Минобороны РФ долгое время блокировало продвижение поправок о статусе военного духовенства, которые в Русской Православной Церкви подготовили на фоне проведения специальной военной операции на Украине, но сейчас положение изменилось. Об этом корреспонденту «Ъ» Павлу Коробову заявила руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). По ее словам, проблема заключается в ошибочной трактовке представителями военного ведомства конституционного принципа отделения Церкви от государства. Главный юрист Русской Православной Церкви раскрыла детали и других правовых инициатив Русской Православной Церкви — в сфере образования, здравоохранения и тюремного служения.
— В Русской Православной Церкви именно Вы отвечаете за правовую деятельность, при Вашем активном участии Церковь регулярно выступает с законодательными инициативами. Часто они блокируются светскими властями?
— Долгое время, несмотря на поддержку Президента РФ, Минобороны практически заблокировало продвижение поправок в законодательство, определяющих статус военного духовенства. Проблема заключалась в ошибочной трактовке отдельными представителями этого ведомства конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства. По их мнению, данный принцип препятствует введению института военных капелланов. Однако в других странах, несмотря на наличие в законодательстве аналогичной нормы, должностные обязанности военного священника урегулированы законодательством, например в Австралии, Великобритании, Венгрии, Испании, Канаде, Нидерландах, Норвегии, США, Франции, Чехии, Швейцарии. Но наша позиция опирается не только на зарубежный опыт.
Так, по инициативе Церкви и Минюста России в российском законодательстве закреплен статус тюремных капелланов, осуществляющих свою деятельность как в тюрьмах, так и в СИЗО (ст. 14 УИК, ст. 18.2 закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»). Как видим, принцип отделения религиозных объединений от государства не помешал ввести в законодательство нормы о тюремном духовенстве. К сожалению, приходится констатировать проволочку с принятием закона, определяющего статус военных капелланов.
Идет война, военные священники востребованы в действующей армии, а от Министерства обороны мы в ответ на наши обращения получали письма, согласно которым к вопросу правового статуса военного духовенства следует вернуться после окончания СВО.
Такая позиция ведомства вызывала по меньшей мере недоумение: когда как не сейчас необходимо урегулировать статус военных священников? Однако, со сменой руководства ведомства (в мае 2024 года Андрей Белоусов сменил Сергея Шойгу на посту министра обороны РФ.— «Ъ»), его позиция изменилась. Недавно Минобороны официальным письмом выразило готовность внести необходимые поправки в законодательство.
— Вы планируете добиваться принятия этих поправок?
— Да, для этих целей при Минобороны в прошлом году был создан межконфессиональный совет, в рамках которого такие поправки мы разработаем.
— Законодательной базы для деятельности военных капелланов пока нет, но, я знаю, существуют социальные гарантии для священнослужителей, находящихся в зоне проведения СВО. Это так?
— Год назад принято распоряжение правительства об увеличении на 5,5% оплаты труда работников, среди которых значится гражданский персонал воинских частей. Оно распространяется в том числе на военных священнослужителей, состоящих на должностях помощников командиров воинских частей. С учетом того что размер содержания военных священников составляет около 30 тыс. руб, доплата незначительна — около 2 тыс. руб. 11 марта 2024 года принят указ Президента РФ № 181 «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям лиц», предусматривающий единовременные выплаты военным священникам, состоящим на должностях помощников командиров воинских частей по работе с верующими военнослужащими и принимавшим непосредственное участие в обеспечении выполнения задач СВО. Если они получили увечье (ранение, травму, контузию) при выполнении указанных задач, выплата составляет 3 млн руб., в случае их гибели члены семей получают 5 млн руб.
По ходатайству Патриарха также принят приказ Росмолодежи от 12 апреля 2024 года «Об утверждении порядка отбора и подготовки волонтеров для осуществления деятельности на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей», предусматривающий предоставление единовременных выплат внештатным военным священнослужителям, не состоящим на должностях помощников командиров воинских частей по работе с верующими военнослужащими и находящимся в населенных пунктах вне зоны боевых действий. В случае увечья (ранение, травма, контузия) гарантирована выплата в 3 млн руб., в случае гибели — членам их семей в размере 5 млн руб.
— А принятие какой церковной инициативы в Вашей практике было сопряжено с самыми большими проблемами?
— Конечно же, 327-ФЗ от 30 ноября 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Он разрабатывался три года на площадке Правительства РФ с участием представителей Церкви и профильных государственных министерств и агентств. Инициатива Московской Патриархии по разработке этого закона была поддержана еще в 2007 году Германом Грефом, занимавшим в то время должность министра экономического развития и торговли РФ. Однако решающую роль в продвижении проекта сыграл Александр Жуков, в то время заместитель председателя Правительства РФ. Этот закон определил единый порядок возвращения Церкви имущества религиозного назначения, находящегося в публичной собственности. Противодействие принятию столь важного для нас закона было колоссальное, и Патриарх предпринял немало усилий для его продвижения на всех уровнях его согласования.
