. Каким бы ни был архипастырь деятельным и энергичным, он все равно не смог бы физически посещать регулярно все приходы и руководить жизнью церковных общин, расположенных на территории огромной страны, равной по площади всем странам Западной Европы и Скандинавии.

В июне 1990 года на Поместном Соборе был избран приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II. По его инициативе 30 января 1991 года на территории Казахстана были образованы три самостоятельные епархии: Алма-Атинская и Семипалатинская, Уральская и Гурьевская и Чимкентская и Акмолинская. Разделение необъятной Алма-Атинской и Казахстанской епархии стало значимым этапом возрождения Православия на этой древней земле.

— Ваше Высокопреосвященство, с 2003 года главный кафедральный город епархии — Астана — является постоянным местом проведения Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Каким образом проведение этого форума отражается на церковной жизни столицы?

— Авторитет молодой казахстанской столицы с момента ее создания рос год от года. Астана за короткое время быстро и уверенно заявила о себе на мировой политической арене и стала местом проведения крупных международных форумов. В 2003 году под председательством Президента страны Н.А. Назарбаева прошел I Съезд лидеров мировых и традиционных религий. В его работе приняли участие 17 делегаций из разных стран мира.

Проведение этого Съезда стало визитной карточкой благословенной земли Казахстана. За минувшие годы представительный религиозный форум в Астане приобрел статус крупнейшей и авторитетной площадки для встреч высших конфессиональных, государственных и общественных деятелей, местом обмена мнениями, поиска совместных ответов на актуальные проблемы современности. Съезд способствует развитию межрелигиозного диалога и соработничества, укреплению согласия и взаимопонимания среди людей. В 2012 году его почетным гостем стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Содержательное выступление Предстоятеля Русской Православной Церкви на актуальные темы межрелигиозного диалога было серьезно воспринято участниками мероприятия и нашло положительный отклик в сердцах многих людей.

В подготовке к Съезду и в его работе неизменно принимают участие представители Астанайской епархии. Делегаты форума из разных уголков планеты посещают Успенский кафедральный собор и духовно-культурный и административный центр Митрополичьего округа имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, где знакомятся с историей и современной жизнью Православия в Казахстане. В рамках такого неформального общения завязываются добрые отношения, формируются связи, которые помогают дальнейшему продвижению миротворческих идей Съезда, их реальному воплощению в жизнь.

— Владыка, Успенский кафедральный собор в Астане и Вознесенский кафедральный собор в Алма-Ате — визитные карточки и епархии, и мегаполисов. Расскажите, пожалуйста, об этих храмах.

— Кафедральный собор — это главный храм епархии, в котором располагается кафедра правящего архипастыря. Такой храм можно назвать сердцем литургической жизни епархии, ее духовным центром. Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Астане с 2010 года стал главным храмом не только Астанайской епархии, но и всей Православной Церкви Казахстана. На большие церковные торжества здесь собирается весь епископат Митрополичьего округа. На сегодняшний день — это 12 архипастырей. В 2011 году начался длительный процесс благоукрашения интерьеров столичного собора — написание икон, создание резного иконостаса и киотов. Следующим этапом по созданию законченного и целостного образа внутреннего убранства Успенского храма стала роспись его стен и сводов евангельскими сюжетами, выполненная в соответствии с традициями православного иконографического канона. К работам были привлечены лучшие российские и казахстанские специалисты — искусствоведы, изографы, художники, резчики по дереву, плотники, архитекторы. Собор ежегодно пополняется святынями — иконами и мощами угодников Божиих. Без преувеличения можно сказать, что на сегодняшний день Успенский храм является не только самым большим по своим размерам в Центральной Азии, но и самым красивым.

Одновременно с работами в Успенском соборе шло возведение Духовно-культурного и административного центра Православной Церкви Казахстана, названного в честь равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славянских народов. Здесь заседает Синод Митрополичьего округа и проводятся различные мероприятия — научные конференции и круглые столы, епархиальные совещания, просветительские лекции, выставки и молодежные программы. В большом актовом зале проходят концерты, кинопоказы, балы, детские праздники и рождественские елки. В каминном зале проводятся встречи священноначалия с представителями государственной власти, дипломатами, лидерами традиционных конфессий, видными общественными деятелями.

