Успенский пост – осенняя Пасха
Успенский пост – он так короток, что, право же, неловко провести его спустя рукава.
Но он еще и очень динамичен. Начинается торжественно, с воспоминания о Кресте.
«Жизнодательный Крест… световидную зарю осиявает благодатей: приступим и приимем просвещение, веселие, и спасение, и оставление, хваление Господу приносяще.
Очами, устами и душами, лицами и сердцами поклонимся все Пресвятому Кресту Жизнодавца Христа, им мир весь освящается.
Храмами Богу пророчески днесь став и наследниками Его, покланяясь древу Пресвятаго Креста, со страхом все его целуем».
Первая половина поста вся проникнута ожиданием Преображения Господня
Первая половина поста вся проникнута ожиданием Преображения Господня. Тексты предпразднства удивительно красиво и емко раскрывают значение подготовки к празднику, о которой епископ Арсений (Жадановский) пишет:
«Существует связь между настроением, переживанием в дни праздников и тем, каким бывает приготовление к ним: чем последнее усерднее, внимательнее, тем радость праздника полнее, живее».
«Приидите, предрадуемся, и себя очистим, и верно уготовимся к Божественному восходу… да самовидцами Его величия станем и славу получим, которую видеть сподобились избранные апостолы тайно на горе Фаворской.
Днесь приидите, лучшим изменимся изменением и наутро усердно приготовимся на гору взойти Божию святую и увидеть Христову славу, сияющую сильнее солнца и, озарившись Троическим Светом, прославить Его к нам схождение.
Добрым изменением изменившись, Христовым Преображением, явимся светоявленными добродеяниями нашими, сие величающе».
Вот сколько у нас дела перед Преображением. Сколько нужно успеть. Расслабляться совершенно некогда. Даже если очень тянет.
Ну а там уже и вторая половина поста, вся пронизанная ожиданием Успения. Тема этого праздника, Богородичной Пасхи, слишком обширна. Здесь хочется привести только слова схиигумена Саввы (Остапенко):
«Но недостаточно только любить Пресвятую Деву, необходимо и подражать Ее святейшей жизни, Ее чистоте, Ее непорочности, Ее кротости, милосердию, смирению, Ее совершенной преданности воле Божией, – только тогда можем дерзать именовать Ее Матерью Своею и тогда только мольбы наши Ей благоприятны и нам спасительны».
Хорошо бы взять себе эти слова как основной ориентир не только на пост, на ожидание Успения, но и на всю жизнь.
Очень хорошо этим постом каждый день почитать акафист Божией Матери
Еще хотелось бы напомнить практику, о которой говорит, в частности, протоиерей Феодор Бородин:
«Очень хорошо этим постом каждый день почитать акафист Матери Божией. Для того, чтобы разумом и сердцем к Ней приблизиться… Душа наша почувствует близость Матери Божией, и нам понятнее станет сам пост».
И еще два маленьких совета. Чтобы бодро вступить в пост и каждый день с утра обновлять свежее, подтянутое, обостренное восприятие этих таких коротких дней, мы делаем так:
1. За завтраком, например, стараемся ежедневно включать ролики «Наставление на Успенский пост», подготовленные ТК «Союз». Всего 2–3 минуты – их, как правило, всегда удается найти.
2. Обязательно смотрим цикл «Наставления преподобного Серафима Саровского» (ТК «Союз»). Краткие, но чрезвычайно «высококалорийные» ролики, особенно подходящие для Успенского поста, как и духовные наставления преподобного Паисия Святогорца.
Календарь духовно-нравственных упражнений на Успенский пост
Помимо этого в нашей семье как-то уже прочно обосновалась следующая традиция: мы заранее составляем на каждый пост список духовных упражнений.
В этом году на Успенский пост за основу я решила взять проповеди протоиерея Артемия Владимирова.
У меня получился вот такой календарь духовных заданий:
14 августа. Сосредоточусь на воспоминании Креста Господня. Если случится в течение дня согрешить делом, словом, мыслью, тотчас принесу покаяние со словами: «Господи, пригвозди этот мой грех к Кресту Твоему», – и усилю бодрствование над собой.
15 августа. Сегодня потружусь над языком. Буду следить за тем, чтобы никакое гнилое слово (Еф. 4: 29) – резкое, недоброе, осуждающее, гневливое – не было мной произнесено.
