Такер Карлсон. Фото: youtu.be/LDIqoPKNhgo
Знаменитый журналист Такер Карлсон вновь выступил в уже привычном ему качестве нарушителя спокойствия западной аудитории, которому словно бы нравится бесцеремонно попирать нормы того, о чем принято говорить и о чем принято молчать в «приличном обществе». После эпохально-скандального интервью с российским Президентом В.В. Путиным, после провокационных бесед с Павлом Дуровым, Илоном Маском и, само-собой, грозным дедушкой Трампом бывший ведущий CNN и Fox News поднял руку на святое. Рискуя безнадежно прослыть сумасшедшим уже не городского, а вполне мирового масштаба, пополнив собой коллекцию признанных «фриков», Карлсон поведал о случившемся с ним полтора года назад событии духовного характера, когда на него было совершено нападение некими незримыми силами. Тем самым он определенно нарушил табу, наложенное современным обществом на любые сколько-нибудь серьезные разговоры о существовании духовного мира – и, в частности, демонических сил. Такер же Карлсон прямо заявил, что был «физически изувечен» в результате нападения на него «демона» – после чего вот уже полтора года постоянно читает Библию.
После такого непростительного заявления трудно даже предсказать, что произойдет с вечно влетающим куда-то не туда Карлсоном. В царстве «свободы слова и самовыражения» можно многое. Можно посещать «черные мессы», открыто признавать себя сатанистом, наряжаться бесом на Хэллоуин, требовать изменить местоимения, относящиеся к Богу, с мужских на женские, а также верить в переселение душ и скорое пришествие инопланетного разума. Но вот открыто выразить свою убежденность в реальном существовании тех, в кого половина мира стремится превратиться 31 октября, – это смертный грех для любого «серьезного» журналиста или же политического деятеля. О чем после этого можно разговаривать с человеком, у которого настолько отсутствует чувство такта и общественного приличия? Пытаться поколебать веру просвещенного «научным мировоззрением» современника в спасительную трехмерную осязаемость окружающего пространства, где можно гарантированно укрыться от мыслей о каком-нибудь Страшном Суде или посмертном воздаянии, – это скандальнейшая форма наихудшего из возможных моветонов. Все равно что айфон у ребенка отобрать, право, – да еще на день «святого Хэллоуина»!
Собственно, именно к этому дню и был, явно не без злодейского умысла, приурочен выход на YouTube четырехминутного промо-ролика, где Такер Карлсон рассказывает историю своей духовной трансформации. Этот сюжет является лишь частью документального фильма с тоже довольно-таки провокационным названием «Christianities?», то есть «Христианства?» (во множественном числе и со знаком вопроса), чей выход анонсируется в ближайшем будущем. Автором его заявлен Джон Хирс (John Heers) – глава и основатель некоммерческого фонда «First Things Foundation» и режиссер-документалист. В своем фильме Хирс пытается исследовать, в чем суть и истоки исторического христианства, и как так получилось, что оно разделилось на 200 (по его подсчетам, видимо) основных деноминаций, со своими вероучительными, культурными и национальными особенностями. Учитывая, что сам Хирс несколько лет провел в Грузии, а теперь, по совместительству, является еще и создателем тоже некоммерческого ресторана грузинской кухни в Южной Каролине, где исполняет роль тамады на устраиваемых там «агапах», – кино обещает западному зрителю тот еще вынос культурных барьеров. Вместе с ним над фильмом трудился еще один режиссер (собственно, он в этом качестве и указан) – Стивен «Скутер» Дауни (Steven «Scooter» Downey), житель Нэшвилла и прихожанин Православной Церкви – что тоже не обещает привычной протестантско-католической однозначности в подаче материала. А в качестве грамотного пиар-хода создатели двинули в авангард «коня», которого не стали долго держать в запасе, выпустив сюжет с откровениями Такера Карлсона для подогрева интереса зрительской аудитории.
