8 июня 2024 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в актовом зале Православной гимназии при кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде состоялось собрание духовенства Калининградской митрополии. Святейший Владыка приветствовал собравшихся и выступил с основным докладом, посвященном актуальным проблемам общецерковной и епархиальной жизни.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Дорогие отцы, братья и сестры!
Очень рад всех вас видеть, с каждым из вас что-то связано в моей памяти. Но более всего в памяти сохраняется сам город Калининград, Калининградская область, храмы, которые были здесь построены с нуля. Вспоминается духовная пустыня — наверное, я уже рассказывал, как первый раз прибыл сюда поездом из Смоленска. На вокзале кто-то пытался меня дернуть за бороду, потому что не верил, что я «поп», как он сказал, — думал, какой-то артист приехал с накладной бородой. Вот с этого начинали; а теперь едешь по Калининграду, видишь замечательные храмы, да и сам город очень изменился, похорошел, стал более комфортным для жизни. Самое главное для меня как для митрополита всей области — видеть, как развивается церковная жизнь, и надеюсь, что сегодня у меня будет еще больше информации и еще больше положительных впечатлений от происходящего здесь.
Рад возможности обсудить с вами состояние церковных дел и возможные направления дальнейшего развития. За минувший год у нас произошли важные изменения. В августе 2023 года, как вы знаете, было учреждено Патриаршее наместничество в Калининградской митрополии по образцу Патриаршего наместничества в Московской области — и там, и там Патриарх является митрополитом. Решением Священного Синода архиепископ Серафим назначен Патриаршим наместником Калининградской митрополии с титулом «Балтийский и Светлогорский».
Прежде всего хотел бы поблагодарить всех вас за любовь, за теплое отношение, которое всегда чувствую, когда приезжаю сюда. Благодарю за совместные труды и начинания, которые, Господу содействующу, приносят, несомненно, добрые плоды. Надеюсь, что и впредь церковная жизнь будет так же развиваться, а духовенство будет трудиться с неменьшим усердием.
Мне бы хотелось сегодня поговорить на тему, очень важную как для Церкви, так и вообще для всей страны, всего нашего народа. Очень много вызовов, как сейчас говорят, а по-нашему, по-церковному, искушений испытывают семья и вообще семейные ценности. Я говорил на Епархиальном собрании города Москвы в конце прошлого года, что благополучие семьи, умножение нашего народа является или должно являться самым приоритетным делом, в том числе для государства Российского. Мы очень большая страна, и нас должно быть много. Но искажение нравственной составляющей современного человека приводит к тому, что многодетная семья перестала быть обязательной, родители не хотят себя отягощать лишними заботами, иногда прибегают к самым ужасным способам, чтобы избавиться от ребенка. И мы знаем, что огромная Россия имеет население, не соответствующее нуждам нашего государства и нашего народа. Требуется очень много людей не только в Заполярье или на Дальнем Востоке, но и по всей стране. Есть нехватка и рабочей силы, и творческой интеллигенции, и вообще недостаточно народа российского. Поэтому демографическая ситуация, с моей точки зрения, требует неотлагательных и экстраординарных мер.
Вы, конечно, знаете, что глава государства объявил 2024 год Годом семьи, и мы надеемся, что инициатива нашего Президента поможет всем, кто работает на сохранение семьи, в защиту семьи, опираясь в том числе на государственную поддержку, более эффективно осуществлять свою деятельность. Церковь, со своей стороны, не может оставаться в стороне от всех этих процессов и призвана принимать самое активное участие в светских программах, которые направлены на укрепление семейных ценностей и на сохранение традиционной семьи.
Но пока демографическая тенденция остается отрицательной, и в первую очередь, к сожалению, это касается Калининградской области. В 2023 году смертность в Калининградской области превысила рождаемость на 4000 человек: умерло 11 028, а родилось 7020. Вымирает Калининградская область. А если не остановить эту тенденцию, то ведь все обычно развивается в геометрической прогрессии. Для Калининградской области потеря населения — это геополитическая проблема, потому что наша область — это эксклав, окруженный, в том числе, недоброжелательно относящимися к России государствами.
Поэтому увеличение рождаемости — это, конечно, забота властей, но это и забота Церкви. И попрошу вас это ясно осознать и включать в свою проповедь, в свою пастырскую работу разъяснения, в том числе адресованные молодым людям, которые приходят исповедоваться или венчаться. Конечно, не только из-за геополитической ситуации, но и просто с точки зрения христианской этики необходимо, чтобы появлялись дети, чтобы создавались здоровые многочадные семьи. Но одновременно нужно работать с государством, с общественными организациями, с тем чтобы это были не бедные, не нуждающиеся семьи, не изгои, а вполне благополучные члены нашего общества.