В стенах духовно-культурного центра в 2015 году открыл свои двери для посетителей музей новомучеников и исповедников казахстанских. Представленные в нем экспонаты, фотографии и архивные документы рассказывают об истории Православия в Казахстане и трагических событиях ХХ столетия — эпохе преследования миллионов людей за религиозные убеждения и верность духовно-нравственным идеалам. Над созданием музея трудились видные специалисты Казахстана и России в области истории, археологии, краеведения и декоративно-прикладного искусства, а сбор экспонатов продолжался в течение нескольких лет при участии архипастырей, священнослужителей и активных мирян Православной Церкви Казахстана и помощи из ряда епархий России. Его открытие стало значимым вкладом в дело увековечивания памяти страдальцев за Христа и воспитания в обществе, а, особенно, в молодом поколении почтения и уважения к историческому наследию.

Если Успенский собор лишь несколько лет назад стал одной из главных культурных достопримечательностей столицы, то в Алма-Ате памятником архитектуры, вобравшим многие достижения инженерной мысли, является Вознесенский кафедральный собор. В этом году исполняется 120 лет с начала его основания. Он пережил разрушительное землетрясение 1911 года, чудом избежал уничтожения в годину гонений, использовался как концертный зал и музей, и, наконец, в 1995 году был возвращен законному владельцу — Алма-Атинской епархии. Можно представить, сколько проблем накопилось за это время, как сильно износились деревянные конструкции храма. От куполов до фундамента не было такой детали, которая не требовала бы обновления. В период с 2017 по 2020 годы при поддержке благотворителей, под контролем министерства культуры Республики Казахстан и ЮНЕСКО, осуществлялась его полная научная реставрация. Чтобы понимать масштабы выполненных работ, достаточно упомянуть, что в них приняли участие более тысячи ведущих специалистов из нескольких стран мира.

Реставраторы не случайно говорят, что восстанавливать старинные памятники культуры гораздо труднее, чем строить новые здания. В процессе работы нам пришлось столкнуться с целым рядом неожиданных трудностей. Например, когда вскрыли полы, то обнаружили, что существенно поврежден нижний венец одной из колонн. Возник вопрос, как ее отремонтировать, чтобы не повредить здание? Если поднимать колонну домкратами, то малейший срыв хотя бы одного механизма мог привести к катастрофическим последствиям. После многочисленных консультаций нашлось решение — специалисты из Германии укрепили стены титановыми стержнями, а затем поочередно заменяли обветшавшие части колонны на новые. Рассказывать об этих беспрецедентных работах можно долго. Уместно, думаю, вспомнить пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Президент страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, побывав в обновленном соборе, назвал осуществленный проект «вторым рождением общеказахстанской святыни». Надо отметить, что Вознесенский собор в рамках осуществления президентской программы «Рухани Жангыру» включен в список 100 общенациональных сакральных объектов Казахстана. Приглашаю всех, кто еще не побывал в наших кафедральных соборах, посетить их и познакомиться с этими величественными сооружениями, являющими на земле красоту горнего мира.

— Ваше Высокопреосвященство, Вы рассказали о музее новомучеников и исповедников в Астане, есть ли подобный музей в Алма-Ате? И почему музейное дело имеет такое значение сегодня в жизни Церкви?

— Без знания прошлого нет будущего. Важно понимать, что правильное восприятие исторического наследия, умение отличать правду от фальсификации и вымыслов формируется не только через грамотные учебные пособия и школьные уроки, но и через создаваемое культурное пространство, к которому относятся музеи. Собирая, сохраняя и исследуя материальное наследие прошлого, музеи ведут значимую научно-просветительскую работу и повышают интерес общества, и особенно молодого поколения к изучению истории своей страны, своего города и края, к истории народа и Церкви.

В Алма-Ате создается дом-музей приснопамятного митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова) — исповедника веры и подвижника благочестия, почитаемого миллионами верующих. Уже отреставрировано историческое здание, где жил и трудился святитель. Находится оно неподалеку от Иверско-Серафимовского монастыря, где находится гробница приснопамятного иерарха. Музей станет не только памятником жизни и деятельности святителя Иосифа, но и важным исследовательским центром духовного наследия праведного архипастыря. В музейный фонд Алма-Атинской епархии в настоящее время переданы: архиерейский посох, саккос, монашеский параман, четки, жезл, минея, рукописная книга акафистов, настольные часы и другие предметы, принадлежавшие владыке. Те, кто, посещают наш официальный сайт, наверняка заметили, что в новостной ленте почти каждую неделю появляется сообщение о пополнении музейных фондов новыми экспонатами. Открытие музея запланировано на 2025 год, когда в Казахстане состоится празднование 50-летия со дня преставления митрополита Иосифа.