Вкратце суть интервью Такера Карлсона Хирсу, которое он дает в своем охотничьем поместье в штате Мэн, сводится к рассказу о таинственном и непонятном происшествии, бывшем с ним однажды ночью, вероятно, в этом самом доме. Карлсон крепко спал в собственной постели вместе с женой и четырьмя своими собаками, когда прямо во сне почувствовал духовное демоническое нападение, испытав при этом сильную боль в области грудной клетки и плеч, а также удушье. Проснувшись, он обнаружил, что в местах болевых ощущений остались следы четырех когтей, а на простынях виднелась кровь. При этом ни жена, ни собаки, обычно спящие очень чутко, по его словам, не проснулись. То, что у нападения была однозначно духовная природа, он понял сразу, хотя прежде никогда ни с чем подобным не сталкивался и даже не верил в такую возможность, не будучи человеком религиозным. Тем не менее напавшего Карлсон назвал «демоном», впоследствии оговорившись, что он не знает точно, что это такое, и что оно было некой невидимой силой. Он позвонил своей ассистентке, глубоко верующей евангельской христианке и единственному человеку, с кем он мог бы обсудить произошедшее. Та дала ему вполне успокоительный ответ: «Да, такое случается – демоны нападают на людей в их собственных постелях!»
После этого ночного посещения незримыми, но явно злобными силами Такер Карлсон испытал сильнейшее желание читать Святое Писание. Он купил Библию, которой прежде в его доме не было, и погрузился в ее самостоятельное изучение, намеренно не прибегая к каким-либо толкованиям, поскольку христианские пасторы не вызывают у него большого доверия, как сам он честно признал. Полтора года чтения привели к неким серьезным внутренним трансформациям, о которых он подробно не распространялся, однако суть их была выражена в самом начале диалога. Вопрос, заданный Джоном Хирсом в качестве приглашения к беседе, звучал примерно так: «Не думаете ли вы, что присутствие зла дает людям стартовый пинок, чтобы они пожелали узнать о добре?» На что Такер Карлсон немедленно ответил, что это именно его опыт, и что все так с ним и было. А в заключение своего рассказа он заявил, что никто, конечно, в это не поверит, однако ему все равно – он должен был сказать об этом, и он это сделал.
Одной из первых на выложенный в Интернет ролик, успевший набрать сто тысяч просмотров за два дня, отреагировала британская «The Guardian» в своем интернациональном варианте издания. Не зная, как еще прокомментировать подобные откровения бывшего телеведущего, она присоединила к ним недавнее высказывания того же Карлсона о том, что Дональд Трамп, вернувшись в Белый Дом, по-отечески «хорошенько отшлепает» своих «расшалившихся без него детишек». Примечательно, что и сама новость оказалась помещена в раздел «Выборы в США», и как бы прозрачно намекает: «Ну, а чего еще вы хотели от этого окончательно ‟потерявшего берега” сумасшедшего республиканца, которому то черти мерещатся, то смачное шлепанье Трампом демократических попок?» Многочисленные комментарии под роликом в YouTube тоже оставляют Карлсону мало шансов на сохранение репутации психически вменяемого. Большинство из них сводится к плоским шуточкам и предположениям о причастности к полученным им травмам жены, собак и большого количества алкоголя либо «дури», при этом комментаторы ссылаются на собственный опыт. Часть же просто приходит к однозначному выводу: «Я всегда знал (или знала), что с этим Карлсоном что-то не так!» Надо признать, что в этом англоязычные читатели мало чем отличаются от тех, кто оставил свои отзывы под публикацией соответствующего сюжета на русскоязычном телеграм-канале Андрея Пономаря. Большинство из них выступает в том же амплуа. Бросается в глаза лишь то отличие, что среди комментариев в англоязычном сегменте нередко встречается бравада собственным сатанизмом, наподобие: «Я знаю, что демоны существуют, потому что я – один из них!» Среди русских же читателей нашлись и те, кто вспомнил о преподобном Серафиме Саровском и других подвижниках, на которых нападали бесы.
