22 июня 2024 года, в канун праздника Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Кирилл в Свято-Троицкой Сергиевой лавре возглавил встречу иконы Святой и Живоначальной Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, и всенощное бдение в Троицком соборе обители. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.
С праздником поздравляю всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Великая всем нам милость от Господа, что имеем сегодня возможность молиться в этом древнем храме перед историческим чудотворным образом Святой Троицы кисти преподобного Андрея Рублева.
Эта святыня свидетельствует о том, что Дух Божий действует через людей разными способами. Одним Он внушает правильные мысли, и примером такого участия Божиего в человеческом творчестве являются в первую очередь творения святых отцов, в которых действительно пребывает Божественная мудрость. Но Дух действует и через изобразительное искусство, так что через иконопись людям дается понимание сущности Божественного бытия. Но как можно было выразить триединство Бога — Отца, Сына и Святого Духа — лучше, чем это символически изобразил святой преподобный Андрей Рублев в виде трех Ангелов, трех Путников! И сегодня у нас великая радость — молиться перед этим дивным образом, который даже людьми далекими от Церкви, но знатоками искусства признается как шедевр. Но это не просто человеческий шедевр. Если через искусство преподобный Андрей сумел выразить саму сущность Божества — так, как это невозможно выразить словами, — значит, Дух Святый был вместе с ним. И потому, взирая на этот образ, мы действительно представляем себе Божественное триединство, представляем Бога Единого в трех Лицах, изображенного таким образом, что не происходит умаления каждого из Лиц, но Все образуют единое Божество, Единого Бога в Троице прославляемого.
И сегодня у нас действительно радость великая, что мы можем помолиться перед этой дивной иконой и попросить Господа, чтобы Он ниспослал нам мир, потому что образ Святой Троицы — это образ Божественного мира. Ведь единство — это и есть проявление мира. А как мы нуждаемся в мире! В первую очередь в семьях, когда происходят разлады между супругами, между родителями и детьми. Как важно, чтобы мы, обогащенные Божественной мудростью и Божией благодатью, могли и в семьях преодолевать эту рознь мира!
Но рознь мира не только в семьях — она и в общественных отношениях. Политические партии, различного рода организации нередко так враждуют между собой, что дай им силу какую-то — так и начали бы бороться не только словом, но и на деле. Отчего это происходит? Оттого, что у людей нет чувства единения. Там, где рознь, там всегда опасность конфликтов, разделений, которые переходят иногда в тяжелые драматические столкновения между людьми, между группами людей, между организациями, между многими другими человеческими объединениями.
Образ Святой Троицы учит нас тому, что Бог открыл всему роду человеческому, что Он есть единство трех Лиц, что Бог объединяет в Себе три Божественные Ипостаси, что Бог не пребывает в некоем одиночестве, но жизнью Бога является Любовь. Все это дается нам в откровении Священного Писания, но наглядно, видимо — в замечательной иконописи святого преподобного Андрея Рублева.
Наученные всем этим, мы и в жизни своей должны помнить, что любовь, способность людей жить вместе, разделять общие тревоги, радости, заботы — это и есть, собственно говоря, закон или правило человеческого благополучия и человеческого счастья.
Да поможет нам Господь, вразумляясь и словом Его, и дивным иконотворением святого преподобного Андрея Рублева, проникаться пониманием того, что единство есть закон благополучия, а значит, человеческого счастья. Без единства, без способности жить вместе с другими человек становится одиноким и почти всегда несчастным. И да помогает нам Господь возрастать в единстве, любви и единомыслии. Аминь.