— В проповедях и выступлениях Вы неизменно подчеркиваете определяющую роль храма в жизни православного христианина. Восстановление разрушенных и созидание новых храмов — важнейшая задача всех, кто вовлечен в епархиальную жизнь. Сколько сегодня храмов в Астанайской и Алма-Атинской епархии? Сколько из них Вам довелось освятить лично?

— Мне нравится святоотеческое определение храма, которое любил повторять праведный пастырь Иоанн Кронштадтский. «Храм — Небо на земле». Во все времена, где бы ни жили православные христиане, в каких бы условиях не проходили свой земной путь, источником духовных сил, школой спасения, тихой гаванью в море житейских попечений всегда являлся для них храм Божий. Православные верующие, с древних времен проживавшие на Казахстанской земле, всегда особое внимание уделяли созиданию и благоукрашению храмов. Эта священная традиция, прерванная в годы гонений на Православие, возобновилась на исходе ХХ столетия. В Казахстане, где соседствует множество различных этносов и религий, храм является не только зданием для совершения богослужений, но и местом дружеского общения людей между собой, центром, где сохраняются народные традиции, осуществляются просветительские и благотворительные программы, проводится работа с молодежью

Есть историческое свидетельство о том, что первые 388 человек, прибывшие в только что основанный форт Верный в июне 1855 года, сразу же озаботились построением здесь церкви. И уже через несколько месяцев в Верном, на территории нынешней Большой станицы, архитектор Л. Александровский построил просторный молитвенный дом, в котором совершал богослужения прибывший из Томска священник Евтихий Вышеславцев.

В настоящее время в Астанайской и Алма-Атинской епархии действуют 77 приходов, два женских монастыря и две мужские пустыни; имеется три домовых храма и шесть часовен. Лично мне довелось освятить порядка 30-ти новопостроенных или возрожденных церквей. С начала 90-х годов прошлого столетия и по настоящее время храмостроительство в епархии, слава Богу, не прекращается. Мне приходилось слышать и такие разговоры: зачем открывать новые храмы, все равно будут пустовать. Что хочу ответить на это. Приходите и посмотрите — в воскресные и праздничные дни церкви наполнены людьми. В нашем народе не исчезает живой интерес к вере в Бога. Само создание новых храмов происходит не по «указке сверху», а по инициативе народа. Каждая новая церковная строительная площадка — это горячее желание православных казахстанцев, инициативы приходских священников и поддержка неравнодушных людей, чьих сердец коснулся Христос. Мне памятны слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Тот, кто строит и восстанавливает храмы входит в историю. Не только человеческую историю. Имена этих людей особо записываются в Книгу Жизни».

— Какие наиболее удачные архитектурные проекты Вы хотели бы отметить? Какие храмы Вам нравятся?

— Для меня всякий храм дорог. С юных лет Господь сподобил меня встать на путь служения Церкви Христовой. За годы иподиаконских, пастырских и архипастырских трудов мне довелось служить и молиться во многих храмах — скромных сельских церквях и грандиозных столичных соборах, в храмах, от которых веет седой стариной, и храмах новопостроенных, где только-только завершились отделочные работы и еще пахло краской и известью. Везде чувствуется любовь храмоздателей к Богу, везде присутствует тепло людских сердец, пожелавших устроить на земле Дом для Владыки вселенной. Из недавних, на мой взгляд, удачных проектов в архитектурном и эстетическом отношении хотел бы отметить три алма-атинские церкви — храм в честь Собора Рождества Богородицы, собор во имя благоверного князя Александра Невского и храм во имя благоверного великого князя Владимира, Крестителя Руси. В них органично сочетаются древнерусские и византийские традиции зодчества с современными архитектурными элементами. Это не слепое копирование старинных церковных сооружений, а творческое осмысление прекрасных образцов прошлого с учетом новых технологий и материалов и требованиями безопасности в зоне повышенной сейсмической активности.

В современную информационную эпоху значение храма не только не умаляется, но, напротив, — возрастает. Наша задача сделать храмы узнаваемыми, говорить и писать о них, в том числе, в социальных сетях. Привлекая внимание людей к красоте и благолепию храмов, к их святыням и убранству, мы идем дальше и переходим к рассматриванию более глубоких вопросов — духовно-нравственных и вероучительных.

