Согласно опросу ВЦИОМ, около трети россиян выступает за исключение теории Дарвина из школьного курса. И это достаточно большой показатель за все время мониторинга общественного мнения по данному вопросу. Почему именно сейчас россияне так активно стали отрицать эволюционную теорию происхождения видов, и к чему может привести запрет на дарвинизм, мы поговорили с православным ученым, кандидатом юридических наук, доктором философии в области образования, доцентом кафедры правоведения Александром Ануфриенко (г. Евпатория).
— Александр Анатольевич, чем, по-вашему мнению, дарвинизм стал столь активно отрицаем в нашем обществе, и что вы думаете по этому поводу?
Не вызывает сомнение тот факт, что разумный человек, не познав себя и смысл своей земной жизни, не может себя чувствовать комфортно и быть по-настоящему счастливым. Отстранившись от потока ежедневного информационного мусора, зачастую окружающего нас, можно понять, что основополагающим знанием в нашей жизни несомненно является знание о происхождении человека. Большинство современных ученых сходятся во мнении, что происхождение и сущность человека неотделима от духовного мира.
С другой стороны, когда мы говорим о теории Дарвина, то здесь однозначно мы сталкиваемся с некоторым «суженным» определением категории «человек» Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) небезосновательно утверждает: «Дарвинизм противоречит Библии, но он представляет собой не науку, а лишь мнение ученых, противоречащее научно установленным фактам».
Заметим, что взгляды Дарвина о внутреннем развитии видов близки к духовному мировоззрению, а вот межвидовые переходы (например, превращение человека в обезьяну) совершенно не могут быть восприняты учеными, которые уверенны, что человек — это бессмертная душа, у которой есть временное земное тело. Смысл жизни, человека, как образа Божия: Любовь к Богу и ближнему через ежесекундный выбор между добром и злом, так как каждая следующая земная секунда может быть последней.
К сожалению, основанное на теории Дарвина определение человека как био-социального существа вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение, так как тогда смысл жизни, прежде всего: ежесекундное стремление к материальным удовольствиям, и прежде всего «кожным». Неизбежно, такое определение категории «человек», рано или поздно приведет общество к социальной деградации и вражде…
Наверное, было бы справедливо, как вариант, на уроках обществознания давать и традиционное определение человека в духовном аспекте, о котором я упоминал выше… А ребенок пусть уже сам решит, что ему ближе, и при ответе на тесты ОГЭ аргументирует свой выбор! Важно помнить: понятие о человеке, несомненно, формирует соответствующее мировоззрение и является основополагающим векторным определением всего современного образования.
Ученый А.А.Ануфриенко (г. Евпатория)