Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня мы слышали притчу о сеятеле. Это одна из самых известных притч и, конечно, каждый христианин эту притчу должен знать. И не просто слышать о ней, а глубоко о ней размышлять и прилагать к своей собственной жизни, как и другие притчи, которые говорил Господь, поучая Своих учеников о том, что есть Царствие Небесное.
В этой притче сеятель вышел и стал сеять свое семя, и одно упало при дороге и было потоптано, прилетели птицы, поклевали. Другое упало на камень, но так как не имело воды, влаги и корня, то не проросло. Третье упало среди терний, то есть полезное семя, пшеница, например, упало среди других трав и дало корень, стало расти, но потом и тернии-сорняки поднялись и забили это доброе семя, и оно тоже не принесло плода. А последнее упало в добрую землю и принесло большой плод сторицею. И ученики стали спрашивать у Христа: «Что значит эта история про сеятеля?» И Он сказал, что речь идет о слове Божием и о человеческой душе, о людях.
И, действительно, если мы задумаемся, то все человечество и все люди, даже те, которые приняли крещение в юном и сознательном возрасте, по каким-то причинам, они подпадают под эти четыре категории людей. Одни слышат слово Божие, но приходит диавол, как говорит Господь, и сразу отнимает его. Это тот случай, когда в одно ухо влетело, а в другое вылетело. Люди услышали где-то евангельское слово, но дальше оно в них практически не осталось. Может быть, они задумались на какое-то время, но тут же на другую волну перешли и забыли об этом.
Вторая категория – это те люди, которые с радостью принимают все, что Господь говорит. Они принимают это семя, но не имеют корня, жизнь их не меняется. Их образ жизни, мыслей и поступков таков, что семя слова Божия не может задержаться. Действительно, есть такие люди. Они, кстати, довольно часто бывают легкими людьми, добродушными, доброжелательными. Когда на больших собраниях такой кто-то появляется и слышит, допустим, что священник что-то говорит, то этот человек улыбается и говорит: «Ой, как здорово». И возникает такая иллюзия, что этот человек действительно что-то услышал и сейчас он пойдет в церковь, начнет что-то делать. Но такие люди с легкостью слушают все, что угодно, и так же легко к этому относятся. Корня, в общем, это не имеет и такое зерно падает, будто на камень и засыхает, никакого плода это не дает.
Среди людей, называющих себя христианами, их, наверное, больше всего, больше чем в двух предыдущих категориях, это те люди, которые даже очень часто воцерковленные, даже соблюдающие церковный круг, у них есть знакомые священники, дома разные книги и прочее. Эти люди принимают это семя – слово Божие. Но, как говорит Господь, заботы мира сего не дают созреть плоду. Получается, христианами-то они себя называют, может быть, достаточно благочестиво живут, но тот плод, которого ждет от них Господь, сообразно их талантам и данным им возможностям, они не приносят. Это такой тип человека, который говорит, что да-да, батюшка, что вот нас шеф вызывает, та такая работа, там столько всего, поехали в командировку, туда поехали, сюда приехали, там подписали, здесь записали, и все это из-за денег происходит, из-за карьеры в основном.
Для таких людей важны карьера и деньги, им хочется всё в этом мире успеть. Им надо посвящать всю свою жизнь работе, контрактам, договорам, переговорам, поездкам, каким-то политическим вопросам, заседаниям и зарабатывать еще в шесть раз больше.
Как Господь говорит о них? Они не приносят тот плод, который от них ждет Господь. Тернии этого мира и заботы… они заглушают. Смотришь на человека: ему надо в монастырь, он Божий человек и у него есть такие дары особые, это видно, ничего плохого он не делает. Он не злодей какой-то и не занимается злодейством. Нет! Но заботы этого мира заглушают в нем это семя, и плода он не приносит. Эти люди живут, причащаются Святых Христовых Таин, и, конечно, есть надежда, что спасутся. Тем не менее Господь все-таки ждет тех людей из последней категории, в которых семя даст плод настоящий. И Он говорит, что они приносят этот плод в терпении.
Действительно, нам нужно особое терпение для того, чтобы, может быть, не слышать и не обращать внимание на то, что нам говорит мир про нашу жизнь. Мир всегда будет говорить, что вы, христиане, просто дураки, вы занимаетесь не тем, чем надо. И перед каждым христианином стоит такой выбор: стремиться ко всему, что только можно получить в этом мире – сделать головокружительную карьеру, заработать все деньги этого мира, завладеть всем, чем только можно, получить золотую медаль и так далее. Или немного отойти в сторону и потерять может быть что-то в этом мире, но приобрести в Царствии Небесном и в жизни вечной самое главное, о чем и говорил Господь в других притчах. Как один богатый человек, который узнает, что в поле зарыт клад, и продает все и покупает это поле. Он знает, что там – самое главное богатство.
И когда мы знаем, где наше самое главное богатство, то богатство этого мира для нас становится уже неважным. И, конечно, для этого нужно какое-то терпение и смирение, потому что никакого одобрения в этом мире такие наши поступки не вызовут. Может быть, когда-то нам будут говорить, что какие мы святые люди, как мы хорошо живем, но на самом деле христианство – это не про победу в этом мире тем путем, которым ведет себя мир. Это победа над миром. Христос победил этот мир.
Кто вообще был Христос? Если сейчас взять какого-то преуспевающего человека. Что Он в этом мире приобрел? У Него вообще ничего не было, Ему негде было жить, одежда у Него была одна. Он прожил совсем небольшую жизнь. Мы часто говорим: «Он еще слишком молодой, ему всего 30 лет. Куда он лезет?» Христос вообще в этом смысле был очень молодым человеком. И если человек не верит, что Он – Сын Божий, Спаситель мира, то Кто тогда вообще для него Христос? Что Он, по законам этого мира, приобрел? Ходил, учил, убеждал, потом Его еще и распяли, бичевали, оскорбляли, унижали и спрятали в пещере, а теперь христиане рассказывают, что Он воскрес. И что такого вообще не было..Вот как прожил эту жизнь Христос, если смотреть человеческими глазами. Поэтому, когда к нам с пренебрежением относятся, этого не надо бояться. Мы в терпении должны приносить настоящий плод Христов, как Он и говорит в этой замечательной притче о сеятеле.
И апостол сегодня тоже говорит о том, как сеять. Доброхотно сеющий – это человек, который как можно больше своих сил отдает на дела любви, милосердия, на молитву, на познание Бога деятельным путем. Спаситель и Творец этого мира, Бог волен наградить особой, безмерной благодатью. Вот об этом нам надо помнить в нашей повседневной жизни, потому что многие вещи нам кажутся ничего не значащими. Мы живем и живем, послушали притчу про сеятеля, вроде во всем разбираемся, но мы ведь не про это, что у дороги там упало, поклевали птицы и все. Мы-то нормально хорошо живем. Но приносим ли мы тот плод смирения и терпения, который ждет от нас Господь или нет? Надо все-таки об этом всегда думать и жить так, чтобы в нас приумножалась Божественная благодать, которую без меры дает Господь любящим Его. Аминь.