В городах и селах Казахстана соседствуют мечети и храмы. Этот факт говорит о межконфессиональном мире и согласии в нашей стране и свидетельствует о значимости в ее истории и современной жизни двух ведущих конфессий, именуемых духовными столпами Казахстана, — ислама ханафитского мазхаба и православного христианства.

— В отношении созидания новых храмов имеются ли какие-то планы, проекты?

— Наша столица — красавица Астана — растет год от года. За последние 10 лет население мегаполиса по официальным статистическим данным увеличилось на 46 процентов. Этот процесс продолжается. По некоторым прогнозам, уже через семь лет численность населения столицы может увеличиться до 2,5 млн человек. В Астане на сегодняшний день имеется всего лишь три храма — Успенский кафедральный собор, Константино-Еленинский собор с маленькой Александро-Невской монастырской церковью и храм во имя преподобного Серафима Саровского. Все они расположены на правом берегу реки Ишим. Большое число православных верующих проживает в районе «Есиль», на левом берегу реки Ишим. Среди них есть и престарелые, и инвалиды, и молодые семьи с детьми, которые вынуждены преодолевать большие расстояния, чтобы участвовать в богослужении или посетить занятия в воскресных школах. А если вспомнить сорокаградусные морозы и пронизывающий ветер в зимние месяцы, то необходимость в создании храма в этом районе становится еще более очевидной.

Но в планах не просто строительство четвертого храма. Здесь необходим целый архитектурный комплекс, включающий в себя духовно-культурный и образовательный центры. При храме, посвященном Всем святым, на земле Казахстанской просиявшим, планируется создание корпусов с удобными аудиториями для занятий разных возрастных групп. Здесь разместятся актовый и лекционный залы, библиотека, кинозал. Запланирована организация научного и музейного комплекса, включающего экспозиции, посвященные старинному и современному церковному искусству, истории древней Церкви, истории Православия в Центральной Азии и подвигам новомучеников и исповедников ХХ столетия. В духовно-просветительском центре будет создана иконописная мастерская и при ней — школа для желающих овладеть мастерством иконописи. В числе кружков для молодежи, которые разместятся в его помещениях — изобразительный, театральный, столярный, золотошвейный, а также школа церковного пения. Центр сможет инициировать и координировать проведение разнообразных просветительских, научных, молодежных и образовательных программ в регионах Республики и курировать их осуществление.

Планы масштабные, но это не просто мечты. В настоящее время идет большая, серьезная работа по воплощению данного проекта в жизнь, находятся люди, готовые поддержать эту инициативу. Если вспомнить, то и создание духовно-культурного центра при Успенском соборе, и реставрация Вознесенского собора казались чем-то нереальным. На пути христианского подвига неминуемы трудности и препятствия, но верующие люди не должны унывать или опускать руки, напротив — надо почаще вспоминать дерзновенные, ободряющие слова апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13).

В Алма-Ате продолжается возведение храма в честь святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана, в Талдыкоргане — собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Еще один Богородице-Рождественский храм созидается в селе Маловодное (Байдибек би) Алма-Атинской области. Еще один проект, ожидающий своего завершения, — организация паломнического центра на подворье Иверско-Серафимовского монастыря в поселке Карабулак (Ключи) Алма-Атинской области. В связи с темой возведения новых храмов и реставрации старинных, хотел бы сказать слова признательности в адрес общественного фонда «Апостол» во главе с президентом Георгием Геннадьевичем Сосновским. Сотрудники и специалисты фонда оказывают большую поддержку епархиальным проектам. Стоит особо отметить недавно завершившуюся полномасштабную реставрацию Казанского собора Алма-Аты — старейшего храма Южной столицы, которая осуществлялась при непосредственном участии фонда.

— В своих выступлениях Вы неоднократно говорили, что мало построить храм или здание воскресной школы, надо наполнить их жизнью. Какие задачи Вы ставите в этой сфере епархиальной работы?

