На кладбище Освободителей в Белграде написана история Любви

Евгений Баранов

Источник: Деловая газета «Взгляд»

В этом году нам вместе – сербам и русским – предстоит отметить 80-летие освобождения Сербии от немецко-фашистских захватчиков. Так вышло, что именно в этот юбилейный год, в мае, в ряд выстроились три важнейших праздника: Пасха, День Святого Георгия и День Победы.

    

«Я хорошо помню, что многие из тех «красных», с кем нас свела судьба в те дни, обращались к моему деду: Ваше Превосходительство (как подобало обращаться к генералу в русской царской армии). Были случаи, когда советские солдаты и офицеры тайком просили благословения у моего отца-священника, который тогда часто служил в русской часовне на Новом кладбище. Я сам свидетель того, как к отцу приходили советские офицеры и просили отпеть своих погибших однополчан. Несколько раз я видел и тех, кто приезжал в Белград из Венгрии с телами своих товарищей. Они обращались к отцу с просьбой отслужить панихиду и рассказывали, что привезли погибшего из-под Будапешта, чтобы выполнить его последнюю волю быть похороненным в Белграде. Я уверен, причина в одном. Эти советские люди понимали, что на Родину их никто не вернет и хотели остаться здесь, зная или ощущая эту землю почти как родную, православную, славянскую».

В этом году нам вместе – сербам и русским – предстоит отметить 80-летие освобождения Сербии от немецко-фашистских захватчиков. Так вышло, что именно в этот юбилейный год, в мае, в ряд выстроились три важнейших праздника: Пасха, День Святого Георгия и День Победы. Глядя на надписи на плитах, я вижу в этом глубокий смысл! День Воскресения Христа – день победы над Смертью как таковой, сменяется днем святого воина, победителя Зла, за которым следует день нашей общей Победы над реальным воплощением абсолютного зла – нацизмом. В советской традиции празднования Дня Победы всегда прослеживалось скрытое пасхальное содержание. В вечном огне, ставшем секулярной версией огня Благодатного, в песнях о героях, совершивших подвиги и ушедших в бессмертие, в минутах молчания, дававших возможность в тишине помолиться за павших так, как это мог сделать каждый конкретный советский человек, пусть даже не знавший ни одного слова молитвы.

С возвращением Пасхи христианский символизм не ушел из традиции празднования Дня Победы. И не только не ушел, но и получил новые, еще более символические формы. Сама идея «Бессмертного полка», собирающего в России в свои ряды миллионы граждан, буквально пронизана христианским смыслом: ведь по сути – это грандиозный крестный ход, в котором вместе с живыми идут павшие и таким образом победившие смерть! Сегодня, спустя 80 лет после войны, мы живем в мире, в котором пытаются подменить основные понятия, в мире, в котором освободитель может быть провозглашен оккупантом, где страны и народы, несущие ответственность за самые чудовищные преступления в истории человечества присваивают себе право судить и обвинять тех, кто пожертвовал всем ради свободы.

Зайдите в Белграде на кладбище Освободителей, прочтите надписи на плитах – на них написана история Любви!

Евгений Баранов

Источник: Деловая газета «Взгляд»

13 мая 2024 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×