Таллин, 14 февраля
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий рассказал о современном состоянии Православия в Эстонии в интервью корреспонденту пресс-службы Московской Патриархии. «В настоящее время Эстония – самостоятельная республика, которая входит в состав Европейского Союза. Так что епархией нас назвать нельзя. Это Церковь, хотя и самая маленькая. К тому же она расколотая на две части по принципу юрисдикции – Московской и Константинопольской», – сообщил Митрополит Корнилий.
Глава ЭПЦ рассказал, что до 2002 года Эстонская Православная Церковь существовала на нелегальном положении. Образование самостоятельной Эстонской республики совпало с избранием архиерея Эстонской Церкви Алексия Патриархом Московским и всея Руси. Встал вопрос о том, в каком положении может существовать Православная Церковь в Эстонии, необходимо было и избрание нового архиерея в Эстонии. Местные политики захотели восстановить автокефалию Церкви, но Святейший Патриарх на это пойти не мог. Велись переговоры, и в результате часть приходов откололась, отошла к Константинопольскому Патриархату. Правительство дало им все права самостоятельной Церкви, главным образом — имущественные. «А мы, верные Московской Патриархии, остались практически ни с чем: действовали без регистрации, богослужения совершали в тех храмах, где верующие и священники были верными Матери-Церкви, а юридических прав не имели. Но правительство не могло повесить замки, потому что был бы мировой скандал», – рассказал Митрополит Корнилий. И только в 2002 году, наконец, была получена регистрация. Постановили, что на территории Эстонии имеются две юрисдикции с равными имущественными правами. Но фактически ЭПЦ Московского Патриархата не владеет почти никаким имуществом. Собственником осталась юрисдикция, подчиненная Константинопольскому Патриархату. И хотя в 2002 году была достигнута трехсторонняя договоренность между государством, Константинопольской Патриархией и ЭПЦ Московского Патриархата, процесс передачи храмов в аренду происходит очень медленно.
Даже кафедральный Александро-Невский собор и Пюхтицкий монастырь Эстонской Церкви не принадлежат. Передано пока четыре или пять храмов из семнадцати.
О преподавании религиоведческих дисциплин в светских учебных заведениях Митрополит Корнилий рассказал, что в Эстонии этот вопрос очень трудный. У лютеран и православных разные представления о том, как должно происходить преподавание религиоведческих предметов. Вопрос сейчас обсуждается в Министерстве образования и в Совете церквей. На последнем собрании очень сжато была сформулирована мысль о том, что религиоведческое образование должно быть основано на христианстве, на том, что, с христианской точки зрения, морально или не морально. Пока все остается на уровне дискуссий.
Далее Предстоятель ЭПЦ рассказал о соотношении христиан в Эстонии. Членов ЭПЦ МП – 180 тысяч, Константинопольского Патриархата – 20 тысяч, лютеран — 200 тысяч. Кафедральный Александро-Невский собор в воскресенье посещают, в среднем, около пятисот человек. А в церкви, которая считается кафедральным храмом Константинопольского Патриархата, в воскресенье больше двадцати человек не бывает. «При этом они считают себя официальной Церковью Эстонии, а нас — всего лишь епархией, которая постепенно должна исчезнуть», – сказал Митрополит Корнилий.
Но вообще мыслящие эстонцы Православием интересуются.
Преподавательница русского языка для эстонцев, с которой Митрополит встретился в Пюхтице, рассказала, что сейчас число эстонцев, желающих учить русский язык, увеличивается. Очень много эстонцев посещают Пюхтицкий монастырь. Надо больше говорить о Православии по-эстонски, считает Предстоятель ЭПЦ. В Александро-Невском Соборе один раз в неделю служба совершается на эстонском языке. Затем происходит небольшая беседа. Издано несколько книг о Православии на эстонском языке.
Эстонцы пока охотнее идут в Константинопольскую Церковь, но это связано с политикой.