Практически у каждого сознательно верующего есть собственный опыт познания реальности духовного мира – в том числе и темной его стороны
Для православного христианина, если это определение распространяется на него без характерного добавления «этнический», в рассказе Такера Карлсона нет ничего невероятного. Практически у каждого сознательно верующего есть собственный опыт познания реальности духовного мира – в том числе и темной его стороны. В какой-то момент своего духовного становления он непременно сталкивается с явлениями, приводящими к опытному осознанию действительности, стоящей за словами апостола Павла: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). Для живущих в монастырях подобные вещи, можно сказать, вообще обычная составляющая их образа жизни, хоть и не всегда приводящая к травмам наподобие тех, что получил известный телеведущий. Видимо, в его случае непрошибаемый западный скептицизм просто не оставлял другой возможности убедиться в реальности потустороннего мира. Вообще же, без личного соприкосновения с духовной природой разлитого в мире зла христианин еще пребывает в младенческом состоянии относительно возрастания в своей вере, и не сможет повзрослеть, пока сам не столкнется с подобными проявлениями его реальности. Здесь пролегает черта, за которой остаются те, для кого он становится «сумасшедшим», «фанатиком», «фантазером», или награждающие его любыми другими эпитетами, с помощью которых они пытаются отгородиться от того опыта и того мира, где он теперь живет. Добро пожаловать за черту, мистер Такер Карлсон!
Эта черта становится глухой стеной, и за нее очень трудно докричаться до тех, кому уютней жить в мире, где такого знания нет. Недавно в Москве мне встретилась одна молодая девушка, попросившая уделить немного времени и ответить на ее вопросы. Во время нашей недолгой беседы в глаза бросилась синюшная татуировка на верхней части ее груди с какой-то рогатой фигурой. На вопрос о том, кто это, она ответила: «Это мой демоненок! Я его люблю, он мне помогает!» Что можно сказать на это? Может быть, то, что человек, который признается в любви к демону, похож на того, кто пробует признаваться в любви к летящему на него со скоростью сто километров в час «Камазу»? Но у того он может встретить немного больше симпатии в ответ, хоть это и не спасет от сокрушительного удара. В случае же «демоненка», с той стороны условного лобового стекла нет ничего, кроме всепоглощающей ненависти и злобы, абсолютно запредельных для человеческого понимания. Столкновение с ним столь же гибельно и неизбежно, как с несущимся навстречу «Камазом» – если только Господь Своей милостью не отведет эту губительную силу, мчащуюся на голосующего ей на дороге, глухого к предупреждениям слепца.
Не то чтобы подобные люди никогда не испытывали смутного страха перед необъяснимыми для них проявлениями потустороннего. Однако они предпочитают избежать интуитивно ощущаемой опасности, пытаясь «приручить», «одомашнить» источник своих страхов. Отсюда все эти заигрывания с демоническим миром, все эти татуировки, наряды и хэллоуины, многолетние привыкания к фильмам ужасов и чтению страшных и магических сказок, и тому подобное. Но это столь же убийственно-наивно, как и попытки подружиться с летящим на тебя грузовиком. Результат такой дружбы будет налицо – или, скорее, на дорожном асфальте. Финал собственной «поттерианы», начавшейся с интереса к магическому, оккультному и щекочущему нервы дозированным приемом пугающего и мрачного, рискует оказаться не столь оптимистичным, как в книжках Джоан Роулинг. И, зная исход столкновения пытающегося дружить с грузовиками посреди дороги и готовой смести его нечеловеческой злобы, верующий человек в меру своих сил не может не делать попыток предостеречь от него. Пытаясь поделиться собственным опытом, знанием и видением происходящего, он чаще всего будет просто зачислен в ряды потенциальных пациентов медицинских учреждений соответствующего профиля. Но даже это не способно остановить кричащего об опасности – и Господь избирает нас, чтобы хоть кто-то в этом наслаждающемся своим беснованием мире смог услышать и отойти с пути летящей на него гибели. Вот теперь и Такер Карлсон попытался крикнуть в эти добровольно глухие уши. Услышат ли его? Боюсь, вопрос, скорее, риторический.