— Мы строим храмы не просто для того, чтобы украсить местность или построить величественный архитектурный памятник в честь юбилейной даты. Мы строим церкви и соборы для того, чтобы менялась к лучшему наша жизнь, менялось сознание, менялось сердце человека. Помимо духовного измерения, храмы становятся культурными, просветительскими и социальными центрами. Здесь открывается целый спектр возможностей для образования и самореализации жителей города или села. В приходских воскресных школах наряду с богословскими предметами детей и взрослых учат казахскому языку и истории родной страны, языкам иностранным, игре на музыкальных инструментах, хоровому пению, основам рисунка и живописи, хореографии, театральному искусству, организуют спортивные занятия. В воскресных школах и приходских молодежных клубах порой занимаются дети и подростки, далекие от веры, но через эти занятия они почти всегда приходят к Богу.

В нашей беседе мы еще не говорили об основных трудностях епархиальной жизни. Так, вот, на сегодняшний день остро стоит вопрос подготовить и воспитать квалифицированных педагогов, энтузиастов, которые могут целенаправленно и системно трудиться на поприще духовного воспитания. Детей и подростков следует занять на приходе интересным делом. Неправильно отказываться от услуг грамотных и нравственно крепких светских специалистов, если они готовы организовать при приходе спортивный клуб, творческий кружок, учебные курсы. Благие начинания по-настоящему окажутся действенными только в том случае, если священник — руководитель прихода и его помощники будут наполнены духом христианской любви и готовностью к ежедневному жертвенному труду. С детьми надо уметь работать. Любое приходское начинание должно совершаться с любовью. Христианство — религия, проповедующая подлинную человечность, настоящую любовь к людям, лишенную эгоцентрического лукавства. Суть христианской любви к ближнему заключается в проявлении в этом мире любви Божественной. Именно в Творце и Спасителе, в дарованных Им таинствах, верующий человек черпает силы любить по-настоящему. Таким образом, мы вновь приходим к тому, что в епархиальных образовательных, культурных, детско-юношеских учреждениях в центре всего должен находиться храм, богослужения, церковные Таинства. Оградить детей и подростков от лжи, от пагубных заблуждений, раскрыть перед ними святые идеалы служения Богу и ближнему — вот подлинная цель всех молодежных программ, которые осуществляются на приходах, в благочиниях, в епархиях и на уровне всего Казахстанского митрополичьего округа. Очевидно, что будущее любого общества напрямую зависит от того, куда будут направлены мысли и устремления молодежи. По выражению Президента нашей страны Касым-Жомарта Кемелевича Токаева именно молодым людям «предстоит сыграть решающую роль в развитии Казахстана, стать движущей силой прогресса».

— Владыка, Вы уделяете большое значение развитию церковного пения. Почему Вы считаете эту сферу деятельности такой важной?

— Церковное музыкальное искусство с его разнообразными жанрами и направлениями — это замечательное средство, пробуждающее человека от лености и безразличия, вдохновляющее на добрые дела, воспитывающее разум и обновляющее сердца. Даже человека, далекого от веры в Бога и пришедшего в храм из любопытства, церковное пение трогает за сокровенные струны души, дает почувствовать реальность Горнего мира. «Иной человек может не понять слов, — размышлял известный философ Сергей Иосифович Фудель, — но он "поймет" напев молитвы, и этот напев властно поведет его за собой в Божественный мир».

Служение Богу и людям на этом благородном поприще — непростой труд. Возрождение и развитие певческих традиций, создание хоровых коллективов, устроение церковного пения в соборах и на приходах, научные исследования, регентское делание требуют не только большой одаренности и многих талантов, но и ежедневной напряженной работы, приложения максимума усилий, трудолюбия, жертвенной самоотдачи. Летом 2010 года в Алма-Ате был создан хор Православной Церкви Казахстана. Все эти годы руководит певческим коллективом Олег Николаевич Овчинников — Заслуженный деятель искусств России, член Патриаршего совета по развитию церковного пения, секретарь Митрополичьего округа. За время своего существования высокий профессионализм нашего хора отмечен многими ценителями музыкального искусства, а особый характер исполнения богослужебных песнопений полюбился казахстанцам. Митрополичий хор получил гран-при престижного музыкального форума, имеющего мировую известность — международного фестиваля «Гайновские дни церковной музыки» в Польше. В репертуаре коллектива кроме церковных песнопений присутствуют русские и казахские народные песни. Хор регулярно организовывает большие концертные программы, записывает альбомы, принимает участие в знаковых культурных событиях Казахстана. В декабре прошлого года разнообразные произведения классической и народной музыки были исполнены для работников горнодобывающей промышленности городов Сатпаева и Жезказгана. В апреле этого года коллектив во главе с Олегом Николаевичем выступал на открытии престижных творческих форумов — III Международного фестиваля «Свет Христов» в городе Твери и VII Международного Великопостного хорового фестиваля в Москве.