А в этом году мы добились принятия закона, устанавливающего запрет на приватизацию государственного и муниципального имущества религиозного назначения. Это позволит исключить случаи использования храмов под частные офисы, торговые центры, банки. Такое использование храмов оскорбляет религиозные чувства верующих.
Несмотря на то что это, казалось бы, очевидный факт, законопроект довольно долго и тяжело продвигался ввиду отрицательной позиции ряда ведомств.
В июле этого года была реализована еще одна законодательная инициатива Русской Православной Церкви, которая ждала своего часа несколько лет. Речь идет о 176-ФЗ, устанавливающем для централизованных религиозных организаций и религиозных организаций, входящих в их структуру, единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0% свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов. Пониженный тариф установлен независимо от применения религиозными организациями упрощенной системы налогообложения. Ранее религиозные организации применяли общеустановленные тарифы страховых взносов.
— Какие предложенные Русской Православной Церковью правовые инициативы все же не были приняты?
— Мы пока не добились внесения изменений в приказ Минпросвещения от 19 февраля 2024 года, согласно которому с 2025 года из школьной программы для 5-6-х классов будет исключен учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов РФ». Со стороны Минпросвещения звучат различные аргументы в пользу принятого приказа. Однако мы требуем восстановить данный предмет и предметную область с учетом правил ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые с 2012 года предусматривают возможность преподавания в государственных школах в рамках федерального стандарта учебных предметов, которые направлены на получение школьниками знаний о духовно-нравственной культуре народов России. Эти предметы, согласно упомянутой норме закона, должны преподаваться по выбору родителей учащихся, при условии конфессиональной экспертизы программ и участия конфессий в учебно-методическом обеспечении.
— Возвращаясь к закону о введении должностей для священнослужителей во всех исправительных колониях ФСИН. Кто финансирует эту деятельность?
— В октябре 2023 года принят приказ Минтруда России № 742н, предусматривающий включение должности помощника начальника СИЗО по работе с верующими в профессиональные квалификационные группы должностей и профессий работников учреждений УИС. Таким образом, деятельность тюремных капелланов в СИЗО будет оплачиваться за счет средств федерального бюджета. Кроме того, приняты поправки к закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», предусматривающий заключение ФСИН и ее территориальными органами соглашений о взаимодействии с централизованными религиозными организациями, определяющих порядок совершения религиозных обрядов.
— В июле 2024 года Госдума приняла закон, касающийся запрета на использование объектов религиозного почитания в коммерческих целях. В чем смысл этого документа и какие органы исполнительной власти будут следить за его соблюдением? Будут ли в этом участвовать религиозные организации?
— Закон от 22 июля 2024 года №190-ФЗ инициирован Русской Православной Церковью и возлагает на Минэкономразвития обязанность издания нормативного акта, определяющего особенности проводимой Роспатентом экспертизы обозначений с религиозной символикой (семантикой), заявленных для регистрации в качестве товарных знаков. Использование религиозных символов для маркировки тех или иных товаров и услуг может привести к оскорблению чувств верующих (например, при реализации алкогольной или табачной продукции). В этой связи разработан проект приказа Минэкономразвития, который предусматривает, что, в случае если заявленное для регистрации в качестве товарного знака обозначение содержит религиозную символику (семантику), Роспатент направляет сведения о заявке в Межрелигиозный совет России для ее рассмотрения с привлечением централизованных религиозных организаций, интересы которых могут быть затронуты. Согласно проекту приказа, Межрелигиозный совет России должен направить в Роспатент заключение.
— Недавно принят и закон, который урегулировал посещение священнослужителями пациентов медучреждений. Для чего это понадобилось?
— Федеральный закон от 8 августа 2024 года №290-ФЗ относит к полномочиям Минздрава РФ определение требований к посещению священнослужителями пациентов в целях совершения религиозных обрядов. Поправка инициирована Церковью, поскольку в настоящее время фактически отсутствует соответствующий правовой акт. Общие требования будут касаться исключительно священнослужителей централизованных религиозных организаций и религиозных организаций, входящих в их структуру.
Таким образом, священнослужители, не относящиеся к традиционным конфессиям, а также лица, чей священнический сан не подтвержден, не будут допускаться к пациентам в целях совершения религиозных обрядов.
С принятием закона будут исключены и случаи воспрепятствования доступу священнослужителей к пациентам, которые встречались в период массового распространения новой коронавирусной инфекции.
— Вы привлекаете к процессу подготовки законодательных инициатив представителей других религий?
— Да, конечно, поскольку этого нередко требуют профильные государственные структуры и депутаты Госдумы. Как правило, согласование осуществляется через Межрелигиозный совет России, возглавляемый Патриархом. Мы направляем проекты Федеральных законов и подзаконных актов в Совет и получаем отзыв, с учетом которого либо продолжаем продвижение проекта, либо корректируем его в связи с замечаниями и предложениями конфессий. Кроме того, по наиболее резонансным и важным законодательным инициативам в религиозной сфере проводятся совещания на площадке администрации Президента РФ, Правительства РФ или Госдумы с участием представителей традиционных конфессий.