Вот почему, еще раз хочу сказать, очень важна совместная работа Церкви и государства. И если говорить о Калининградской митрополии, то в минувшем году здесь на стыке церковно-государственных отношений произошло многое, что я положительно оцениваю. Здесь были инициированы общественные меры по защите жизни ребенка с момента зачатия. В июне при поддержке митрополии состоялся круглый стол на тему «Демографическая безопасность государствообразующего русского народа и проблемы абортов». Это очень правильное, нужное и своевременное мероприятие. Кстати, одним из итогов, как вы помните, стала организация всероссийского телефонного опроса общественного мнения, в котором приняли участие 51 тыс. человек, 97% из которых выступили в защиту жизни ребенка с момента зачатия. Ведь этот опрос был не в церковной среде — общественный опрос, но 97% выступили в защиту жизни ребенка с момента зачатия, то есть практически против абортов. Поэтому наша церковная проповедь, наши церковные усилия, несомненно, будут опираться, в том числе, на мнение большинства россиян.
Осенью в Законодательном Собрании Калининградской области при активном участии Церкви обсуждалась тема поиска выхода из демографического кризиса. Одной из целей дискуссии была разработка региональных мер противодействия абортам. Участники круглого стола приняли решение о выработке региональных законодательных мер по запрету абортов в ряде коммерческих медицинских учреждений и по популяризации семьи и семейных ценностей. Одним из результатов круглого стола стал отказ 13 из 20 частных клиник от лицензии на проведение абортов. Это очень хороший показатель, и я благодарю всех, кто принимал участие в этой работе.
Вместе с тем на информационных стендах храмов Калининградской митрополии были вывешены объявления со списком частных медицинских клиник, которые совершают аборты, с напоминанием о том, что аборт — это убийство. Правильная мера! Нам нечего стесняться! Если мы боремся с учреждениями, которые совершают подобные злостные деяния, то нечего в прятки играть. Замечательно, что список медицинских клиник, совершающих аборты, был оглашен, и сказано, что аборт — это убийство. После принятых мер ряд частных клиник отказались от лицензии на проведение данной операции, за что я и благодарю, владыка, всех, кто поставил заслон страшной деятельности определенных медицинских организаций.
Важным итогом совместной работы Церкви, правительства и Законодательного Собрания, общественных организаций стал закон Калининградской области от 29 ноября 2023 года за № 279 о запрете склонения к искусственному прерыванию беременности в Калининградской области. Это тоже очень важное достижение. Наша озабоченность вышла на уровень государственных решений — пока в масштабах Калининградской области. Но это очень и очень важный прецедент, который дает возможность и другим субъектам Российской Федерации идти по тому же пути. В этом законе склонение к абортам признается угрозой для семьи, отцовства, материнства и детства. Калининградская область стремится к созданию безопасной для семьи информационной среды, препятствующей распространению деструктивных идеологий, насаждающих чуждую российскому народу и разрушительную для российского общества систему ценностей, включая культивирование эгоизма, вседозволенности, пропаганду идеологии т.н. чайлдфри, то есть «свободы» от детей, если по-русски, и отрицание ценности многодетности.
В минувшем году для поддержания многодетных семей священнослужителей Калининградской епархии, в которых рождался четвертый и каждый последующий ребенок, были установлены единовременные выплаты в размере 100 тысяч рублей, а также ежемесячные выплаты в размере 10 тысяч рублей в течение года.
Теперь хотел бы поговорить о некоторых актуальных вопросах пастырского служения. Расширяется присутствие священнослужителей в интернет-пространстве. К сожалению, при этом священники нередко забывают о том, что являются прежде всего пастырями Церкви Христовой. Речь идет не только о Калининградской митрополии. Некоторые голову теряют — покупаются на количество лайков и всего прочего, разогревают тщеславие. Батюшка служил спокойно, совершал свое делание, а потом увлекся социальными сетями, получил положительные отклики и, будучи человеком духовно неустойчивым, возбудимым по части тщеславия и самолюбия, начинает переносить акценты в своей деятельности, чтобы получать как можно больше лайков, как можно больше поощрения.