Особенно радует, что сегодня православной музыкальной культурой живо интересуются молодые люди — в приходских воскресных школах изучается церковное пение, создаются детские и юношеские хоровые коллективы, которые наравне со взрослыми участвуют в богослужебной жизни. Дай Бог, чтобы и в дальнейшем эта сторона духовного просвещения активно развивалась. В этом году в четвертый раз в Алма-Ате прошел Великопостный хоровой фестиваль детско-юношеских и взрослых певческих коллективов Казахстанского митрополичьего округа, а в Астане на регулярной основе ценителей православной музыки собирает фестиваль «Пасхальная песнь».

— Одним из проявлений христианской любви является забота о ближних. Какие социальные проекты реализуются в епархии?

— Важным и органичным продолжением Литургии является совершение добрых дел, то, что сегодня называется социальным служением. Именно любовь к ближним является критерием живой веры человека. По слову апостола Иакова, «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). В 2013 году в Алма-Ате был создан епархиальный кризисный центр «Дом для мамы». Здесь оказывают комплексную помощь беременным женщинам и женщинам с грудными детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации через духовно-нравственную, психологическую и социальную поддержку. Важнейшее направление епархиальной деятельности — профилактика абортов и отказов от новорожденных. Усилиями сотрудников кризисного центра налажено тесное партнерство с социальным светским общественным проектом «Ана уй». В прошлом году центр отметил десять лет своей работы. За это время в нем нашли помощь более 100 женщин, из них 22 беременных, и 158 детей. В его стенах родились семь малышей.

Продолжает свою благородную деятельность Православная обитель милосердия — епархиальный центр социальной защиты, расположенный в поселке Туймебаева Илийского района. Обитель милосердия включает в себя детский дом «Солнышко» и приют для престарелых. Реализуется еще один церковный проект — приют для престарелых при Богородице-Рождественском приходе в алма-атинском микрорайоне «Акжар». Астанайское благочиние более десяти лет окормляет частный детский дом «Светоч» в поселке Малотимофеевка Акмолинской области. При Иверско-Серафимовском монастыре в Алма-Ате и при обители в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» организованы богадельни для пожилых женщин. Немало серди обитателей наших домов престарелых людей, которые перешагнули рубеж в 90 лет, некоторые имеют почетные звания «Героев труда» и «Тружеников тыла». При всякой удобной возможности стараюсь побывать и у детей, и у пожилых, пообщаться, угостить сладостями и фруктами. Немало интересных воспоминаний можно услышать от представителей старшего поколения — про военное лихолетье и трудности послевоенного быта, про мужественных исповедников веры и чудеса милости Божией.

Одним из значимых шагов в социально-благотворительной сфере стало создание сестричеств — особых организаций, где работа с нуждающимися людьми имеет системный характер. При Иверско-Серафимовском женском монастыре было создано сестричество имени блаженной Матроны Московской. В данный момент оно объединяет 25 человек. Верующие женщины подъяли на себя благородный труд, поступили по призыву сердца, посчитали своим священным долгом не только посещать храмы, молиться, участвовать в таинствах, но и творить добрые дела во славу Божию. Сестры милосердия изо дня в день несут свой подвиг, приходя на помощь больным, одиноким, малоимущим, бездомным, людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Настоящей проверкой на зрелость нравственного чувства стала для духовенства и верующих епархии пандемия коронавирусной инфекции. Прошло уже немало времени, и можно с уверенностью отметить, что наше духовенство с честью выдержало испытание. Удалось договориться с властями, чтобы богослужения в храмах не прерывались ни на один день — пусть иногда они совершались без прихожан. Представители духовенства смело отправлялись в «красную зону», оказывали посильную помощь страждущим, утешали, ободряли.

Частью социальной работы является ежегодное проведение благотворительных рождественских и новогодних праздников для детей с раздачей подарков и гостинцев.

В начале апреля в десяти областях Казахстана начались масштабные весенние паводки, превратившиеся в настоящую катастрофу. В такой ситуации социальный отдел Алма-Атинской епархии не мог остаться в стороне. Людям нужны вода, продукты питания, одежда, медикаменты, предметы первой необходимости. Помощь пострадавшим взяла на себя епархиальная служба «Милосердия». Логистика в области, оказавшиеся в зоне подтопления, оказалась затруднительной, поэтому было принято решение помимо приема от жителей необходимых продуктов и вещей, организовать и денежный сбор. Средства перечисляются в Петропавловскую, Уральскую, Актюбинскую, Костанайскую и Кокшетаускую епархии, и уже на местах волонтеры епархиальных социальных служб приобретают все необходимое.

