22 декабря 2024 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме равноапостольных Константина и Елены в Митине г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Евангелие повествует об исцелении Господом десяти прокаженных (Лк. 17:11-19). А что значило в то время быть прокаженным? Значило быть пожизненно изолированным, потому что проказа, болезнь, распространяющаяся через контакты между людьми, была неизлечима, и потому единственным способом ограничить ее распространение была изоляция болящих. Это, конечно, было огромным испытанием для таких людей, и неслучайно, что Господь встретился с прокаженными и исцелил их.
А что происходит дальше? Конечно, радость огромная: они были изгоями, отделенными от общества, от родных, близких, и, наверное, сразу бросились к себе домой, к родным, близким или просто к односельчанам — к тем, кто их знал, чтобы поделиться своей радостью. И только один вернулся и поблагодарил Господа, и тот был самарянин, а не иудей, то есть не из той религиозной общины, к которой принадлежал Сам Господь. И спрашивает Спаситель: «А где же остальные девять?» Ведь только один пришел, и тот не из избранного народа, а самарянин.
Благодарение Богу — это очень важная тема. А зачем вообще нам нужно благодарить Бога? Ведь Бог вседостаточен, Он ни в чем не нуждается, Он Всемогущий Создатель мира, величайшая и, в конце концов, неведомая для нас Сила. И вот святитель Иоанн Златоуст, рассуждая на эту тему, так и говорит: «Бог не нуждается в наших добрых делах и наших жертвах, но мы, принося жертву Господу и делая добрые дела, изменяемся, то есть в нас происходит перемена, которая приближает нас к Богу».
Вот почему и сказано: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2:26). Потому что, веруя, мы должны меняться нравственно, духовно, у нас должно формироваться такое мировоззрение, в котором не будет места ничему плохому, ничему злому, ничему, что может травмировать ближнего. И если бы все жили по Его божественным заповедям, то действительно был бы рай на земле. Но неспособны люди жить по этим заповедям, и даже поблагодарить Бога многие оказываются неспособны.
Ведь и сейчас нередко происходят чудеса — мне как Патриарху доводится об этом слышать, а иногда и своими глазами видеть исцеление тяжело больных. И какая радость у человека, когда он вдруг осознаёт, что вышел из пограничной зоны, которая отделяет жизнь от смерти! Довольно часто это сопровождается обращением людей к Богу и благодарением Ему, однако нередко бывает, что и нет никакого благодарения.
Но это экстремальные случаи. А вот в нашей повседневной жизни — часто ли мы Бога благодарим по-настоящему, искренне? Ведь благодарить Его мы должны за каждый день: просыпаемся утром, и первое, что нужно сделать, — это осенить себя крестным знамением и сказать: «Благодарю Тебя, Господи, я жив, я здоров, я сейчас встану, пойду на работу». А если у тебя хорошая семья, дети — поблагодари Господа и за этот дар; да и вообще благодари за все, что имеешь.
Но с благодарением у нас как-то туговато. Просить Господа мы любим, а вот с благодарением не всегда получается. Вот почему сегодняшнее евангельское чтение должно всех нас подвигнуть к тому, чтобы обращаться к Богу не только с тем, что потом озвучивается многоголосым хором: «Подай, Господи!» Нужно, чтобы наше обращение к Богу — «подай, Господи» — сопровождалось также словами: «Благодарю Тебя, Господи! Благодарю за все, что Ты сделал для меня, за то, что я пришел в этот мир, за то, что я жив, здоров. А если даже и болен, то у меня есть надежда на исцеление силой Твоей. Благодарю за то, что меня окружают родные, близкие люди; а если таковых нет, благодарю Тебя, что я и в одиночестве не чувствую себя одиноким».
Благодарение Богу — это признак и непременное условие подлинной религиозной жизни человека. Еще раз напомню слова Иоанна Златоуста: «Благодарение Богу ничего Ему не прибавляет, но оно нас приближает к Нему». Каждое благодарение Господу — это маленький шаг к Нему навстречу, а чем ближе мы к Нему, тем больше изливается на нас Его милость, Его благодать, Его сила. Нельзя только просить — нужно непременно благодарить и через благодарение Богу приближаться к Нему, а значит, и получать дары Господни.
Настолько важно благодарение Богу, что величайшее богослужение — Святая Евхаристия — и означает благодарение. Греческое слово «евхаристо» — это «спасибо». Литургия — это когда мы говорим «спасибо» Господу, когда мы благодарим Его за всё. За то, что Он мир этот создал, за то, что мы в этом мире, за то, что мы собираемся как община, приносим Бескровную Жертву и через вкушение Тела и Крови Господа соединяемся с Ним и получаем великую благодатную силу. Самое важное богослужение Церкви — это богослужение благодарения, а поелику так, как же важно благодарение Богу и в нашей личной жизни!
Но не только Богу. Господь через эти слова о важности благодарения призывает нас к тому, чтобы мы не забывали и друг друга благодарить. Нередко, получив от кого-то некое благодеяние, мы в каком-то порыве непрестанно говорим: «спасибо, спасибо, спасибо». Но проходит время, «спасибо» произносим все реже, а потом и вовсе забываем об этом человеке. Но если и нет возможности сказать слово «спасибо», то о благодетелях всегда нужно молиться, потому что это для них важнее, чем любое наше слово. А по возможности поддерживать добрые отношения с теми, кто сделал для нас доброе дело.
Вот построили добрые люди этот храм — никогда не нужно забывать о них и об их семьях. Нужно всегда их поминать, их имена должны быть включены в синодик. А когда встречаетесь с этими людьми — приветствуйте их с любовью, с теплым гостеприимством, потому что и это будет нашим ответом на их доброе дело. А без благодарения не может вообще существовать человеческий род; и если бы не было благодарения, не было бы и добрых дел.
За все следует Господа благодарить, и в ответ на это благодарение Господь отвечает нам новыми благодеяниями. Вот так и замыкается подлинная связь между Богом и человеком — то, что мы называем религией, от латинского слова «religare», «соединять», — и происходит наше с вами общение через веру, через религию, с Самим Богом. Связь, которая жизненно нужна всем нам.
Итак, благодарение Господу укрепляет нашу связь с Богом, а значит, открывает Ему нашу душу, сердце и всю нашу жизнь — в ответ на ту божественную благостыню, что мы получаем в своей жизни, порой даже не ожидая. А ведь это и есть знак Божиего отношения к нам, Божией помощи, и единственный ответ на все Его благодеяния — наша искренняя вера, участие в Святой Евхаристии, которая есть таинство Благодарения, и совершение непременно добрых дел в отношении тех, кто в них очень нуждается. И да помогай нам Господь именно так проходить дни нашей жизни — во славу Его святого имени и в наше спасение. Аминь.