Конечно, личностное самовыражение само по себе непредосудительно. Но в системе ценностей священнослужителя на первом месте должно быть служение Богу и ближним, а уже потом все, что касается его собственной персоны. Если же приоритетным становится самовыражение, а то и просто банальное стремление к популярности, то возникает риск впустую растратить те дары, которые Господь дает при рукоположении. Очень печально видеть, когда священный сан и внешние его атрибуты становятся для человека средством привлечения внимания к себе, а не ко Христу. И публикации, и все эти лайки — к себе; а должно быть другое направление — ко Христу, обращение людей к вере. Поэтому я не против того, чтобы священники участвовали в такого рода интернет-деятельности, но целеполагание должно быть совершенно конкретное. Не личная популярность! Как только начинаешь думать о личной популярности, лучше крест сними и иди на «гражданку». Приди к владыке, покайся, скажи: всё, бес попутал, там мое сердце, я туда. Но если этого нет, если сохраняется пастырская ответственность, то в первую очередь нужно понимать: все, что вы делаете в интернет-пространстве, должно быть направлено не на себя, не на свою славу, не на свою пользу, тем более не на свою материальную выгоду, а только на то, чтобы использовать имеющиеся теперь средства для проповеди Слова Божиего.
Хотел бы сказать еще об одном явлении последнего времени. Не знаю, насколько оно затронуло духовенство в Калининграде, но в масштабах Церкви, хоть и не в каждой епархии, такое встречается и тоже несет возможные отрицательные последствия для служения священника и даже авторитета Церкви. Нередко священнослужителям кажется привлекательным принимать на себя некое обличье психолога — в отсутствие соответствующего базового образования. Таким образом рождается химера христианской проповеди, которая не достигает никаких целей. Потому что с точки зрения профессионального психолога это дилетантизм и профанация, а с христианской точки зрения подобная «проповедь» находится вне традиции Церкви и Священного Писания, а потому не служит инструментом пастырского душепопечения. Если кто-то психологией хочет заниматься — вуаля, как говорят французы, поступай в университет на психологический факультет, меняй профессию. Дай Бог остаться верующим человеком и остаться в Церкви, но никто же не держит! Но если ты остаешься священником, ты должен понимать, что у психолога свой инструментарий, свое целеполагание, а у священника другой инструментарий и другое целеполагание: в первую очередь спасение человеческой души, а значит, достижение человеком смысла бытия. Самое важное целеполагание, и ни одна светская деятельность не имеет такого целеполагания, как то, которое имеют Церковь и священнослужитель.
Неотъемлемым элементом пастырского делания является личное молитвенное усилие священника. Священник, который дома не молится, который во время богослужения не молится, не туда попал. Лучше тогда тихонечко-тихонечко уйти в другое место. Священник, не молящийся за богослужением или дома, — это уже не священник, это какой-то отправитель обрядов с непонятным душевным настроем. Поэтому личная молитвенная жизнь священнослужителя — это непременное условие, прибегая к светской терминологии, вашего профессионального успеха. Не может быть священник успешным, если у него нет личной молитвенной жизни, — это медь звенящая и кимвал бряцающий (см. 1 Кор. 13:1).
Нет нужды напоминать о том, что молитва должна быть главным нашим деланием, буквально дыханием жизни. Так должно быть и через десять, и через двадцать, и через тридцать лет служения — и никакого выгорания! Помню, говорит какой-то батюшка: «у меня выгорание». А может, и гореть было нечему? Изначально, может, не туда попал? Не может выгореть настоящее призвание, когда священник совершает Святую Евхаристию, когда он принимает покаяние, соприкасаясь с человеческими скорбями и страданиями. Не может быть выгорания, когда цель священника — спасение человеческой души, а значит, реальная помощь в жизни. Поэтому если есть признаки выгорания, то лучше сразу куда-нибудь в другое место — там выгорать или догорать, но не в Церкви. В Церкви нужно гореть!
Еще раз хочу сказать, что внутреннее состояние священника определяется его отношением к личной молитве. Если личная молитва уходит на второй план, значит, происходит что-то опасное в духовной жизни, что может закончиться просто личным несчастьем. И ни в коем случае мы не должны говорить о молитве как о некоем формальном действии: правило прочитал — вроде как помолился. Без искреннего обращения к Богу не может быть молитвы, сколько бы текстов вы ни прочитали.