Как и в любой сфере церковной деятельности, нельзя останавливаться на достигнутом. Мир меняется, у общества появляются новые проблемы и трудности, и нам необходимо в ответ на возникающие ситуации искать новые способы помогать людям. Все мы желаем, чтобы в нашей жизни чудесным образом многое изменилось к лучшему. Хотел бы вспомнить по этому поводу слова священноисповедника Николая, митрополита Казахстанского: «Чудеса возникают там, где есть способность прощать и любить». Каждый, кто хочет повернуть свою жизнь к лучшему, пусть сделает эту фразу руководством в своих мыслях, словах и поступках.

— Вам как главе Православной Церкви Казахстана и управляющему столичной епархией приходится тесно взаимодействовать с руководством страны и лидерами традиционных конфессий. Какие темы Вы обсуждаете на встречах с государственными деятелями и представителями иных религий?

— Президент страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев говорит о том, что Православие играет важную роль в укреплении единства и солидарности народа Казахстана. По его словам, Православная Церковь вносит большой вклад в культивирование и продвижение в нашем обществе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Казахстан — страна, в которой государство, руководствуясь принципом светскости, выступает как гарант мира и согласия в обществе. Гармоничная система сложившихся в Республике межэтнических и межконфессиональных отношений позволяет большим и малым народам взаимодействовать друг с другом на основе общечеловеческих ценностей. Добрососедство и братолюбие — для нашей страны это не роскошь, а важнейшее и необходимое условие существования, фундамент, который дает ей возможность развиваться. Забота о поддержании общественной стабильности должна быть постоянной. Благодаря совместным усилиям государства, общества и представителей традиционных конфессий в этом направлении и стали возможными достижения Казахстана в последние десятилетия.

Мир вокруг нас меняется стремительно, обращая к религиозным деятелям все новые вызовы. Но благодаря этим вызовам традиционные религии могут найти общую почву для углубления сотрудничества. Церковь предупреждает об опасности, исходящей от распространения идеологии, которая разрушает традиционный институт семьи, и именно на защиту традиционных семейных ценностей направлены наши особые усилия. В этом деле она ищет поддержку всех здоровых общественных сил, ждет диалога с государственными органами власти и религиозными деятелями. Мировые религии, прежде всего те, что называются Авраамическими, вносят в общественную жизнь духовно-нравственное измерение, учат о ценности человеческой личности, дают смысл жизни, формируют непреходящие понятия о добре и зле, полагают предел бездумному экспериментированию и опытам в вопросах репродуктивных технологий под защитой ложно понятого принципа «прав человека». Мир без Бога, где нет понятий о «добре» и «зле», о «грехе» и «добродетели» неизбежно превращается в царство порока, эгоизма и жестокости. Сегодня все, кто исповедует важнейшие цивилизационные принципы: веру в единого Бога-Творца, общее понимание фундаментальных основ человеческой жизни, глубокую приверженность вековым традициям, восприятие семьи как союза мужчины и женщины, стремление к добру и справедливости, — призваны объединить свои усилия для того, чтобы сохранить человечество.

— Владыка, расскажите, пожалуйста, о новых проектах, поделитесь планами на будущее.

— Два года назад в епархии было положено начало уникальному проекту — переводу Библии на современный литературный казахский язык. Объединенными усилиями светских и церковных специалистов, при поддержке общественного фонда «Апостол», в течение нескольких месяцев на казахский язык были переведены одни из самых читаемых и известных библейских книг — Евангелие от Матфея, Притчи царя Соломона и Псалтирь. Получена религиоведческая экспертиза переведенных текстов, согласно которой данные книги рекомендованы для распространения и использования на территории нашей страны. Казахский язык — один из самых богатых и выразительных языков мира — является драгоценной частью древней и многогранной культуры казахского народа. Предлагаемый новый перевод священных текстов выполнен церковными и светскими носителями казахской культуры и казахского языка, с учетом современных лингвистических норм и правил. Специалисты использовали всю палитру языковых средств для передачи красоты и многообразия библейских текстов, их духа, смысла и стиля.