16 августа. Сегодня поупражняюсь в воздержании, помня, что понимать его следует широко: «Христианин не должен быть пассивным, пускать все на самотек, нужно брать жизнь в свои руки; нельзя поддаваться и идти на поводу у ощущений, воображения, впечатлений, но во всем и всегда нужно быть себе хозяином. Это та добродетель, которая у святых отцов названа “воздержанием” в самом широком смысле этого слова».
17 августа. Сегодня потружусь в молитве. Постараюсь с самого утра помолиться внимательно, чтобы согрелось сердце, и весь день «подбрасывать поленья» в печку души – Иисусовой молитвой, например. Попытаюсь хотя бы 15 раз прочесть «Богородице Дево, радуйся» с сердечным вниманием и живой верой.
18 августа. Сегодня сосредоточусь на предпразднстве Преображения. Постараюсь как можно собраннее, сердечнее подготовиться к исповеди, чтобы так очистить ризу моей души. Насколько тщательно я готовлюсь к исповеди? Не пора ли мне навести генеральную уборку в душе? И при этом не только старательно записать все неосмысленные ранее грехи, но и понять, что их порождает, дойти до корня и взяться за борьбу с ним.
19 августа. Сегодня я постараюсь приступить к Святым Тайнам особенно благоговейно и сокрушенно. «Есть предание, что Преображение Господа нашего Иисуса Христа знаменует для нас начало жизни вечной, а потому так важно причащаться Святых Таин именно в этот праздник».
20 августа. Сегодня я попытаюсь определить, какой из грехов наиболее сильно отделяет меня от Бога и крадет Его у меня, когда я сподобляюсь Святого Причастия. Я постараюсь довести свое размышление до той точки, чтобы появилось отвращение к этому греху. Это станет началом освобождения от него с помощью Божией.
21 августа. Сегодня потружусь над чистотой души. Попытаюсь зорко следить за умом и сердцем, чтобы, пусть в крохотной мере, постараться почтить Матерь Божию если не чистотой, то усердным стремлением к Ней.
Сегодня я поучусь внимательности. Возьму за правило чутко вслушиваться в просьбы моих ближних, откликаться на них
22 августа. Сегодня поучусь внимательности. Возьму за правило чутко вслушиваться в просьбы моих ближних, откликаться на них. Постараюсь весь день провести в русле воли Божией, спрашивая себя в каждой ситуации: «Что хочет от меня сейчас Бог?»
23 августа. Сегодня поупражняюсь в милосердии. Ни хмурого взгляда, ни недоброго слова себе не позволю, помня слова прп. Серафима: «С ближними надо обходиться ласково, не делая даже видов оскорбления. Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на наше сердце как бы камень ложится».
24 августа. Сегодня поупражняюсь в духовном чтении. Особенно внимательно прочту Евангелие. Открою книгу любимого святого и, прочтя какое-либо его наставление, попытаюсь применить его на практике.
25 августа. Сегодня я постараюсь весь день посвятить Божией Матери, соотнося с Ее пожеланиями то, что я делаю, говорю и помышляю. Я задам себе вопрос: «Каким человеком хотят меня видеть Христос и Пресвятая Дева?» Для ответа мне надо будет открыть Евангелие и книгу своей совести.
26 августа. Сегодня в преддверии окончания поста я попытаюсь весь день «прожить значительно».
27 августа. Сегодня я от души помолюсь Матери Божией, чтобы мне было даровано веровать в Господа Иисуса Христа и почитать Его и словом, и делом, и умом, и сердцем. Попрошу Пресвятую Деву позволить мне с горячей зрячей верой, любовью трепетной и упованием на небесную Ее помощь приблизиться к Ее иконе и услышать Успенский тропарь: «В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице…»
В завершение хочется привести слова митрополита Антония Сурожского на окончание поста:
«…для кого это время нашего воздержания оказалось временем радости и помощи? Вот встаньте перед лицом своей совести и ответьте: воздержались ли вы ради спасения своей души, и принесло ли ваше воздержание кому-нибудь хоть крупицу радости и добра?»
У нас – не окончание поста, а его начало. Значит, мы вполне можем превратить его в дни радости и добра.
Матерь Божия, помоги нам посвятить Тебе эти дни!