Существует еще и опасность привычки к церковному служению. Мы призваны не забывать, что в центре нашего молитвенного дела — всегда Господь, мы к Нему обращаемся. Но порой главная цель и смысл богообщения затемняются попытками исполнить церковный устав до последней буквы, что мешает молитвенному настрою самого священнослужителя и находящихся в храме людей. Не подталкиваю к тому, чтобы вы нарушали церковный устав, но у нас встречаются ригористы, которые готовы до последней строки все исполнить, не думая, а что с людьми происходит в этот момент, когда служба слишком затягивается, когда она перегружается элементами, не вдохновляющими молящегося, а лишь вызывающими чувство утомления. Другими словами, исполняя церковный устав, мы должны помнить, что человек не должен пребывать в состоянии молитвы до упада, до потери пульса, потому что это уже не молитва. Богослужение всегда должно проходить достаточно динамично. Это не значит, что надо спешить, но не нужно специально, искусственно затягивать, как иногда бывает. Причем богослужение затягивается не за счет увеличения количества молитвословий, а просто потому, что чтец читает медленно, хор поет медленно и все происходит недостаточно динамично. Еще раз скажу: мы не должны перегружать современного человека, часто не очень воцерковленного, долгим стоянием в храме. Не поймите меня так, что с сегодняшнего дня можно гнать службу — ни в коем случае! Но служба должна происходить достаточно динамично, с тем чтобы молящийся человек, особенно маловоцерковленный, уходил из храма не утомленным, а в радостном, приподнятом духовном состоянии.
Желание формально, до мелочей исполнить предписание церковного устава иногда оборачивается тем, что богослужение становится очень сложным для восприятия современным человеком. Не воспринимайте мои слова как непременное желание Патриарха, чтобы вы сокращали богослужение. Приведу пример: канон на двенадцать, сами понимаете, на приходе не пойдет. Батюшка должен сообразить, кто у него в храме стоит, и читать канон настолько, насколько он считает правильным. Если два вместо двенадцати — тоже непорядок. Конечно, это вопрос пастырского восприятия состояния молящихся людей. Священник должен чувствовать: так очень долго, а так слишком быстро — тоже нехорошо. Поэтому важно отличать уважение к церковному уставу от формализма. Не следует забывать, что указание устава — это средство, а цель — общение со Христом. И помнить, что священнослужитель должен осознавать себя предстоящим от лица общины пред Лицом Божиим.
Теперь несколько слов о том, что увеличивается количество людей, которые приходят в храмы из любопытства, посещая область в туристических целях. Духовенством Калининградской митрополии должно быть принято во внимание, что за прошедшие годы Калининградский регион стал очень популярным туристическим направлением. В 2023 г. Калининградскую область впервые посетили 2 млн туристов (2,05 млн) — это на 11% больше, чем годом раньше. В 2024 г. власти ожидают рост туристического потока еще на 7%. Для нас открывается широкое миссионерское и просветительское поле деятельности. Некоторые из прибывающих в регион туристов, посещая достопримечательности области, могут заглянуть в храм впервые, и мы должны быть готовы уделить им достаточно пастырского внимания и заботы. На некоторых приезжающих из различных регионов России Калининградская область производит очень благоприятное впечатление. Кто-то со мной даже делился, как в Калининграде все хорошо, правильно, ухоженно. Вот так же важно, чтобы и церковная жизнь в Калининграде производила на православных, посещающих Калининградскую область с туристическими целями, такое же впечатление: «Какой прекрасный собор! Батюшка такой замечательный, проповедовал хорошо! А вот я решил или решила причаститься, пошла на исповедь — у нас так не исповедуют хорошо, как батюшка исповедовал, с таким пониманием, с любовью, со вниманием! Да, в Калининграде что-то иначе!» Вот хотелось бы, чтобы такие впечатления были не только от области, от инфраструктуры, от климата, от моря, но и от соприкосновения с церковной жизнью в Калининграде.
Теперь несколько слов о реставрации храмов. Я с признательностью хотел бы отметить особое внимание, которое уделяют власти Калининградской области реставрации памятников архитектуры, находящихся в собственности Калининградской митрополии. Реставрация многих из них осуществляется сегодня за счет средств регионального бюджета, за что выражаю благодарность региональным властям. Это важно не только в связи с возросшим количеством людей, посещающих Янтарный край, но и для духовно-нравственного просвещения людей, для развития церковного служения в регионе. И надеюсь, что это доброе взаимодействие будет успешно продолжаться и впредь, принося достойные плоды.