Это благородное дело продолжается. Издание книг Библии на казахском языке имеет неоценимое познавательное и историко-культурологическое значение. Появление этого перевода предоставляет возможность огромному числу людей ознакомиться на родном языке с величайшим литературным памятником человечества, на котором базируется значительная часть всей мировой культуры. Перевод Библии на казахский язык является хорошим стимулом к его изучению и пониманию, и, конечно же, серьезным и значимым вкладом в духовное и интеллектуальное развитие многоконфессионального и многонационального Казахстана — нашего общего Дома. Проект получил одобрение государственной власти и высокую оценку казахской научной и творческой интеллигенции.

Сегодня важнейшим направлением епархиальной работы является увековечивание памяти о подвиге исповедников веры, просиявших в Центрально-Азиатском регионе в ХХ столетии. Мы стараемся, чтобы судьбы, биографии, жизнеописания страдальцев за Христа стали широко известными и глубоко изученными в нашей стране, в России и других странах ближнего и дальнего Зарубежья. В духовно-культурных центрах Астаны и Алма-Аты прошли выставки, посвященные памяти первомученика Казахстана епископа Верненского Пимена, преподобномучеников иеромонахов Серафима и Феогноста, подвижника благочестия архимандрита Кирилла (Бородина). Продолжается работа по созданию электронной базы данных всех репрессированных клириков и мирян Православной Церкви, чьи судьбы связаны с Казахстаном и Средней Азией — «Туркестанская Голгофа».

Мы с вами уже говорили о доме-музее митрополита Иосифа (Чернова), открытие которого запланировано в 2025 году. Еще один мемориальный центр, который планируется создать в Алма-Ате, будет посвящен жизни и трудам священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Казахстанского.

Идет работа по созданию епархиального музея в трагически известном месте близ Астаны. В Акмолинской области, на территории села Малиновка, носящего в наши дни название Акмол, в годы массовых политических репрессий с 1937 по 1953 годы находился 17-й исправительно-трудовой лагерь Р-17 — Акмолинский лагерь жен изменников Родины, так называемый АЛЖИР. Этот лагерь был крупнейшей женской колонией на территории Казахстана, в нем содержались жены, матери, дочери и сестры людей, осужденных как «враги народа» и «изменники Родины». Среди огромного числа узниц Акмолинского лагеря, 12 страдалиц прославлены в лике новомучениц. Их подвиг, несомненно, заслуживает особого внимания церковной и светской общественности.

Пожалуй, одним из самых насущных вопросов церковной жизни в Южной столице по-прежнему остается создание многофункционального концертно-выставочного зала. Для проведения масштабных просветительских, детских и культурных мероприятий епархия вынуждена арендовать помещения, что не только затратно, но порой и неудобно для участников и гостей. Надеюсь, что при поддержке благотворителей удастся вскоре приступить к реализации и этого проекта.

— Хотела бы пожелать Вам, владыка, новых благословенных успехов в трудах по развитию Астанайской и Алма-Атинской епархии.

— Благодарю за благопожелания. «С неослабным рвением, с горением духа трудитесь для Господа» (Рим. 12:11), — говорит нам апостол Павел. На мой взгляд, любовь к созидательному труду и радость от исполнения послушания — естественные качества каждого человека, кто посвятил свою жизнь служению Богу. Наше сознание так устроено, что порой, достигая определенных результатов, у некоторых людей возникает опасная психологическая позиция самоуспокоенности. Удовлетворение достигнутым, «почивание на лаврах», самодовольство могут повлечь за собой равнодушие, остановку в развитии, угасание инициативности. Не лишены этого искушения и те, кто совершает свое служение в Церкви. Важно, совершив какой-нибудь проект, осуществив задуманное, вспомнить слова Спасителя: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10) и продолжать идти вперед, шаг за шагом преодолевая трудности, находя новое применение собственным силам и талантам. И архипастырь должен быть примером в этом во вверенной его управлению епархии, а священник — на приходе, куда поставлен Священноначалием. Еще одним искушением, с которым может столкнуться священно- и церковнослужитель, является подмена реальных действий красивыми словами и лозунгами. Поэтому, от красивых фраз и благородных планов будем спешить к конкретным делам. Хочу сказать слова признательности всем, кто продолжает трудиться на благо родного Православия на Казахстанской земле, моим добрым помощникам и сподвижникам.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×